СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по литературному чтению за 2 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение 2 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету литературное чтение


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 2


Количество часов: 129


Учитель: Балабина Людмила Николаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»).

Программа: Литературное чтение. Программа. 1-4 классы./ Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л.А.Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2016, 2019






РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерных программ начального общего образования;

- Авторской программы по литературному чтению Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы».

Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, пони­мать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссозда­вать в своём воображении прочитанное (представлять мыслен­но героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литера­турного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формули­ровать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятель­ность в процессе чтения, учить работать в парах и груп­пах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универ­сальных учебных действий. Читательское пространство в на­шей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым темам или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы:

- изучение обеспечивало развитие личности ребёнка, формировало его интеллект и общую культуру;

- в результате обучения развивалась читательская деятельность школьников, а также формировались компоненты учебной деятельности;

- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивало дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Основные принципы построения курса «Литературное чтение»

- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);

- эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

- эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;

- преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:

- создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;

- доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений;

- последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;

- постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;

- обеспечение готовности обучающегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;

- создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;

- использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности обучающегося.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Важнейшим условием литературного образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся.


Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения во 2 классе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:

- на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (расказов, сказок) о героях литературных произведений;

- на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

- на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое
знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);

- на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с
позиций ученого и художника.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. На изучение предмета литературное чтение во 2 классе отводится 4 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2019-2020

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

2

4 часа в неделю – 136 часов в год

129 часов (понедельник, вторник, четверг, пятница)

7 часов

Праздничные дни –

24.02.2020 г.

09.03.2020 г.

01.05.2020 г.

11.05.2020 г.

3 ч - по годовому календарному учебному графику МБОУ Большеремонтненской СШ



РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит уни­версальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и ис­торию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демо­кратических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на ре­зультат, бережному отношению к материальным и духовным цен­ностям.

Метапредметные результаты освоения основной образо­вательной программы начального общего образования долж­ны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации; определение наиболее эффек­тивных способов достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно действо­вать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для решения ком­муникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространст­ве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме изме­ряемые величины и анализировать изображения, звуки, гото­вить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графиче­ским сопровождением; соблюдение нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осоз­нанное построение речевого высказывания в соответствии с за­дачами коммуникации и составление текстов в устной и пись­менной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анали­за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным поня­тиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительно­сти (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного пред­мета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения ме­жду объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными мо­делями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования по лите­ратурному чтению с учётом специфики содержания предмет­ной области „Филология", должны отражать:

- понимание литературы как явления национальной и миро­вой культуры, средства сохранения и передачи нравствен­ных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития;

- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, поня­тий о добре и зле, нравственности; формирование потреб­ности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

- понимание роли чтения, использование разных видов чте­ния (ознакомительное, изучающее, выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержа­ние и специфику различных текстов, участвовать в их обсуж­дении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен­тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с ис­пользованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литерату­ру; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения об­разовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться овладе­ние им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

- пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;

- читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научиться:

- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

- определять тему и главную мысль текста;

- работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге в её аппарате;

- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

Система оценки

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие


1

-

-

30 (40)


2

30 (40)

40 (50)

50 (60)

 

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)


Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

- читает целыми словами (2полугодие);

- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:

- читает монотонно, по слогам (1полугодие);

- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

- допускает более 6 ошибок;

- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.


Чтение наизусть.

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.


Выразительное чтение стихотворения.

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения;

2. Соблюдение пауз;

3. Правильный выбор темпа;

4. Соблюдение нужной интонации;

5. Безошибочное чтение.

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.


 Чтение по ролям.

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова;

2. Подбирать правильную интонацию;

3. Читать безошибочно;

4. Читать выразительно;

Оценка "5" - выполнены все требования.

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.


Пересказ.

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса


Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.

О нашей Родине: стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С, Романовского, С. Прокофьева.

Народная мудрость: песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей: произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.

Уж небо осенью дышало...: произведения А. Пушкина, Е. Трутневой. Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.

Снежок порхает, кружится...: произведения фольклора; произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицконэ,

  1. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.

Праздник новогодний: произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара. С. Михалкова.

Произведения о животных (О братьях наших меньших): произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М, Пришвина. Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.

Зарубежные сказки: сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р Киплинга.

Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я): произведения фольклора,
Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, Б. Солоухина,
С. Михалкова, С. Баруздина.

Весна, весна красная...: произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Бзрто. Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.

Волшебные сказки (Там чудеса...): русская народная сказка «Хзврошечкзк
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на
слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоционалоная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходов на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.

Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.


Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его
отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление,
иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок ». «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Ф. Савинов «О Родине».

1

02.09.


2.

И. Никитин «Русь».

1

03.09.


3.

С. Романовский «Русь».

1

05.09.


4.

С. Романовский «Слово о русской земле».

1

06.09


5.

С. Прокофьев «Родина». Доп. чт.: Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…».

1

09.09.


6.

Народная песня «Я с горы на гору шлa ...». Загадки.

1

10.09.


7.

Загадки народные.

1

12.09.


8.

Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал».

1

13.09.


9.

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

16.09.


10.

Шутки, считалки, потешки, пословицы. Доп. чт.: заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки.

1

17.09.


11.

Обобщение по теме. Рубрики «Книжкина полка», «Проверь себя».

1

19.09.


12.

А. Барто «Катя». Доп. чт: Б. Заходер «Перемена».

1

20.09.


13.

С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Доп. чт.: А. Рубинов «Ступенька»

1

23.09


14.

С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело».

1

24.09.


15.

Е. Пермяк «Смородинка». Доп. чт.: С. Михалков «Прогулка».

1

26.09.


16.

Н. Носов «Заплатка». Доп. чт.: Н. Носов «На горке», П. Воронько «Мальчик Помогай».

1

27.09.


17.

Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Доп. чт.: нанайская народная сказка «Айога».

1

20.09.


18.

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь».

1

01.10.


19.

М. Зощенко «Самое главное». Доп. чт.: Я. Аким «Жадина».

1

03.10.


20.

В. Сутеев «Кто лучше?». Доп. чт.: В. Осеева «Волшебная иголочка».

1

04.10


21.

А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Доп. чт.: В. Берестов «Прощание с другом».

1

07.10.


22.

Л. Пантелеев «Две лягушки». Доп. чт.: В. Катаев «Цветик-семицветик».

1

08.10.


23.

В. Беспальков «Совушка». Рубрика «Книжная полка».

1

10.10.


24.

В. Сутеев «Снежный зайчик».

1

11.10.


25.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Доп. чт.: русская народная сказка «Царевна-лягушка».

1

14.10.


26.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Доп. чт.: русская народная сказка «Царевна-лягушка».

1

15.10.


27.

Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп. чт.: братья Гримм «Три брата».

1

17.10.


28.

Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп. чт.: Х.- К. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

18.10.


29.

Братья Гримм «Семеро храб-рецов». Доп. чт.: Б. Заходер «Серая Звездочка».

1

21.10.


30.

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя».

1

22.10.


31.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок). Доп. чт.: М. Пришвин «Осеннее утро».

1

24.10.


32.

Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень».

1

25.10.


33.

Н. Сладков «Эхо». Доп. чт.: А. Твардовский «Начало осени».

1

05.11.


34.

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы».

1

07.11.


35.

Э. Шим «Храбрый опёнок». К. Бальмонт «Осень». Доп. чт.: А. Майков «Осень».

1

08.11.


36.

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя».

1

11.11.


37.

З. Александрова «Зима». Доп. чт.: К. Ушинский «Проказы старухи-зимы».

1

12.11.


38.

С. Иванов «Каким бывает снег». Доп. чт.: С. Есенин «Пороша».

1

14.11.


39.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1

15.11.


40.

Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен».

1

18.11.


41.

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза». Доп. чт.: немецкая народная сказка «Бабушка Метелица».

1

19.11.


42.

М. Пришвин «Деревья в лесу». Доп. чт.: Е. Пермяк «Четыре брата».

1

21.11.


43.

И. Суриков «Детство».

1

22.11.


44.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

25.11.


45.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

26.11.


46.

Русская народная сказка «Снегурочка».

1

28.11.


47.

Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт.: японская народная сказка «Журавлиные перья».

1

29.11.


48.

Н. Некрасов «Саша». Доп. чт. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза».

1

02.12.


49.

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

1

03.12.


50.

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

1

05.12.


51.

Доп. чт. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

06.12.


52.

«Царство Мороза Ивановича».

1

09.12.


53.

Контрольная проверка выразительности чтения.

1

10.12.


54.

С. Михалков «В снегу стояла ёлочка».

1

12.12.


55.

Х.-К. Андерсен «Ель». Книги Х.-К. Андерсена.

1

13.12.


56.

А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок).

1

16.12.


57.

С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака.

1

17.12.


58.

С. Городецкий «Новогодние приметы».

1

19.12.


59.

Обобщение по теме. Рубрики «Проверь себя», «Книжная полка».

1

20.12.


60.

Книги о Новом годе для детей.

1

23.12.


61.

Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Доп.чт: К. Коровин «Баран, заяц и ёж».

1

24.12.


62.

К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалка, загадки). Е. Благинина «Голоса леса». Доп.чт.: М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой».

1

26.12.


63.

М. Пришвин «Старый гриб». Доп. чт.: Н. Рубцов «Про зайца».

1

27.12.


64.

П. Комаров «Оленёнок». К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Доп. чт.: Е. Чарушин «Перепёлка».

1

13.01.


65.

В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. Доп. чт.: М. Пришвин «Журка».

1

14.01.


66.

М. Дудин «Тары-бары…». Доп. чт.: В. Бианки «Хвосты».

1

16.01.


67.

К. Ушинский «Плутишка кот». Доп. чт.: К. Паустовский «Барсучий нос».

1

17.01.


68.

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп. чт.: африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену».

1

20.01.


69.

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Доп. чт.: ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь».

1

21.01.


70.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп. чт.:
Р. Киплинг «Откуда такая глотка».

1

23.01.


71.

Русская народная сказка «Белые пёрышки».

1

24.01.


72.

Рубрики «Книжная полка». «Проверь себя».

1

27.01.


73.

Украинская народная сказка «Колосок». Доп. чт.: французская народная сказка «Волк, улитка и осы».

1

28.01.


74.

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать».

1

30.01.


75.

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Доп. чт.: сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

1

31.01.


76.

Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

03.02.


77.

Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

04.02.


78.

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят».

1

06.02.


79.

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят».

1

07.02.


80.

Зарубежные сказки.

1

10.02.


81.

Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка».

1

11.02.


82.

Обобщение. Рубрика «Проверь себя»

1

13.02.


83.

Л. Толстой «Лучше всех».

1

14.02.


84.

Пословицы. Народная песня «Колыбельная».

1

17.02.


85.

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». Е. Пермяк «Случай с кошельком».

1

18.02.


86.

С. Аксаков «Моя сестра». В. Осеева «Сыновья». Пословицы.

1

20.02.


87.

А. Майков «Колыбельная песня». Пословица.

1

21.02.


88.

Л. Толстой «Отец и сыновья». Доп. чт.: И. Панькин «Легенда о матерях».

1

25.02.


89.

А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок».

1

27.02.


90.

Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери».

1

28.02.


91.

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

1

02.03.


92.

Татарская народная сказка «Три сестры». Доп. чт.: русская народная сказка «Белая уточка».

1

03.03.


93.

С. Михалков «А что у вас?»

1

05.03.


94.

В. Солоухин «Деревья». Доп. чт.: Б. Заходер «Сморчки».

1

06.03.


95.

С. Михалков «Быль для детей».

1

10.03.


96.

С. Баруздин «Салют».

1

12.03.


97.

Обобщение по теме. Повторение. Рубрика «Проверь себя».

1

13.03.


98.

Народная песня «Весна, весна красная!»

1

16.03.


99.

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

17.03.


100.

А. Чехов «Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

1

19.03.


101.

Г. Скребицкий «Весна-художник».

1

20.03.


102.

Н. Сладков «Снег и Ветер». Доп. чт.: Н. Сладков «Проталина».

1

02.04.


103.

С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна».

1

03.04.


104.

Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Доп. чт.: В. Маяковский «Тучкины штучки».

1

06.04.


105.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Доп. чт.: М. Пришвин «Лесная капель».

1

07.04.


106.

А. Куприн «Скворцы» (отрывок). Н. Сладков «Скворец-молодец».

1

09.04.


107.

Н. Сладков «Апрель-ские шутки». Доп. чт.:
Н. Сладков «Весенний разговор».

1

10.04.


108.

А. Барто «Апрель». Доп. чт.: Н. Сладков «Ивовый пир».

1

13.04.


109.

Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп. чт.: П. Воронько «Журавли».

1

14.04.


110.

Заклички-веснянки. Загадки.

1

16.04.


111.

Закличка, загадки.

1

17.04.


112.

В. Жуковский «Жаворонок». Доп. чт.: В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину».

1

20.04.


113.

О. Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг».

1

21.04.


114.

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп. чт.: Э. Шим «Муравейник» и другие произведения о родной природе.

1

23.04.


115.

Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей».

1

24.04.


116.

М. Пришвин «Ребята и утята».

1

27.04.


117.

Б. Заходер «Птичья школа».

1

28.04.


118.

К. Ушинский «Утренние лучи».

1

30.04.


119.

А. Барто «Весна, весна на улице…».

1

04.05.


120.

Книги о родной природе.

1

05.05.


121.

Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя».

1

07.05.


122.

Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное». Книги с волшебными сказками.

1

08.05.


123.

Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное». Книги с волшебными сказками.

1

12.05.


124.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

14.05.


125.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

15.05.


126.

Итоговая проверка выразительности чтения.

1

18.05.


127.

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

19.05.


128.

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя».

1

21.05.


129.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

22.05.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!