РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов протокол №____ от ________2019 г | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________________ | УТВЕРЖДЕНА приказом по средней школе Директор ЧСОШ ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
" ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ"
4 класс
2019– 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 часов, 1 час в неделю Количество часов по программе: 35 часа, 1час в неделю | | Составитель: учитель истории Свешников Н.Н. учитель истории |
Пояснительная записка.
Программа кружка « Военная история» призвана помочь учителю расширить знания детей о Родине, увидеть общий ход истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Отечественный патриотизм является прямыми наследником творческих дел предков, двигавших вперёд развитие родного государства. Патриотизм берёт свои истоки в глубоком прошлом.
Ратные подвиги народов нашей страны, беззаветное служение своему Отечеству навсегда останется в памяти поколений. Жили, и будут жить в нашем народе сложившиеся славные боевые традиции.
«Гордиться славой своих предков - писал А. С. Пушкин - не только можно, но должно».
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.
Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.
Программа кружка «военная история» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 5 - 8 классов, как внеклассное занятие по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины).
2) практические (экскурсии, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, проведение экскурсий, проведение викторин, внеклассных мероприятий.
Программа предназначена для учащихся средних классов.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о военной истории страны;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
ознакомление с военной историей родины;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности соотечественников, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше об истории Родины.
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своей Родины, своего края.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- оформлять полученные материалы в творческих работах
- овладеть навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Работа кружка строится в виде путешествия со следующими направлениями «Четыре маршрута (темы)», отображающие определенные исторические периоды развития Российского государства.
1 год.
1 тема - «Русь богатырская» (IX-XII вв.)
2 тема - «С русским воином через века» (XIII – XVII вв.)
3 тема - «Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.)
4 тема - «Венок Русской боевой славы» (XX вв.)
2 год.
1 тема - Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).
2 тема - Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери).
3 тема - Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин).
4 тема - «Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.)
3 год.
1 тема - Древнерусские князья, полководцы (Владимир).
2 тема - Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский).
3 тема - борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков)
4 тема - Сталинградское сражение, Курская дуга.
4 год.
1 тема - Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах).
2 тема - Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий).
3 тема - Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война.
4 тема - Битва за Днепр. Освобождение.
Тематический план
кружка
«Тропами военной истории»
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекция | Проект. деятельность | Круглые столы | Исслед. работа |
1 год -35 часов |
1. | Вводное занятие | 1 | | | 1 | |
2. | «Русь богатырская» (IX-XII вв.) | 8 | 1 | 4 | 1 | 2 |
3. | «С русским воином через века» (XIII – XVII вв.) | 8 | 1 | 4 | 1 | 2 |
4. | «Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.) | 8 | 1 | 4 | 1 | 2 |
5. | «Венок Русской боевой славы» (XX вв.) | 8 | 1 | 4 | 1 | 2 |
6. | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | |
2 год – 35 часов |
1. | Вводное занятие | 1 | | | 1 | |
2. | Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3. | Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4. | Борьба против интервенции польских и шведских феодалов (Д. Пожарский, К. Минин). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
5. | «Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.) | 14 | 1 | 6 | 2 | 3 |
6. | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | |
3 год - 35 часов |
1. | Вводное занятие | 1 | | | 1 | |
2. | Древнерусские князья, полководцы (Владимир). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3. | Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4. | Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков) | 10 | 1 | 5 | 2 | 2 |
5. | Сталинградское сражение, Курская дуга. | 10 | 1 | 5 | 2 | 2 |
6. | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | |
4 год – 35 часов |
1. | Вводное занятие | 1 | | | 1 | |
2. | Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3. | Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий). | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4. | Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война. | 10 | 1 | 5 | 2 | 2 |
5. | Битва за Днепр. Освобождение. | 10 | 1 | 5 | 2 | 2 |
6. | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | |
Содержание занятий кружка
1 год
Вводное занятие. (1 час)
«Русь богатырская» (IX-XII вв.) (8 часов)
1. «Откуда пошла Русская земля»
2. «Повесть временных лет» о русских воинах.
3. Русские народные былины о богатырях.
4. Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
5. И. Васнецов «Три богатыря».
6. Древнерусская дружина.
7. Вооружение воинов в Древней Руси.
8. Древнерусские города-крепости.
«С русским воином через века» (XIII – XVII вв.) (8 часов)
1. Феодальная раздробленность и оборона русского государства.
2. Монголо-татарское нашествие.
3. Экспансия с Запада.
4. Свержение монголо-татарского ига.
5. Смутное время. Освобождение Москвы.
6. Русская армия. Военная реформа Ивана Грозного.
7. Вооружение воинов в средневековой Руси.
8. Русские города-крепости.
«Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.) (8 часов)
1. Реформы в русской армии.
2. Создание русского флота. Выход России в Балтийское и Черное моря.
3. Русские полководцы XVIII века.
4. Отечественная война 1812 года.
5. Крымская война 1853-1856 гг.
6. Русские полководцы XIX века.
7. Вооружение русской армии.
8. Русские города-крепости в новое время.
«Венок Русской боевой славы» (XX вв.) (8 часов)
1. Русско-японская война. 1904-1905гг. Крейсер «Варяг».
2. Россия в Первой мировой войне.
3. Русская армия в ХХ веке.
4. Вооружение России в ХХ веке.
5. Россия в годы Второй мировой войны.
6. Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.
7. Великая Отечественная война в памяти каждой семьи.
8. Города-герои и города воинской славы.
Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.
2 год.
Вводное занятие. (1 час)
Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав). (6 часов)
Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери). (6 часов)
Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин). (6 часов)
«Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.) (14 часов)
Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.
3 год.
Вводное занятие. (1 час)
Древнерусские князья, полководцы (Владимир). (6 часов)
Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский). (6 часов)
Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ушаков) (10 часов)
Сталинградское сражение, Курская дуга. (10 часов)
Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.
4 год.
Вводное занятие. (1 час)
Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах). (6 часов)
Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий). (6 часов)
Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война. (10 часов)
Битва за Днепр. Освобождение. (10 часов)
Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.
Литература
История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.
История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.
Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Христианство и Русь. М., 1988.
Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
Литература для учащихся:
Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
100 битв, которые изменили мир. – ООО «Де Агостини»
Интернет-ресурсы:
www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.