Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Рабочая программа кружок - студии «Нескучная классика»
Автор – составитель:
преподаватель общеобразовательных дисциплин «Русский язык» и «Литература»
Воробьева Наталья Николаевна
Балаково, 2018
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Пояснительная записка
В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе.
Кружок-студия «Нескучная классика» реализуется на внеклассных занятиях по общеобразовательным дисциплинам «Русский язык», «Литература» и нацелен на привлечение внимания молодого поколения к художественной литературе.
Читательское назначение кружка – обучающиеся ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента» 16 – 18 лет. График проведения – 2 раза в неделю.
Цель кружка-студии: привитие интереса к чтению классических произведений.
В задачи кружка входит:
- развитие интереса к углубленному изучению классической литературы;
- воспитание уважения к русскому языку и литературе;
- развитие коммуникативных навыков;
- создание условий для демонстрации студентами своих творческих способностей;
- формирование навыков самостоятельного прочтения классики.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность студентов.
Формы занятий: беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Кружок формирует доверительные отношения студентов к классике, разрушая мифы о скучности и несовременности их прочтения.
Произведения выдающихся русских писателей и поэтов отвечают на важные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Они остаются неизменными, как бы стремительно не менялся современный мир.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Тема занятия | Примерная дата |
1 | Вводное занятие | 2 | Цели и задачи кружка. Планирование работы. | |
2 | Эти непростые 30-е годы | 10 | «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». | |
3 | Годы репрессий | 10 | «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. | |
4 | Остаться человеком в пламени войны | 10 | Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру», В. Кондратьев «Сашка», повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» | |
5 | Береги в себе человека | 10 | В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».Б.Екимов «Ночь исцеления».Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. | |
6 | Человек на Земле | 10 | Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» | |
7 | Свободная тематика | 10 | Самостоятельный выбор, прочтение и анализ художественного произведения. | |
8 | Промежуточный контроль | 10 | Сочинения, эссе, анализ, краткое изложение и т.д. | |
9 | Итоговое занятие | 4 | Отчётные мероприятия | |
Всего: | 76 | | |
В процессе обучения студенты получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений, организация и проведение тематических вечеров.
Участники кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Литература
Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь – 2015.
Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2013.
Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.