Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Ивантеевки Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа №5» г. Ивантеевки
___________ И.П. Саватеева
31 августа 2016 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс 1
Составитель: Романова Мария Романовна
2016-2017 уч.г.
Рабочая программа курса русского языка рассчитана на 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
1.Планируемые результаты
Результатом освоения этого курса являются:
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами;
•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
•представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи
Обучающийся научится:
•слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
•пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
•составлять текст из набора предложений;
•выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•определять тему и главную мысль текста;
•соотносить заголовок и содержание текста;
•составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
•составлять текст по его началу и по его концу;
•составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•понимать различие между звуками и буквами;
•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
•различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
•определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
•различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, пра- вильно произносить;
•различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
•обозначать ударение в слове;
•правильно называть буквы русского алфавита;
•называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
•определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
•наблюдать над образованием звуков речи;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
•определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
•обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
•располагать заданные слова в алфавитном порядке;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
•различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
•определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
•классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
•определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
•различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
•на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
•иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
•подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
•соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
•выделять предложения из речи;
•соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
•соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
•составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
•составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
•писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
•устанавливать связь слов в предложении;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
•знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
•писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
•писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
•применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
•пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
2.Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Часы |
-
| Добукварный период | 17ч |
-
| Букварный период | 79ч |
-
| Послебукварный период | 20ч |
-
| Наша речь | 2 ч |
-
| Текст, предложение , диалог | 3 ч |
-
| Слова, слова, слова… | 4 ч |
-
| Слово и слог. Ударение | 6 ч |
-
| Звуки и буквы | 34 ч |
Тематическое планирование интегрированных уроков
обучения чтению и письму
Добукварный период (31 ч.)
№ урока чтения | Обучению чтению (14 ч.) | Дата проведения урока | № урока письма | Обучение письму (17 ч.) | Дата проведения урока |
1. | «Азбука» - первая учебная книга (с.2). | | 1 | Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. | |
2. | Здравствуй, школа. Устная и письменная речь. Предложение (с.4-5). | | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Тренировка мелкой моторики руки (с.7-8). | |
3. | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово (с.6-7). | | 3 | Письмо овалов и полуовалов (с.9-10). | |
4. | Люби все живое. Слово и слог (с.8-9). | | 4 | Рисование бордюров (с.11-12). | |
| | | 5 | Повторение изученных сведений по русскому языку. Письмо длинных прямых наклонных линий (с.13-14). | |
5. | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с.10-11). | | 6 | Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу (влево). Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу (вправо). | |
6. | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи (с.12-13). | | 7 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо) (с.18-20). | |
7. | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с.14-15). |
| 8 | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий (с.21-23). | |
8. | Век живи, век учись. Как образуется слог? (Слог-слияние) (с.16-17). | | 9 | Письмо коротких и длинных линий, их чередование (с.24-26). | |
| | | 10 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу (с.27-29). | |
9. | Повторение – мать учения. Повторение и обобщение изученного материала (с.18-19). | | 11 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование (с.30-32). | |
10. | Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква Аа (с.20-23). | | 12 | Письмо строчной и заглавной буквы Аа (Пропись №2, с.3-4). DVD. | |
11. | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буква Оо (с.24-27). | | 13 | Письмо строчной заглавной буквы Оо (с.5-6). DVD. | |
12. | Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии (с.28-31). | | 14 | Письмо строчной и заглавной буквы Ии (с.7). DVD. | |
| | | 15 | Повторение и обобщение изученных звуков и букв. Заглавная буква И. DVD. | |
13. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы (с.32-35). | | 16 | Письмо строчной буквы ы (с.9-10). DVD. | |
14. | Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу (с.36-39). | | 17 | Письмо строчной и заглавной буквы Уу (с.11-13). DVD. | |
Букварный период (120 ч.) |
Обучение чтению (53 ч.) | | | Обучение письму (67 ч.) |
15. | Труд кормит, а лень портит. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Нн (с.40-43). | | 18 | Письмо строчной и заглавной буквы Нн (с.14-15). DVD. | |
16. | Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с,]. Буква Сс (с.44-47). | | 19 | Письмо строчной и заглавной буквы Сс (с.16). DVD. | |
| | | 20 | Повторение изученного материала. Письмо изученных букв (с.17). DVD. | |
17. | Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к,]. Буква Кк (с.48-51). | | 21 | Письмо заглавной и строчной буквы Кк (с.18-19). DVD. | |
18-19. | А.С.Пушкин. Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Тт (с.52-57). | | 22-23 | Письмо строчной и заглавной буквы Тт (с.20-21). DVD. | |
20. | К.И.Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буква Лл (с.58-63). | | 24 | Письмо строчной и заглавной буквы Лл (с.23-24). DVD. | |
| | | 25 | Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов (с.22, 25). DVD. | |
21. | А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Рр (с.64-67). | | 26 | Письмо строчной и заглавной буквы Рр. DVD. | |
22. | Век живи – век учись. Согласные звуки [в], [в,]. Буква Вв (с.68-71). | | 27 | Письмо строчной и заглавной буквы Вв (с.28-30). DVD. | |
23. | Русская народная сказка. Звуки [й,э][ ,э]. Буква Ее (с.72-77). | | 28 | Письмо строчной и заглавной буквы Ее (с.31-32). DVD. | |
24. | Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п,]. Буквы Пп (с.78-83). | | 29 | Письмо строчной и заглавной буквы Пп (пропись №4, с.3-4). DVD. | |
| | | 30 | Повторение изученного. Письмо слов и предложений с Пп. DVD. | |
25-26. | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м,]. Буква Мм. Повторение изученного о буквах и звуках (с.84-89). | | 31-32 | Письмо буквы Мм (с.6). DVD. | |
27-28. | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з,]. Буква Зз (с.90-95). | | 33-34 | Письмо строчной и заглавной буквы Зз (с.9-10). DVD. | |
| | | 35 | Повторение изученных тем по русскому языку. Письмо с изученными буквами (с.11). | |
29-31. | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Бб (с.96-103). | | 36-38 | Письмо строчной и заглавной буквы Бб (с.12.15). DVD. | |
32. | Терпение и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Дд (с.104-107). | | 39 | Письмо строчной и заглавной буквы Дд (с.16). DVD. | |
| | | 40 | Письмо текстов с изученными буквами (с.17-18). | |
33. | Буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах (с.108-109). | | 41 | Работа по развитию речи. Списывание текстов. (с.19). | |
34-36. | Россия – Родина моя. Звуки [й, а],[ ,а]. Буква Яя (с.110-115). | | 42-44 | Письмо строчной и заглавной буквы Яя (с.20-22). DVD. | |
| | | 45 | Многозначность слов (с.116-117). Письмо текстов с изученными буквами (с.23). | |
37-38. | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г,]. Буква Гг. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к (с.118-123). | | 46-47 | Письмо строчной и заглавной буквы Гг (с.24-26). DVD. | |
39. | Итоговый урок по I части «Азбуки» (с.124-127). | | 48 | Письмо слов и предложений с изученными буквами (с.26). | |
40. | Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ (ч.II, с.4-7). | | 49 | Письмо строчной и заглавной буквы Чч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.27). DVD. | |
| | | 50 | Развитие речи, слого-звуковой анализ, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.28). | |
41. | Чтение текстов с буквой Ч (с.8-9). | | 51 | Правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.29). | |
42-43. | Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь (с.10-15). | | 52-53 | Письмо буквы Ь (с.30-32). DVD. | |
44. | Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш. Правописание сочетаний ШИ (с.16-18). | | 54 | Письмо буквы Шш. Правописание сочетания ШИ (пропись №4, с.3-4). DVD. | |
| | | 55 | Правописание сочетания ШИ (с.5). | |
45. | Чтение текстов с буквой Ш (с.19-22). | | 56 | Правописание сочетания ШИ | |
46-47. | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. Буква Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (с.24-29). | | 57-58 | Письмо буквы Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. DVD. | |
48. | Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ёё. Двойная роль буквы Ё (с.30-33). | | 59 | Письмо буквы Ёё (с.10-11). DVD. | |
| | | 60 | Закрепление правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ. Написание текстов с Ё в прописях (с.12). DVD. | |
49. | Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37). | | 61 | Письмо буквы Йй (с.13-14). DVD. | |
50-53. | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Хх (с.38-45). | | 62-64 | Письмо буквы Хх (с.15-17). DVD. | |
| | | 65 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв (с.18). DVD. | |
54-55. | С.Я.Маршак. Сказка о глупом мышонке. Звуки [й,у],[ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю (с.46-49). | | 66-67 | Письмо буквы Юю. DVD. | |
56-57. | Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук (с.50-55). | | 68-69 | Письмо буквы Цц. DVD. | |
| | | 70 | Письмо слов и слогов с буквой Ц. | |
58-59. | Как человек научился летать. Гласный звук [э]. Буква Ээ (с.56-61). | | 71-72 | Письмо буквы Ээ. DVD. | |
60-61. | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Щщ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с.62). | | 73-74 | Письмо буквы Щщ. Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (с.27-28). DVD. |
|
| | | 75 | Письмо буквы Щ, правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с.27-28). DVD. | |
62. | Играют волны, ветер свищет. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буква Фф (с.70-73). | | 76 | Письмо буквы Фф (с.30-31). DVD. | |
63. | Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ – разделительные знаки (с.74-78). | | 77 | Письмо слов с разделительными Ь и Ъ (с.32). DVD. | |
64. | Отработка техники чтения (с.78-81). | | 78 | Письмо текстов с изученными буквами. | |
65. | Русский алфавит (с.78-79). | | 79 | Письмо текстов с изученными буквами. | |
| | | 80 | Итоговый урок по букварному периоду «Азбуки» (с. учебника 109). | |
Резерв букварного периода Уроки чтения с 65 по 76 и письма с 80 по 95 являются резервными. Советуем в слабых классах, если дети по темпу работы и уровню усвоения не успевают проработать материал предложенного нами урока, разделить урок пополам, сохранив интегрированный характер, чтобы первое сдвоенное занятие являлось уроком освоения нового материала, а второе сдвоенное занятие – уроком закрепления. В тех случаях, если учащиеся справляются с темпом и сложностью изучения материала, использовать резервные уроки не следует, чтобы не задерживать развитие детей. С теми детьми, которые отстают от уровня класса, должна проводиться индивидуальная работа родителями, учителем или воспитателем ГПД с помощью электронного приложения к «Азбуке». Послебукварный период (36 ч.) |
Обучение чтению (16 ч.) | | Обучение письму (20 ч.) |
77. | Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Ты эти буквы заучи» В.Берестов «Читалочка» Е.Чапушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | | 96 | Повторение изученного | |
78. | Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. К.Ушинский «Наше Отечество». | | 97 | Повторение изученного | |
79. | История славянской азбуки. В.Крупин «Первоучители словенские». | | 98 | Повторение изученного | |
80. | История создания первого букваря. В.Крупин «Первый букварь». | | 99 | Повторение изученного | |
| | | 100 | Повторение изученного | |
81. | А.С.Пушкин. Сказки. Выставка книг. | | 101 | Повторение изученного | |
82. | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев. | | 102 | Повторение изученного | |
83. | К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. Нравственный смысл рассказов. | | 103 | Повторение изученного | |
84. | К.И.Чуковский «Телефон». Инсценирование. Выставка вниг. | | 104 | Повторение изученного | |
| | | 105 | Повторение изученного | |
85. | К.И.Чуковский «Путаница». Особенности стихотворений-небылиц. | | 106 | Повторение изученного | |
86. | В.В.Бианки «Первая охота». Озаглавливание рассказа. | | 107 | Повторение изученного | |
87. | С.Я.Маршак. «Угомон», «Дважды два». Заучивание наизусть. | | 108 | Повторение изученного | |
88. | М.М.Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». | | 109 | Повторение изученного | |
| | | 110 | Повторение изученного | |
89. | А.Л.Барто. Стихи для детей «Помощница», «Зайка». | | 111 | Повторение изученного | |
90. | А.Л.Барто. Стихи для детей «Игра в слова». | | 112 | Повторение изученного | |
91. | Стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова. | | 113 | Повторение изученного | |
92. | Презентация проекта «Живая азбука». | | 114 | Повторение изученного | |
| | | 115 | Повторение изученного | |
№ п/п | Тема урока | Фактическая дата | Скорректированная дата |
| Язык и речь (2ч) | | |
1 | Наша речь. Виды речи | | |
2 | Наш язык | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание (14ч) | | |
3 | Текст. Типы текстов | | |
4 | Типы текстов | | |
5 | Предложение | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания | | |
7 | Виды предложений по интонации | | |
8 | Предложения с обращением | | |
9 | Обучающее изложение | | |
10, 11 | Главные и второстепенные члены предложений | | |
12, 13 | Простое и сложное предложение | | |
14, 15 | Словосочетание | | |
16 | Входная контрольная работа. Контрольное списывание с грамматическим заданием | | |
| Слово в языке и речи (19ч) | | |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | | |
18 | Синонимы и антонимы | | |
19 | Омонимы | | |
20 | Слово и словосочетание | | |
21 | Фразеологизмы | | |
22 | Обучающее изложение | | |
23 | Части речи. | | |
24 | Имя существительное. | | |
25 | Имя прилагательное | | |
26 | Глагол. | | |
27 | Что такое имя числительное? | | |
28 | Однокоренные слова. | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | | |
32 | Обучающее изложение | | |
33, 34 | Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове» | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | | |
| Состав слова (16ч) | |
36 | Что такое корень слова? | | |
37 | Работа над ошибками. Как найти корень слова? | | |
38 | Сложные слова | | |
39, 40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | | |
42 | Значения приставок | | |
43 | Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс? | | |
44, 45 | Значение суффиксов | | |
46 | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | | |
47 | Что такое основа слова? | | |
48 | Обобщение знаний о составе слова Тест «Состав слова» | | |
49 | Диктант на тему «Состав слова» | | |
50 | Обучающее изложение | | |
51 | Проект «Семья слов» | | |
| Правописание частей слова (29ч) | | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
56 | Правописание слов с парными согласными в корне | | |
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | | |
58, 59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | | |
60 | Обучающее изложение | | |
61 | Правописание слов с непроизносимой согласной в корне | | |
62, 63 | Правописание слов с непроизносимой согласной в корне | | |
64, 65 | Правописание слов в удвоенными согласными | | |
66 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | | |
68 – 71 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании суффиксов и приставок | | |
72, 73 | Правописание приставок и предлогов | | |
74 - 77 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками | | |
75 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие | | |
80 | Обучающее изложение | | |
79 | Проект «Составляем орфографический словарь» | | |
| Части речи (76ч) | | |
81 | Части речи | | |
| Имя существительное (31ч) | | |
82, 83 | Имя существительное и его роль в речи | | |
84, 85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | |
86 | Обучающее изложение | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | | |
88 | Проект «Тайна имени» | | |
89, 90 | Число имён существительных | | |
91, 92 | Род имен существительных | | |
93, 94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | | |
95 | Обучающее изложение | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | |
97 | Склонение имён существительных | | |
98, 99 | Падеж имён существительных | | |
100 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | | |
| | | |
| | | |
101 | Именительный падеж имен существительных | | |
102 | Родительный падеж имен существительных | | |
103 | Дательный падеж имен существительных | | |
104 | Винительный падеж имен существительных | | |
105 | Творительный падеж имен существительных | | |
106 | Предложный падеж имен существительных | | |
107 | Обучающее изложение | | |
108 | Все падежи | | |
109 | Обобщение знаний | | |
110 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | | |
| Имя прилагательное (18ч) |
113, 114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | | |
115 | Роль прилагательных в тексте | | |
116 | Текст – описание | | |
117 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | | |
118 | Род имён прилагательных | | |
119, 120 | Изменение имен прилагательных по родам. | | |
121, 122 | Число имён прилагательных | | |
123, 124 | Изменение имен прилагательных по падежам | | |
125, 126 | Обобщение знаний | | |
127 | Отзыв по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» | | |
128 | Обобщение знаний | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | | |
131 | Личные местоимения | | |
132 | Изменение местоимений по родам | | |
133,134 | Местоимение | | |
135 | Обучающее изложение | | |
| Глагол (21ч) | | |
136 – 138 | Значение и употребление глаголов в речи | | |
139, 140 | Неопределённая форма глагола | | |
141, 142 | Число глаголов. | | |
143,144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | | |
145,146 | Изменение глаголов по временам. | | |
147 | Обучающее изложение | | |
148,149 | Род глаголов в прошедшем времени | | |
150 | Правописание частицы не с глаголами | | |
151 | Правописание частицы не с глаголами | | |
152 - 155 | Обобщение знаний о глаголе | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | |
| Повторение (14ч) | | |
157-158 | Части речи | | |
159 | Обучающее изложение | | |
160 | Обобщение изученного о слове,предложении | | |
161 | Повторение окончаний имен прилагательных | | |
162 | Правописание приставок и предлогов | | |
163 | Правописание безударных гласных | | |
164 | Правописание значимых частей слов | | |
165 | Итоговый контрольный диктант | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | | |
167 | Обучающее изложение | | |
168 | Текст | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | | |
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МО учителей от «_ _»_ _ 201 _г. №1» | | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________ __________________ (подпись) Расшифровка подписи. Дата __________ |