СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" (34 ч). Курс рассчитан на учащихся 6 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "К тайнам слова"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

с углубленным изучением иностранных языков

«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Приморского района Санкт-Петербурга






ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школы № 43

Приморского района Санкт-Петербурга


Протокол № 1 от «___» ________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 43

________________Л.В. Расторгуева


Приказ № 122-д от «___» ________ 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«К ТАЙНАМ СЛОВА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

для обучающихся 6х классов

34 часа в год

Сроки реализации: 01.09.2019 - 25.05.2020








Разработчик:

учитель

Василькова Юлиана Сергеевна













САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 6 классе составлена на основе программы Т.Н. Трунцевой для внеурочной деятельности по русскому языку в 5–6 классах и следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2013 года № 273 – ФЗ);

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • письма Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 года №N03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;


Назначение программы


Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.

 

Основное направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное


Актуальность и перспективность курса: Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету « Русский язы» к у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5–6 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» является тематической и ориентирована на учащихся 6 класса.

Количество часов в год: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Продолжительность занятия – 45 минут.


Цели реализации программы:


– создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи реализации программы:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку;

• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного

процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Планируемые результаты освоения конкретного курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;



Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»


В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов (лексика, фразеология) предмета «Русский язык»; осуществлять совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка. Развивается Творческая мастерская юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий по работе со словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий и Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучения фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной, исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем…» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов по теме «Лексика. Фразеология».


I. «Ярмарка идей» (5ч)

Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)

Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов «Лексика», «Фразеология»;

Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)

Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Темы 3 -5. Эврика! (3ч)

Составление плана исследовательской, аналитической работы Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.


II. «Слово о словах» (20ч)

Тема 6. Имена вещей (1ч)

Работа Творческой мастерской по темам «Уточнение понятия о лексическом значении слова», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями, обогащение словарного запаса учеников.

Тема 7. В царстве смыслов много дорог (2ч)

Работа Творческой мастерской по темам «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами – омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов – омонимов». Игра «Грамматический аукцион».

Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова (2ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 9. Как появляются новые слова (неологизмы)? (2ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект – составление презентации «Лингвистический портрет поэта, использующего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.

Тема 10. Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)

Работа Творческой лаборатории исследователя по теме «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими историческими словарями. Определение первоисточника слова. Групповой проект «Иллюстрируем этимологический словарь».

Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по темам «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова – синонимы: правильное употребление в речи». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 12. Слова – антиподы (1ч)

Работа Творческой мастерской исследователя – беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антиподы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистические рисования с использованием антонимов. Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов сочинений).

Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке повести А Рыбакова «Приключения Кроша». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Керролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 14. Словари «чужих» слов (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 15. «Он весь свободы торжество» (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

Тема 16. Мы говорим его стихами (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование сочинений).

Тема 17. Слова уходящие (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения паронимов.

Тема 19, 20. Словарь – грамотей.

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.


III. «Что в имени тебе моем…» (9ч)

Тема 21. Научная этимология (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»», «Родственные слова «запонка» и «запятая»?».

Тема 22. Какие бывают имена? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема 23. Древнерусские имена (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения древнерусских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).

Тема 24. Отчество и фамилия (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворений С. Михалкова).

Тема 25. Времена года (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала».

Тема 26. О том, что мы носим (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Тема 27. Растения – почему их так называют? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Тема 28. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.


Тематический план кружка «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»


п/п

Тема

Кол-во часов

Форма организации и виды деятельности

Сроки проведения

«ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5 Ч)

1

Что я умею, что могу?

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология)

сентябрь

2

Через тернии к звёздам

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учётом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка

сентябрь

3

Эврика!

3

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения « Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарём











сентябрь

4

Эврика!

сентябрь

5

Эврика!

октябрь

«СЛОВО О СЛОВАХ» (20 Ч)

6

Имена вещей

1

Формирование у учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.


октябрь

7

В царстве смыслов много дорог

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».


октябрь

8

В царстве смыслов много дорог

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Знакомство с многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему». Продолжение работы над проектом «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Редактирование творческой работы. Игра «Грамматический аукцион».

октябрь

9

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

2

Формирование у учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».


ноябрь

10

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

ноябрь

11

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

2

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, Вл. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своём творчестве неологизмы». Защита презентаций.


ноябрь

12

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

ноябрь

13

Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».

декабрь

14

Об одном и том же разными словами

1

Формирование у учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).

декабрь

15

Слова-антиподы

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения

В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарём антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).

декабрь

16

Ума палата, или О фразеологических оборотах

2

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключения Кроша»». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».


декабрь

17

Ума палата, или О фразеологических оборотах

январь

18

Словари «чужих» слов

1


егулятивные:Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарём иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

январь

19

«Он весь свободы торжество»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А. С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина».

январь

20

Мы говорим его стихами

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения а произведениях

А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: « Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).

февраль

21

Слова уходящие

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: « Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

февраль

22

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

2

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

февраль

23

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

февраль

24

Словарь-грамотей

2

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря» Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.


март

25

Словарь-грамотей

март

«ЧТО В ИМЕНЕ ТЕБЕ МОЁМ...» (9 Ч)

26

Научная этимология

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема. «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты ( с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк», «волынка»», «Родственники ли слова «запонка» и «запятая»»?

март

27

Какие бывают имена?

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имён собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

март

28

Древнерусские имена

2

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарём. Темы: «История образования древнерусских имён», «Особенность древнерусских имён», «История происхождения русских имён». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имён» (на примере произведений

А. С. Пушкина).

апрель

29

Древнерусские имена

апрель

30

Отчество и фамилия

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова)


апрель

31

Времена года

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси? Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

апрель

32

О том, что мы носим

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».


май

33

Растения – почему их так называют?

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект : «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?»


май

34

Птицы и звери – почему их так называют?

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.


май

Итого:

34 часа




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Что я умею, что могу?

1


2

Через тернии к звёздам

1


3

Эврика!

1


4

Эврика!

1


5

Эврика!

1


6

Имена вещей

1


7

В царстве смыслов много дорог

1


8

В царстве смыслов много дорог

1


9

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

1


10

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

1


11

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

1


12

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

1


13

Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов

1


14

Об одном и том же разными словами

1


15

Слова-антиподы

1


16

Ума палата, или О фразеологических оборотах

1


17

Ума палата, или О фразеологических оборотах

1


18

Словари «чужих» слов

1


19

«Он весь свободы торжество»

1


20

Мы говорим его стихами

1


21

Слова уходящие

1


22

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

1


23

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

1


24

Словарь-грамотей

1


25

Словарь-грамотей

1


26

Научная этимология

1


27

Какие бывают имена?

1


28

Древнерусские имена

1


29

Древнерусские имена

1


30

Отчество и фамилия

1


31

Времена года

1


32

О том, что мы носим

1


33

Растения – почему их так называют?

1


34

Птицы и звери – почему их так называют?

1



Итого:

34 часа




Информационно – методическое обеспечение

Основная литература для учителя

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –


Дополнительная литература

  1. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

  3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.

  7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990

  8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982

  9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

  10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

  11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

  12. Шкатова Л.А.  Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

  5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

  9. Мир слова русского http://www.rusword.org

  10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

  11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

  12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

  14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

  16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

  17. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  18. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  19. Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

  20. Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

  21. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!