Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения ______________ Фомина К. Д. Протокол №1 от "30" 08 2022 г | . | УТВЕРЖДЕНО директор школы ____________ Левицкая Е.А. Приказ №176 от "31" 08 2022 г. |
Составитель:
Фомина Ксения Дмитриевна
учитель изобразительного искусства
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Страна мастеров» предназначена для обучающихся 6 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности.
Цель: всестороннее развитие личности ученика в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление, привитие и развитие интереса к старинному виду искусства оригами и другим видам работы с бумагой;
изучение основных обозначений и знаков при создании оригами;
овладение конкретными техническими приёмами при работе с бумагой;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
обучение приемам работы с бумагой;
Воспитательные:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитание положительного отношения к труду, дисциплине, аккуратности, стремление к созданию прекрасного своими руками;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей: воображения, восприятия, мышления, памяти, внимания, фантазии, изобретательности;
развитие художественного вкуса;
формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;
развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учебно – познавательного интерес к бумагопластике;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурнойкартиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученики получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе.
Ученики получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка бумагопластики, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами бумагопластики;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
различать изученные виды бумагопластики, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бумагопластике;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям бумагопластики.
Ученики получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Ученики получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий бумагопластикой у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Создаватьсредствамибумагопластики выразительные образы природы, человека, животного.
Тематическое планирование
№ | Раздел (модуль)/тема | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Объемная аппликация. Техника безопасности. Организация рабочего места. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Изготовление панно «Радуга» аппликация. Изготовление панно «Цветущая ветка» аппликация. | 7 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | https://svoimirukamy.com/ |
2 | Оригами. Технология выполнения оригами. Условные обозначения и базовые формы. Оригами. Панно «Кувшинки» Оригами. Панно-триптих «Японское настроение». | 6 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | https://all-origami.ru |
3 | Квилинг. Квилинг. Бумажная филигрань. Квилинг. Цветы роз в разных техниках. Квилинг. Панно «Цветочный фейерверк». | 5 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | https://tratatuk.ru/ |
4 | Торцевание. Торцевание. История возникновения и особенности техники торцевания. Торцевание. Панно «Яркий калейдоскоп». | 4 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | https://e-ipar.ru/ |
5 | Бумагопластика. Бумагопластика. Виды моделирования. Бумагопластика. Открытка «Цветы к празднику». Бумагопластика. Пасхальная открытка. | 5 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | http://school-collection.edu.ru |
6 | Папье-маше. Папье-маше. История возникновения и особенности техники папье-маше. Папье-маше. Способы лепки. Маширование. Папье-маше. Оберег «Подкова». Маширование. Папье-маше. Панно «Денежное дерево». Обобщающее занятие. Повторение пройденного материала. Викторина «Бумагопластика». | 8 | Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). | https://www.livemaster.ru/ |
Календарно-тематическое планирование
№ | Планируемая дата | Дата фактическая | Тема | Вид деятельности | Кол-во часов |
| | | Техника безопасности. Организация рабочего места. | Проведение беседы о поведении на занятии, соблюдении техники безопасности. | 1 |
| | | Виды объёмно-плоскостных аппликаций. | Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Демонстрация видов аппликации. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. | 2 |
| | |
| | | Изготовление панно «Радуга» аппликация. | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Изготовление панно «Цветущая ветка» аппликация. | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Технология выполнения оригами. Условные обозначения и базовые формы. | Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Демонстрация видов оригами. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. | 2 |
| | |
| | | Оригами. Панно «Кувшинки». Панно «Кувшинки». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Оригами. Панно-триптих «Японское настроение». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Квилинг. Бумажная филигрань. | Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. | 1 |
| | | Квилинг. Цветы роз в разных техниках. | Изготовление цветов роз в разных техниках. Поэтапное выполнение поделки по образцу. | 2 |
| | |
| | | Квилинг. Панно «Цветочный фейерверк». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Торцевание. История возникновения и особенности техники торцевания. | Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. | 2 |
| | |
| | | Торцевание. Пано «Яркий калейдоскоп». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Бумагопластика. Виды моделирования. | Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок. | 1 |
| | | Бумагопластика. Открытка «Цветы к празднику». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование открытки. | 2 |
| | | |
| | | Бумагопластика. Пасхальная открытка. | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование открытки. Знакомство с данным видом искусства.. | 2 |
| | |
| | | Папье-маше. История возникновения и особенности техники папье-маше. | Просмотр работ в этой технике. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок | 1 |
| | | Папье-маше. Способы лепки. Маширование. | Поэтапное выполнение поделки по образцу. | 1 |
| | | Папье-маше. Оберег «Подкова». Маширование. | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Папье-маше. Панно «Денежное дерево». | Поэтапное выполнение поделки по образцу. Оформление и декорирование панно. | 2 |
| | |
| | | Обобщающее занятие. Повторение пройденного материала. Викторина «Бумагопластика». | Провести викторину с теоретическими и практическими заданиями по пройденному материалу. | 1 |