СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Малахитовая провинция"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы позволяет показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, помогает включить учащегося в активное познание своей "малой Родины".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Малахитовая провинция"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Полевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

(ГБОУ СО «Полевская школа»)


Согласовано: ____________

Руководитель МО

Соколова Н.А.

Протокол МО №____ от___________

Утверждаю: ____________

Директор ОУ:

Ишимбаева О.В.

Протокол педсовета

№___ от__________












Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Малахитовая провинция»

для обучающихся 7 классов








Составитель:

Васильева Надежда Александровна,

учитель

первой квалификационной категории

















Полевской 2022

Пояснительная записка

Краеведческо-туристкая деятельность является источником обогащения учащихся знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Позволяет обучающимся, совершая тематические прогулки и экскурсии, знакомиться со своим краем, изучать свою страну начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своих земляков. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Данная программа нацелена на использование потенциальных возможностей краеведческо-туристкой деятельности для интеллектуального и эстетического развития обучающихся, их патриотического воспитания.

За основу данной программы взято эколого-нравственное направление, которое изложено в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни краеведческих направлений в структуре АООП нашей ОО. Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону РФ и локальным актам образовательной организации. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малахитовая провинция» для обучающихся 7 классов составлена на основании следующей литературы: «Полевской край»: вып.1 и 2. - Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий» 1998-2001г.; А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред. -Урал. Кн. Изд-во, -1989г.; А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.- Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.; Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998г.; «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.-Екатеринбург.-1999г.; «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ»- 2001 г. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.; Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.; Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.; Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред. Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ,2004. 11.; С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013. -306 с.

Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.

Цель программы:

- Показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в активное познание своей «малой Родины».

-Приблизить учащихся к миру искусства, воспитывать способность к творчеству.

- Развивать и корректировать личности обучающихся.

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей с историей заселения и развития нашего города и окрестностей;

- Повысить интерес к экологическим знаниям;

- Формировать у обучающихся эколого-краеведческие умения и навыки;

- Вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность.

2. Развивающие:

- Корригировать нарушения психофизических функций у обучающихся;

-Развивать творческие возможности учащихся.

3. Воспитательные:

-Воспитывать уважительное и бережное отношение и к природе, и к творениям рук и таланта наших земляков;

- Формировать личностные качества воспитанников;

- Формировать трудолюбие, ответственность коммуникабельность;

- Воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним.

Содержание программы 3-го года обучения (7 класс)

На реализацию программы отведено 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

Введение «Мой город мне дорог...» 1 час

1. «Культура и быт родного края» 4 часа

2. «Богатства уральских лесов» 4 часа

3. «От завода пошел и город» 5 часов

4. «Полевской во время ВОВ» 3 часа

5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов

6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов

7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа

8. «Полевской вчера, сегодня, завтра» 3 часа

Основные принципы, положенные в основу программы:

·принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

·научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

·систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.


Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, интерактивных коллекций, иллюстраций, онлайн-презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, лэпбука, проектные и исследовательские работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Малахитовая провинция» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, виртуальные путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов, сбор информации, защита проектов, и т.д. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию своих земляков.

В разделах третьего года обучения:

1. «Культура и быт родного края». У учащихся формируется представление об Урале как части России, о деятельности человека и природы, о природе Свердловской области. Развивается чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.

2. «Полевской – край Уральский». Больше узнают о национальностях малых народов Урала. Изучают природные условия и ресурсы города Полевского и его окрестностей. Читают научно-популярную литературу по теме.

3. «От завода пошёл и город». Дети узнают краткую историю возникновения заводского поселка. Архитектурное решение строительства города. Старые улицы города и их современные названия. Исторические и памятные места, связанные с историей завода, его продукцией. Памятники, посвященные событиям гражданской войны. Участвуют в создании лэпбука, овладевают приёмами исследовательской деятельности.

4. «Полевской во время ВОВ». Продолжают знакомятся с мемориалами, увековечившими память наших земляков. Формируется чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества, расширяются знания учащихся о Великой Отечественной войне. Всё это содействует развитию творческих способностей у обучающихся.

5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края». Продолжают знакомиться с интересными фактами из жизни и творчества П.П.Бажова, его пребывании в Полевском, истории создания сказов. Выполняют творческие работы: иллюстрации к сказам, поделки из различных материалов.

6. «Сокровища малахитовой шкатулки». Читают сказы П.П.Бажова, действие которых происходит в Полевском. С произведениями П. П. Бажова учащиеся продолжают знакомиться как на занятиях, так и дома. Изготавливают поделку на свое усмотрение по сказам на выставки (школьные, городские).

7. «Легенды и сказы Урала». Развивают гражданские качества личности на основе приобщения к духовно - нравственным ценностям, культурным традициям уральского края. Выполняют творческие работы – рисунки, поделки, пробуют сами сочинить сказ о своей малой родине.

8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра». Учатся владеть системой ценностей и идеалов, реализовывать себя в обществе и быть полезным своей стране, читают научно-популярную и художественную литературу по теме.


Программа предусматривает изучение теоретического и практического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, города. На практических занятиях учащиеся приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений. Составлять рассказ, проводить исследовательские и поисковые работы, применять полученные знания на практике.

Учащиеся должны знать и уметь:

- Правила техники безопасности на практических занятиях;

- Правила поведения в общественных местах;

- Уметь доносить информацию;

- Находить и использовать дополнительную информацию о родном крае.


Результативность деятельности курса внеурочной деятельности по краеведению

«Малахитовая провинция»

В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности внеурочной деятельности. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это могут стать итоги участия обучающихся в конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Программа разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.



Характеристика базовых учебных действий

Личностные

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- активно включатся в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- ценностное отношение и любовь к близким, к городу, к народу, России;

- эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- уметь задавать вопросы, строить для партнера высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Регулятивные

- работать с учебными принадлежностями, организовывать свое рабочее место;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, культурных, социальных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

Первый уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергают).

Третий уровень получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования социально-приемлемых моделей поведения.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Способы контроля знаний: обучающихся происходит с помощью следующих методов:

- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;

- защита проектов;

- тестовые задания;

- викторины.

Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения знаний, умений, навыков обучающегося, его творческую активность. Подведение итогов по теме предусмотрено в виде опроса (в тестовой форме) с последующим проведением игры-викторины; творческих занятий; разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.


1. Первый уровень - обучающийся может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт общения с людьми разного возраста, заботы о них.

2. Второй уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры; о нормах отношения к людям других поколений; о действенных способах изучения своего края, об источниках информации; способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности.

3. Третий уровень - приобретение обучающимися (элементарных) знаний об истории и географии своего края, через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие элементарных краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.



Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Малахитовая провинция» для 7 классов


№ п/п

Тема

Дата

Характеристика деятельности учащихся


1

Ведение «Мой город мне дорог»


Слушают педагога, участвуют в беседе. обсуждают изученное проявляют желание рассказать о предмете изучения, заинтересовавшем объекте. Работают с географической картой. Вспоминают символику города. Зарисовывают герб города.


1. «Культура и быт родного края» 4 часа

2

Традиционные ремесла нашего края


Слушают педагога, вступают в диалог, интегрируются в своей группе сверстников.

В работе с проектом самостоятельно находят нужную информацию в различных источниках. Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Рассказывают о культуре о обычаях в своей семье.


3

Топонимика родного края « Сквозь столетия»



4

Встреча с научным сотрудником городского музея



5

Проектно-исследовательская работа «Моя малая родина»



2. «Полевской – край Уральский» 4 часа

6

Урал Северный, Средний, Южный


Слушают педагога, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале. Участвуют в викторине «Богатства уральских лесов».

Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Узнают о национальностях малых народов Урала. Учатся определять виды растений, животных.

Изучают природные условия и ресурсы города Полевского и его окрестностей.



7

Население Урала



8

Богатства родного края



9

Викторина «Богатства уральских лесов»




3. «От завода пошел и город» 5 часов

10

Беседа «Дела давно минувших дней»


Слушают педагога об истории возникновения города Полевского. Вступают в контакт, работают в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс).

Излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии. Учатся работать по предложенному учителем плану; отвечают на вопросы педагога; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Учатся находить изменения в сегодняшнем городе. Смотрят фильм, с последующим обсуждением.


11

«Из глубины веков». История возникновения Полевского



12

Исследовательский проект «История города в названиях улиц». Оформление лэпбука.



13

Экскурсия в краеведческий музей



14

Виртуальная экскурсия по городу "Достопримечательности Полевского". Использование презентационного материала и фрагментов видеофильма «Первый город на Чусовой»



4. «Наш город в годы ВОВ» 3 часа

15

Памятники Великой Отечественной войны в городе Полевском


Слушают рассказ педагога о Полевском в военные годы, о героях - земляках, о памятниках героям ВОВ. При просмотре презентаций отвечают на вопросы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.



16

Полевчане - герои Советского Союза



17

Полевской для фронта



5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов

18

Беседа «Уральский сказочник»


Слушают рассказ педагога о жизни и творчестве П.П.Бажова, пребывании в Полевском, истории создания сказов. Отвечают на вопросы. Вспоминают названия сказов.

Слушают чтение сказов П.П.Бажова, действие которых происходит в Полевском.

Рисуют иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова.

Пробуют сочинить свой сказ.

Отвечают на вопросы, зарабатывают баллы, получают призы в конце игровой программы.


19

Знакомство со сказами



20

Рисование иллюстраций



21

Сочинение и оформление своих сказов



22

Экскурсия в краеведческий музей



23

Игровая программа по мотивам сказов П.П. Бажова.



6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов

24

Беседа «Сокровища малахитовой шкатулки»


Слушают педагога о полезных ископаемых, разрабатываемых на территории Полевского района, истории их открытия и разработки.

Изучают коллекцию образцов минералов и изделий из них. Закрепляют и систематизируют полученные знания. Участвуют в конкурсно-игровой программе «В гостях у Данилы-мастера». Отвечают на вопросы по ходу викторины.




25

Литературная гостиная



26

Квест - игра



27

Оформление выставки «Как Данила-мастер»



28

Викторина «В мастерской у Данилы»



7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа

29

Подземные тайны города


Слушают педагога, смотрят презентации, высказывают свое мнение.

Рисуют персонажей из легенд на свое усмотрение.




30

Гумешевский карьер (Гумешки)



31

Легенды Азовки



8. ««Полевской – вчера, сегодня, завтра»» 3 часа

32

Экскурсия в краеведческий музей


Слушают педагога, вспоминают. Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Рисуют по своему воображению на тему «Моя малая Родина».

Участвуют в викторине, закрепляют и систематизируют знания о своем крае


33

Выставка рисунков «Малая Родина глазами детей»



34

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты родной край?» с награждением победителей






Ресурсное обеспечение:

Географическая карта Свердловской области

Наглядные пособия:

Коллекция полезных ископаемых

Коллекция минералов и горных пород


Список литературы:


  1. «Полевской край»: вып.1 и 2.- Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий» 1998-2001гг.

  2. А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, -1989г.

  3. А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.- Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.

  4. Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998.

  5. «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.-Екатеринбург.-1999 г.

  6. «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ»- 2001 г.

  7. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.

  8. Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.

  9. Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.

  10. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред. Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой.- М.:АРКТИ,2004.

  11. С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013.-306 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!