СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Литература Бурятии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Литература Бурятии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

41 г. УЛАН_УДЭ»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР



___________/____________

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ»

____________

Приказ №______от__________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Литература Бурятии

Учитель Сидорова Юлия Юрьевна,

Класс 11 «а»

Всего часов в год 34

Всего часов в неделю 1









г. Улан-Удэ,

2020-2021





I. Пояснительная записка 

Рабочая программа по литературе Бурятии составлена на основе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

Основная образовательная программа среднего общего образования образовательной организации

Примерной (авторской) программы Г.С. Санжадаевой к учебному пособию для учащихся 9- 11 классов русских школ, утверждённой МО и Н РБ; - Основной образовательной программы среднего (полного) образования МАОУ «СОШ №41»г.Улан-Удэ на 2019 – 20 учебный год, - Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету МАОУ «СОШ №41»г.Улан-Удэ на 2020 – 21 учебный год - Учебного плана МАОУ «СОШ №41»г.Улан-Удэ на 2020 – 21 учебный год  Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны овладеть историко-литературными, теоретико-литературными понятиями: 
эпос как своеобразная энциклопедия жизни народов Бурятии;

мифологическое сознание;

выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях;

идейно-эстетическое значение произведений.

 Учащиеся должны знать:

содержание изученных произведений,

Учащиеся должны уметь:

формулировать своё отношение к авторской позиции;

характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально;

писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения;

пользоваться справочным материалом книг, словарями;



готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему;

писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения;

заучивать наизусть предложенные тексты;

создавать модели ассоциативных характеристик героев произведений.

Обладать следующими навыками;
прочтения художественных произведений, предназначенных для чтения и текстуального изучения, 

воспроизводить их конкретное содержание, 

давать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка 
анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; 

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; 

род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку; 

обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания:

объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность 
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть

Содержание тем учебного курса.

Теория литературы: рассказ, повесть, фантастика. Введение в курс литература Бурятии
Фольклор
Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края.  Бурятский фольклор и его особенности. Связь с шаманизмом, буддизмом, мифологией монгольских народов. Исторические и лирические песни бурят. Малые жанры фольклора. Благопожелания – уреэлы. «Гэсэр» - бурятский национальный героический эпос.
Анализ 3,5,7 ветвей. Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра»).  Сказители – улигершины: П.Тушемилов, А.Тотоев, Ц.Ж.Жамцарано. Становление и развитие литературы общемонгольского периода «Сокровенное сказание монголов" Эрдэни Хайбзан Галшиев. Жизнь и творческий путь. «Зерцало мудрости» как выдающееся произведение дидактической поэзии жанра субхашит. Формирование и становление бурятской литературы (лекция) Бурятская литература XIX века Бурятская литература 20 – 30 годов XX века (обзор) Бурятская литература периода Великой Отечественной литературы (лекция) Бурятская литература послевоенного десятилетия (обзор, лекция) Бурятская литература второй половины XX века (обзор, лекция) Из истории родного края
 Теория литературы: сказание, очерк, исторический очерк, проект.
Роман И.К.Калашников. Очерк жизни и творчества. Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных характеров, эпохи 12 века. Чингисхан – человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа.
«Жестокий век». Книга 1 - «Гонимые». Книга 2 - «Гонители». Концепция личности Чингисхана в художественной литературе XX века: В.Ян. «Чингисхан» и И.Калашников «Жестокий век». Тема семейщины в произведениях И. Калашникова «Последнее отступление», «Разрыв – трава». В.В.Бараев – журналист, писатель.
Роман «Гонец Чингисхана». Образ гонца Чингисхана - Тургэна. Культовые обряды в романе. Интерпретация исторических лиц в романе. Особенности художественной трактовки эпохи в произведении.
Х.Намсараев. Очерк жизни и творчества. Роман «На утренней заре». Мастерство психологических характеристик героев, философское осмысление исторических событий в произведении.  Ч. Цыдендамбаев. Очерк жизни и творчества Роман «Доржи, сын Банзара». Судьба первого европейски образованного бурятского учёного Д. Банзарова. «Вдали от родных степей» - второй роман о Д.Банзарове. М.Жигжитов. Очерк жизни и творчества
Роман «Подлеморье». Становление Советской власти в Байкальском Подлеморье. Враги новой веры. Образы главных героев романа: Воуль, Магдауль, Волчонок, Иннокентий Мельников, Филантий Король, Человек и природа, нравственные идеалы в романе. Борьба за новую жизнь. Образ главного героя Магдауля, Волчонка – истинных знатоков и хранителей веры, обычаев, природы. Особенности стиля и лексики в произведении. Знание народных традиций и обрядов, жизни простого народа. Д. Батожабай. Художественный мир писателя. Основные вехи жизни и творчества писателя. Роман «Похищенное счастье» - первый бурятский роман-трилогия. Д.Батожабай как сценарист. А.А.Бальбуров. Роман «Поющие стрелы». Мастерство писателя в изображении революционных событий в республике. Образы главных героев из простого народа: Ута Мархас, Ондре, Мани, Хали, Мархансая; ссыльного поселенца Кузнецова С.Г., собитрателя фольклора и учителя – Дорондоева М. Легенда о хондогорах, сказки, диалекты в романе.  Художественная публицистика. Теория литературы: роман, роман-дилогия, исторический роман.
Малая проза
Рассказы. Х.Намсараев. «Так было». «Взыскание долга».
Ч. Цыдендамбаев. Очерк жизни и творчества.
Сборник рассказов «Охапка степных цветов». Герои рассказов, их нравственный выбор. Б.Мунгонов. «Хилок наш бурливый» - роман о современной бурятской деревне. Ц.Галсанов. Художественный мир. Рассказы, повести (обзор). Б.Ябжанова. Художественный мир. Рассказы, повести (обзор). А.Ангархаев. Художественный мир. Жанровое многообразие: стихи, рассказы, повести, романы. Ц. Жимбиев. Художественный мир. «Год огненной змеи» (отрывки из романа). Осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне. Ж.Балданжабон. Художественный мир. Проза писателя. Повести:
Ж.Тумонов «Степь проснулась». Тема борьбы в Забайкалье в период гражданской войны. Владимир Митыпов – очерк жизни и творчества.
«Долина бессмертников». Образ главного героя. Особенности сюжета. Возникновение жанра фантастики в бурятской литературе. В.В.Бараев «Гонец Чингисхана».
Образ гонца Тургэна. «Инспектор золотой тайги» - история освоения золотых россыпей в тайге. «Приход больших обезьян». Сложность чувств и рационализм автоматики.
Х.Намсараев «На утренней заре» Ч. Цыдендамбаев. Жанровое многообразие творчества. Повесть «Бурятка» (анализ эпизодов). Б. Мунгонов. «Хилок наш бурливый» - роман о современной бурятской деревне.
Драматургия
Драматургия Бурятии. ГБДТ им.Хоца Намсараева. Постановки театра .
Комедия. И.В.Барлукова «Вино виновато». Обсуждение бездуховности существования, пагубных для человека привычек: пьянства, лени; Призыв к овладению грамотой, учению. Мир героев. Ц.Шагжин. Пьеса «Будамшуу». Художественный мир Шагжина.
Пьесы Д.Дылгирова, Д.Эрдынеева, А.Ангархаева, Ч.Базарова.
Творчество С.Лобозёрова. Драматургия. Басни. Г.Чимитов. Сравнение с баснями С.Михалкова. Теория литературы: комедия; экспозиция, юмор в пьесе. Завязка, кульминация, развязка.
Лирика. Поэзия 60 – 90 годов.
«Певцы родной земли» - творчество поэтов Бурятии. Стихи бурятских поэтов о родном крае, о людях родной земли. Тоонто – символ «малой» родины в бурятской поэзии. Ц. Жамбалов «Юрта», С.Ангабаев. Стихи о природе, Родине, весне. М. Самбуев «Таёжный снег», Б.Дугаров «Золотое седло», «Городские облака», Ц. Галсанов «Черёмуха», Д. Улзытуев «Моя Сибирь», Д. Жалсараев «Резьба по небу», Н. Дамдинов «На этой планете», «Четыре неба», В. Липатов «Первый час весны». Намжил Нимбуев - о тайнах бытия в сборнике «Импровизация». Ц. Дондокова. Тема любви в лирике. «Это был хороший вечер». М. Шиханов «Моя Сибирь», «Песнь рассвету», Д. Улзытуев, С. Ангабаев. Семинар по лирике поэтов Бурятии. Новые поэтические формы в поэзии. Заучивание наизусть, создание своих поэтических сборников. Теория литературы: литературные тропы, ИВС лирических произведений.
Публицистика  
Обзор периодических изданий литературы Бурятии. Новинки бурятской прозы, поэзии, публицистики. Журналистика Бурятии. Встреча с известными журналистами, поэтами и прозаиками нашей республики: круглый стол, конференция, экскурсии.
Теория литературы: публицистика, её жанры.
Итоговая конференция по курсу «Литература Бурятии» - «Наши духовные ценности» 
Просмотр наработанного материала, итоговые проекты по курсу «Литература Бурятии».













































Календарно-тематическое планирование уроков по литературе Бурятии

Для 11 класса


Кол-во часов

Тема урока

Дата

Планируемые результат5ы

Виды контроля



1

1

Бурятская литература второй половины XX века (Обзор, лекция).

6.09


чтение и восприятие 
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,  воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;
анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;  особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; 



род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку; 

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;



обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания: объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении; писать изложения на основе литературно-художественных текстов;



писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Текущий,конспект

2-3

2

Художественный мир Ц. Шагжина, пьеса «Будамшу»

13.09

20.09


Текущий,конспект

4-6

3

Художественный мир А. Бальбурова. Жизненный и творческий путь. Роман «Поющие стрелы». Художественная публицистика.

27.09

4.10


Текущий,конспект

7-8

2

Художественный мир Д. Эрдынеева – прозаика, драматурга. «Внуки Тубэргэна», «Большая родословная».

11.10

18.10



Текущий,конспект

9-10

2

Художественный мир А. Ангархаева – поэта, прозаика. Жанровое многообразие: стихи, рассказы, повести, романы.

25.10

15.11



Текущий, выразительное чтение

11-12

2

Художественный мир Цыден-Жаба Жимбиева Жанровое многообразие: стихи, рассказы, повести, романы. «Год огненной змеи» (отрывки из романа), осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне.

22.11

29.11


Текущий,домашнее сочинение

13

1

Художественный мир ЦыденаГалсанова – прозаика. Рассказы, повести. (обзор)

6.12



Текущий,конспект

14

1

Художественный мир Б. Ябжанова – прозаика. Рассказы, повести. (Обзор)

13.12


Текущий,конспект

15

1

Художественный мир Вл. Митыпова, «Приход больших обезьян» - сложность чувств и рационализм автоматики.

20.12


Текущий,конспект

16

1

Вл. Митыпов, «Инспектор золотой тайги». История открытия, освоения золотых россыпей в дикой тайге.

27.12



Текущий,конспект

17

1

ДондокУлзытуев, очерк жизни и творчества. Выразительное чтение и анализ стихотворений по выбору учащихся.

17.01



Текущий, Выразительное чтение и анализ стихотворений по выбору учащихся.

18

1

СолбонАнгабаев, очерк жизни и творчества. Выразительное чтение и анализ стихотворений о родной природе, Родине, весне.

24.01





Текущий,конспект,анализ

19

1

Русские поэты Бурятии. Обзор и анализ произведений по выбору.

31.01



Текущий,конспект

20-21

2

Исай Калашников, очерк жизни и творчества. Тема семейщины в произведениях Калашникова. «Последнее отступление», «Разрыв-трава».


07.02

14.02





Текущий,конспект

22

1

Михаил Жигжитов, очерк жизни и творчества. События гражданской войны в Забайкалье, «Подлеморье».

21.02




Текущий,конспект

23

1

Цырен-ДулмаДондокова. Тема любви в лирике, «Это был хороший вечер».

28.02




Текущий,конспект

24

1

Слова о матери в лирике МэлсаСамбуева.

06.03




Текущий,конспект

25

1

НамжилНамбуев. О тайнах бытия в сборнике «импровизации».

13.03





Текущий,конспект

26

1

Басни Г. Чимитова, их сравнение с баснями С. Михалкова.

20.03




Текущий,конспект

27

1

Поэзия 60-90-х годов: М. Шиханов, А. Щитов, Б. Дугаров и др. Выразительное чтение стихотворений и анализ.

27.03




Текущий,конспект

28

1

Бурятская драматургия. Творчество С. Лобозёрова.

03.04




Текущий,конспект

29-30

2

Р. Р. Образ малой Родины в бурятской литературе. Сообщения учащихся, доклады, рефераты, презентации.

10.04

17.04



Текущий,индивидуальные задания. Сообщения.

31-32

2

Р. Р. Устные высказывания учащихся на тему «Наиболее ярко запомнившиеся произведения бурятской литературы»

24.04

08.05



Текущий, Устные высказывания учащихся

33-34

1

Подведение итогов. Читательская конференция.

15.05

22.05


Итоговый.Конференция










7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!