СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кубановедение 10 класс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кубановедение 10 класс". В программе поставлены  цели, задачи по изучению курса; раскрыто содержание курса и поурочное планирование; видны результаты: личностные, предметные и метапредметные.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кубановедение 10 класс"»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края‌‌

Управление образованием администрации МО Белореченский район‌

МАОУ СОШ 31





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР


________________________

Е. А. Слагода - Цуканова


от «29» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета МАОУ СОШ 31


________________________

Н. Л. Мелихов

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Кубановедение»

10 класс

на 2023-2024 учебный год




Автор: Кравченко Олеся Ивановна

Учитель музыки и кубановедения

МАОУ СОШ 31





посёлок Родники

2023










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основеавторскойпрограммы «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева, авторы-составители: Т. И. Беляева, В. В. Латкин, И.А.Терская, А. Н. Еремеева. Издательство: Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020г.

Программа учебного курса «Кубановедение» направлена на создание у учащихсяцелостного историко-географического и социокультурногообраза малой родины.

Цель: формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех аспектов, характеризующих родной край.

Задачи:

  • Формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как об одном из регионов Российской Федерации.

  • Углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона.

  • Изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов.

  • Создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта РФ.

  • Формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально- экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.


Основное содержание учебного предмета «Кубановедение» на уровне среднего общего образования

10 класс

(34 часа)

Введение (1 час)

Кубань в XX-XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края.

Раздел 1. Кубань в 1914 - конце 1930-х годов (11часов)

Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций (4 часа)

Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев.

Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране.

Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах (2 часа)

Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования.

Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей.

Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп(3 часа)

Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры.

Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.

Тема 4.Культура Кубани в1920-1930-х годах (2 часа)

Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир».

Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.

Развитие массового спорта. Новые формы досуга.

Раздел II. Краснодарский край в1940-х - начале 1950-х годов (4 часа)

Тема 5. Краснодарский край в годы ВеликойОтечественной войны(2 часа)

Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной.

Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара.

Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье.

Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.

Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)(1 час)

Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин - Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности.

Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги.

Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах (1 час)

Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.

Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.

Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни.

Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.

Кубанская пресса в военные и послевоенные годы.

Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа преодоления трудностей.

Раздел III. Кубань в 1950-1990-х годах (5 часов)

Тема 8. Политика, экономика, общество (2 часа)

Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев.

Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства.

Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в. (2 часа)

Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.

Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий.

Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок».

Тема 10. «Перестройка» на Кубани (1 часа)

Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко.

Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов.

Раздел IV. Краснодарский край в XXI в. (8 часов)

Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства (1 час)

Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв - губернатор Краснодарского края. Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения.

Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно- территориальное устройство. Население(1 час)

Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.

Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование (1 час)

Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств.

Тема 14. Хозяйство Краснодарского края (3 часа)

Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX - начале XXI в. (2 часа)

Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска.

Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников.

Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы.

Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014 г. в Сочи - мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае.

Эпоха перестройки и 1990-е годы - время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения.

Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество.

Раздел V. Духовные истоки Кубани (4 часа)

Тема 16. Православные ценности в современном мире (2 часа)

Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности.

Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие».

Тема 17. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ (2 часа)

История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские».

Особенности современной образовательной деятельности РЦП. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.

Итоговое повторение и проектная деятельность(1 час)

Портрет современной Кубани. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение».


  • Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:

  1. Гражданского воспитания:

  • гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовности к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовности отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовой и политической грамотности.

  1. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:

  • российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

  • патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;

  • уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

  1. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:

  • нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятия гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

  1. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):

  • эстетического отношения к миру;

  • эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

  1. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):

  • мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,

  • осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к овладению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  1. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:

  • ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью других людей, умения оказывать первую помощь

  • неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  1. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:

  • ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы;

  • уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,

  • готовности к осознанному выбору будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов;

  1. Экологического воспитания:

  • экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

  • ответственности за состояние природных ресурсов;

  • умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

  • опыта эколого-направленной деятельности.


  • Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования.

  2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.

  3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности.

  4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации.

  5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.

  • Предметные результаты:

  1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.

  2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.

  3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.

  4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.

  5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.

  6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.

  7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.

  8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.

  9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов.





Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Знать/понимать:

  • основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX -начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире;

  • современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой российской революции;

  • особенности развития экономики Краснодарского края;

  • место и роль Краснодарского края в современной России.

Уметь:

  • соотносить важнейшие события региональной истории с исто­рическими событиями, происходившими в ходе реформ и социаль­ных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века;

  • использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;

  • использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории;

  • применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами;

  • ведения диалог в поликультурной среде;

  • понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии;

  • активного освоения исторического и культурного наследия сво­его народа, родного края;

  • осознания необходимости охраны природных богатств региона.


Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Введение

1

Раздел I. Кубань в 1914 - конце 1930-х годов

11

Раздел II. Краснодарский край в 1940-х - начале 1950-х годов

4

Раздел III. Кубань в 1950-1990-х годах

5

Раздел IV. Краснодарский край в XXI в.

8

Заключение

1

РазделV. Духовные истоки Кубани

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34











Поурочное планирование:


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Дата

10А

Кубань в XX- начале XXI в.

1

04.09.2023

Участие кубанцев в Первой мировой войнах.

1

11.09.2023

События Великой российской революции 1917г.в Кубанской области и Черноморской губернии.

1

18.09.2023

Гражданская война на Кубани

1

25.09.2023

Окончание Гражданской войны

1

02.10.2023

Культурная жизнь Кубани в 1914-1920 гг.

1

09.10.2023

Мир искусства на Кубани в революционные годы.

1

16.10.2023

Политика советской власти в отношении казачества. НЭП.

1

23.10.2023

«Наступление социализма по всему фронту»

1

06.11.2023

Политические репрессии в кубанском регионе.

1

13.11.2023

Культурное пространство Кубани в 1920-1930-х годах.

1

20.11.2023

Мир искусства и повседневная жизнь населения

1

27.11.2023

Кубань в Великой Отечественной войне.

1941 – 1943.


1

04.12.2023

Освобождение. Начало возрождения.1943-1945.

1

11.12.2023

Восстановление хозяйства и социальной сферы.

1

18.12.2023

Культурная жизнь в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.


1

25.12.2023

Реформы в политике и экономике

1

15.01.2024

Достижения и провалы кубанской экономики.

1

22.01.2024

Культурное пространство Кубани в середине 1950– начале 1980-х .

1

29.01.2024

Изобразительное искусство, строительство и архитектура.

1

05.02.2024

«Перестройка» на Кубани.

1

12.02.2024

Дорогой межнационального мира и согласия.

1

19.02.2024

Экономико - географическое положение.Население.

1

26.02.2024

Природно-ресурсный потенциал.

1

04.03.2024

Экономика региона в новых условиях.

1

11.03.2024

Особенности развития сельского хозяйства

1

18.03.2024

Транспорт и связь. Курорты и туризм.

1

01.04.2024

Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества.

1

08.04.2024

Развитие изобразительного искусства на Кубани.

1

15.04.2024

Портрет современной Кубани.

1

22.04.2024

Православные ценности в современном мире

1

29.04.2024

Вера в жизни современного человека.

1

06.05.2024

Образовательная и просветительская деятельность РПЦ.

1

13.05.2024

Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.

1

20.05.2024

Итого

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!