Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________________ Протокол № _ от «__» _____________ 2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ «__»__________ 2015 г. | Утверждаю Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Борисова Т.Н. ________________________ Приказ № _______________ от «___»__________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса экономики
в 10 классе Б.
на 2015-2016 учебный год.
68 часов
2 часа в неделю
Профильный уровень
Учитель:
Барковская Наталья Александровна
Стаж: 7 лет
Категория: 1 квалификационная категория
Аттестация: 29.05.2015 г.
г. Сорск. 2015
Пояснительная записка
Программа по экономике для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по экономике для 11 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г.
№ 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2015-2016 учебный год и тематического планирования, предложенного И.В. Липсиц.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Экономика» входит:
Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций.
20 издание. Изд. Вита пресс Москва 2015г.
2) Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1,2,- М.: Вита-пресс, 2004 г.;
3) Финансы, денежное обращение, кредит. Л.А. Дробозина - Юнити 1997 год;
4) Микро, макро экономика. Практикум - задачи, тесты, ситуации Ю.А. Огибин Санкт Петербург 1994 год.
5) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
6) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
Общая характеристика учебного предмета
Экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. В руссом языке термин «экономика» имеет два значения:
так называется способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для потребления. Синоним оттого значения является «хозяйство».
экономика обозначает науку, которая исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей и жизненных благах. То есть основной смысл экономики – законы хозяйства.
Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных)наук, так же как история или философия.
Цели:
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности:
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, пра-фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
В изучении курса экономики используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, решение предложенных задач и ситуаций, работа с учебником и справочным материалом
В практике используются формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод демонстрации),
- практические методы (упражнения, решение задач).
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- тестирование.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные работы, тесты.
Главной формой проверки знаний является опрос. Программой по экономике предусмотрены
Тестовые задания, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Один из обязательных тестов является контрольным. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения экономике; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по экономике.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе экономики терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но отвечает с небольшими затруднениями;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных терминов усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения базового курса экономики ученик 10 класса должен:
- понимать что такое экономика, для чего она изучается и как влияет на нашу повседневную жизнь;
- изучить принципы экономики, понять причины и сущность тех проблем, с которыми ему предстоит встретится в недалеком будущем;
- научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с экономикой и реальной жизнью;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
«Экономика» И.В. Липсиц для общеобразовательных школ Издательство «Вита-Пресс»1996 г.,
«Экономика» И.В. Липсиц для общеобразовательных организаций 20-е издание школ Издательство «Вита-Пресс» 2015 г.,
а также дополнительных пособий:
Для учащихся:
«Экономика» И.В. Липсиц учебник для общеобразовательных учереждений 15-е издание, Издательство Вита Москва 2012г.
«Занимательная экономика» Л.И.Елховская Издательство «Просвещение» 1989 г.
Для учителя:
«Прикладная экономика» 3-е издание Москва «Артель-Сервис 2003 г.
«Экономика» поурочные планы по учебнику И.В. Липсица, составитель И.Б. Ремчукова, издательство «Учитель»2008г.
Учебник «Финансы, денежное обращение, кредит» Л.А. Дробозина/ ЮНИТИ 1997 год.
Учебник «Деньги банки и денежно-кредитная политика» Эд.Дж. Долан. Санкт-Петербург 1994 г
Сборник задач, тестов и ситуаций «Микро, макро экономика практикум» АО «Литера плюс»
Санкт-Петербург 1994 г.
Интернет ресурсы.
Календарно-тематическое планирование уроков экономике 10 класса
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
Главные вопросы экономики (7ч) |
1 | | Что такое «Экономика» | Термин Экономика. Устройство экономики. Основные проблемы и разделы экономической науки | Что такое экономика, что она изучает, основные составные части экономики | | | |
2 | | Основы хозяйственной жизни человечества | Даровые блага, экономические блага, труд. | Какие виды благ существуют, как ими пользуется человек, что дает человеку труд | Различать основные проблемы и разделы экономической науки | Опрос | |
3 | | Капитал. Специализация. Производительность | Что такое специализация и разделение труда. Как увеличить производительность | Анализировать способы специализации и кооперации. Методы увеличения производительности | Опрос | |
4 | | Экономика в лицах. Генри Форд | Выдающаяся личность. Товар. Услуга | Чем известен Генри Форд. Обмен благами. Что такое товар. Что такое услуга. | Объяснить зачем люди стали обмениваться. Показать на примере как в реальной жизни происходит обмен. | Письменная работа | |
5 | | Торговля | История возникновения торговли. Экономические часы | Основные принципы и отличия обмена и торговли | Понять выгоду от обмена и торговли для отдельного человека | Опрос | |
6 | | Ограниченность экономических ресурсов | Пирамида человеческих потребностей. Ограниченность природных ресурсов | Какие человеческие потребности существуют. Как ограничены потребности. | Ограничить свои потребности при недостатке ресурса | Тест Пр.р. | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
7 | | Прибыль и стоимость, цена выбора | Из истории экономики. Что такое прибыль, как ее получить. Почему приходится делать выбор в экономике | Главные вопросы экономической жизни общества. Что производить, как производить, каким образом распределить | Применить полученные знания, привести примеры производства и распределения. Начертить кривую производственных возможностей. | Письменная самостоятельная работа. | |
Типы экономических систем (4 ч) |
8 | | Традиционная и командная экономические системы | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации | Понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». | Подбирать примеры к каждой из экономических систем | Опрос | |
9 | | Рыночная и смешанная экономические системы | Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости. Причины возникновения смешанной экономи- ческой системы, ее признаки | Признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов. | Решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
10 | | Типы экономических систем | История «Великой депрессии». Конкуренция. Частная собственность | Сходства и различия между экономическими системами | Анализировать каждую из систем, объяснить преимущества и недостатки каждой из них | Опрос | |
11 | | Социально-регулируемый рынок | Решение задач по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики» | Принципы рыночных систем, отличия одной от другой. Принципы регулирования рынка. | Применить полученные знания при работе в группе. | Пр.р. | |
Управление рынком. Спрос и предложение (6 ч) |
12 | | Понятие о спросе | Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса | Понятие о спросе и предложении; факторы формирования величины спроса и предложения; эластичность спроса. | Составить кривую спроса, объяснить значение спроса для продавцов | Опрос | |
13 | | Законы спроса решение задач (работа в группах) | Закон спроса. Выручка от продаж. Личность в эконо-мике – Ли Якокка. Решение задач | Кто такой Ли Якокка, чем знаменит. Что такое выручка. | Решать предложенные задачи. Объяснить свое решение | Пр.р. | |
14 | | Понятие о предложении | Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения. | Формирование на рынке спроса и предложения | Решать предложенные задачи, анализировать | Опрос Пр.р. | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
15 | | Как работает рынок | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; механизм формирования рыночного равновесия. | Решение задач. Схема «Типы рыночных ситуаций | Опрос | |
16 | | Как достичь рыночного равновесия | Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов | Рынок покупателей и продавцов. Описывать действие рынка | Решать предложенные задачи, анализировать | Опрос Пр.р. | |
17 | | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | Изменение ситуации на рынке при росте спроса или предложения Факты из мировой истории | Изменение спроса и предложения, их зависимость друг от друга | Чертить кривую спроса и предложения. Объяснить в чем заключается смысл изменения данной кривой. | Решение практических задач | |
Основы денежного механизма (5 ч) |
18 | | Функции денег в экономике | Причины изобретения денег. Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения | Причины изобретения денег; функции денег; роль денег как средства обмена и сбережения | Решать задачи. Составить таблицу «Функции денег» | Опрос | |
19 | | Деньги как средство обмена | Понятие о бартере и причины его распространения | Иметь понятие о бартере, причинах его распространения, выделения драгоценных металлов. | Решать задачи. Схема «Причины распространения бартера». | Опрос Решение задач | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
20 | | Деньги как средство соизмерения различных товаров | Из истории: «С монетой сквозь века». Почему деньги называют особым товаром | Почему необходим единый соизмеритель товаров. Как деньги стали средством расчета | Применять получен ные знания. Приводить примеры из жизни | Опрос | |
21 | | Роль денег как средства сбережения и измерения | Деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег | Понятие о ликвидности. Определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег | Составить таблицу «Плюсы и минусы накопления сокровищ | Решение практических задач Опрос | |
22 | | Решение задач по теме «Основы денежного механизма». | Решение задач по группам: объяснить основные свойства денег, привести примеры. Решить предложенные ситуации. Объяснить свои решения | Что такое деньги. Виды денег. Роли денег. Эмиссия денег | Применить полученные знания при работе в группе. | Пр.р. | |
Закономерности денежного обращения (3 ч) |
23 | | Факторы формирования величины денежной массы | Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения | Понятие о денежном обращении; закон обмена и его использование | Решение задач | Опрос | |
24 | | Причины и виды инфляции | Причины возникно вения инфляции и ее влияние на покупа- тельную способность денег. Виды нфляции. | Инфляция и причины, ее опре деляющие. Влияние инфляции на эконом. ситуацию. | Составить таблицу «Виды инфляции» | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
25 | | Урок обсуждение темы инфляция | Из истории – «Виноват ли Колумб в революции цен. Предложения Владимира Тарновского. Можно ли остановить инфляцию и стоит ли это делать | Составные части денежного обращения. Виды инфляции | Рассуждать, объяснять, приводить примеры из жизни | Пр.р. | |
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (8 ч) |
26 | | Причины возникновения банков, основные виды услуг, оказываемых банками | История возникновения банков. Структура современных национальных банковских систем | Зачем люди придумали банки; как выдают кредиты; почему банки являются главными создателями денег; Центральный банк. | Уметь различать виды банков по роду их деятельности | Опрос | |
27 | | Принципы кредитования | Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит | Депозит, кредит, вексель, чек, чековый счёт. | Рассчитать процент за кредит, перечислять виды банковских депозитов | Опрос. Решение задач | |
28 | | Понятие о векселях и чеках | Безналичные денежные расчёты и роль банков в их обеспечении | Понятие вексель, чек, денежная масса, денежные расчеты. Уметь рассчитать необ- ходимое количество денежной массы для государства | Составить словарик темы, решить задачи по расчету денежной массы | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
29 | | Функции Центрального банка страны. Управление банком | Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком | Знать: - понятия темы; - функции ЦБ РФ. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБ РФ масштабов кредитной эмиссии. | Составить словарик темы, таблицу «Функции ЦБ РФ» | Опрос Пр.р. | |
30 | | Деловая игра «Управление банком». Урок закрепления и повторения. | Разбить класс на группы. Каждая группа отдельный банк. | Понятия как управлять банком. Из каких частей состоит банк. Как функционирует. Рассчитать процент выдаваемого кредита. | Доказать, в процессе игры, что ваш банк наиболее эффективный и прибыльный. Дать рекламу своему банку | По результатам игры Пр.р. | |
31 | | Банковская система и проблемы её функционирования | Уроки обобщения и закрепления знаний (решение задач на % и сложные %) | Понятия раздела. Основные теоретические положения раздела. | Решать задачи на проценты | Решение задач | |
Рынок труда (5 ч) |
32 | | Экономическая природа рынка труда | Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда | Особенности труда как товара; деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. | Моделирование ситуаций и их анализ | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
33 | | Спрос на услуги труда | Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. | Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда; закон предложения на рынке труда. | Решение задач. Привести примеры, объясняющие положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | Опрос | |
34 | | Эффективный труд | Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда | Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | Решение задач. | Опрос | |
35 | | Что такое заработная плата и от чего она зависит | Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда | Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину. | Работа в группах. Принятие решений по предложенным проблемам | Опрос Пр.р. | |
36 | | Различия в оплате труда | Письменная работа состоит из нескольких вопросов и практических заданий | Материал изученной темы | Решить предложенные задачи. Проанализировать свой ответ. Привести примеры | Опрос. Письменная работа | |
Социальные проблемы рынка труда (5 ч) |
37 | | Профсоюзы и трудовые конфликты | Что такое профсоюз. Функции профсоюзов. | Функции и задачи профсоюзов. | Анализировать материал | Опрос | |
38 | | За что борются профсоюзы. | Методы борьбы профсоюзов. Единая тарифная сетка. | Как с помощью профсоюзов улучшаются условия труда и ТБ. | На примерах объяснить необходимость профсоюзов | Тест | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
39 | | Социальные факторы формирования заработной платы | Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы | Что такое прожиточный минимум, минимальная и средняя заработная плата. Объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы | Решение задач. | Опрос Пр.р. | |
40 | | Понятие о трудовом контракте | Понятие о трудовом контракте. Причины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений | Что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора и генеральные соглашения | Составить примерный контракт при приеме на работу | Практическое задание | |
41 | | Основные способы стимулирования трудовой активности работников | Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды з/платы. Трудовая пенсия как | Основные способы стимулирования трудовой активности работников; виды заработной платы. | Задания по группам. Составить схему «Виды заработной платы», таблицу «Способы стимулирования труда работников» | Практическое задание | |
Безработица (7 ч) |
42 | | Причины безработицы | Безработица. Рабочая сила. Уровень безработицы. Причины появления безработицы. | Что такое безработица. Что такое рабочая сила. От чего зависит уровень безработицы. | Объяснить причины возникновения безработицы. | Решение практических задач | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
43 | | Причины безработицы | Безработица. Рабочая сила. Уровень безработицы. Причины появления безработицы. | Что такое безработица. Что такое рабочая сила. От чего зависит уровень безработицы. | Объяснить причины возникновения безработицы. | Решение практических задач | |
44 | | Виды безработицы | Фрикционная безработица. | Виды безработицы, их отличительные черты | Распознавать виды безработицы, приводить примеры | Опрос Решение практических заданий | |
45 | | Структурная безработица. |
46 | | Циклическая безработица |
47 | | Полная занятость | Полная занятость. Естественная норма безработицы | Почему не может быть 100% занятости | На примерах объяснить необходимость занятости населения | Опрос | |
48 | | Сокращения безработицы | Методы сокращения безработицы. В группах обсудить и составить план стимулирование занятости и самозанятости | Учебный материал по пройденной теме | Применять полученные знания на практике, при выполнении практического задания | Практическое задание | |
Что такое фирма и как она действует на рынке (16 ч) |
49 | | Зачем создаются фирмы | Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Понятие о добавленной стоимости | Понятия: фирма, предприятие, отрасль. Понятие о добавленной стоимости | Решение задач | Опрос | |
50 | | Виды фирм | Акционерное общество. | Виды фирм, их общие и отличительные черты | Проанализировать материал темы и привести примеры | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
51 | | Виды фирм | Индивидуальная фирма.Товарищество. | Виды фирм, их общие и отличительные черты | Проанализировать материал темы и привести примеры | Решение практических заданий | |
52 | | Виды прибыли | Прибыль. Общие затраты. Прочие виды затрат. | Что такое общие затраты на производство и из каких затрат они складываются | Решение задач | Опрос | |
53 | | Виды затрат и их экономическое значение | Запасы. Постоянные затраты. Переменные затраты. | Чем расходы отличаются от затрат. Рост каких затрат увеличивается при росте объемов производства. | Решать задачи | Практическое задание | |
54 | | Понятие о средних и предельных затратах | Средние затраты. Предельные затраты | Из чего складываются затраты | Решать задачи | Опрос | |
55 | | Фирмы и конкуренция | Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие о прибыли | Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах; поня-тие о прибыли | Решение задач | Практические задания | |
56 | | Фирмы и конкуренция | Решение задач | Практические задания | |
57 | | Самостоятельная работа по пройденной теме | Самостоятельная работа состоит из устных вопросов и практических заданий | Материал изученной темы | Решить предложенные задачи. Проанализировать свой ответ. Привести примеры | Пр.р. | |
58 | | Предприниматель и организация фирмы | Факторы определяющие успешность фирмы | Факторы обеспечивающие жизнеспособность фирмы | Определять факторы успешности фирмы | Практические задания | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
59 | | Менеджмент | Правила эффективной организации и управления фирмой. | Правила управления фирмой | Проводить анализ эффективности управления | Практические задания | |
60 | | Маркетинг | Определяем - что производить, для чего производить, как производить. | Основные правила маркетинга | Оценить ситуацию на рынке | Практические задания | |
61 | | Решение задач | Решение задач (прикладная экономика) | Практические задания | |
62 | | Решение задач | Практические задания | |
63 | | Патент | Патент. Авторское право. Рационализаторство. | Что такое патент и что он защищает. Почему необходимо развивать рационализаторство | Проанализировать материал темы и привести примеры | Творческий проект | |
64 | | Рационализаторство. |
Экономика семьи (4 ч) |
65 | | Доходы и Расходы семьи | Источники доходов семьи. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране | Понятия темы. Объяснять: источники доходов семьи; структуру доходов семьи | Составить примерный бюджет семьи | Опрос Пр.р. | |
66 | | Семейные расходы и закономерности их изменения | Закон Энгеля. Структура расходов семей горожан | Закон Энгеля, как он применим к конкретной семье. Из сего складыва-ются расходы семьи. Благосостояние | Проанализировать материал темы и привести примеры | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
67 | | Инфляция и семейная экономика | Инфляция. Номинальный доход. Реальный доход | Как инфляция влияет на доходы семьи. Тягостные последствия инфляции | Составить структуру расходов граждан России | Опрос Пр.р. | |
68 | | Урок практикум. Работа в группах | Решение задач по группам: объяснить основные принципы построения семейного бюджета. Решить предло- женные ситуации. Объяснить решения | Материал изученной темы | Применить полученные знания при работе в группе. | Пр.р. | |