СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Волшебный лоскуток"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Волшебный лоскуток"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Кружок « Волшебный лоскуток»

Комплексная

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 12-16 лет









Составила: Иващенко Е.П.





Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или , хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с тканью, нитками, разноцветными лоскутками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится, чувства прекрасного.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Создавая и украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Волшебный лоскуток» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с тканью¸ нитками, различными лоскутками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок или игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

        • Историю возникновения различных тканей.

        • Подбирать материал, учитывая его качество, величину, цвет.

        • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани и других материалов.

        • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку или игрушку.

        • Правила общения.

        • Правила безопасности труда.

        • Правила личной гигиены.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.




Тематический план программы


Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

I год обучения

1

Введение в учебный курс

2

1

1

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

2

Вводное занятие. Как появились ткани. Какие бывают ткани

Особенности работы с тканью

2

1

1

Определять характеристику тканей и осваивать особенности работы с тканью

3

Аппликация

Аппликация из резаных ниток

Аппликация из лоскутков с бахромой Мозаика из кусочков ткани

18

6

12

Осваивать технику выполнения аппликации и мозаики из ткани.

Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

4

Шитье. Прямая строчка и ее дочки.

4

2

2

Осваивать технику выполнения различных строчек при шитье.

5

Пришивание пуговиц.

Использование пуговиц в поделках

7

2

5

Осваивать технику пришивания пуговиц.

Использовать пуговицы при выполнении аппликаций и поделок



Итого:

33

12

21


II год обучения

1

Из истории вышивки.

2

1

1

Познакомится с историей вышивки.

2

Виды вышивки.

6

3

3

Соблюдать правила безопасности при выполнении вышивки.

Осваивать технику выполнения различных видов вышивки.

3

Вышивка салфеток

6

2

4

Применять различные виды вышивок при изготовлении салфеток

4

Шитье игольниц, поделок

10

4

6

Осваивать технику выполнения объемных поделок из ткани.

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Осваивать технику раскроя деталей поделок.

5

Аппликация с вышивкой

10

4

6

Моделировать аппликации с использованием вышивки.

Осваивать технику выполнения аппликаций с применением вышивки


Итого:

34

14

20


III год обучения

1

Объемная аппликация с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей.

16

6

10

Моделировать аппликации с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей.

Осваивать технику раскроя деталей аппликации.

Осваивать технику выполнения аппликаций с применением вышивки, пуговиц, плетения нитей.

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и иголкой.

2

Изготовление куклы, шитье одежды для куклы

18

6

12

Моделировать одежду для куклы из ткани.

Осваивать технику раскроя деталей куклы и одежды из ткани.

Осваивать технику изготовления куклы и одежды для куклы.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Итого:

34

12

22


IV год обучения

1

Шитье из лоскутков

16

6

10

Моделировать изготовления поделок из лоскутков.

Осваивать технику раскроя деталей изделия из лоскутков.

Осваивать технику изготовления изделия из лоскутков.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

2

Изготовление игрушек из перчаток и других вещей.

18

6

12

Моделировать изготовления поделок из перчаток или других вещей.

Осваивать технику раскроя деталей изделия.

Осваивать технику изготовления и оформления изделия.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.


Итого:

34

12

22



Всего за 4 года обучения

135

50

85








Содержание программы

1 год обучения

1. Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

2. Вводное занятие. Цель и задачи. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.

3. Аппликация. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Скручивание шнура из двух прядей. Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами.

4. Шитье. Прямая строчка и её дочки. Общие сведения о видах тканей и ниток, их свойствах (толщина, цвет) и применении. Стежки и строчки, применяемые при изготовлении поделки.

5. Пришивание пуговиц. Методика пришивания пуговиц. Использование пуговиц при выполнении аппликаций и поделок.

2 год обучения

1.История вышивки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых при выполнении вышивки.

2. Виды вышивки. Знакомство с видами вышивок. Разные виды вышивок, применяемые при изготовлении поделки.

3. Вышивка салфеток. Моделирование будущего изделия. Выполнение изделий с вышивкой.

4. Шитье игольниц, поделок. Моделирование будущих изделий. Раскрой деталей поделок. Освоение техники объемного изделия.

5. Аппликация с вышивкой. Моделирование, раскрой и изготовление объемной аппликации из кусочков ткани с использованием вышивки.

3 год обучения

1. Объемная аппликация с использованием вышивки, пуговиц, плетения нитей. Моделирование, раскрой, изготовление объемной аппликации с использованием вышивки, плетеных нитей, пуговиц.

2. Изготовление куклы, шитье одежды для куклы. Моделирование, раскрой материалов для куклы. Классификация деталей и срезов. Лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Изготовление куклы. Модерирование, раскрой, шитье различной одежды для куклы с применением вышивки, пуговиц, различных материалов, аппликаций.

4 год обучения

1. Шитье из лоскутков. История шитья из лоскутков. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Подбор ткани и цвета лоскутков. Техника безопасности при шитье, работа с ножницами и иголками. Моделирование, раскрой, изготовление шаблонов и изделий.

2. Изготовление игрушек из перчаток и других вещей. Вторая жизнь перчаток и других вещей. Моделирование, раскрой, изготовление плоских и объемных изделий с применением лоскутков, пуговиц, бусинок и других материалов.

Предполагаемые результаты реализации программы


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в кружке «Волшебный лоскуток» распределяются по трем уровням:

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об уважительном отношении к труду людей, понимания культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, приобретение навыков работы с тканью и приемов безопасной работы с ручными инструментами (линейка, ножницы, швейная игла), о технике безопасности на занятиях и правилах безконфликтного поведения.

    2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему труду и к труду окружающих его людей, к природе и различным ее проявлениям.

    3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации трудовой деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за благополучие других.



Ожидаемые результаты

1 год обучения: приобретение знаний о правилах трудового воспитания, приобретение знаний об уважительном отношении к труду людей, понимания культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, приобретение навыков работы с тканью и приемов безопасной работы с ручными инструментами (линейка, ножницы, швейная игла), о технике безопасности на занятиях и правилах безконфликтного поведения, понимание особенности проектной деятельности, осуществление под руководством учителя элементарной проектной деятельности в малых группах: разработка замысла, поиск пути его реализации, воплощение его в продукте, демонстрация готового изделия, на основе полученных представлений о многообразии тканей, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбор ткани для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.

2 год обучения: знакомство с вышивкой, освоение различных видов вышивки, применение вышивки при изготовлении поделки, выполнение оптимальных и доступных технологических приёмов (разметка деталей, сборка и отделка изделия); применении безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); применение вышивки при создании изделия.

3 год обучения: выполнение моделирования объемной аппликации, куклы и одежды для неё и работа с простейшей технической документацией: распознавание простейшего чертежа и эскиза, чтение их и выполнение разметки с опорой на них; изготовление объёмного изделия (аппликация или кукла) по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; отбор и выстраивание оптимальной технологической последовательности реализации собственного или предложенного учителем замысла; прогнозирование конечного практического результата.

4 год обучения: анализ устройства будущего изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; изготовление несложных конструкций изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу; создание мысленного образа конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощение этого образа в материале.


Формы и виды контроля

Организация и проведение выставок по каждому виду работ, участие в различных конкурсах детского творчества, проведение фотоотчетов, фотовыставок работ.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.

1

2

Е. Румянцева. «Украшения для девочек». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.

1

3

Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.

1

4

Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г

1

5

Е.А.Лутцева «Технология» Издательство «Вентана-Граф» г. Москва 2009 г.

1

6

Мэри Энн Грин «Шитье из лоскутков» «Просвещение» Москва 1981г.

1

7

«Путешествие в антресолию или чудесное превращение перчаток» Москва «Авангард» 1990 г.

1

2. Печатные пособия

8

Авторская программа кружка художественного творчества "Фантазия"

Миронова Ирина Алексеевна, воспитатель

1

3. Технические средства обучения

9

Компьютер

1

4. Экранно-звуковые пособия

10

Интерактивная доска

1

5.Игры и игрушки

11

Куклы, мягкие игрушки

5

6.Оборудование кабинета

12

Наглядные пособия, шаблоны, выкройки, пяльца, образцы поделок,фотографии

15





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!