СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка. Военная история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка. Военная история»

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов

протокол №____ от ________2019 г


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________________


УТВЕРЖДЕНА

приказом по средней школе

Директор ЧСОШ

___________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

" ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ"
4 класс

2019– 2020 учебный год


Количество часов по учебному плану: 35 часов, 1 час в неделю

Количество часов по программе: 35 часа, 1час в неделю




Составитель: учитель истории


Свешников Н.Н. учитель истории














Пояснительная записка.

Программа кружка « Военная история» призвана помочь учителю расширить знания детей о Родине, увидеть общий ход истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Отечественный патриотизм является прямыми наследником творческих дел предков, двигавших вперёд развитие родного государства. Патриотизм берёт свои истоки в глубоком прошлом.
Ратные подвиги народов нашей страны, беззаветное служение своему Отечеству навсегда останется в памяти поколений. Жили, и будут жить в нашем народе сложившиеся славные боевые традиции.
«Гордиться славой своих предков - писал А. С. Пушкин - не только можно, но должно».

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.

Программа кружка «военная история» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 5 - 8 классов, как внеклассное занятие по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.

Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины).

2) практические (экскурсии, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, проведение экскурсий, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Программа предназначена для учащихся средних классов.

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о военной истории страны;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с военной историей родины;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности соотечественников, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше об истории Родины.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своей Родины, своего края.

Учащиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками;

- оформлять полученные материалы в творческих работах

- овладеть навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Работа кружка строится в виде путешествия со следующими направлениями «Четыре маршрута (темы)», отображающие определенные исторические периоды развития Российского государства.
1 год.
1 тема - «Русь богатырская» (IX-XII вв.)
2 тема - «С русским воином через века» (XIII – XVII вв.)
3 тема - «Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.)
4 тема - «Венок Русской боевой славы» (XX вв.)

2 год.

1 тема - Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).
2 тема - Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери).
3 тема - Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин).
4 тема - «Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.)

3 год.

1 тема - Древнерусские князья, полководцы (Владимир).
2 тема - Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский).
3 тема - борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков)
4 тема - Сталинградское сражение, Курская дуга.

4 год.

1 тема - Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах).
2 тема - Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий).
3 тема - Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война.
4 тема - Битва за Днепр. Освобождение.


Тематический план

кружка

«Тропами военной истории»


Наименование темы

Всего часов

Лекция

Проект. деятельность

Круглые столы

Исслед. работа

1 год -35 часов

1.

Вводное занятие

1



1


2.

«Русь богатырская» (IX-XII вв.)

8

1

4

1

2

3.

«С русским воином через века» (XIII – XVII вв.)

8

1

4

1

2

4.

«Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.)

8

1

4

1

2

5.

«Венок Русской боевой славы» (XX вв.)

8

1

4

1

2

6.

Итоговое занятие

1



1


2 год – 35 часов

1.

Вводное занятие

1



1


2.

Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).

6

1

2

1

2

3.

Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери).

6

1

2

1

2

4.

Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин).

6

1

2

1

2

5.

«Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.)

14

1

6

2

3

6.

Итоговое занятие

1



1


3 год - 35 часов

1.

Вводное занятие

1



1


2.

Древнерусские князья, полководцы (Владимир).

6

1

2

1

2

3.

Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов

( А. Невский).

6

1

2

1

2

4.

Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков)

10

1

5

2

2

5.

Сталинградское сражение, Курская дуга.

10

1

5

2

2

6.

Итоговое занятие

1



1


4 год – 35 часов

1.

Вводное занятие

1



1


2.

Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах).

6

1

2

1

2

3.

Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий).

6

1

2

1

2

4.

Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война.

10

1

5

2

2

5.

Битва за Днепр. Освобождение.

10

1

5

2

2

6.

Итоговое занятие

1



1



Содержание занятий кружка


1 год

Вводное занятие. (1 час)


«Русь богатырская» (IX-XII вв.) (8 часов)

1. «Откуда пошла Русская земля»

2. «Повесть временных лет» о русских воинах.

3. Русские народные былины о богатырях.

4. Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

5. И. Васнецов «Три богатыря».

6. Древнерусская дружина.

7. Вооружение воинов в Древней Руси.

8. Древнерусские города-крепости.


«С русским воином через века» (XIII – XVII вв.) (8 часов)

1. Феодальная раздробленность и оборона русского государства.

2. Монголо-татарское нашествие.

3. Экспансия с Запада.

4. Свержение монголо-татарского ига.

5. Смутное время. Освобождение Москвы.

6. Русская армия. Военная реформа Ивана Грозного.

7. Вооружение воинов в средневековой Руси.

8. Русские города-крепости.


«Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.) (8 часов)

1. Реформы в русской армии.

2. Создание русского флота. Выход России в Балтийское и Черное моря.

3. Русские полководцы XVIII века.

4. Отечественная война 1812 года.

5. Крымская война 1853-1856 гг.

6. Русские полководцы XIX века.

7. Вооружение русской армии.

8. Русские города-крепости в новое время.


«Венок Русской боевой славы» (XX вв.) (8 часов)

1. Русско-японская война. 1904-1905гг. Крейсер «Варяг».

2. Россия в Первой мировой войне.

3. Русская армия в ХХ веке.

4. Вооружение России в ХХ веке.

5. Россия в годы Второй мировой войны.

6. Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.

7. Великая Отечественная война в памяти каждой семьи.

8. Города-герои и города воинской славы.

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.




2 год.

Вводное занятие. (1 час)

Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав). (6 часов)
Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери). (6 часов)
Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин). (6 часов)
«Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.) (14 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.


3 год.

Вводное занятие. (1 час)

Древнерусские князья, полководцы (Владимир). (6 часов)
Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский). (6 часов)
Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков) (10 часов)
Сталинградское сражение, Курская дуга. (10 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.


4 год.

Вводное занятие. (1 час)

Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах). (6 часов)
Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий). (6 часов)
Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война. (10 часов)
Битва за Днепр. Освобождение. (10 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.



Литература


История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред.  А.А. Радугина. М., 1997.

Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.

История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д,  1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.

Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

Христианство и Русь. М., 1988.

Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994





Литература для учащихся:

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

100 битв, которые изменили мир. – ООО «Де Агостини»

Интернет-ресурсы:


www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!