СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Русское слово»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  «Русское слово» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Русское слово»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области



«Рассмотрена»

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1

от 30.08. 2021 г

Руководитель ШМО _________________ Беленькова Е. В.

«Согласована» заместитель директора по УВР



________________ Шелудченко А.В.

«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2021 г.

«Утверждена»

Приказом № 1-166

от 31.08. 2021 г.


Директор школы

_________________


Черникова З.И.











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Русское слово»

(7 класс)

на 2021 - 2022 учебный год









Составитель: Котлярова Регина Витальевна









2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское слово» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы.

Актуальность выбора программы внеурочной деятельности «Русское слово» диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности.


Программа внеурочной деятельности «Русское слово»

в 7 классе разработана на основе:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 (ред. от 31.12.2015), с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 №1578, 29.06.2017 г. №613, от 24.09.2020 №519; от 11.12.2020 № 712 («О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся»);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» № 09-3564;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» от 12.05.2011 г. № 03-2960;

  • Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • Устава МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа», утверждённой приказом директора школы № 1-107 от 01.07.2021 г;

  • Положения об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области от 20.01.2021 г. № 1-05;

  • Учебного плана МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год.


Цели и задачи учебного курса «Русское слово»

Основная цель внеурочной деятельности по русскому языку – изучить историко-филологический путь русского языка, развить языковое чутье.

Тематической основой работы внеурочной деятельности по русскому языку является показ истории русского языка, его богатой культуры и грамматического строя.

Задачами внеурочной деятельности по русскому языку являются:

  • формирование историко-филологической картины мира;

  • повышение уровня исторической грамотности детей;

  • развитие интереса к филологической деятельности;

  • подготовка обучающихся к успешному участию в конкурсах и олимпиадах по русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.

Общая характеристика учебного курса «Русское слово»

Данная рабочая программа учитывает возрастные и познавательные особенности обучающихся, воспитывает уважение к истории родного языка, векторам его филологического развития. Через внеклассные дополнительные занятия прививается не только любовь к языку, но и совершенствуется уровень фонетической, лексической, риторической грамотности школьников.

Курс «Русское слово» включает в себя разделы, основанные на ярусной системе познания языка. Рассматривается история возникновения письменности, создание славянской азбуки (кириллица и глаголица), вопросы фонетики, а именно значение интонации и звучания речи в языке, особенности произношения. Учащиеся знакомятся с лексическим разнообразием нашего языка (ономастика, антропонимика, топонимика), узнают о значении фразеологизмов, неологизмов и устаревших слов. Знакомятся с понятием этимология, глубже изучают заимствования. Завершающий раздел – словообразование. Здесь рассматриваются морфема и грамматическое значение слова.

Во внеурочной деятельности по русскому языку активно используется литературный и исторический материал, видеоматериал. Основой для изучения языка как развивающегося явления становится живая разговорная речь, художественная литература. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Форма проведения занятий может меняться в зависимости от конкретных целей и задач обучения. Игра – является важной составляющей любого занятия, вопросы русского языка в занимательной форме, увлекательные рассказы о языковых явлениях, доклады учащихся о филологах, людях, внёсших особый вклад в развитие языка. Освещение отдельных вопросов языкознания, наблюдение за интонацией, произношением слов, чтение и анализ отрывков из публичных выступлений.

Формы занятий:

– по количеству детей: коллективная, групповая;

– по особенностям взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, игра-путешествие, исследование, проект;

– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.

Система занятий по курсу «Русское слово» реализует следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

– развитие различных видов мышления, памяти и воображения;

– формирование и развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.

Развивающий аспект:

– умение анализировать, накапливать, синтезировать и преобразовывать информацию;

– умение использовать литературу как средство познания мира.

Воспитывающий аспектэто воспитание духовно развитой, нравственно-ориентированной личности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Русское слово»:

1. Ценность языка – это ценность культурного познания человека как части мирового наследия.

2. Ценность человека как чувствующего существа, стремящегося к эстетическому восприятию мира.

3. Ценность творчества как неотъемлемой части развитой личности.

4. Ценность слова как основной единицы языкового наследия национальной культуры.

5. Ценность патриотизма – основа духовного развития гражданина России.

6. Ценность нравственности – проявление моральных качеств, основа духовно-нравственного воспитания.

Темы занятий формируются на основе исторической и филологической баз языка. Это могут быть интригующие вопросы, необычные названия привычных тем.

Главным инструментом внеурочной деятельности по русскому языку является наглядность. Она может быть, как визуальная (видеоматериал), так и звуковая: прослушивание аудиозаписей, интонационно-выразительное чтение отрывков из художественной литературы.

Свой творческий потенциал учащиеся реализуют на защите индивидуальных проектов. Школьники организовывают литературные вечера, составляют языковые кроссворды, игры, декламируют стихотворения.



Место учебного курса «Русское слово»

в учебном плане

Программа курса «Русское слово» предназначена для 7 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.

Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

– укрупнения дидактических единиц;

– сокращения часов на проверочные работы;

– оптимизации домашних заданий.


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы курса

«Русское слово»

Личностные результаты:

- развивать чувство прекрасного, умение чувствовать темп и выразительность речи;

- прививать уважение к родному языку, его истории и культуре;

- развивать интерес к изучению языка;

- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • понимать, осознавать суть учебной проблемы;

- определять степень успешности своей работы;

- работать согласно плану, определяя последовательность своих действий;

- уметь определять значение промежуточных и конечных целей обучения;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- уметь преобразовывать и накапливать информацию в различных видах;

- уметь пользоваться словарями и лингвистическими справочниками;

- уметь выстраивать логически целостное рассуждение;

- осуществлять анализ и синтез;

-уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь решать задачи лингвистического характера.

Коммуникативные УУД:

- уметь грамотно выражать свои мысли;

- решать риторические задачи;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- уметь аргументировать свою точку зрения;

- уметь работать в группе, выполнять совместные действия;

- уметь правильно задавать вопросы;

- уметь приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- объективно оценивать свои коммуникативные возможности;

- уметь передавать другим полученные знания.

Предметные результаты:

- сформировать понятие о законах языка и истории его развития;

- ознакомить учащихся с богатством национальной культуры;

- сформировать базовые коммуникативные и познавательные умения;

- обогатить активный словарный запас обучающихся;

- широко использовать средства выразительности в качестве эстетической составляющей языка;

- осознавать, что язык – уровневая система, в которой все единицы взаимосвязаны;

- формировать навык всестороннего анализа слова как центральной единицы языка;

- формировать этическую и эстетическую ответственность за языковую культуру Родного края.


Содержание учебного курса «Русское слово» 7 класс (68 ч.)


Раздел 1. Путь письменности

Как люди обрели письменность? История становления письменности. Зарождение письменности на Руси. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица. Особенности русской азбуки. Роль славянской письменности в судьбе государства. Особые буквы славянской азбуки. Буквы Ь и Ъ в азбуке славян. Что такое скоропись? Особенности алфавита, его значение.

Раздел 2. Речевые секреты

Фонетика русского языка. Её значение. Взаимодействие фонетики и орфографии в языке. Речь и её звучание. Интонация в русском языке. Обозначение интонации на письме. Особенности произношения в разных регионах России. Московское и петербургское произношение. Что такое диалект? Карта диалектов России. Практическое занятие. Индивидуальный проект «Диалекты России».

Раздел 3. Русское слово

Понятие лексика. Значение слова. Известные филологи, их значение в развитии языка. Что такое ономастика? Значение имени в жизни человека. Фамилия человека, особенности русских фамилий. Антропонимика. Что такое топонимы? Гидронимы и их особенности. Понятие фразеологизм. Виды фразеологизмов в русском языке. Что такое неологизмы? Пути обогащения лексики русского языка. Фразеологические сращения, сочетания, единства. Библейские фразеологизмы. Фразеологизмы из греческих мифов. Заимствования в русском языке. История заимствований. Устаревшие слова. Виды устаревшей лексики. Индивидуальный проект: «Говорящие» фамилии в художественной литературе».

Раздел 4. Строители слов

Состав слова. Морфема. Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного происхождения. Признаки. Гнездо родственных слов. Однокоренные слова. Этимологическое значение слова. Значения приставок. Образование слов с помощью приставок. Значение суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов. Виды словообразования. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Окончание. Грамматическое значение окончания. Основа слова. Какое значение несет в себе основа слова? Индивидуальный проект «Строитель слов».

Итоговое занятие Подведение итогов. Защита индивидуальных проектов.



Справочно-информационные и методические материалы:

  1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966

  2. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –М, 2010.

  3. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.

  5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.

  6. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007.

  7. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011

  8. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.

  9. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1990

  10. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994



Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество часов

Вид контроля

всего

теория

практика

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

1

Раздел 1.

Путь письменности


15

7

8

15

0

Индивидуальный проект

2

Раздел 2.

Речевые секреты

17

8

9

17

0

Индивидуальный проект

3

Раздел 3.

Русское слово

17

8

9

17

0

Индивидуальный проект

4

Раздел 4.

Строители слов

17

8

9

17

0

Индивидуальный проект

5

Итоговое занятие

2

1

1

2

0

Индивидуальный проект

Итого

68

32

36

68

0
















































Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Примечание/ причина корректировки

теоретическая часть занятия (форма организации деятельности)

практическая часть занятия (форма организации деятельности)

план

факт





1




Путь письменности

Как люди обрели письменность?




2

Беседа

Игровая деятельность

02.09.2021
08.09.2021



2

История становления письменности.

2

Исследование

Работа в команде

09.09.2021
15.09.2021



3

Зарождение письменности на Руси

2

Работа с текстом

Игровая деятельность

16.09.2021
22.09.2021



4

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица.

2

Исследование

Сюжетно-ролевая игра

23.09.2021
29.09.2021



5




Особенности русской азбуки. Роль славянской письменности в судьбе государства.

2




Беседа

Работа в команде

30.09.2021
06.10.2021



6

Особые буквы славянской азбуки. Буквы Ь и Ъ в азбуке славян.

2

Работа с текстом

Решение кроссвордов

07.10.2021
13.10.2021



7

Что такое скоропись? Особенности алфавита, его значение.

2

Работа с текстом

Решение кроссвордов

14.10.2021
20.10.2021



8



Общее значение славянской письменности

1



Беседа

Работа в команде

21.10.21



9

Речевые секреты

Фонетика русского языка. Её значение. Взаимодействие фонетики и орфографии в языке.

3

Исследование

Игровая деятельность

27.10.2021

28.10.2021
03.11.2021



10

Речь и её звучание. Интонация в русском языке.

2

Беседа

Игровая деятельность

10.11.21.

11.11.21



11

Обозначение интонации на письме

1

Работа с текстом

Дискуссия

17.11.21

18.11.21



12

Особенности произношения в разных регионах России. Московское и петербургское произношение.

3

Беседа

Работа в группах

24.11.21

25.11.21



13

Что такое диалект?


3

Беседа

Лингвистическая игра

01.12.21

02.12.21



14

Карта диалектов России.

2

Работа с текстом

Лингвистическая игра

08.12.21

09.12.21



15

Индивидуальный проект «Диалекты России»

3

Доклад

Дискуссия

15.12.21

16.12.21



16

Русское слово

Понятие лексика. Значение слова. Известные филологи, их значение в развитии языка.

3

Беседа

Работа в группах

22.12.21

23.12.21



17


Что такое ономастика? Значение имени в жизни человека.

1

Работа с текстом

Составление лингвистической сказки

29.12.21

30.12.21



18

Фамилия человека, особенности русских фамилий.

Антропонимика.

1

Беседа

Составление кроссворда

12.01.22

13.01.22



19

Что такое топонимы? Гидронимы и их особенности

1

Анализ текста

Работа в группах

19.01.22

20.01.22



20

Понятие фразеологизм. Виды фразеологизмов в русском языке.

2

Исследование

Игровая деятельность

26.01.22

27.01.22



21

Что такое неологизмы? Пути обогащения лексики русского языка

2

Беседа

Лингвистическая игра

02.02.22

03.02.22



22

Библейские фразеологизмы. Фразеологизмы из греческих мифов

2

Работа с текстом

Лингвистическая игра

09.02.22

10.02.22



23

Заимствования в русском языке. История заимствований.

1

Беседа

Индивидуальная работа

16.02.22

17.02.22



24

Устаревшие слова. Виды устаревшей лексики.

2

Работа с текстом

Игра

24.02.22

02.03.22



25

Индивидуальный проект: «Говорящие» фамилии в художественной литературе».

2

Доклад

Дискуссия

03.03.22

09.03.22




26

Строители слов

Состав слова. Морфема.

3

Беседа

Лингвистическая игра

10.03.22

16.03.22



27

Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного происхождения. Признаки.

1

Работа с текстом

Индивидуальная работа

17.03.22

24.03.22



28

Гнездо родственных слов. Однокоренные слова. Этимологическое значение слова

1

Работа с текстом

Конкурс

30.03.22

31.03.22



29

Значения приставок. Образование слов с помощью приставок.

1

Исследование

Составление ребусов

06.04.22

07.04.22



30

Значение суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов.

2

Исследование

Составление ребусов

13.04.22

14.04.22



31

Виды словообразования. Способы словообразования

2

Беседа

Лингвистическая игра

20.04.22

21.04.22



32

Словообразовательная цепочка.

1

Работа с текстом

Работа в группах

27.04.22



33

Окончание. Грамматическое значение окончания.

2

Исследование

Лингвистическая игра

28.04.22

04.05.22



34

Основа слова. Какое значение несет в себе основа слова?

2

Исследование

Работа в группах

05.05.22

11.05.22



35

Индивидуальный проект «Строитель слов».

2

Доклад

Дискуссия

12.05.22

18.05.22



36

Итоговое занятие

Подведение итогов. Защита индивидуальных проектов

2

Доклад

Дискуссия

19.05.22

25.05.22















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!