СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся «Школа безопасности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы с обучающимися  1-2 классов и направлена на организацию образовательного процесса по формированию экологической культуры, здорового образа жизни младшего школьника, для эмоционально-творческого развития личности. Программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, выработку определенных правил поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся «Школа безопасности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/ Казюлина С.Н. /

Протокол №1 от «29» августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ Бобровская СОШ №1

________/ Боровкова И.Е. /

«29» августа 2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Бобровская СОШ №1

__________/Л.В.Кравченко/

Приказ №1/2 от «2» сентября 2019г.







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для обучающихся 2-б класса

«Школа безопасности»

(2019-2020 учебный год)





Срок реализации программы 2 года


Составитель программы:

Дегтерева Ирина Ивановна,

учитель начальных классов


Бобров 2019 г




Пояснительная записка

Данная программа курса «Школа безопасности» разработана для учащихся 1-2 классов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Программа курса составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» О. Е. Жиренко Л.А.Обуховой – Москва: ВАКО, 2016 г., программы «Разговор о правильном питании».

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 1-2 классов и направлена на организацию образовательного процесса по формированию экологической культуры, здорового образа жизни младшего школьника, для эмоционально-творческого развития личности. Программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, выработку определенных правил поведения.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни, использование полученных знаний на практике с целью улучшения собственного здоровья, ознакомление с понятием «экологическая безопасность».

Задачи программы: формирование у детей ответственного отношения к экологической безопасности, здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Формами проведения занятий являются: беседы, практические занятия, ролевые игры, встречи с инспекторами дорожного движения, тренинги.

Подведение итогов осуществляется в ходе участия в акциях, конкурсах.

Сроки реализации программы -2 года

Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Бобровская СОШ №1 курс рассчитан на 16 часов в 1 классе (0,5 ч. час в неделю, 33 учебные недели), 17 часов во 2 классах (0,5 ч. час в неделю, 34 учебных недели)


I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды

Регулятивные УУД:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Познавательные УУД:

•умение ставить цель и организовывать её достижение, умением пояснять свою цель;

• умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• умениями ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

•умениями ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению здоровья;

•проявлением желания проводить здоровьесберегающие действия (закаливание, проветривание помещения, подвижные и малоподвижные игры)

Коммуникативные УУД:

•умением задать вопрос, корректно вести диалог;

•владением разными видами речи: монолог, диалог, чтение, письмо;

•владением способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;

•умением искать и находить компромиссы;

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.



II.Содержание курса внеурочной деятельности


1 модуль «Путешествие в страну Здоровячков» (1 класс)



Урок 1. Дружи с водой

Познакомить детей с понятием «здоровье», «закаливание», «гигиена». Рассказать о водных просторах планеты Земля. Актуализировать знания о предназначении воды для растений, животных и человека. Обобщить знания детей о том, каким образом вода попадает к нам в дом. Расширить представления свойствах воды.

Показать значение воды для гигиены человека. Поговорить о том, какие средства для мытья тела существуют, какими из них пользуются члены семьи каждого ребенка.

Объяснить, чем могут быть опасны средства на водной основе для ухода за телом, полом, посудой.

Урок 2. Забота о глазах

Сформировать у учащихся понятие о зрении как об одном из органов чувств. Познакомить с правилами правильной посадки при письме днем, вечером; объяснить, с какой стороны должен падать свет при письме и чтении.

Актуализировать знания обучающихся о главных помощниках человека- глазах. Показать роль зрения в жизни человека и представлений животного мира -зверей, птиц. Познакомить с особенностями и строением глаза человека, с методами защиты глаз. Рассказать о том, какую пагубную роль для зрения имеет долгое сидение перед включенными телевизором и компьютером.

Урок 3. Уход за ушами

Сформировать у учащихся понятие о слухе как большой ценности для человека, а также как об одном из органов чувств. Формировать бережное отношение к органам слуха. Провести профилактические беседы о том, что нельзя засовывать в уши посторонние предметы и как уберечь себя от заболевания ушей.

Рассказать о болезнях ушей, о том, как их избежать, какие звуки вредны для слуха. Объяснить. Что излишний шум, очень громкие звуки, громкая работа телевизора представляют опасность для слуха.

Урок 4. Уход за зубами

Сформировать у учащихся понятие о значении зубов для организма человека. Рассказать об уходе за зубами. Показать значимость использования зубной пасты и щеток, предназначенных именно для детей. Познакомить обучающихся со строением зуба с использованием наглядности.

Урок 5. Уход за руками и ногами

Сформировать у учащихся представление о руках как рабочих инструментах человека. Организовать деятельность детей по составлению загадок о руках и их значении, о том, что может человек делать с помощью рук.

Формировать бережное отношение к главным «инструментам» человека. Познакомить с правилами ухода за руками и ногами. Провести беседы о том, какая обувь наиболее удобна для детей.

Урок 6. Забота о коже

Повторить правила бережного отношения к рукам и ногам. Закрепить знания о правилах ухода за кожей рук, ног, лица и тела. Познакомить с понятием «микробы». Объяснить, как нужно бороться с вредными для кожи микробами. Рассказать о том, чем опасны для кожи человека укусы различных насекомых.

Урок 7. Как следует питаться. Самые полезные продукты.


Повторить правила необходимые для сохранения здоровья. Сформировать у учащихся понятие о полезной и вредной пище для здоровья человека. Актуализировать знания о том, откуда берется в доме пища. Познакомиться с органами пищеварения.

Урок 8.Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

Познакомить из чего производять каши, поговорить о пользе каш, об их приготовлении.

Урок 9.Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.

Познакомить с продуктами, которые употребляют на ужин. Раскрыть пользу овощей, ягод, фруктов.

Урок 10. Как сделать сон полезным.

Актуализировать знания о режиме дня, о том, сколько раз и как долго долен спать ученик-первоклассник, о пользе дневного сна.

Рассказать о вреде принятия пищи непосредственно пред сном. Сформировать у учащихся представление о сне как средстве защиты организма от переутомления. Познакомить со значением сна для детей, дать представление о продолжительности сна для различных возрастных групп людей. Рассказать о том, почему постельные принадлежности нужно менять не реже одного раза в неделю, о микробах, которые любят селиться в постели.

Урок 11. Настроение в школе. Настроение после школы.Поведение в школе.

Познакомиться с понятием «настроение». Провести беседу о том, от чего зависит настроение человека, что может испортить настроение, какие поступки детей часто портят настроение взрослых. Объяснить, какие действия ученика помогут ему сохранить хорошее настроение в течение всего учебного дня. Закрепить знания о причинах, влияющих на настроение ученика.

Сформировать у учащихся понятие о том, как сохранить хорошее настроение в течение всего учебного дня. Беседовать на темы: «Примерное поведение-залог хорошего настроения», «Дружный Коллектив- залог успеха и прекрасного настроения».

Познакомить с правилами хорошего тона в образовательном учреждении. Побеседовать о том, какие действия могут испортить настроение человека: скандал, истерика, драка, оскорбление злость.Актуализировать знания о нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, о том, как правильно себя вести на перемене, уроке, в столовой. Повторить разные виды и формы приветствия одноклассников, друзей, взрослых. Провести беседу о том, какие травмы моет получить ребенок, если не станет соблюдать правила поведения в общественном месте.

Урок 12 Дорога и мы.

Провести беседу на тему «Правила поведения на дороге. Мы участники дорожного движения» Актуализировать знания детей о том, зачем нужно соблюдать правила дорожного движения. Расширить представление детей о том, с какого возраста дети могут управлять велосипедом, скутером и какие правила надо при этом соблюдать. Напомнить о технике безопасности возле железной дороги. Провести конкурс на знание дорожных знаков.

Урок 13. Вредные привычки.

Сформировать у учащихся понятие о том, что люди относят к вредным привычкам. Объяснить, чем опасны вредные привычки для физического, психического, нравственного и духовного здоровья человека.

Урок 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.

Выяснить значение слова «микроб». Расширить знания детей о микробах, благоприятных условиях их размножения. Выявить пи попадания микробов в организм человека и их влияние на здоровье. Организовать поиск информации о пользе закаливания, о процедурах закаливания.

Объяснить, что неправильные действия по закаливанию организма могут привести к серьезным заболеваниям.

Урок 15. Как правильно вести себя на воде.

Рассказать о видах спорта, связанных с водой, их пользе для здоровья человека. Рассказать, какие правила необходимо соблюдать, находясь у реки, озера, моря, океана, пруда, в бассейне. Побеседовать об опасностях, которые могут подстерегать ребенка на воде. Объяснить, что нельзя нырять в воду в незнакомом и не обследованном взрослыми месте.

Познакомить с правилами поведения при судорогах ног, рук, солнечном ударе, перегреве, переохлаждении.

Урок 16. Доктора природы (обобщение)

Организовать выставку материалов, которые наработаны в течении учебного года.

Провести защиту проектов. Провести тестирование обучающихся по знаниям правил здорового и безопасного образа жизни.


2 модуль «Мой безопасный мир» (2 класс)

Урок 1. Почему мы болеем.

Познакомить с понятием «болезнь». Беседовать о том, какие органы тела могут болеть. Выявить жизненный опыт детей по этой проблеме. Определить причины заболеваний. Обобщить знания.

Актуализировать знания о правилах гигиены, питания, при­чинах травматизма и т.д.

Провести диспут на тему «От кого и от чего зависит здоровье человека?».

В ходе беседы выяснить, чем здоровый человек отличается от заболевшего. Сформировать у учащихся понятие о том, как оказать помощь заболевшему человеку. Рассказать о профилактике различных заболеваний. Познакомить с понятием «инфекционные болезни».

Предложить участвовать в проекте «Лекарственные растения нашего края». Познакомить, используя гербарий, иллюстрации, мультимедийные презентации, с наиболее часто применяемыми лекарственными растениями. Напомнить о ядовитых свойства некоторых лекарственных растений, ягод. Организовать участие в игре-соревновании «Будь здоров!». Познакомить с понятием «бактерии». Вывести с детьми основные правила сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей. Объяснить, как вредные привычки (употребление алкоголя, курение, наркотики) и инфекционные болезни подрывают психическое, физическое, нравственное, духовное здоровье человека. Провести тестирование по проблеме «Твоё здоровье».

Урок 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.

Познакомить с понятиями «иммунитет», «адаптация», «дезадаптация». Рассказать о роли витаминов в укреплении здоровья, о значении различных прививок для сохранения здоровья человека. Побеседовать о значении соблюдения режима дня для сохранения и укрепления собственного здоровья. Организовать работу над проектом на тему «Я и мой режим дня». Провести коллективную работу по созданию памятки «Как правильно выполнять домашнюю работу». Выслушать высказывания детей на тему «Как я забочусь о своём здоровье».

Актуализировать знания детей о том, что входит в понятие «здоровый образ жизни человека». Использовать на занятии на­родный фольклор, пропагандирующий здоровый образ жизни. Организовать конкурс рисунков на тему «Нет вредным привыч­кам!», спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» или провести игры «Веселые старты» (можно провести ориенти­рование на местности в поисках приза, подвижные игры на ста­дионе или школьном дворе, в парке).

Провести экскурсию (виртуальную или реальную) в по­ликлинику. Организовать встречу детей с врачами различных специализаций, которые лечат детей (педиатр, стоматолог, лор, хирург, врач-инфекционист и т. д.). Провести тестирование по теме «Какие врачи помогают нам сохранить здоровье». Рас­крыть различие понятий «больница», «поликлиника», «санато­рий», «профилакторий», «скорая помощь», «травматологический центр».

Урок 3. Прививки от болезней.

Дать представление о том, что приводит человека к заболеванию инфекционными болезнями. Классифицировать инфек­ционные заболевания. Познакомить детейс тем, как передают­ся инфекционные заболевания. Рассказать о том,как вредные привычки, неправильное поведение приводят к заболеванию инфекционными болезнями. Повторить понятия «инфекция», «иммунитет», «иммунная система». Провести групповые сочи­нения сказки «Путешествие вредной бактерии». К проведению занятия привлечь медицинского работника. Классифицировать заболевания, от которых спасают прививки. Объяснить значение прививок для укрепления и сохраненияздоровья человека. Познакомить с понятием «эпидемия». Привести примеры из истории человечества о том,как заболевания уносили жизни целых городов, селений, государств. Провести игру «Полезно - вредно». Организовать выпуск газеты «Наш друг — прививка».

Урок 4. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений.

Провести сюжетно-ролевую игру «Аптека» или экскурсию в аптеку. Выяснить, какие названия аптек дети знают, где нахо­дятся эти аптеки по отношению к их месту жительства. Актуали­зировать знания детей о том, какие лекарства продают в аптеке.

Беседовать о том, почему люди употребляют лекарства. Вы­явить связь аллергических заболеваний с экологией края. Прове­сти викторины на одну из тем: «Мы знаем лекарственные расте­ния», «Названия детских зубных паст», «Что продают в аптеке».

Сформировать представление учащихся о том, что безвредных лекарств не бывает, что лекарства имеют побочные явления.

Беседовать с детьми о том, какие лекарства находятся у них; дома в аптечке, о расположении аптечки, возможном доступе к лекарствам детей. Познакомить с перечнем лекарств и препа­ратов, которые должны быть в каждой аптечке. Объяснить, какой вред организму может быть нанесен чрезмерным потреблением лекарств натощак, какие лекарства можно принимать только в присутствии взрослых. Познакомить с понятием «дозировка».

Сформулировать правила обращения с лекарственными пре­паратами. Ввести понятие «фитотерапия». Провести игру «Све­тофор здоровья».

Познакомить с различными видами и симптомами отравле­ний. Актуализировать знания детей о том, какие действия могут привести к отравлению. Рассказать о том, какие растения, грибы, ягоды, химикаты, лекарственные препараты бывают ядовитыми. Познакомить с понятием «передозировка». Провести беседу о том, могут ли витамины стать отравой и в каком случае это может про­изойти. Организовать презентацию «Первая помощь при отравле­нии». Провести практическую работу по измерению пульса.

Рассказать о недоброкачественной продукции, ее отличитель­ных признаках. Объяснить, что такое «срок годности». Провести практическую работу «Определение сроков годности различных продуктов». Познакомить с признаками пищевого отравления.

Урок 5. Безопасность при любой погоде.

Организовать конкурс заранее нарисованных по теме рисун­ков, фотовыставку.

Познакомить с понятием «солнечный удар». Рассказать, как предохранить свою кожу от солнечных ожогов, а организм от теп­лового удара, как правильно одеваться в жаркое время года, как оказать первую помощь при ожогах и тепловом ударе. Организовать написание коллективного сочинения «Солнце - наш друг и враг». Провести беседу на тему «Лесные и степные пожары: чем они чреваты для здоровья и жизни человека». Рассказать о прави­лах поведения на природе в пожароопасное время года.

Организовать проектную деятельность по теме «Загадки, на­родные приметы о явлениях природы», конкурс рисунков.

Актуализировать знания детей о различных явлениях приро­ды. Дать классификацию дождей: грибной дождь, «слепой» дождь, ливень, град.

Провести конкурс на лучшее сочинение по картине К.Е. Ма­ковского «Дети, бегущие от грозы».

Выслушать рассказы детей о том, как надо вести себя на при­роде, дома и на улице во время грозы. Объяснить, чем опасна мол­ния. Провести беседу на тему «О чем говорит радуга?». Рассказать, где можно расположиться с палатками на ночь на природе.

Урок 6. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Повторить правила безопасного поведения в доме, назватьпредметы, неправильное пользование которыми может привести к трагедии. Беседовать о том, какие взрывоопасные вещества могут находиться в доме, о мерах предупреждения взрывов. Напомнить, как могут быть вредны различные химикаты, моющиесредства. Обыграть опасные ситуации, которые могут произойти и закрытом помещении.

Актуализировать знания о том, какие опасности поджидают детей на улице, в транспорте. Сформулировать правила поведения на улице и в общественных местах, в транспорте, при переходе через улицу, железнодорожные пути.

Предупредить о том, что опасно общаться во дворе или на улице с незнакомыми людьми. Рассказать, что такое вредные привычки и как в них могут вовлекать детей их ровесники или взрослые. Объяснить, для чего крадут детей.

Беседовать на тему «Беспризорность — чем она опасна для ребенка».

Урок 7. Правила поведения на воде.

Организовать конкурсы рисунков «Отдых у водоема», «Наша река», фотовыставку. Рассказать об олимпийских видах спорта, связанных с различным состоянием воды. Рассказать о пользе купания и закаливания.

Беседовать на тему «Опасности, подстерегающие детей у воды». Сформулировать правила поведения у водоемов. Про­вести конкурс рисунков «Запрещающие знаки» (работа в группах).

Урок 8. Правила обращения с огнём.

Актуализировать знания детей о значении огня в жизни человека. Анализировать примеры жизненных ситуаций, раскрывающие положительные и отрицательные стороны огня. Обсуждать ситуа­ции, при которых могут возникнуть пожары (явления природы, деятельность человека, техногенные пожары). Рассказать, как пра­вильно поступать при начале пожара. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, правилами поведения при пожаре в доме, во дворе, в поле, лесу, на даче и т. д. Познакомить с документом и схемой «План эвакуации при пожаре в школе». Сформировать у учащихся умение описать словами план эвакуации из класса, сто­ловой, спортзала, библиотеки, актового зала. Провести репетицию эвакуации из класса во двор школы, обратив внимание на соблюдение правил поведения при коллективной эвакуации.

Читать и анализировать литературные произведения, в которых говорится об огне, пожаре и т. д.

Урок 9. Как уберечься от поражения электрическим током.

Расширить представления детей о понятиях «электрические приборы», «электрический удар», «короткое замыкание», «элек­трический заряд». Познакомить с возможными повреждениями организма человека при воздействии на него электрического тока. Рассказать о материалах, которые являются изоляторами тока (резина, кожа, бумага), и их использовании при оказании помощи человеку, находящемуся под действием тока. Рассказать о предметах, которые очень хорошо проводят электрический ток, и о правилах оказания первой медицинской помощи пострадав­шему от электрического тока. Сформулировать правила безопас­ного поведения при контакте с электроприборами.

Урок 10. Как следует питаться. Самые полезные продукты.

Повторить правила необходимые для сохранения здоровья. Сформировать у учащихся понятие о полезной и вредной пище для здоровья человека. Актуализировать знания о том, откуда берется в доме пища. Познакомиться с органами пищеварения.

Урок 11.Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

Познакомить из чего производят каши, поговорить о пользе каш, об их приготовлении.

Урок 12.Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.

Познакомить с продуктами, которые употребляют на ужин. Раскрыть пользу овощей, ягод, фруктов.

Урок 13. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Познакомить с понятиями «травма», «травматизм». Познакомить с различными видами травм и их происхождением. Провести практическую работу по ознакомлению детей с оказанием первой медицинской помощи при порезах, ушибах, переломах. На основе жизненных ситуаций и литературных произведений проанализировать ситуации, которые могут привести к травме.

Урок 14. Дорога и мы.

Провести беседу на тему «Правила поведения на дороге. Мы участники дорожного движения» Актуализировать знания детей о том, зачем нужно соблюдать правила дорожного движения. Расширить представление детей о том, с какого возраста дети могут управлять велосипедом, скутером и какие правила надо при этом соблюдать. Напомнить о технике безопасности возле железной дороги. Провести конкурс на знание дорожных знаков.

Урок 15. Как защититься от насекомых.Предосторожности при обращении с животными.

Рассказать о разнообразии видов насекомых. Актуализировать знания детей о пользе и вреде от насекомых. Провести классифика­цию различных видов насекомых на вредных и полезных. На основе анализа отрывка «Вдруг какой-то страшный зверь...» из стихотворения «Мой щенок» С. Михалкова сформировать у детей понятие «аллергия». Познакомить с признаками аллергических явлений, правилами оказания первой медицинской помощи себе и другим людям при укусе пчелы, овода, комара. Рассказать о лексическом значении слова «пинцет», его правильном произношении и написании

Рассказать о безопасном применении кремов, гелей, мазейот укусов насекомых.

Актуализировать знания учащихся о том, как правильно вести себя с животными, которые находятся рядом. Беседовать о домашних животных и правильном обращении с ними. Рассказать о причинах, из-за которых животные могут вести себя агрессивно, о возможных негативных последствиях, к которым может привести неправильное обращение с животными.

Познакомить с правилами поведения с животными в доме, на улице, в зоопарке и т. д. Сформировать умение оказывать пер­вую медицинскую помощь при получении царапин, укусов.Предложить вспомнить пословицы, связанные с животными.

Урок 16. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Беседовать о разнообразии химических веществ, используемых человеком в быту, которые нельзя употреблять в пищу и ко­торыми опасно дышать с близкого расстояния. Назвать продукты питания, которые могут стать причиной отравления. Познако­мить с понятиями «дезинфекция», «дезодорант».Обозначить признаки отравления организма о том, каким образом угарный газ попадает в атмосферу (выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, лесные пожары, табачный дым, выделения микроорганизмами, растениями, животными, человеком). Рассказать о вредном воз­действии угарного газа на организм человека.

Довести до осознания детей тот факт, что при обнаружении дыма и огня необходимо звонить по телефону Службы спасения, сообщить родителям или другим взрослым людям.

Беседовать на тему «Признаки отравления организма угарным газом и оказание первой медицинской помощи».

Урок 17. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах.

Актуализировать знания о том, как правильно принимать сол­нечные ванны, пользоваться сауной и баней. Беседовать о том, как правильно одеваться в различное время года.Беседовать о губительной силе теплового удара, признаках его наступления. Познакомить с историческими фактами наблюде­ний Александра Македонского за проявлениями теплового удара.

Сформировать навыки оказания первой медицинской помо­щи при тепловом ударе.

Познакомить с понятием «обморожение». Беседовать о време­нах года, явлениях природы. Предложить для разгадывания кросс­ворд о зимней погоде. Предложить вспомнить русские народные пословицы о явлениях природы, народные приметы, связанные с изменением погоды, литературные произведения, в которых го­ворится о буранах, метелях, обморожении и т. д. Анализировать ситуационные задачи о поведении при обморожении. Познако­мить с признаками обморожения. Сформировать навыки оказа­ния первой медицинской помощи при обморожении. Рассказать о том, что нельзя делать при обморожении кожи тела — кожи рук, лица, ног.

Познакомить с понятием «растяжение связок». Используя на наглядные пособия или мультимедийные презентации, познакомить детей со скелетом человека; показать, как кости соединяются между собой с помощью связок. Познакомить с признаками растяжения связок и вывихов костей. Показать на скелете человека, в каких местах чаще всего происходит вывих. Рассказать в чём заключается отличие вывиха от перелома костей.

Указать на значимость обращения в травматологический пункт при вывихах. Провести беседу на тему «Рентген на службе здоровья человека». Рассказать об ультразвуковых исследованиях, при растяжении связок и вывихах.

Организовать и провести групповую или парную работу по оказанию первой доврачебной помощи при растяжении связок и вывихах.










III. Тематическое планирование

1 модуль «Путешествие в страну Здоровячков» (1 класс)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Формируемые УУД

1.

Дружи с водой.

1

Правильное и безопасное проведение у водоема и во время перехода к нему; умение пользоваться санузлами, водопроводом в условиях школы, дома, дачи, создавать условия для закаливания собственного организма.

2.

Забота о глазах.

1

Умение отыскивать причины явлений, задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения, вести диалог и быть активным в диалоге; знания правил личной гигиены, их правильное обозначение; знание правильного ухода за глазами при различных глазных заболеваниях.

3.

Уход за ушами.

1.

Умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению собственного слуха, создавать условия для проведения здоровьесберегающих профилактических занятий, задавать вопросы по конкретной теме, целостно составлять рассказ по картинке; знание алгоритма действий личной гигиене при уходе за ушами.

4.

Уход за зубами.

1

Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта; знание назначений различных зубных паст, порошков, эликсиров; умение соотносить изображаемые действия на картинках с личным опытом

5.

Уход за руками и ногами.

1

Значение основных правил гигиены по уходу за руками и ногами, знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях; владение навыками оказания первой медицинской помощи.

6.

Забота о коже.

1

Знание различных кожных заболеваниях и умение предохранить себя от кожных болезней; умения организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки, контролировать свою деятельность при уходе за кожей своего тела, решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья.

7.

Как следует питаться.

Самые полезные продукты.

1

Умения устанавливать причинно-следственные связи питания с общим состоянием организма, строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

8.

Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

1

Сформировать знания о том, из чего производят каши, о пользе каш, об их приготовлении.


9.

Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.


1

Сформировать знания о продуктах, которые употребляют на ужин, о пользе овощей, ягод, фруктов.


10.

Как сделать сон полезным.

1

Умения вести наблюдение и анализ собственных действий, выделять существенную информацию из разных источников, соблюдать режим дня; накопление знаний о гигиене сна.

11.

Настроение в школе. Настроение после школы.

Поведение в школе.

1

Умения вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов, систематизировать информацию, положительно удовлетворять потребности общения, фиксировать результаты наблюдения.

Умения составлять связный рассказ о собственных действиях и давать им оценку, давать оценку действиям своих ровесников, обобщать необходимую информацию на заданную тему, делать обобщения.

12.

Дорога и мы.

1

Актуализировать знания детей о том, зачем нужно соблюдать правила дорожного движения. Расширить представление детей о том, с какого возраста дети могут управлять велосипедом, скутером и какие правила надо при этом соблюдать. Напомнить о технике безопасности возле железной дороги.

13.

Вредные привычки.

1

Знание о вредных привычках, их классификация; умение ставить исследовательские проблемы, анализировать поступки и поведение других людей.

14.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

1

Умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; знание основных правил закаливания собственного организма; умение получать и использовать различные виды информации.

15.

Как правильно вести себя на воде.

1

Умение выполнять правила поведения у водоемов; понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей; способность контролировать собственную деятельность и поступки; уверенность в себе.

16.

Доктора природы(обобщение).

1

Умения анализировать и отбирать необходимую информацию о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, договариваться, оценивать собственные поступки и состояние своего здоровья; владение способами коллективной деятельности; умение бережно относиться к своему и чужому здоровью.












2 модуль «Мой безопасный мир» (2 класс)

№ п /п

Тема

Кол-во часов

Формируемые УУД

1

Почему мы болеем.

1

Знание причин возникновения различных заболеваний у че­ловека; понимание роли вред­ных привычек для здоровья человека; сформированность представлений об отличи­тельных признаках различных инфекционных заболеваний; актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и на­выков в конкретной жизнен­ной ситуации; умение разумно вести себя в непредвиденных ситуациях.

2

Кто и как предохра­няет нас от болезней.

Кто нас лечит.

1

Знание различных меди­цинских профессий; умения соблюдать правила безопасно­сти, фиксировать результаты наблюдений и делать соответ­ствующие выводы, выдвигать разные варианты решения про­блемы, добывать информацию и применять ее в различных жизненных ситуациях, связан­ных со здоровьесбережением.

Сформированность навыков положительных эмоциональ­ных проявлений по отношениюк информации, получаемойот взрослых людей; умение наблюдать; знание номеров телефонов служб спасения, скоройпомощи, детской поликлиники и т.д.


3

Прививки от болезней.

1

Умение проявлять интерес к самопознанию; положитель­ный настрой на выполнение процессов здоровьесбережения; знание передающихся инфекционных болезней и приви­вок против них.

4

Что нужно знать о ле­карствах.

Как избе­жать отрав­лений.

1

Умение добывать информацию из справочников, энциклопе­дий, телепередач, Интернета и т. д., обрабатывать ее и при­менять на практике; умение вести проектную деятельность на заданную тему, наблюдать, сравнивать, обобщать; умение самостоятельно проявлять здоровьесберегающую ком­петентность при обращении с различными лекарственными препаратами, оказать элемен­тарную медицинскую или пси­хологическую помощь другим и себе.

Проявление устойчивого инте­реса к правилам здоровьесберегающего и безопасного пове­дения; осознанное отношение к использованию химических, лекарственных, хозяйствен­но-бытовых веществ; пони­мание необходимости знать сроки хранения различных продуктов и их употребления в пищу; знание ядовитых ра­стений; понимание того, что вредные привычки могут при­вести к отравлению организма (спиртное, лекарства, курение, наркотики и т. д.)

5

Безопас­ность при любой по­годе.

1

Умения адекватно реагиро­вать на изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи; умения правильно осознавать себя, свои желания и потребности, определять состояние здоровья; стремление к самооценке; знание правил поведения в экстре­мальных ситуациях, связанных с природными явлениями.

6

Правила безопасно­го поведе­ния в доме, на улице, в транс­порте.

1

Умения правильно понимать чужие эмоциональные состоя­ния, проявлять радость и доб­рожелательность в общении и взаимодействии со знакомы­ми сверстниками и взрослыми, правильно строить отношения с незнакомыми людьми, ра­зумно и правильно вести себя в непредвиденных ситуациях; сформированность представле­ния об осторожности.

7

Правила поведения на воде.

1

Умения решать игровые задачи, содействующие сохранению здоровья; быстро и автономно принимать самостоятельное решение при сохранении собственного здоровья или жизни; стремление выполнять правила техники безопасности жизнедеятельности человека.

8

Правила обращения с огнём.

1

Осознание ценности собствен­ного здоровья и здоровья дру­гих людей; стремление к здоро­вому образу жизни; устойчивое стремление выполнять правила техники безопасности при об­ращении с огнём, электропри­борами и т. д.

9

Как убе­речься от пораже­ния элек­трическим током.

1

Знание правил обращения с электроприборами; устой­чивая направленность любых действий на осознание ценно­сти здоровья и человеческой жизни; осознанное принятие нравственных эталонов жизне­деятельности.

10.

Как следует питаться. Самые полезные продукты.

1

Умения устанавливать причинно-следственные связи питания с общим состоянием организма, строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

11.

Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

1

Сформировать знания о том, из чего производят каши, о пользе каш, об их приготовлении.


12.

Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.

1

Сформировать знания о продуктах, которые употребляют на ужин, о пользе овощей, ягод, фруктов.


13.

Как убе­речься от порезов, ушибов, переломов.

1

Бережное, уважительное и за­ботливое отношение к здоро­вью ровесников, взрослых лю­дей; положительная мотивация к сохранению своего здоровья.

14.

Дорога и мы.

1

Актуализировать знания детей о том, зачем нужно соблюдать правила дорожного движения. Расширить представление детей о том, с какого возраста дети могут управлять велосипедом, скутером и какие правила надо при этом соблюдать. Напомнить о технике безопасности возле железной дороги.

15.

Как за­щититься от насеко­мых.

Предосто­рожности при об­ращении с животны­ми.

1

Понимание того, что насеко­мые являются разносчиками различных инфекционных заболеваний; умение защитить свою кожу от укусов насеко­мых; здоровье сберегающая эрудированность по опреде­ленной проблеме; умение пе­ренести имеющиеся здоровье сберегающие знания в решение проблемных и имитационных ситуаций.

16.

Первая по­мощь при отравлении жидкостя­ми, пищей, парами, газом.

1

Умение оказать себе или дру­гим элементарную медицин­скую помощь, применять и быстро актуализировать здоровье сберегающие знания и навыки в решении игровой дидактической задачи; пра­вильно и развернуто отвечать на вопросы, связанные с ре­шением проблемных ситуаций и игровых задач.

17.

Первая помощь при пере­гревании и тепловом ударе, при ожогах и обморо­жении, при травмах.

1

Умение адекватно и осознанно принимать решения в нестан­дартных ситуациях; овладение навыком самостоятельного применения здоровье сберегающих знаний и умений; прояв­ление интереса к получению новых знаний, информации и умение их классифицировать и применять в нестандартных ситуациях. Осознанный интерес к пра­вилам здоровьесберегающего и безопасного поведения в раз­личных жизненных ситуациях; умение оказать элементарную медицинскую или психологиче­скую помощь или самопомощь.





IV.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса


1.Акинина Г.А. Управление здоровьесохранением учащихся в современной школе / Г.А. Акинина, В.В. Маскин; «Ряз. Ин-т развития образования». - Рязань, 2009. - 119 с.

2.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на дорогу. 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2012, 192 с.

3.Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2010,224 с.

4.Кучма В.Р., С^рдюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.

5.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1—4 классы) / изд. 2-е - М.: ВАКО, 2014. - 288 с.

6.Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры. 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2014, 176 с.

7.Смирнов Н.К. Здоровьесберегаюпше образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 121 с.

8.Фетисов А.С. Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние : монография / А.С. Фетисов. - Воронеж : АИСТ, 2013. - 176 с.

Тетради для обучающихся:

1.М.М. Безруких, А.Г. Макееева, Т.А. Филиппова «Разговор о здоровом и правильном питании»-М,2016

2.М.М. Безруких, А.Г. Макееева, Т.А. Филиппова «Две недели в лагере здоровья»-М,2016

3.М.М. Безруких, А.Г. Макееева, Т.А. Филиппова «Формула правильного питания»-М.,2017






Приложение 1

Календарно- тематическое планирование

1 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

1.

Дружи с водой.

1




2.

Забота о глазах.

1




3.

Уход за ушами.

1.




4.

Уход за зубами.

1




5.

Уход за руками и ногами.

1




6.

Забота о коже.

1




7.

Как следует питаться.

Самые полезные продукты.

1




8.

Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

1




9.

Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.


1




10.

Как сделать сон полезным.

1




11.

Настроение в школе. Настроение после школы.

Поведение в школе.

1




12.

Дорога и мы.

1




13.

Вредные привычки.

1




14.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

1




15.

Как правильно вести себя на воде.

1




16.

Доктора природы(обобщение).

1









2 класс

№ п /п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

1

Почему мы болеем.

1




2

Кто и как предохра­няет нас от болезней.

Кто нас лечит.

1




3

Прививки от болезней.

1




4

Что нужно знать о ле­карствах.

Как избе­жать отрав­лений.

1




5

Безопас­ность при любой по­годе.

1




6

Правила безопасно­го поведе­ния в доме, на улице, в транс­порте.

1




7

Правила поведения на воде.

1




8

Правила обращения с огнём.

1




9

Как убе­речься от пораже­ния элек­трическим током.

1




10.

Как следует питаться. Самые полезные продукты.

1




11.

Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет.

1




12.

Пора ужинать. Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.

1




13.

Как убе­речься от порезов, ушибов, переломов.

1




14.

Дорога и мы.

1




15.

Как за­щититься от насеко­мых.

Предосто­рожности при об­ращении с животны­ми.

1




16.

Первая по­мощь при отравлении жидкостя­ми, пищей, парами, газом.

1




17.

Первая помощь при пере­гревании и тепловом ударе, при ожогах и обморо­жении, при травмах.

1



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!