Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _____________/ Протокол №_____ от «___» _____________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Руководитель по УВР ____________/Галькевич А. С. Протокол №_____ от «___» ___________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» ___________/Чурбанов М.Г. Приказ №_____от _____2017 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ИСТОКИ»
(наименование учебного предмета)
Базовый, начальное общее, III класс
(уровень образования)
34 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Храпкова Ольга Ярославовна, учитель начальных классов
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2017г.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
исходя из контекста, употреблять и корректно использовать их в своей речи;
опираться на них в своей деятельности и общении.
Обучающиеся должны знать такие понятия, как:
- Ценностное отношение обучающихся к нравственным нормам и идеалам отечественной культуры, к окружающему миру.
-Высокий уровень нравственного сознания учащихся.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Содержание учебного курса «Истоки» для 3 класса
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
Основные направления и ценностные основы
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
4. Интеллектуальное воспитание
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
5. Здоровьесберегающее воспитание
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде
9. Воспитание семейных ценностей
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
10. Формирование коммуникативной культуры
Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
11. Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.
Все направления духовнонравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовнонравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на уровне начального общего образования.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема и содержание занятия | Категории | Методы, виды активного занятия |
1 | 04.09 | | Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека | Вера. Надежда. Любовь. София. Тело. Душа. Дух. | Ресурсный круг "Какие знания дает предмет Истоки?" |
2 | 11.09 | | Значение слова "вера". Чему доверяет сердце? | Вера. Сердце. Нравственность. Характер. | Работа в паре "Что соединяет вера?" (развивающий) |
3 | 18.09 | | Как верит пытливый ум? Во что верует душа? | Православная вера. Заповеди. | Работа в паре "Правила нравственности" (развивающий) |
4 | 25.09 | | Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности | Преданность. Надежность. Верность. Твердость | Ресурсный круг "Верность Родине" (развивающий) |
5 | 02.10 | | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | Чувство долга. Уверенность. Вероломство | Работа в паре "Что помогает нам хранить верность? (оценивающий) |
6 | 09.10 | | Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем | 1равда и кривда | Р'абота в паре "Пословицы о правде" (развивающий) |
7 | 16.10 | | Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе | Праведный труд. Путеводный образ. Пророк | Ресурсный круг "Какой образ является путеводным для тебя?", (развивающий) |
8 | 23.10 | | Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум | Честь. Доблесть. Почести. Ордена. Слава. | Работа в паре "Честь"( развивающий) |
9 | 13.11 | | Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому | Добрая репутация. Почитание родителей. Послушание | Ресурсный круг "Береги честь смолоду" (развивающий) |
10 | 20.11 | | Повторение всех категорий | | Работа в паре "Честь по заслугам" (оценивающий) |
11 | 27.11 | | Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать | Надежда на свои силы и опыт поколений. Терпение. Уныние и отчаяние | Ресурсный круг "как в жизни человеку помогает надежда?" (развивающий) |
12 | 04.12 | | Упование на Бога. Тщетная Надежда | Упование. Тщета | Работа в четверке "Что укрепляет надежду?" (развивающий) |
13 | 11.12 | | Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах | Согласие. Лад. | Ресурсный круг. "Строительство моста" (развивающий) |
14 | 18.12 | | Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие. | Несогласие. Разногласие | Работа в четверке 'Согласие в деле" (развивающий) |
15 | 25.12 | | Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения | Терпение. Умение | Работа в четверке "В каких делах необходимо терпение?" (оценивающий) |
16 | 15.01 | | Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом | Терпение. Согласие | Ресурсный круг "Самый терпеливый человек" (развивающий) |
17 | 22.01 | | Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание | Послушание. Совесть. Своеволие | Работа в четверке "Послушание" (развивающий) |
18 | 29.01 | | Повторение | Послушание. Совесть. Своеволие | Работа в четверке "Надежда - устремление к доброму исходу дела" (оценивающий) |
19 | 05.02 | | Великая сила любви. Любовь к ближнему | Любовь. Дружба | Работа в четверке "В чем проявляется любовь к ближнему?" (развивающий) |
20 | 12.02 | | Любовь в семье. Единство. Лад | Любовь. Дружба | Ресурсный круг "Почему любовь - это руд души?" (развивающий) |
21 | 19.02 | | Святая любовь Бога к своему творению | Повесть о Петре и Февронии. Письмо | |
22 | 26.02 | | Милосердие в деле. Благотворительность | Повесть о Петре и Февронии. Письмо | Ресурсный круг "Милосердие" (развивающий) |
23 | 05.03 | | Милосердие в слове. Где гнев там и милость | Сестры милосердия. "Белый ангел Москвы" | Работа в четверке "Слово о милосердном человеке" (развивающий) |
24 | 12.03 | | Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине | Доброта. Притча | Работа в четверке "Доброта истинная и ложная", (развивающий) |
25 | 26.03 | | В ком нет добра, в том и правды мало. | Истинность и ложность | Работа в четверке "Добрые дела" (оценивающий) |
26 | 02.04 | | Покаяние — признание своей вины. | Исповедь. | Работа в четверке "На пути покаяния" и "Покаяние" (развивающий) |
27 | 09.04 | | Ступени покаяния | Раскаяние | Работа в четверке "Сад добродетелей" (оценивающий) |
28 | 16.04 | | Ум познает и запоминает -разум смысл постигает | Ум. Разум | Работа в четверке "Ум да разум" (развивающий) |
29 | 23.04 | | Истина в слове. Подлинное неложное знание | Истина. Заблуждение | Работа в четверке "Истина в слове" (развивающий) |
30 | 30.04 | | Истина в образе. Истина в деле | Ресурсный круг | "Как предмет Истоки помогает постигать истину?" (развивающий) |
31 | 07.05 | | Мудрость - соединение истины, правды и любви | Правда. Любовь. Истина | Ресурсный круг "Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?" (развивающий) |
32 | 14.05 | | Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире | Знания. Мудрость. Книжная мудрость | Работа в четверке "Мудрые советы Владимира Мономаха" (оценивающий) |
33 | 21.05 | | Вернуться к началу учебника | Тоже | Работа в четверке "Что помогает тебе идти по дороге Веры, Надежды и Любви? (оценивающий) |
34 | 28.05 | | Итоговый | Ресурсный круг | "Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки?" |
.