СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  курса  внеурочной  деятельности «Занимательная математика»   для 4  класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса»


«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАН

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

Губарева С.Н _______ Бабич Т.В._________________

Протокол № _1 от 31. 08.2022г. 30.08.2022г









«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Семенюк Ю.У._________

Приказ № 63-о от 01.09.2022 г



Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика» 

для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год

















Составитель: Губарева С.Н.,

учитель начальных классов











г. Камень-на-Оби

2022



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

  • «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов» МБОУ «СОШ № 3», утвержденного приказом директора № 23-о от 31.03.2015 г.;

  • авторской программы внеурочной деятельности 1-4 «Занимательная математика» автора Е.Кочурова - М., Вентана-Граф, 2019,

  • ООП НОО и учебного плана МБОУ «СОШ №3» на 2022/2023 учебный год;

  • годового учебного графика на 2021/2022 учебный год.

  • – Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Программа рассчитана на 34 ч во 4 классе с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.

Изучение курса «Занимательная математика» в начальной школе направлено на:

- развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения

Изменений в авторскую программу не внесено.

Система работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении

Для того, чтобы система мер по восполнению пробелов в знаниях оказалась наиболее эффективной, необходимо решить следующие задачи:

  • выявить характер и глубину имеющихся пробелов в знаниях и умениях;

  • осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях;

  • организовать систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.

Формы и средства контроля

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные проекты

Порядок оценивания работ учащихся прописан в «Положении о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся МБОУ «СОШ №3» (Приказ № 74-о от 01.09.2020 г).

Учебно-методический комплекс

    1. Кочурова Е.Э. Занимательная математика: программа внеурочной деятельности: 1-4 класс – М. Вентана-Граф, 2019.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Ученик научится:

  • проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —чувству справедливости, ответственности;

  • самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу (воспроизводить её на определённом этапе при выполнении задания по просьбе учителя);

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей фигуры (треугольников, танов, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • находить и устанавливать закономерности в рядах фигур, в узорах, простейшие числовые закономерности;

  • складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через разряд;

  • строить конструкции по заданному образцу, решать задачи на перекладывание палочек;

  • конструировать многоугольники и фигуры из заданных элементов;

  • решать и составлять ребусы, содержащие числа;

  • заполнять простейшие числовые кроссворды судоку;

  • решать геометрические задачи;

  • строить окружность с помощью циркуля;

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • работать с таблицей умножения.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать сложные закономерности;

  • находить заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации;

  • решать задачи на деление фигуры на заданные части;

  • решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности;

  • заполнять судоку повышенной сложности;

  • складывать и вычитать в пределах 100 с использованием математической пирамиды;

  • определять точное время по механическим часам;

  • наглядно представлять условие задачи и ее результат в форме таблицы, схемы, диаграммы;

  • анализировать и решать олимпиадные задания.


Содержание программы курса «Занимательная математика»

Числа. Арифметические действия. Величины (12 часов).

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени.

Мир занимательных задач (10 часов).

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика (12 часов).

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учётом рабочей программы воспитания.


Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Реализация школьными педагогами МБОУ «СОШ № 3» воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядной агитации школьных стендов предметной направленности, совместно производимых видеороликов по темам уроков);

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


Тематическое планирование


№№

п\п


Наименование темы

Всего,

час.

Из них

практич.

работы

контр.

работы

1

Числа. Арифметические действия. Величины

12



2

Мир занимательных задач

10



3

Геометрическая мозаика

12




Итого

34




Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Вид деятельности (контрольные, практические, лабораторные работы, диктанты и др.)

Сроки проведения

Интеллектуальная разминка


1 неделя

Числа-великаны


2 неделя

Мир занимательных задач


3 неделя

Кто что увидит


4 неделя

Римские цифры


5 неделя /

Числовые головоломки


6 неделя

Секреты задач


7 неделя

В царстве смекалки


8 неделя

Математический марафон


9 неделя

«Спичечный» конструктор


10 неделя

«Спичечный» конструктор


11 неделя

Выбери маршрут


12 неделя

Интеллектуальная разминка


13 неделя

Математические фокусы


14 неделя

Занимательное моделирование


15 неделя

Занимательное моделирование


16 неделя

Занимательное моделирование


17 неделя

Математическая копилка


18 неделя

Математика — наш друг!


19 неделя

Математика — наш друг!


20 неделя /

Решай, отгадывай, считай


21 неделя

В царстве смекалки


22 неделя

В царстве смекалки


23 неделя/

Числовые головоломки


24 неделя

Мир занимательных задач


25 неделя /

Мир занимательных задач


26 неделя /

Математические фокусы


27 неделя /

Интеллектуальная разминка


28 неделя /

Интеллектуальная разминка


29 неделя

Блиц-турнир по решению задач


30 неделя

Математическая копилка


31 неделя

Геометрические фигуры вокруг нас


32 неделя /

Математический лабиринт


33 неделя

Математический лабиринт.


34 неделя

Математический праздник


35 неделя



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!