СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена:

на заседании ШМО

Руководитель МО

______/ Руднева Н.А.

Протокол № _1_ от

«_31_»___августа__2018 г

Согласована

Заместитель директора по УВР

______________/ Ольденбургер И.И.


Утверждена:

Директор МБОУ «Троицкая СОШ»

__________/ Спивак А.Н.

Приказ № о/д от 2018г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности в 7 классе

«Основы финансовой грамотности»

(наименование учебного предмета, курса)

среднее общее образование

(уровень образования)



















с. Троицкое

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса по модулю «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих документов, определяющих содержание информационного образования в основной школе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона Республики Хакасия от 05.07.2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897;

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

  • Положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ», методических рекомендаций по разработке и реализации программы курса в образовательных организациях РФ «Основы финансовой грамотности» Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru/Content/Document/File/18215/1.pdf).

  • Планируемых результатов основного общего образования;

  • Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора №06 о/д от 30.08.2013г

  • Учебного плана МБОУ «Троицкая СОШ» на 2018-2019 учебный год;



Актуальность внедрения модуля определяется тем, что вопросы грамотного финансового поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского общества. В «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ» отмечается, что «низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств», а также, что «российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), пассивное отношение населения к контролю за личными финансами, низкий уровень финансовой дисциплины». Одним из условий улучшения ситуации является изучение вопросов финансовой грамотности в образовательных организациях.

Целью реализации модуля «Финансовая грамотность» в 7 классе является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся 7 класса. Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Важным условием реализации рабочей программы является ее практико-ориентированный характер. Он достигается путем введения уроков-практикумов, реализацию мини-проектов по финансовой грамотности.

Последовательность тем, предлагаемая в рабочей программе обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Содержание модуля, обращѐнное к подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Особого внимания требует использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Рабочая программа по финансовой грамотности изучается на базовом уровне. Тематическое планирование рассчитано на 35 часов за год (1 час в неделю).

Основное содержание программы.

Вводный урок (1ч). Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность». Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Тема 1. Личное финансирование (9 ч). Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Тема 2. Депозит (6 ч). Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Тема 3. Кредит (11 ч). Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микро финансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Тема 4. Налоги (5 ч). Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Обобщение (2 ч).

Всего – 35 ч

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты изучения курса:

  • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и

предпринимательских качеств;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и само менеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты

  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и

акционера;

  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

  • определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

  • оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Выпускник 7 класса научится:

    • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

    • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

    • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

    • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

    • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

    • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

    • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

    • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

Выпускник 7 класса получит возможность научиться:

    • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

    • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

    • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

    • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности

человека;

    • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.




















Календарно- тематическое планирование

(1 час в неделю. Всего 34 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

дата

план

факт


Личное финансирование (9 ч)



1

Вводный урок

10.09


2-3

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

17.09

24.09


4-5

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета.

01.10

08.10


6-7

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

15.10

22.10


8-9

Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет.

06.11

13.11



Тема 2. Депозит (6 ч)



11

Банк и банковские депозиты.

20.11


12

Влияние инфляции на стоимость активов

27.11


13

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

04.12


14

Как читать и заключать договор с банком.

11.12


15

Управление рисками по депозиту

18.12


16

Практикум. «Изучаем депозитный договор».

25.12



Тема 3. Кредит (4 ч)



17

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита.

15.01


18

Как выбрать наиболее выгодный кредит.

22.01


19

Как уменьшить стоимость кредита.

29.01


20

Типичные ошибки при использовании кредита

05.02



Тема 4. Расчетно-кассовые операции (3 ч)



21

Хранение, обмен и перевод денег

12.02


22

Различные виды платежных средств

19.02


23

Формы дистанционного банковского обслуживания

26.02


Тема 5. Страхование (4часа)



24

Что такое страхование?

05.03


25

Виды страхования

12.03


26

Как использовать страхование в повседневной жизни?

19.03


27

Выбор страховой компании

26.03



Тема 6. Пенсии (2 часа)



28

Пенсионная система

02.04


29

Как сформировать и оформить частную пенсию

09.04



Тема 7. Налоги (2 часа)



30

Налоги. Виды налогов

16.04


31

НДФЛ

23.04



Тема 8. Финансовые махинации (2часа)



32

Махинации с банковскими картами

30.04


33

Махинации с кредитами

07.05


34

Деловая игра «Мой уровень финансовой грамотности»

14.05

21.05






Мини-исследования

1 Что такое деньги и какими они бывают

  1. Понаблюдайте в течение недели, в каких случаях ваши родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких – наличными деньгами. Результаты наблюдений представьте в виде таблицы.

  2. « Пластиковые карты». Мы пользуемся пластиковыми картами не только для того, чтобы оплатить покупки. Школьники, пенсионеры, инвалиды имеют социальные карты. Мы оплачиваем карточкой проезд на транспорте. Часто карточка является пропуском. Задание: 1) Выясните, какие существуют виды пластиковых карт и кто их выпускает. 2) определите, для чего предназначены разные виды карт. 3) Спросите у взрослых, найдите информацию в Интернете об удобствах и проблемах использования пластиковых карт. 4) Составьте список источников информации. 6) Результаты представьте в виде диаграммы связей.


2. Доходы и расходы семьи

  1. «Покупки». Составьте с помощью родителей список продуктов, которые нужно купить для завтрака из 4 человек, узнайте цены и определите стоимость покупки.

  2. «Что, где и почём?». Посмотрите, как расположены товары в магазинах. Объясните, почему они так расположены.

  3. «Услуги ЖКХ». В таблице представлены некоторые данные единого платёжного документа одной из московских квартир. Задание: 1) Выясните, что такое ЖКХ. 2) Сравните тарифы, представленные в таблице, с тарифами села Троицкое, ваши данные впишите в столбик рядом. 3) Рассчитайте плату за каждый вид коммунальных услуг и внесите данные в графу «начислено». 5) Обсудите с родителями, что надо сделать, чтобы не переплачивать за коммунальные услуги.

    Вид платежа

    Объём ком. услуг

    Тариф

    Тариф

    Начислено

    Водоснабжение


    28,40 р./куб. метр



    Электроэнергия


    1,56 руб. /квт-час



    Отопление


    3500руб./т



    Содержание и ремонт жилплощади



    15,52 р./кв .метр



    Газ


    1000руб./100л



    Антенна


    135,00 р.



    Интернет


    1125 р./1 мес



    ИТОГО





  4. Семья и государство: как они взаимодействуют

  1. «Что такое ИНН?». Расшифруйте аббревиатуру, узнайте для чего предназначен ИНН, как он устроен и где его можно получить. Результат представьте в виде схемы.

  2. «Кто получает пособия в России». Найдите информацию о том, какие категории российских граждан получают пособия. Выясните корректные названия этих пособий и их размеры. Результата представьте в виде таблицы.


4 . Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

  1. «Банки ЕАО». Выясните, какие банки находятся в ЕАО. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые предлагают вкладчикам. Полученную информацию представьте в виде таблицы.

  2. Используя информацию Интернета, составьте таблицу «Валюты мира»:


государство

Название валюты

Знак

Курс валюты (в руб)





  1. «Бизнес подростков». Найти примеры бизнеса, которым занимаются подростки и представить результаты в виде компьютерной презентации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!