МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Белореченский район
МАОУ СОШ 31
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________________ Е. А. Слагода - Цуканова от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Решением педагогического совета МАОУ СОШ 31 ________________________ Н. Л. Мелихов Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Кубановедение»
10 класс
на 2023-2024 учебный год
Автор: Кравченко Олеся Ивановна
Учитель музыки и кубановедения
МАОУ СОШ 31
посёлок Родники
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основеавторскойпрограммы «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева, авторы-составители: Т. И. Беляева, В. В. Латкин, И.А.Терская, А. Н. Еремеева. Издательство: Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020г.
Программа учебного курса «Кубановедение» направлена на создание у учащихсяцелостного историко-географического и социокультурногообраза малой родины.
Цель: формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех аспектов, характеризующих родной край.
Задачи:
Формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как об одном из регионов Российской Федерации.
Углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона.
Изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов.
Создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта РФ.
Формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально- экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Основное содержание учебного предмета «Кубановедение» на уровне среднего общего образования
10 класс
(34 часа)
Введение (1 час)
Кубань в XX-XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края.
Раздел 1. Кубань в 1914 - конце 1930-х годов (11часов)
Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций (4 часа)
Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев.
Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране.
Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах (2 часа)
Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования.
Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей.
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп(3 часа)
Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры.
Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.
Тема 4.Культура Кубани в1920-1930-х годах (2 часа)
Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир».
Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.
Развитие массового спорта. Новые формы досуга.
Раздел II. Краснодарский край в1940-х - начале 1950-х годов (4 часа)
Тема 5. Краснодарский край в годы ВеликойОтечественной войны(2 часа)
Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной.
Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара.
Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье.
Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.
Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)(1 час)
Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин - Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности.
Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги.
Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах (1 час)
Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.
Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.
Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни.
Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.
Кубанская пресса в военные и послевоенные годы.
Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа преодоления трудностей.
Раздел III. Кубань в 1950-1990-х годах (5 часов)
Тема 8. Политика, экономика, общество (2 часа)
Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев.
Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства.
Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в. (2 часа)
Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.
Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий.
Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок».
Тема 10. «Перестройка» на Кубани (1 часа)
Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко.
Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов.
Раздел IV. Краснодарский край в XXI в. (8 часов)
Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства (1 час)
Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв - губернатор Краснодарского края. Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения.
Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно- территориальное устройство. Население(1 час)
Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.
Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование (1 час)
Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств.
Тема 14. Хозяйство Краснодарского края (3 часа)
Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX - начале XXI в. (2 часа)
Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска.
Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников.
Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы.
Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014 г. в Сочи - мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае.
Эпоха перестройки и 1990-е годы - время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения.
Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество.
Раздел V. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Тема 16. Православные ценности в современном мире (2 часа)
Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности.
Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие».
Тема 17. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ (2 часа)
История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские».
Особенности современной образовательной деятельности РЦП. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.
Итоговое повторение и проектная деятельность(1 час)
Портрет современной Кубани. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение».
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
Гражданского воспитания:
гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовности к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовности отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовой и политической грамотности.
Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятия гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
эстетического отношения к миру;
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,
осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к овладению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью;
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью других людей, умения оказывать первую помощь
неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы;
уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,
готовности к осознанному выбору будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов;
Экологического воспитания:
экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов;
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
опыта эколого-направленной деятельности.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования.
Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности.
Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации.
Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.
Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.
Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.
Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Знать/понимать:
основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX -начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире;
современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой российской революции;
особенности развития экономики Краснодарского края;
место и роль Краснодарского края в современной России.
Уметь:
соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века;
использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;
использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории;
применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами;
ведения диалог в поликультурной среде;
понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии;
активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края;
осознания необходимости охраны природных богатств региона.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
| Введение | 1 |
| Раздел I. Кубань в 1914 - конце 1930-х годов | 11 |
| Раздел II. Краснодарский край в 1940-х - начале 1950-х годов | 4 |
| Раздел III. Кубань в 1950-1990-х годах | 5 |
| Раздел IV. Краснодарский край в XXI в. | 8 |
| Заключение | 1 |
| РазделV. Духовные истоки Кубани | 4 |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
Поурочное планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата |
10А |
| Кубань в XX- начале XXI в. | 1 | 04.09.2023 |
| Участие кубанцев в Первой мировой войнах. | 1 | 11.09.2023 |
| События Великой российской революции 1917г.в Кубанской области и Черноморской губернии. | 1 | 18.09.2023 |
| Гражданская война на Кубани | 1 | 25.09.2023 |
| Окончание Гражданской войны | 1 | 02.10.2023 |
| Культурная жизнь Кубани в 1914-1920 гг. | 1 | 09.10.2023 |
| Мир искусства на Кубани в революционные годы. | 1 | 16.10.2023 |
| Политика советской власти в отношении казачества. НЭП. | 1 | 23.10.2023 |
| «Наступление социализма по всему фронту» | 1 | 06.11.2023 |
| Политические репрессии в кубанском регионе. | 1 | 13.11.2023 |
| Культурное пространство Кубани в 1920-1930-х годах. | 1 | 20.11.2023 |
| Мир искусства и повседневная жизнь населения | 1 | 27.11.2023 |
| Кубань в Великой Отечественной войне. 1941 – 1943. | 1 | 04.12.2023 |
| Освобождение. Начало возрождения.1943-1945. | 1 | 11.12.2023 |
| Восстановление хозяйства и социальной сферы. | 1 | 18.12.2023 |
| Культурная жизнь в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. | 1 | 25.12.2023 |
| Реформы в политике и экономике | 1 | 15.01.2024 |
| Достижения и провалы кубанской экономики. | 1 | 22.01.2024 |
| Культурное пространство Кубани в середине 1950– начале 1980-х . | 1 | 29.01.2024 |
| Изобразительное искусство, строительство и архитектура. | 1 | 05.02.2024 |
| «Перестройка» на Кубани. | 1 | 12.02.2024 |
| Дорогой межнационального мира и согласия. | 1 | 19.02.2024 |
| Экономико - географическое положение.Население. | 1 | 26.02.2024 |
| Природно-ресурсный потенциал. | 1 | 04.03.2024 |
| Экономика региона в новых условиях. | 1 | 11.03.2024 |
| Особенности развития сельского хозяйства | 1 | 18.03.2024 |
| Транспорт и связь. Курорты и туризм. | 1 | 01.04.2024 |
| Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества. | 1 | 08.04.2024 |
| Развитие изобразительного искусства на Кубани. | 1 | 15.04.2024 |
| Портрет современной Кубани. | 1 | 22.04.2024 |
| Православные ценности в современном мире | 1 | 29.04.2024 |
| Вера в жизни современного человека. | 1 | 06.05.2024 |
| Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. | 1 | 13.05.2024 |
| Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время. | 1 | 20.05.2024 |
Итого | 34 | |