СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Театральная студия «Юный актер»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 общекультурного направления  

«Театральная студия «Юный актер»» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Театральная студия «Юный актер»»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области



«Рассмотрена»

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1

от 30.08. 2021 г

Руководитель ШМО _________________ Беленькова Е. В

«Согласована» заместитель директора по УВР



________________ Шелудченко А.В.

«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2021 г.

«Утверждена»

Приказом № 1-166

от 31.08. 2021 г.


Директор школы

_________________


Черникова З.И.











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Театральная студия «Юный актер»»

(5 класс)

на 2021 - 2022 учебный год











Составитель: Котлярова Регина Витальевна









2021 год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети смогут получить возможность расширить свое представление о театральной деятельности, понятии и передачи разных способов художественного образа, а педагог - глубже изучить культурные интересы каждого учащегося, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.


Программа внеурочной деятельности «Театральная студия «Юный актер»»

в 5 классе разработана на основе:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 (ред. от 31.12.2015), с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 №1578, 29.06.2017 г. №613, от 24.09.2020 №519; от 11.12.2020 № 712 («О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся»);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» № 09-3564;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» от 12.05.2011 г. № 03-2960;

  • Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • Устава МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа», утверждённой приказом директора школы № 1-107 от 01.07.2021 г;

  • Положения об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области от 20.01.2021 г. № 1-05;

  • Учебного плана МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год.


Цели и задачи учебного курса «Театральная студия «Юный актер»»


Основная цель внеурочной деятельности по литературе – раскрыть творческий потенциал школьников, развить актерские способности, сформировать коммуникативные компетенции (речевые и риторические навыки).

Тематической основой работы внеурочной деятельности по литературе является развитие театральной деятельности в школе как составляющей литературного жанра.

Задачами внеурочной деятельности по литературе являются:

  • формирование эстетических способностей;

  • овладение навыками общения и коллективного творчества;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

  • подготовка обучающихся к успешному участию в творческих конкурсах;

  • развитие актерских навыков.


Общая характеристика учебного курса «Театральная студия «Юный актер»»


Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ литературной и театральной направленности.

Театр - это особенный мир искусства, где нужны самые разные способности. Театральное искусство призвано развивать в детях чувство прекрасного. Искусство прививает нравственные и эстетические нормы поведения, учит понимать и хорошо различать как чужие эмоции и чувства, так и свои собственные. Другими словами, учит эмпатии (сочувствию и сопереживанию).

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей. Важную роль играет здесь эстетическая сторона воспитания детей. Театральная деятельность предполагает много искусств, собранных вместе. Театральный коллектив занимается оформлением, интерпретацией литературного материала. Для этого необходимо не только знание и глубокое понимание литературной основы, но и занятия музыкой, танцами, прикладными ремеслами и т.д.

Рабочая программа «Театральная студия «Юный актер»» реализуется при помощи выразительных средств театрального искусства таких как интонация, мимика, жест, пластика, речь, она не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника.

Форма проведения занятий может меняться в зависимости от конкретных целей и задач обучения. Это могут быть как практические занятия, направленные на раскрытие актерских способностей детей, так и теория о театральном искусстве и всех его составляющих.  

Воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Театральная внеурочная деятельность часть не только творческого, но и воспитательного процесса школьника.

Формы занятий:

– по количеству детей: коллективная, групповая;

– по особенностям взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, игра-путешествие, исследование, проект;

– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.

Система занятий по курсу «Театральная студия «Юный актер»» реализует следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

– развитие различных видов мышления, памяти и воображения;

– формирование и развитие речеведческих умений и навыков.

Развивающий аспект:

– умение анализировать, накапливать, синтезировать и преобразовывать информацию;

– умение использовать навыки актерского мастерства как средство познания мира.

Воспитывающий аспектэто воспитание духовно развитой, нравственно-ориентированной личности.

Свои актерские возможности, учащиеся реализуют на защите итоговых проектов, которые представлены театральной постановкой литературного произведения. Школьники организовывают литературные вечера, тематические мероприятия, учувствуют в творческих конкурсах чтецов и рассказчиков.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Театральная студия «Юный актер»»:

1.Ценность театра как части культуры человечества, особой формы восприятия эстетического начала.

2. Ценность человека как чувствующего существа, стремящегося к эстетическому восприятию мира.

3. Ценность творчества как неотъемлемой части развитой личности.

4. Ценность слова как основной единицы воздействия на человека, передачи чувств и эмоций.

5. Ценность литературы – основа филологического и исторического процесса России.

6. Ценность нравственности – проявление моральных качеств, основа духовно-нравственного воспитания.


Место учебного курса «Театральная студия «Юный актер»»

в учебном плане

Программа курса «Театральная студия «Юный актер»» предназначена для 5 класса. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.

Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

– укрупнения дидактических единиц;

– сокращения часов на проверочные работы;

– оптимизации домашних заданий.


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы курса

«Театральная студия «Юный актер»»


Личностные результаты:

Школьник получит возможность научиться

- развивать чувство прекрасного, умение чувствовать темп и выразительность речи;

- познавать через театр этические и морально-нравственные нормы поведения;

- развивать интерес к театральной деятельности;

- усваивать теоретические знания и формировать рефлективность поведения, как в учебной, так и в любой другой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • уметь работать с литературно-театральными терминами;

- определять степень успешности своей работы;

- уметь заниматься творчеством в группе, участвовать в совместной деятельности;

- уметь подбирать и использовать театральные костюмы и декорации;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои личные результаты.

Познавательные УУД:

- уметь преобразовывать и накапливать информацию в различных видах;

- развивать навыки инсценировки литературных произведений;

- уметь выстраивать логически целостное рассуждение;

- развивать дикцию;

- развивать эстетическое восприятие мира;

- уметь решать задачи творческого характера.

Коммуникативные УУД:

- уметь грамотно выражать свои мысли;

- развивать коммуникативные компетенции;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- уметь оценивать поведение героев, рефлексировать;

- развивать правильную артикуляцию и речевые навыки;

- уметь передавать эмоции и чувства персонажа;

- владеть навыками выразительного актерского прочтения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- пополнять словарный запас новыми театральными понятиями;

- участвовать в творческих конкурсах чтецов и рассказчиков.

Предметные результаты:

- использовать выразительные возможности языка, мимики, жестов, костюма для изображения персонажа;

- видеть различие между произведением литературы и его интерпретацией, т.е. восприятием художественного текста режиссером, актерами, сценаристом;

- определять замысел, идею;

- давать точную характеристику персонажа;

- широко использовать средства выразительности в качестве эстетической составляющей языка;

- высказывать суждение об эстетической и этической ценности театральной постановки;

- формировать навыки анализа своей и чужой работы;

- сформировать положительное отношение к театральной деятельности.


Справочно-информационные и методические материалы:

1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

2. Альшиц Ю.Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009

3. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49

4. Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М.А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).

5. Владимиров С.В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007

6.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

7. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М.В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

9. Зверева Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д.Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008



Содержание учебного курса «Театральная студия «Юный актер»» 5 класс

(34 ч.)



Раздел 1. Юный актер

Кто такой актер? Понятие роль. Дискуссия на тему: «Если бы я был актером» Стихи русских поэтов об осени. Что такое интонация? Практическое занятие. Чтение стихов об осени. Выразительное чтение прозаических произведений. Интонационная пауза. Что такое акцент? Понятие выразительность речи. Практическое занятие. Чтение стихов о маме.

Раздел 2. Представление начинается!

Драматическое произведение и его особенности. Практическое занятие. Подготовка инсценировки на свободную тему. Что такое декорации? Костюмированное представление. Сценарий. Понятие о тексте сценария. Репетиция постановки. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Кукольный театр. Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Раздел 3. Театральная игра

Театральная игра. Основы театральной культуры. Инсценирование народных сказок о животных. Чтение стихов по ролям А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского. Культура и техника речи. Ритмопластика. Театральная азбука. В мире пословиц. Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко. Дикция актера. Музыка и театр.

Итоговое занятие

Театральная постановка литературного произведения на выбор.



Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество часов

Вид контроля

всего

теория

практика

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

1

Раздел 1.

Юный актер


11

6

5

11

0

Тестирование

2

Раздел 2.

Представление начинается!

10

5

5

10

0

Театральная постановка

3

Раздел 3.

Театральная игра

11

6

5

11

0

Театральная постановка

4

Итоговое занятие

2

1

1

2

0

Театральная постановка

Итого

34

18

16

34

0






Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Примечание/ причина корректировки

теоретическая часть занятия (форма организации деятельности)

практическая часть занятия (форма организации деятельности)

план

факт


1




Юный актер

Кто такой актер?

1

Беседа

Игровая деятельность

02.09.2021



2

Понятие роль

1

Исследование

Работа в команде

09.09.2021



3

Дискуссия на тему: «Если бы я был актером»

1

Беседа

Игровая деятельность

16.09.2021



4

Стихи русских поэтов об осени

1

Исследование

Работа с текстом

23.09.2021



5




Что такое интонация?

1




Беседа

Работа в команде

30.09.2021



6

Практическое занятие. Чтение стихов об осени.

1

Работа с текстом

Работа в группах

07.10.2021



7

Выразительное чтение прозаических произведений

1

Работа с текстом

Игровая деятельность

14.10.2021



8



Интонационная пауза

1



Беседа

Работа в команде

21.10.2021



9

Что такое акцент?

1

Исследование

Игровая деятельность

28.10.2021



10

Понятие выразительность речи

1

Беседа

Игровая деятельность

11.11.2021



11

Практическое занятие. Чтение стихов о маме.

1

Работа с текстом

Конкурс

18.11.2021



12

Представление начинается!

Драматическое произведение и его особенности

1

Беседа

Работа в группах

25.11.2021



13

Подготовка инсценировки на свободную тему.

1

Беседа

Инсценировка

02.12.2021



14

Что такое декорации?

1

Исследование

Работа в группах

09.12.2021



15

Костюмированное представление

1

Доклад

Дискуссия

16.12.2021



16

Сценарий. Понятие о тексте сценария

1

Беседа

Работа в группах

23.12.2021



17


Репетиция постановки

1

Работа с текстом

Совместная работа

30.12.2021



18

Виды театрального искусства

1

Беседа

Составление кроссворда

13.01.2022



19

Правила поведения в театре

1

Беседа

Игровая деятельность

20.01.2022



20

Кукольный театр

1

Исследование

Игровая деятельность

27.01.2022



21

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

1

Беседа

Театральная игра

10.02.2022



22

Театральная игра

Театральная игра

1

Беседа

Индивидуальная работа

17.02.2022



23

Основы театральной культуры

1

Беседа

Индивидуальная работа

24.02.2022



24

Инсценирование народных сказок о животных.

1

Беседа

Игра

03.03.2022



25

Чтение стихов по ролям А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

1

Исследование

Дискуссия

10.03.2022



26

Культура и техника речи.

1

Беседа

Игра

17.03.2022



27

Ритмопластика

1

Беседа

Индивидуальная работа

24.03.2022



28

Театральная азбука

1

Работа с текстом

Конкурс

31.03.2022



29

В мире пословиц

1

Исследование

Составление ребусов

07.04.2022



30

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко.

1

Исследование

Инсценировка

14.04.2022



31

Дикция актера

1

Беседа

Лингвистическая игра

21.04.2022



32

Музыка и театр.

1

Работа с аудиозаписями

Работа в группах

28.04.2022




33

Итоговое занятие

Театральная постановка литературного произведения на выбор

2

Исследование

Инсценировка

05.05.2022

12.05.2022




Резерв 1 ч.






19.05.2022













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!