Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №80 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ООП «Основное общее образование»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс: ИНФОЗНАЙКА
направление: интеллектуальное
Срок освоения программы - 1 год 4 класс
Составитель: учитель Никифорова Ольга Михайловна
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами являются:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества;
-готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ;
-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации. Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий. Образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ. Образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты. Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о способах поиска информации в готовой базе данных;
правилах составления запросов для поиска информации в Интернете;
способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
правилах конструктивной групповой работы;
правилах использования основных приемов создания презентаций в редакторах презентаций
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;
осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
расширение представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
расширение представлений подходах к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений;
получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт самостоятельного действия;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
опыт умения представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
Введение (1 час). Правила ИТБ. Правила поведения за компьютером. Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация.
Работа в среде PowerPoint. (6 часов). Работа в среде PowerPoint. Источники и приемники информации. Создание презентации. Искусственные и естественные источники информации. Создание презентации. Носители информации. Добавление музыки в презентацию. Передачи информации. Добавление видео в презентацию. Что мы знаем о компьютере. Создание анимированных слайдов.
Информационная среда (6 часов). Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации.
Компьютерные объекты (6 часов). Мир объектов. Объект и его имя. Свойства объекта. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер как система. (5 часов) Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Мир понятий.(4) Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Моделирование. (4) Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Фирмы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.
Подведение итогов. (2) Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Итоговое занятие. Составление ребусов, кроссвордов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы активных занятий |
4 класс |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Работа в среде PowerPoint. | 6 | 1 | 5 |
3 | Информационная среда | 6 | 1 | 5 |
4 | Компьютерные объекты | 6 | 1 | 5 |
5 | Компьютер как система. | 5 | 1 | 4 |
6 | Мир понятий | 4 | 1 | 3 |
7 | Моделирование | 4 | | 4 |
8 | Подведение итогов | 2 | | 2 |
| | 34 | 6 | 28 |
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 (1) | ИТБ. Правила поведения за компьютером. Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация. | 1 |
2 (2) | Работа в среде PowerPoint. | 1 |
3 (3) | Источники и приемники информации. Создание презентации. | 1 |
4 (4) | Искусственные и естественные источники информации. Создание презентации. | 1 |
5 (5) | Носители информации. Добавление музыки в презентацию. | 1 |
6 (6) | Передачи информации. Добавление видео в презентацию. | 1 |
7 (7) | Что мы знаем о компьютере. Создание анимированных слайдов. | 1 |
8 (8) | Немного истории о действиях с информацией. | 1 |
9 (9) | Сбор информации. | 1 |
10 (10) | Представление информации. | 1 |
11 (11) | Кодирование информации. | 1 |
12 (12) | Кодирование и шифрование данных. | 1 |
13 (13) | Хранение информации. | 1 |
14 (14) | Мир объектов. Объект и его имя. | 1 |
15 (15) | Свойства объекта. | 1 |
16 (16) | Функции объекта. | 1 |
17 (17) | Отношения между объектами. | 1 |
18 (18) | Характеристика объекта. | 1 |
19 (19) | Документ и данные об объекте. | 1 |
20 (20) | Компьютер – это система. | 1 |
21 (21) | Системные программы и операционная система. | 1 |
22 (22) | Файловая система. | 1 |
23 (23) | Компьютерные сети. | 1 |
24 (24) | Информационные системы. | 1 |
25 (25) | Мир понятий. Деление понятий. | 1 |
26 (26) | Обобщение понятий. Отношения между понятиями. | 1 |
27 (27) | Понятия «истина» и «ложь». | 1 |
28 (28) | Суждение. Умозаключение. | 1 |
29 (29) | Модель объекта. Текстовая и графическая модели. | 1 |
30 (30) | Алгоритм как модель действий. | 1 |
31 (31) | Фирмы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | 1 |
32 (32) | Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель. | 1 |
33 (33) | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 |
34 (34) | Итоговое занятие. Составление ребусов, кроссвордов. | 1 |
Предполагаются занятия с применением ЦОР, индивидуальные консультации, проекты с применением ИКТ, виртуальные экскурсии, исследовательские проекты с элементами моделирования, выступление с проектом перед небольшой аудиторией, выступление перед дистанционной аудиторией с проектом; консультации, участие в дистанционных конференциях и др.