Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «_31.08» 2019 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________ / Г.Е. Горбатенкова /
Приказ № 120 от «31.08»2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Занимательная физика»
Учитель: Лопаткина Зинаида Григорьевна
2019 -2020 учебный год
Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы к рабочей программе по ФК ГОС:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ);
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки к использованию в учебном процессе.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области, принятая педагогическим советом, протокол №1 от 30. 08. 2013 года, утверждённая приказом №131 от 02.09.2013г.
Учебный план МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области на учебный год, утверждённый приказом директора.
Годовой календарный учебный график МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области на учебный год, утверждённый приказом директора.
Примерная программа среднего общего образования по учебному предмету (курсу).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Стремление учащихся к познанию нового не ограничивается рамками школьного курса обучения. Ребята стараются получить новые знания из различных источников: справочной литературы, компьютерных образовательных программ, через Интернет.
Обучение - это не только работа в классе и выполнение домашних работ, оно может быть очень интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий по физике, используя различные формы организации. В этом плане важное значение имеет физический кружок. В работе кружка складываются благоприятные условия для разнообразных форм занимательной физики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. В работе кружка занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к физике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создает радостное настроение у детей.
Работа кружка «Занимательная физика» направлена на достижение следующих целей и задач:
-способствовать обогащению обучающихся новыми знаниями;
-развитие познавательного интереса к физике;
-развитие творческих способностей школьников;
-создание условий для применения знаний учащимися при решении нестандартных задач;
-расширение общего и физического кругозора.
Результаты освоения курса: у учащихся могут быть сформированы результаты: личностные: ответственное отношение; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. метапредметные учащиеся получат возможность научиться: регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников. применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач; решать текстовые задачи; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций |
В результате освоения курса, обучающиеся получат возможность сформировать умения решения логических задач; задач на развитие и совершенствование воображения. Личностные результаты: способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты: Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности; Коммуникативные: умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; Познавательные: смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; анализировать, сравнивать. Предметные результаты: знание правил классификации и сравнения; знание методов решения творческих задач |
Cодержание программы
Введение
Веселые загадки
Физика на кухне
Хаотическое движение и его зависимость от температуры. Изменение объема воздуха при изменении его температуры. Изменение объема воздуха при изменении его температуры. Давление жидкости на различных высотах.
Физика в загадках, пословицах, поговорках
Загадки с физическим содержанием. Физика в пословицах. Физика в народных приметах погоды. Пословицы и поговорки народов мира
Занимательные опыты по механике
Опыты-фокусы. Занимательные опыты Опыты-забавы.
Занимательные игры
Игра «Четвертый лишний». Игра «А и Б сидели на трубе». Игра «Угадайки».
Игра «Составляйки». Викторины. Игра «Говорилки».
Физика в сказках, поэзии, прозе.
Механика в сказках. Работа и энергия в сказках. Кинематика в стихах. Силы природы в стихах. Колебания, волны, звук в стихах. Стихи с экологическим направлением Задачи по физике с использованием текстов художественной прозы (основы кинематики). Задачи по физике с использованием текстов из художественной прозы (основы динамики). Физика в шутках и литературных анекдотах. Физика в легендах и мифах.
Занятие - игровая программа
Игра «Все выше и выше и выше». Игра-путешествие «Занимательная физика». Игра «Физика-подружка». Игра « Физика плюс математика». Счастливый случай «По памятным местам». Итоговое занятие.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество занятий | Дата |
| Введение | 1час | |
1 | Веселые загадки | 1 | 07.09 |
| Физика на кухне | 4 часа | |
2 | Хаотическое движение и его зависимость от температуры. | 1 | 14.09 |
3 | Изменение объема воздуха при изменении его температуры | 1 | 21.09 |
4 | Изменение объема воздуха при изменении его температуры | 1 | 28.09 |
5 | Давление жидкости на различных высотах | 1 | 05.10 |
| Физика в загадках, пословицах, поговорках | 4 часа | |
6 | Загадки с физическим содержанием | 1 | 12.10 |
7 | Физика в пословицах | 1 | 19.10 |
8 | Физика в народных приметах погоды | 1 | 26.10 |
9 | Пословицы и поговорки народов мира | 1 | 09.11 |
| Занимательные опыты по механике | 3 часа | |
10 | Опыты-фокусы | 1 | 16.11 |
11 | Занимательные опыты | 1 | 23.11 |
12 | Опыты-забавы | 1 | 30.11 |
| Занимательные игры | 6 часов | |
13 | Игра «Четвертый лишний» | 1 | 07.12 |
14 | Игра «А и Б сидели на трубе». | 1 | 14.12 |
15 | Игра «Угадайки». | 1 | 21.12 |
16 | Игра «Составляйки» | 1 | 28.12 |
17 | Викторины | 1 | 11.01 |
18 | Игра «Говорилки». | 1 | 18.01 |
| Физика в сказках, поэзии, прозе | 10 часов | |
19 | Механика в сказках | 1 | 25.01 |
20 | Работа и энергия в сказках | 1 | 01.02 |
21 | Кинематика в стихах | 1 | 08.02 |
22 | Силы природы в стихах | 1 | 15.02 |
23 | Колебания, волны, звук в стихах | 1 | 22.02 |
24 | Стихи с экологическим направлением | 1 | 01.03 |
25 | Задачи по физике с использованием текстов художественной прозы (основы кинематики) | 1 | 08.03 |
26 | Задачи по физике с использованием текстов из художественной прозы (основы динамики) | 1 | 15.03 |
27 | Физика в шутках и литературных анекдотах | 1 | 22.03 |
28 | Физика в легендах и мифах | 1 | 05.04 |
| Занятие - игровая программа | 6 часов | |
29 | Игра «Все выше и выше и выше» | 1 | 12.04 |
30 | Игра-путешествие «Занимательная физика» | 1 | 19.04 |
31 | Игра «Физика-подружка» | 1 | 26.04 |
32 | Игра « Физика плюс математика» | 1 | 17.05 |
33 | Счастливый случай «По памятным местам» | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |