СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Лоскутная фантазия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Лоскутная фантазия"»

18

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №3

30 января 2023 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

30 января 2023 года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛОСКУТНАЯ ФАНТАЗИЯ»



Вид программы

модифицированная

Направленность

художественно–эстетическая

Объединение

пуговка

Срок реализации

144 часа

Возраст обучающихся

11-14 лет





Угинова Ольга Сергеевна,

педагог дополнительного образования









г. Салехард, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Лоскутная фантазия» художественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Тайны и секреты портновского искусства издавна интересовали людей. Изделия народного декоративно-прикладного творчества, как произведения искусства всегда отражали определённый этап развития культуры. Интересна и многообразна работа с тканью. Овладев техникой шитья, мастера создают истинные произведения искусства. Языком цвета, формы, орнамента эти произведения рассказывают нам сокровенные тайны и законы народного творчества.

Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Ведь главным мотивом зарождения и существования шитья из лоскута на протяжении многих веков было рачительное, бережное отношение к материалу.

Можно сказать, что этот вид рукоделия - явление социальное, поскольку оно развивалось там, где ценился каждый кусочек ткани, где узорный ситец воспринимался, как драгоценность.

Оригинальные лоскутные поделки привлекают внимание тех, кто увлекается ручной работой.

Лоскутный дизайн – это удовольствие. Оно дает полную свободу выражения, в которой вместо красок используются ткани и нитки. В лоскутном творчестве замечательно то, что нет никаких ограничений в выборе материала, работать можно с любым, подбирая по задуманному проекту.

Данная программа предполагает освоение основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия: лоскутным шитьем, текстильной аппликацией.



Актуальность программы

Ткань - это материал, из которого можно творить совершенно разные формы. В процессе обучения дети пробуют себя в роли дизайнеров: опираясь на получаемые знания и свою фантазию, они учатся создавать удивительные, современные, оригинальные вещи.

Актуальность данной образовательной программы определяется:

  • приобретением детьми знаний из различных областей: истории, технологии, искусства;

  • развитием индивидуальных творческих способностей, способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности;

  • разновидностью форм и методов образовательного процесса, отслеживание образовательных результатов.

  • посещением детей с разносторонним уровнем подготовленности к творческому процессу.

Программа рассчитана на коллективное обучение, что позволяет педагогу создать творческий коллектив, а детям - приобрести новых друзей.


Цели и задачи программы

Цель программы:  развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения технике традиционного лоскутного искусства, техники стежки, аппликации.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить с историей и развитием лоскутного шитья;

  • научить детей основным правилам лоскутного шитья: составление схем изделий, изготовлению шаблонов, правилам раскроя лоскутков; с основными законами композиции  и законами цветоведения, технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями и работе с электроприборами;

  • научить детей  самостоятельно создавать изделия в различных техник декоративно-прикладного творчества

  • изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;

  • обучить работе на швейной машине.

Развивающие:

  • развитие у детей  практических навыков в работе с лоскутным материалом, работе с утюгом и швейных машинах;

  •  развитие умений и навыков по изготовлению изделия в лоскутной технике;

  • развитие художественно-эстетического вкуса при составлении композиций  объектов лоскутного дизайна;

  • развитие творческой активности обучающегося.

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса; воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;

  • формирование бережного отношения к природе, понятия об экономии и рациональном использовании материалов.


Отличительные особенности программы


Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на творчество учащихся.

В процессе освоения программы каждый учащийся делает базовые изделия, которые учат его технике лоскутного шитья. Вместе с  получением знаний и опыта происходит изучение обучающимися достижений народной культуры. Далее педагог выстраивает персональные пути учащихся, по которым они идут в своём творческом процессе.

Особенностью программы «Лоскутная фантазия» является также и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту учащегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);

  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • сотрудничества и ответственности;

  • сознательного усвоения учащимися  учебного материала.


Организационно-педагогические основы обучения

Тип программы - дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности.


Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (144 часов в год).

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.


В процессе обучения используются разные формы занятий:

  • теоретические занятия;

  • практические занятия;

  • экскурсии, посещение музеев и выставок;

  • мастер-классы для детей.

Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, викторины, выставки изделий народного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии в Окружной Дом Ремесел. Все это оставляет у детей ощущения праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа.


Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей и сертификата ПФДО.

Программа включает 1 образовательный модуль.


Формы и режим занятий

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Основной формой работы по программе является учебные занятия. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей.

В конце каждого занятия подводятся итоги деятельности детей. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом.

Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Подведения итогов усвоения программного материала проходит в форме выставок, открытых занятий, участия в конкурсах.


Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий/повторение способа деятельности по заданию педагога);

  • иллюстративный (метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемно-поисковый (метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблем и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • эвристический (метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);

  • метод восхождения (от простого к сложному).


Планируемые результаты и педагогический контроль.


Работа по программе «Лоскутная фантазия» имеет большое воспитательное значение для развития у воспитанников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности обучающихся. В конце года обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе со швейной машиной, инструментами, приспособлениями и нагревательными приборами, применяемыми на занятиях;

  • общие сведения о видах рукоделия;

  • правила раскроя ткани, соединительные швы;

  • устройство швейной машины;

  • основные приемы и элементы шитья из лоскутков;

  • технологию изготовления простых изделий;

  • будут уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;

  • работать с нагревательными приборами;

  • подбирать ткань по цвету и фактуре;

  • владеть приемами кроя и шитья простых изделий из лоскутиков.


Оценочные материалы Формы контроля.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, направленный на выполнение требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся;

  • текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.

Оценочные материалы

Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.

Ф.И.О. ребёнка

Название работы

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность







  • «высокий» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

  • «средний» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

  • «низкий» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребёнка. Проводится мониторинг и его анализ.

Педагогом в течение учебного года проводится следующая диагностика:

  • мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе,

  • мониторинг личностного развития ребёнка,

  • индивидуальная карточка учащегося,

  • сводная таблица уровня овладениями умениями и навыками,

  • успехи и достижения,

  • общие показатели достижения учащихся.



Учебно - тематический план

п/п


Наименование разделов и тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Вводное занятие:

История лоскутного творчества.

Знакомство с коллективом объединения.

Техника безопасности труда и правила пожарной безопасности

Начальная диагностика

4

-

4

2

Технические средства:



14


Инструменты и приспособления для лоскутного шитья (швейная машина, доски раскроя, ножи, специальные лапки для стежки, аппликации, пэчворка, квилтинга).

2

2

-


Работа с иглой, ножницами, шаблонами, тканями, и т.д.

2

4

-


Машиноведение

2

2


3

Основы материаловедения

Характеристика материалов

Технология ткани:  наименование, содержание волокон, качество, применение

Тепловая обработка

2

2

2

2

2

2

12

4

Цветоведение и композиция:



6


 «Откуда взялся цвет»

2

-

-


Цветовой круг. Игра в цвета

2

2


5

Ручные и машинные швы:



18


Изучение ручных швов, стежка

4

4

-


Изучение основных машинных швов (применение)

4

6


6

Лоскутная техника:



14


Основы лоскутного шитья

2

2

-


Лоскутная грамота

2

2

-


Традиционные узоры

2

4


7

Аппликация из ткани:



10


Технология выполнения аппликации

2

2



Виды аппликаций

2

4


8

Изготовление изделий в лоскутной технике



58


«Прихватка»


6



«Подушка – собачка».

2

18



Лоскутный декор «Чайник»

2

14



«Пенал» (объемная аппликация)

2

14


9

Участие в выставках, конкурсах, фестивалей

6

-

6

10

Итоговое занятие

-

2

2


Всего часов:

48

96

144


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема 1. Вводное занятие. ТБ при работе.

Теория: Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Знакомство с материалом. Демонстрация изделий. Основы безопасности труда на занятиях. Правила поведения на занятиях. Традиционное лоскутное шитье России. Содержание понятий: «пэчворк», «квилт», «лоскутная мозаика», «измерительные инструменты». Знакомство с выставкой работ в технике лоскутного шитья.

Знакомство с коллективом объединения «Лоскутная фантазия». Техника безопасности труда и правила пожарной безопасности. Начальная диагностика.

Способы определения результативности: опрос, собеседование.


Тема 2. Технические средства.

Инструменты и приспособления для лоскутного шитья

Теория: (лекция - беседа, диалог). Ручные швейные иголки, наперсток, нитки, ножницы. Подготовка материалов к работе, организация рабочего места. Советы по эксплуатации технических средств. Знакомство со швейной машиной (рассказ «самой» швейной машинки). Сведения по эксплуатации швейной машины. Инструктаж по технике безопасности труда и правил пожарной безопасности.

Практика: собрать необходимые инструменты для занятий данным видом рукоделия. Д/игра «Ответы и вопросы».

Способы определения результативности: оформление своего рабочего места, Д/игра «Назови по порядку», анализ работы швейной машинки, а также работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д.

Тема 3. Основы материаловедения.

Теория: (лекция - беседа, диалог). Лоскутики из сундука. Характеристика ткани (хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин; льняные, шерстяные). Содержания понятий: «долевая нить», «кромка у ткани», «декатировка ткани», а так же понятий, необходимых при ручных и машинных работах. Тепловая обработка. Техника безопасности при работе с утюгом.

Практика: «экскурсия» в мир лоскутика. Составления картотеки из личного запаса лоскутиков.

Способы определения результативности: оформление картотеки лоскутиков по качеству тканей

Тема 4. Цветоведение и композиция.

Теория: (лекция - беседа, диалог, советы). «Откуда взялся цвет». Цвет радости и печали, тепла и холода. Цветовая композиция. Рекомендации в выборе лоскутиков по цветовой композиции.

Практика: игра «подбери ткани в гармонии цветов». Дискуссия «какой цвет лишний».

Способы определения результативности: характеристика цветовой гармонии лоскутиков, отобранных для шитья прихваток.


Тема 5. Ручные и машинные швы.

Теория: (лекция - беседа, диалог). Правила для ручных и машинных швов. Технология выполнения основных ручных швов, таких как: «шов перед иголкой», «крестообразный шов», «петельный шов», «тамбурный шов», «обметочный шов» и др., а также машины – «стачной шов», «надстрочной шов».

Практика: Практические работы по выполнению швов, изготовление игольницы, изготовление футляра для ножниц

Способы определения результативности: конкурс: «умная иголочка», демонстрация изделий, обсуждение

Тема 6. Лоскутная техника. Основные правила лоскутного шитья.

Теория: (лекция - беседа, диалог). 5 «золотых» правил лоскутного шитья.

Законы орнаментальной композиции. Лоскутная грамота. Традиционные узоры, техника «квадрат», «треугольник», «полоска». Название узора: «шахматка», схема орнамента.

Практика: составление схемы для изделия, шаблоны по схеме. Игра с лоскутиком.

Способы определения результативности: опрос, демонстрация собственных эскизов.

Тема 7. Аппликация из ткани.

Теория: (лекция - беседа, диалог). Технология выполнения аппликации

Виды аппликаций: плоские аппликации, объемные аппликации, рельефные аппликации.

Практика: Вырезание рисунков из тканей.

Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки.

Изготовление прихватки  с плоской аппликацией

Способы определения результативности: опрос, демонстрация собственных эскизов.

Тема 8. Изготовление и оформление изделий

Теория: (беседа, диалог). Подбор тканей к изделиям.

Практика:

Изготовление изделия «Подушка «Собачка»:

  • подготовка материала, изготовление выкройки, раскрой деталей;

  • заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации;

  • оформление аппликации на верхней детали;

  • смётывание деталей, соединение машинным швом;

  • эстетическое оформление изделия.

Изготовление изделия «Прихватка»:

  • подготовка материала, изготовление выкройки, раскрой деталей;

  • заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации;

  • оформление аппликации на верхней детали;

  • смётывание деталей, соединение машинным швом;

  • эстетическое оформление изделия.

Изготовление комплекта Лоскутный декор «Чайник»:

  • выбор ткани, изготовление выкройки;

  • раскрой из ткани основных деталей, утепляющей прокладки;

  • оформление аппликации на салфетке;

  • оформление аппликации на декоре;

  • соединение деталей машинным швом;

  • эстетическое оформление.

Изготовление изделия «Пенал» (объемная аппликация):

  • подбор материала;

  • изготовление карандашей (аппликацией);

  • изготовление каркаса пенала;

  • эстетическое оформление.

Способы определения результативности: анализ изделий предоставленных для наглядности педагогом, характеристика готовых изделий.

Тема 9 Участие в выставках, конкурсах, фестивалей.

Теория: (лекция - беседа, диалог). Ознакомление с положениями конкурсов и фестивалей, культура оформления выставки и участия в ней.

Практика: оформление выставочных коллективных работ, выставок внутри учреждения и для родителей в объединении.

Способы определения результативности: оценка жюри, родителей.

Тема 10. Итоговое занятие

Аттестация в форме выставки для родителей: «Лоскутная фантазия. Первые шаги».

Способы определения результативности: оценка своей работы и работы

друга.


Приложение 1


Учебно-методическое обеспечение программы:

  • подготовка лекционного и дидактического материала по темам (схемы, таблицы, рисунки, наглядный материал, выкройки-шаблоны, образцы); изготовление образцов, наглядных пособий, эскизов;

  • презентации по темам в электронном виде;

  • технологические карты;

  • справочная и специализированная литература.


Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет;

  • Компьютерная швейная машина;

  • Механическая швейная машина;

  • Распошивальная швейная машина;

  • мебель: столы, стулья, доска; мультимедийное оборудование;

  • материалы и инструменты:

  • мат для пэчворка;

  • нож раскройный дисковый;

  • линейка для пэчворка;

  • ножницы для аппликаций;

  • лапка для квилтинга;

  • лапка открытая для аппликаций;

  • ткань для рукоделия хлопчатобумажная;

  • паутинка клеевая для аппликаций;

  • альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

  • нитки MADEIRA разных цветов;

  • тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, бусины, элементы отделки и т.д.

  • замки-молния, тесьма «контакт»,;

  • наполнитель синтепух (холлофайбер, синтепон);

  • утеплитель Слимтекс;

  • иголки, булавки

  • смываемые маркеры по ткани для раскроя;

  • мел, клей ПВА, карандаши, линейка.

Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву занял и достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки, скатерти, наволочки, одеяло, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелёк), либо одежда (изящный летний костюм или стеганый жилет). Этот вид рукоделия вызывает у взрослых и детей неизменный интерес.

В зависимости от поставленных задач руководитель кружка на занятии использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, об истории возникновения техник «пэчворк», «квилтинг» и их роли в жизни человека.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок в альбомах (различные виды изделий быта, орнаментов, моделей декоративных подушек, панно, коврики на стену и т.д.), изготовление (раскрой, соединение лоскута и оформление) предметов домашнего быта.

При проведении занятий необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Вначале, знакомя учащихся с основными способами раскроя и соединения лоскутов, преподаватель направляет деятельность их на правильное выполнение раскроя и сшивания лоскутков изделия, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определенных навыков.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, разработки инструкционных карт по выполнению данной операции. Всё это даёт наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его

внешнем виде, форме, декоративном оформлении.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив их на столе. Такие просмотры выполненных изделий, их анализ приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Приложение 3


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ


В конце учебного года, после освоения программы обучающиеся должны:


Знать:

  • правила техники безопасности;

  • историю возникновения лоскутного шитья;

  • инструменты и терминологию швейных работ;

  • правила выполнения ручных и машинных швов;

  • правила утюжильных работ.

Уметь:

  • выполнять работы в лоскутной технике;

  • выполнять аппликации;

  • выполнять сувениры;

  • выполнять предметы интерьера;


Программой предусмотрены различные виды контроля, направленные на выявление текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков.

Текущий контроль осуществляется в конце изученной темы направленной для закрепления теоретического материала и на формирование практических умений и навыков. Итоговый контроль проводится по окончанию учебного года обучения, при предъявлении учащимися результата обучения, предусмотренного программой.

Формы контроля учащихся:

  • опрос;

  • наблюдение;

  • просмотр;

  • выставка;

  • творческий отчет.


Критериями оценки уровня освоения программы являются:

  • соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;

  • свобода восприятия теоретической информации;

  • самостоятельность работы и осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных технологий;

  • соответствие практической деятельности программным требованиям;

  • качество выполненных работ.

Тематический план программы

№ п/п

Тема

Основное содержание занятий

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Вид контроля

Примечания

1

Введение


2





1.1

Вводное занятие. ТБ при работе. История лоскутного шитья.

Организация работы кружка, знакомство с планом работы. Техника ТБ И ПБ. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк. Квилтинг.

4

Лекция, работа в группах

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


2

Технические средства


14





2.1

Инструменты и материалы.

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

2

Рассказ, практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов (шаблоны и трафареты)

Беседа


2.2

Работа с иглой, ножницами, шаблонами, тканями, и т.д.

Ручные швейные иголки, наперсток, нитки, ножницы, мат для пэчворка, линейка для пэчворка, ножницы для аппликации с коротким широким лезвием до 7 см. Подготовка материалов к работе, организация рабочего места. Советы по эксплуатации технических средств, игра «Назови по порядку», демонстрация лапок, работа с иглой, ножницами, шаблонами и т.д.

6

Практическая работа


Беседа, рассказ, демонстрация материалов (шаблоны и трафареты)

Беседа


2.3

Машиноведение.

Знакомство со швейной машинкой с опускающимся нижним транспортером, устройство, ТБ; оснащение швейно-вышивального блока машинки, назначение и принцип работы; правила техники безопасности при работе со швейной машинкой; правила организации рабочего места.

4

Практическая работа


Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


2.4

Заправка швейных машин. Выполнение различных видов машинных швов.


Правила заправки и ухода за швейной машинкой; классификация машинных швов; частота строчки; приёмы работы на машине.


2

Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов



3

Основы материаловедения


12





3.1

Характеристика материалов

Подходящий материал для лоскутного шитья, хлопчатобумажные ткани (ситцы, сатины, штапель), традиционные геометрические фигуры в процессе кроя (квадраты, треугольники, ромбы, уголки).

4

Практическое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


3.2

Технология ткани: наименование, содержание волокон, качество, применение

Способы комбинирования материалов, разбор качества ткани, видов ткани, а также сопутствующих материалов: наполнитель slimtex, двусторонняя клеевая бумага флизофикс ( фирма froidenberg), нитки Madeira.

4

Практическое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


3.3


Тепловая обработка

Правила декатирования тканей. Принудительная усадка текстильного полотна, отреза. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

4

Практическое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


4

Цветоведение и композиция

Откуда взялся цвет»

6





4.1


«Откуда взялся цвет». Цвет радости и печали, тепла и холода. Цветовая композиция. Рекомендации в выборе лоскутиков по цветовой композиции.

2

Практическое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа




Цветовой круг. Игра в цвета

4

Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


5

Ручные и машинные швы:


18





5.1


Изучение ручных швов, стежка. Правила для ручных и машинных швов. Технология выполнения основных ручных швов, таких как: «шов перед иголкой», крестообразный шов», «петельный шов» , «тамбурный шов», «обметочный шов» и др., а также машины – «стачной шов», «надстрочной шов».

4



4

Теория


Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


5.2


Изучение основных машинных швов (применение).

Практические работы по выполнению швов, изготовление игольницы, изготовление футляра для ножниц.

4

6

Теория


Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


6

Лоскутная техника:


14





6.1


5 «золотых» правил лоскутного шитья.

Законы орнаментальной композиции. Лоскутная грамота. Традиционные узоры, техника «квадрат», «треугольник», «полоска». Название узора: «шахматка», схема орнамента.

6

Теория


Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


6.2


Составление схемы для изделия, шаблоны по схеме. Игра с лоскутиком.

8

Практическая работа




7

Аппликация из ткани



10





7.1


Технология выполнения аппликации

Виды аппликаций: плоские аппликации, объемные аппликации, рельефные аппликации.


4

Беседа.

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


7.2


Вырезание рисунков из тканей.

Соединение аппликаций с основной тканью с помощью тепловой обработки.

Изготовление прихватки с плоской аппликацией.

6

Практическая работа Творческий отчет

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


8

Изготовление изделий в лоскутной технике


58





8.1

Изготовление подушки «Собачка»

Подготовка материала, изготовление выкройки, раскрой деталей, заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации, смётывание деталей, соединение деталей, эстетическое оформление изделия.

8

Практическая работа

Беседа, рассказ

Беседа


8.2

Изготовление изделия «Прихватка цветочная»

Выбор ткани, раскрой из ткани верха и утепляющей прокладки, раскрой мелких деталей, заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации, оформление аппликации на верхней детали, смётывание деталей, соединение машинным швом, эстетическое оформление изделия.

20

Практическая работа

Беседа, рассказ

Беседа


8.3

Изготовление комплекта Лоскутный декор «Чайник»

Выбор ткани, изготовление выкройки, раскрой из ткани основных деталей, утепляющей прокладки, заготовка цв. кусочков тканей для оформления аппликации, смётывание деталей, соединение машинным швом, эстетическое оформление изделия.

16

Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа


8.4

Изготовление изделия «Пенал»

Выбор ткани, изготовление выкройки, раскрой из ткани основных деталей, оформление аппликации на верхней детали, смётывание деталей, соединение машинным швом, эстетическое оформление изделия.

16

Практическая работа

Беседа, рассказ, демонстрация материалов

Беседа



144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагога

  1. Буканова Ю.А. Лоскутное рукоделие Квилтинг и пэчворк. – М. АСТ Астрель, 2020.

  2. Доценко Ю. Креативный квилтинг. Практическое руководство и библиотека прописей для художественной стежки. – М. Эксмо, 2021.

  3. Каминская Е.А. Квилтинг: создаем уютный текстиль для дома. – М.: Эксмо, 2021.

  4. Климова Анна «1000 и 1 стежок. Восточные орнаменты. Стежка, трапунто, аппликация. – М.: Эксмо, 2022.

  5. МакКормик Г.М. Лоскутное шитье. – М.: Ниала ХХ1век, 2021.

  6. Марта Престоун Квилтинг и аппликация, пошаговые мастер-классы для начинающих. – М.: Эксмо, 2021.

  7. Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт: лоскутное шитье. – М. Проф-издат., 2021.


Список литературы для обучающихся

  1. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М.: Школа – Пресс, 2020.

  2. Максимова М.М. Лоскутики. – М. Просвещение, 2018.

  3. Озёрова О. Школа шитья. М.: ЭКСМО, 2020.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!