государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Полевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Полевская школа»)
Согласовано: ____________ Руководитель МО Соколова Н.А. Протокол МО №____ от___________ | Утверждаю: ____________ Директор ОУ: Ишимбаева О.В. Протокол педсовета №___ от__________ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Малахитовая провинция»
для обучающихся 7 классов
Составитель:
Васильева Надежда Александровна,
учитель
первой квалификационной категории
Полевской 2022
Пояснительная записка
Краеведческо-туристкая деятельность является источником обогащения учащихся знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Позволяет обучающимся, совершая тематические прогулки и экскурсии, знакомиться со своим краем, изучать свою страну начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своих земляков. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Данная программа нацелена на использование потенциальных возможностей краеведческо-туристкой деятельности для интеллектуального и эстетического развития обучающихся, их патриотического воспитания.
За основу данной программы взято эколого-нравственное направление, которое изложено в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни краеведческих направлений в структуре АООП нашей ОО. Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону РФ и локальным актам образовательной организации. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Малахитовая провинция» для обучающихся 7 классов составлена на основании следующей литературы: «Полевской край»: вып.1 и 2. - Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий» 1998-2001г.; А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред. -Урал. Кн. Изд-во, -1989г.; А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.- Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.; Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998г.; «Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.-Екатеринбург.-1999г.; «Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ»- 2001 г. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.; Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.; Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.; Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред. Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ,2004. 11.; С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013. -306 с.
Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Цель программы:
- Показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в активное познание своей «малой Родины».
-Приблизить учащихся к миру искусства, воспитывать способность к творчеству.
- Развивать и корректировать личности обучающихся.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с историей заселения и развития нашего города и окрестностей;
- Повысить интерес к экологическим знаниям;
- Формировать у обучающихся эколого-краеведческие умения и навыки;
- Вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность.
2. Развивающие:
- Корригировать нарушения психофизических функций у обучающихся;
-Развивать творческие возможности учащихся.
3. Воспитательные:
-Воспитывать уважительное и бережное отношение и к природе, и к творениям рук и таланта наших земляков;
- Формировать личностные качества воспитанников;
- Формировать трудолюбие, ответственность коммуникабельность;
- Воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним.
Содержание программы 3-го года обучения (7 класс)
На реализацию программы отведено 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Введение «Мой город мне дорог...» 1 час
1. «Культура и быт родного края» 4 часа
2. «Богатства уральских лесов» 4 часа
3. «От завода пошел и город» 5 часов
4. «Полевской во время ВОВ» 3 часа
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов
6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа
8. «Полевской вчера, сегодня, завтра» 3 часа
Основные принципы, положенные в основу программы:
·принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
·научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
·систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, интерактивных коллекций, иллюстраций, онлайн-презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, лэпбука, проектные и исследовательские работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Малахитовая провинция» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, виртуальные путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов, сбор информации, защита проектов, и т.д. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию своих земляков.
В разделах третьего года обучения:
1. «Культура и быт родного края». У учащихся формируется представление об Урале как части России, о деятельности человека и природы, о природе Свердловской области. Развивается чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
2. «Полевской – край Уральский». Больше узнают о национальностях малых народов Урала. Изучают природные условия и ресурсы города Полевского и его окрестностей. Читают научно-популярную литературу по теме.
3. «От завода пошёл и город». Дети узнают краткую историю возникновения заводского поселка. Архитектурное решение строительства города. Старые улицы города и их современные названия. Исторические и памятные места, связанные с историей завода, его продукцией. Памятники, посвященные событиям гражданской войны. Участвуют в создании лэпбука, овладевают приёмами исследовательской деятельности.
4. «Полевской во время ВОВ». Продолжают знакомятся с мемориалами, увековечившими память наших земляков. Формируется чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества, расширяются знания учащихся о Великой Отечественной войне. Всё это содействует развитию творческих способностей у обучающихся.
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края». Продолжают знакомиться с интересными фактами из жизни и творчества П.П.Бажова, его пребывании в Полевском, истории создания сказов. Выполняют творческие работы: иллюстрации к сказам, поделки из различных материалов.
6. «Сокровища малахитовой шкатулки». Читают сказы П.П.Бажова, действие которых происходит в Полевском. С произведениями П. П. Бажова учащиеся продолжают знакомиться как на занятиях, так и дома. Изготавливают поделку на свое усмотрение по сказам на выставки (школьные, городские).
7. «Легенды и сказы Урала». Развивают гражданские качества личности на основе приобщения к духовно - нравственным ценностям, культурным традициям уральского края. Выполняют творческие работы – рисунки, поделки, пробуют сами сочинить сказ о своей малой родине.
8. «Полевской – вчера, сегодня, завтра». Учатся владеть системой ценностей и идеалов, реализовывать себя в обществе и быть полезным своей стране, читают научно-популярную и художественную литературу по теме.
Программа предусматривает изучение теоретического и практического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, города. На практических занятиях учащиеся приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений. Составлять рассказ, проводить исследовательские и поисковые работы, применять полученные знания на практике.
Учащиеся должны знать и уметь:
- Правила техники безопасности на практических занятиях;
- Правила поведения в общественных местах;
- Уметь доносить информацию;
- Находить и использовать дополнительную информацию о родном крае.
Результативность деятельности курса внеурочной деятельности по краеведению
«Малахитовая провинция»
В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности внеурочной деятельности. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это могут стать итоги участия обучающихся в конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Программа разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные | - способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; - способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; - способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; - активно включатся в общеполезную социальную деятельность; - бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны; - соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; - ценностное отношение и любовь к близким, к городу, к народу, России; - эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; - развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. |
Коммуникативные | - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - уметь задавать вопросы, строить для партнера высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
Регулятивные | - работать с учебными принадлежностями, организовывать свое рабочее место; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Познавательные | - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, культурных, социальных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
Первый уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергают).
Третий уровень – получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования социально-приемлемых моделей поведения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Способы контроля знаний: обучающихся происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины.
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения знаний, умений, навыков обучающегося, его творческую активность. Подведение итогов по теме предусмотрено в виде опроса (в тестовой форме) с последующим проведением игры-викторины; творческих занятий; разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
1. Первый уровень - обучающийся может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт общения с людьми разного возраста, заботы о них.
2. Второй уровень - приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры; о нормах отношения к людям других поколений; о действенных способах изучения своего края, об источниках информации; способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности.
3. Третий уровень - приобретение обучающимися (элементарных) знаний об истории и географии своего края, через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие элементарных краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Малахитовая провинция» для 7 классов
№ п/п | Тема | Дата | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Ведение «Мой город мне дорог» | | Слушают педагога, участвуют в беседе. обсуждают изученное проявляют желание рассказать о предмете изучения, заинтересовавшем объекте. Работают с географической картой. Вспоминают символику города. Зарисовывают герб города. | |
1. «Культура и быт родного края» 4 часа |
2 | Традиционные ремесла нашего края | | Слушают педагога, вступают в диалог, интегрируются в своей группе сверстников. В работе с проектом самостоятельно находят нужную информацию в различных источниках. Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Рассказывают о культуре о обычаях в своей семье. | |
3 | Топонимика родного края « Сквозь столетия» | | |
4 | Встреча с научным сотрудником городского музея | | |
5 | Проектно-исследовательская работа «Моя малая родина» | | |
2. «Полевской – край Уральский» 4 часа |
6 | Урал Северный, Средний, Южный | | Слушают педагога, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале. Участвуют в викторине «Богатства уральских лесов». Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Узнают о национальностях малых народов Урала. Учатся определять виды растений, животных. Изучают природные условия и ресурсы города Полевского и его окрестностей. | |
7 | Население Урала | | |
8 | Богатства родного края | | |
9 | Викторина «Богатства уральских лесов» | | |
3. «От завода пошел и город» 5 часов |
10 | Беседа «Дела давно минувших дней» | | Слушают педагога об истории возникновения города Полевского. Вступают в контакт, работают в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель-класс). Излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии. Учатся работать по предложенному учителем плану; отвечают на вопросы педагога; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Учатся находить изменения в сегодняшнем городе. Смотрят фильм, с последующим обсуждением. | |
11 | «Из глубины веков». История возникновения Полевского | | |
12 | Исследовательский проект «История города в названиях улиц». Оформление лэпбука. | | |
13 | Экскурсия в краеведческий музей | | |
14 | Виртуальная экскурсия по городу "Достопримечательности Полевского". Использование презентационного материала и фрагментов видеофильма «Первый город на Чусовой» | | |
4. «Наш город в годы ВОВ» 3 часа |
15 | Памятники Великой Отечественной войны в городе Полевском | | Слушают рассказ педагога о Полевском в военные годы, о героях - земляках, о памятниках героям ВОВ. При просмотре презентаций отвечают на вопросы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | |
16 | Полевчане - герои Советского Союза | | |
17 | Полевской для фронта | | |
5. «П.П.Бажов – певец «Малахитового» края» 6 часов |
18 | Беседа «Уральский сказочник» | | Слушают рассказ педагога о жизни и творчестве П.П.Бажова, пребывании в Полевском, истории создания сказов. Отвечают на вопросы. Вспоминают названия сказов. Слушают чтение сказов П.П.Бажова, действие которых происходит в Полевском. Рисуют иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова. Пробуют сочинить свой сказ. Отвечают на вопросы, зарабатывают баллы, получают призы в конце игровой программы. | |
19 | Знакомство со сказами | | |
20 | Рисование иллюстраций | | |
21 | Сочинение и оформление своих сказов | | |
22 | Экскурсия в краеведческий музей | | |
23 | Игровая программа по мотивам сказов П.П. Бажова. | | |
6. «Сокровища малахитовой шкатулки» 5 часов |
24 | Беседа «Сокровища малахитовой шкатулки» | | Слушают педагога о полезных ископаемых, разрабатываемых на территории Полевского района, истории их открытия и разработки. Изучают коллекцию образцов минералов и изделий из них. Закрепляют и систематизируют полученные знания. Участвуют в конкурсно-игровой программе «В гостях у Данилы-мастера». Отвечают на вопросы по ходу викторины. | |
25 | Литературная гостиная | | |
26 | Квест - игра | | |
27 | Оформление выставки «Как Данила-мастер» | | |
28 | Викторина «В мастерской у Данилы» | | |
7. «Легенды и сказы Урала» 3 часа |
29 | Подземные тайны города | | Слушают педагога, смотрят презентации, высказывают свое мнение. Рисуют персонажей из легенд на свое усмотрение. | |
30 | Гумешевский карьер (Гумешки) | | |
31 | Легенды Азовки | | |
8. ««Полевской – вчера, сегодня, завтра»» 3 часа |
32 | Экскурсия в краеведческий музей | | Слушают педагога, вспоминают. Вспоминают значение новых слов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно - следственные связи. Рисуют по своему воображению на тему «Моя малая Родина». Участвуют в викторине, закрепляют и систематизируют знания о своем крае | |
33 | Выставка рисунков «Малая Родина глазами детей» | | |
34 | Краеведческая викторина «Знаешь ли ты родной край?» с награждением победителей | | |
Ресурсное обеспечение:
Географическая карта Свердловской области
Наглядные пособия:
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Список литературы:
«Полевской край»: вып.1 и 2.- Екатеринбург.ИПП «Уральский рабочий» 1998-2001гг.
А.Горюн «Полевской» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, -1989г.
А.Кожевников «О Полевском и полевчанах»: Записки краеведа/ предисл. А.Азовского.- Свердловск: РИО Упринформпечати,- 1991г.
Л.М. Слобожанинова «Малахитовая Шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ пособие для учителя.- Екатеринбург: «Сократ».1998.
«Родина моя»- коллективный сборник стихов авторв-школьников из города Полевского.-Екатеринбург.-1999 г.
«Малахитовая провинция»: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ»- 2001 г.
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - любое издание.
Б.Куликов «Азбука камней-самоцветов»: Поверья о самоцветах.- М.:Тера,1996.
Г.А.Кулагина «История родного края» - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во,1983.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристкой деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ под ред. Г.Н.Абросимовой.М.Е.Трубачевой.- М.:АРКТИ,2004.
С. О. Карпов «Destination: Полевской» -«Изд-во Карпова», 2013.-306 с.