МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Управлением социального развития администрации городского округа Архангельской области «город Коряжма»
МОУ "СОШ № 3"
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___от « ___»__________2023 г. Председатель ШМО________________ | Утверждаю: директор МОУ СОШ № 3 ____________Мильковой Г.А. «___»_________ 2023 г. |
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительной направленности
«Мини-футбол»
Составил: Дегтева А.Е.,
Учитель физической культуры.
Срок реализации: 2 года
г. Коряжма 2023 г.
Пояснительная записка
1.1. Информационные материалы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мини-футбол» (далее Программа) реализуется в рамках деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Коряжмы и имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Программа разработана на основе Методического конструктора : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2014. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), в соответствии с нормативными документами в сфере образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.4.3172–14, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №41 от 04.07.2014 г.
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Данная программа носит личностно-развивающий характер и предназначена для формирования знаний, умений, навыков обучающихся в области мини-футбола. Программа кружка предполагает изучение теоретической и практической части основ игры в мини-футбол. Занятия по данной программе позволяют развивать свои физические способности, способствуют развитию товарищества, порядочности и укреплению учебной дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивают наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
1.2 Направленность программы
Программа кружка «Мини-футбол» спортивно-оздоровительной направленности, ориентирована на подготовку занимающихся к участию в районных и областных соревнованиях по мини-футболу. У детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые для игры в мини-футбол, что способствует личностному развитию ребенка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению и адаптации к жизни в обществе.
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
Мини-футбол –одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Современный мини-футбол являет собой яркое зрелище, благодаря разнообразным проявлениям физических качеств тактического мышления часто используются в других видах спорта. Мини-футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. В тоже время мини-футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в мини-футбол включают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Научные исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического и нравственного воспитания детей, но и для развития познавательных интересов, выработки воли, характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма
1.4 Отличительные особенности программы
Педагогическая целесообразность определена тем, что ориентирована на приобщение каждого ребенка к здоровому образу жизни, применению полученных знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в повседневной деятельности.
Новизна образовательной программы
Новизна программы заключается в комплексности планирования, обобщении передового опыта. Педагогическая целесообразность: спортивные игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на занимающихся. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины, морально-волевых качеств личности.
1.5 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5-9 классы имеющих огромное желание к занятиям. Дети в группы проходят без специального отбора и подготовки. Единственное условие – медицинская справка о допуске занимающегося к занятиям спортом.
В школьном возрасте хорошо дифференцируются мышечные ощущения и отдельные сложные к координационные движения при обучение техники и в игровых упражнениях, которые более доступны, чем в старшем возрасте.
Детский организм обладает вполне сформированный физиологическими механизмами адаптации сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма во время тренировок.
К занятием допускаются дети, имеющие разрешения врача. Вид детской группы – профильный, состав постоянный. На первоначальном этапе занимающиеся должны обладать простыми техническими приёмами и освоить арсенал двигательных навыков, улучшить свою общую физическую подготовку. Отслеживание и оценивания результатов осуществляется путем проведения специального тестирования, участие в соревнованиях.
Именно в этот период особенно интенсивно формируются моральные качества ребенка, волевые усилия, личностная рефлексия.
1.6 Срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения, 136 учебных часов из расчета:
1 год обучения- 68часа, в неделю по 2 учебных часа, 68 часов в год.
2 год обучения- 68 часов, в неделю 2 учебных часа, 68 часов в год.
1.7 Форма обучения
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные.
Форма организации занятий: индивидуальная, подгрупповая, групповая и коллективная.
1.8 Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделя для второго года обучения (1 час - по 40 минут, согласно нормам СанПин).
1.9 Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для укрепления здоровья обучающихся, закаливания, гармоничного физического развития путем обучения игре в мини-футбол.
Задачи программы:
Образовательные:
– научить основам игры в мини-футбол;
– обучить навыкам ведения тактических действий игры;
– формировать практические умения в организации самостоятельных форм занятий мини-футболом.
Развивающие:
развивать координационные способности занимающихся;
способствовать развитию общефизической подготовки;
развивать память, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевые качества личности;
воспитать потребность в укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
воспитывать ответственность за порученное дело;
формировать чувство взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки, чувство коллективизма;
формировать устойчиво-позитивного отношение к окружающему миру;
воспитывать способность к лидерству, способность в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива.
2. Комплекс основных характеристик программы
2.1 Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
1.Вводное занятие. Правила игры. История развития футбола. Охрана здоровья и гигиена футболиста.
2.Техника удара по мячу. Удары внутренней и внешней стороной стопы; серединой, внутренней и внешней частями подъёма; носком и пяткой. Закрепление технических приёмов с пассивным или активным сопротивлением партнеров, в подвижных играх с мячом. Упражнения: забей гол, точная передача, мяч в кругу, квадрат, удар по катящемуся мячу, удар навстречу, удар с хода.
Удары головой с места, в прыжке, в броске. Закрепление технических приёмов. Упражнения: подвешенный мяч, жонглёр, передача мяча.
Техника удара по воротам: удары по указанной цели, удар с хода, удар с лёта. Закрепление и отработка технических приёмов.
3.Техника ведения мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Обводки. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ведение по кругу; ведение по коридору; ведение, изменяя направление; ведение, изменяя скорость; обведи партнеров. Двусторонняя игра.
4.Техника передач, остановки и отбора мяча. Способы остановки мяча: остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, подошвой. Отбор мяча перехватом, отбор мяча подкатом. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ударь и останови, останови и передай, подбрось мяч свечкой, перехват, подкат. Передачи мяча: передачи низом и верхом, диагональные, поперечные и продольные передачи, передачи на ход партнёру. Двусторонняя игра.
5.Тактические приёмы при взаимодействии с соперником. Открывание вперёд, в сторону, назад. Закрывание и опека соперника, грамотное расположение игрока по отношению к сопернику и своим воротам. Комбинации в игровых эпизодах: треугольник, «стенка», перекрёстное движение, отбор мяча посредством согласованных действий. Комбинации при розыгрышах стандартных положений: при введении мяча в игру начальным ударом, ударом от ворот, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, угловых, штрафных, свободных ударах. Двусторонняя игра.
6.Контрольные тесты. Ведение мяча. Передачи мяча в парах. Удары по воротам.
Учебный план 2-го года обучения
1.Вводное занятие.
Правила игры. История развития футбола. Охрана здоровья и гигиена футболиста. Подбор правильной экипировки для занятий мини-футболом.
2.Техника удара по мячу.
Удары внутренней и внешней стороной стопы; серединой, внутренней и внешней частями подъёма; носком и пяткой. Закрепление технических приёмов с пассивным или активным сопротивлением партнеров, в подвижных играх с мячом. Упражнения: забей гол, точная передача, мяч в кругу, квадрат, удар по катящемуся мячу, удар навстречу, удар с хода.
Удары головой с места, в прыжке, в броске. Закрепление технических приёмов. Упражнения: подвешенный мяч, жонглёр, передача мяча.
Техника удара по воротам: удары по указанной цели, удар с хода, удар с лёта. Закрепление и отработка технических приёмов.
3.Техника ведения мяча .
Ведение мяча. Обманные движения. Обводки. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ведение по кругу; ведение по коридору; ведение, изменяя направление; ведение, изменяя скорость; обведи партнеров. Двусторонняя игра.
4.Техника передач, остановки и отбора мяча.
Способы остановки мяча: остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, подошвой. Отбор мяча перехватом, отбор мяча подкатом. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ударь и останови, останови и передай, подбрось мяч свечкой, перехват, подкат. Передачи мяча: передачи низом и верхом, диагональные, поперечные и продольные передачи, передачи на ход партнёру. Двусторонняя игра.
5.Тактические приёмы при взаимодействии с соперником .
Открывание вперёд, в сторону, назад. Закрывание и опека соперника, грамотное расположение игрока по отношению к сопернику и своим воротам. Комбинации в игровых эпизодах: треугольник, «стенка», перекрёстное движение, отбор мяча посредством согласованных действий. Комбинации при розыгрышах стандартных положений: при введении мяча в игру начальным ударом, ударом от ворот, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, угловых, штрафных, свободных ударах. Двусторонняя игра.
6.Контрольные тесты.
Ведение мяча. Передачи мяча в парах. Передачи мяча в парах в движении. Удары по неподвижному мячу. Удары по катящемуся мячу. Жонглирование мяча.
2.3 . Планируемые результаты
Планируемые результаты 1-го года обучения:
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;
— излагать факты истории развития игры в футбол, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять технические действия из спортивных игр в мини- футбол, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты 2-го года обучения:
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;
— излагать факты истории развития игры в футбол, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять технические действия из спортивных игр в футбол, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№ | Темы | Количество часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | – | Опрос |
2 | Удары по мячу | 18 | 2 | 16 | |
3 | Ведение мяча | 15 | 2 | 13 | |
4 | Передачи мяча | 14 | 2 | 12 | |
5 | Тактические комбинации | 13 | 2 | 11 | Опрос, анкетирование |
6 | Контрольные испытания | 6 | - | 6 | Приём нормативов по контрольным тестам |
| Итого | 68 | 10 | 58 | Участие в турнире по мини-футбол, посвящённому Дню защиты детей |
Учебный план 2-го года обучения
№ | Темы | Количество часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | – | Опрос |
2 | Удары по мячу | 16 | 4 | 12 | |
3 | Ведение мяча | 14 | 2 | 12 | |
4 | Передачи мяча | 16 | 2 | 14 | |
5 | Тактические комбинации | 12 | 4 | 8 | Опрос, анкетирование |
6 | Контрольные испытания | 6 | - | 6 | Приём нормативов по контрольным тестам |
| Итого | 68 | 16 | 52 | Участие в турнире по мини-футбол, посвящённому Дню защиты детей |
3.3 Оценочные материалы
В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:
первенство школы по мини-футболу среди обучающихся начальных классов;
районные соревнования;
областные соревнования «Мини-футбол в школу»;
Воспитанники, показавшие уверенные результаты в обучении, привлекаются к участию в торжественных мероприятиях в школе, посёлке, районе.
3.4 Методические материалы
Форма организации образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая, групповая и коллективная
Виды занятий:
лекция
самостоятельная работа
соревнования
Методы обучения:
словесные - способствуют получению новых знаний о виде спорта – мини-футбол(устное изложение информации педагогом)
наглядные - задействуют зрительную память занимающихся, способствуют лучшему пониманию и запоминанию (личный пример педагога, видеоматериалов)
практические - закрепление и отработка навыков и их коррекция (игровые, круговые, повторные, равномерные, соревновательные, показательные).
Современные педагогические технологии:
- информационно-коммуникативные технологии: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), при изучении нового материала, при закреплении, интерактивный демонстрационный материал;
- здоровьесберегающая технология: положительная эмоционально-психологическая обстановка на занятии; оказание своевременной помощи детям при их затруднениях в процессе образовательной деятельности; отсутствие переутомление детей во время занятий и иных мероприятий,; мотивация детей на здоровый образ жизни;
- проблемно–поисковый - совместный с детьми поиск решений задач по правовым дисциплинам.
Алгоритм учебного занятия.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
3 этап: основной.
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
3 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
7 этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы
Основные формы воспитательной деятельности
Воспитательная работа в объединении основывается на формах, связанных с коллективным обучением и включает в себя: коллективные творческие дела в ходе подготовки школьных и районных соревнований
4. Иные компоненты
4.1 Условия реализации программы
Требования к режиму занятий детей мини-футболом. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен соответствовать требованиям СанПиНа 2.4.4.1251-03. Расписание занятий в спортивно – оздоровительных группах и группах начальной подготовки составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
· при зачислении в группу каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по футболу;
· посещение ребенком занятий более чем в 2-х (секциях, студиях и т.д.) в один день не рекомендуется;
· предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля; 12
· кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2-х раз в неделю;
· между занятиями в общеобразовательном учреждении (не зависимо от обучения) и посещением учебно-тренировочных занятий должен быть перерыв для отдыха не менее часа; · начало занятий должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание — не позднее 21.20 ч.;
· занятия детей в учреждениях могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.
Требуется спортивная площадка не менее 12*24 метра.
– мячи футбольные;
– насос с иглой для надувания мячей;
– сетка для переноса и хранения мячей;
– футбольные ворота (для мини-футбола);
– сетки для футбольных ворот;
– жилетки игровые разного цвета
– флажки разметочные с опорой;
– стойки для обводки;
– конусы;
– фишки;
– свисток судейский
4.2 Список литературы
Для педагога:
1. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. - М.: Граница, 2008
2. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. - М.: советский спорт, 2010
3. Вайн Х. Как научиться играть в футбол. - М. Олимпия PRESS, 2004
4. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб: Иматон, 2008
5. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М. ФиС, 2000
6. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола.- М.: Олимпия,2007
7. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия; Человек,2007
8. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.: Человек, 2010
9. Михалкин Г.П., Жданкин А.В. Футбол. - М.: ООО «издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000
10. Мутко В.Л., Андреев С.Н. Алиев Э.Г. Мини-футбол-игра для всех - М. Советскийспорт, 2008.- 264 стр. Тунис Марк. Психология вратаря. - М.: Человек, 2010
Список литературы для родителей:
1. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. - М. ФиС, 1998
2. Касаткина А. Из чего сделаны дети. - М. ФиС,1999
Список литературы для учащихся:
1. Касаткина А. Из чего сделаны дети. - М. ФиС, 1999
2. Спорт. Физическая культура. Моя первая энциклопедия. Учебно-методическое издание – М. ФиС, 2000
3. С. Андреев, Э. Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт в школе», № 5,2007
4. А. Полозов «Обучение футболу в разных странах», «Спорт в школе», № 6,2006
5. Литвтнов Е.Н. и др «Веселая физкультура» Учебник для учащихся.-М., Просвещение, 2007
6. Клусов Н.П. Стадионы во дворе: Кн. Для учащихся. Цуркан А.А -М.: Просвещение, 2004
Интернет ресурсы:
1. http://pro100video.com Упражнения с мячом, 4 видеоурока.
2. http://www.football-abc.com/ Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
3. yafutbolist.ru 101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.
4.3 Календарный учебно-тематический план
Календарный учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Название раздела, темы раздела, темы занятия | Объём часов | Форма занятия | Форма аттестации (контроля) |
| Вводное занятие. Правила игры в футбол. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Вводное занятие. Техника безопасности и меры предупреждения травматизма на занятиях мини-футболом. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Удары по мячу. Обучение ударам по мячу. Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча. | 2 | Теоретическое занятие Практика | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу внутренней стороной стопы. | 2 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу внешней стороной стопы. | 2 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу серединой, внутренней и внешней частями подъемы. | 2 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Техника ведения мяча по прямой, по кругу. | 2 | Теория Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча низом и верхом | 2 | Теория Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу носком и пяткой. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча, изменяя скорость; с обводкой партнеров. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Техника ведения мяча по коридору; ведение, изменяя направление. | 2 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Удары по мячу ногой на точность и на дальность. Контрольная игра. | 2 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Диагональные, поперечные передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча внутренней стороной стопы.Игра. | 2 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Техника жонглирование мяча ногой, головой, в парах и в тройках. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Открывание вперед, в сторону, назад. | 2 | Теория. Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча внешней стороной стопы | 2 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в парах внутренней стороной стопы. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Закрывание и опека соперника. | 2 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Грамотное расположение игрока по отношению к сопернику и своим воротам. | 2 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение и остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, под подошву. | 2 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Продольные передачи, передачи на ход партнеру. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Комбинации в игровых эпизодах: треугольник, «стенка».Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря. | 2 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. судейская практика. Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). | 1 | Практические занятие | |
| Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения технических действий. | 2 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары по воротам после ведения. | 2 | Теоретическое занятие Практика | |
| Ведение мяча. Ведение мяча под подошвой. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в движении. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «угловых». | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «аутов». Тактика нападения: индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря. | 1 | Практическое занятие | |
| Упражнения для развития силовых качеств. Тактика защиты: индивидуальные действия. Тактика вратаря. | 1 | | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в тройках. | 2 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча под подошвой. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары с лёта | 2 | Практическое занятие | |
| Упражнения для развития гибкости. Тактика нападения: командные действия. Тактика вратаря. | 2 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в одно касание. | 2 | Практическое занятие | |
| Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи мяча в парах, тройках. | 2 | Практическое занятие | |
| Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении. Игра. | 2 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Контрольные тесты: Остановка и передача мяча. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу серединой, внутренней и внешней частями подъемы. | 2 | Практическое занятие | |
41. | Контрольные испытания. Контрольные тесты: Ведение мяча между стоек, с обводкой стоек. | 1 | Практическое занятие | |
42. | Контрольные испытания. Контрольные тесты: Удар в цель по неподвижному мячу. | 1 | Практическое занятие | |
43. | Контрольные нормативы: СФП.Учебно-тренировочная игра с заданиями. | 1 | Практическое занятие | |
44. | Контрольные нормативы: ОФП. Контрольная игра. | 1 | Практическое занятие | |
| Итог | 68 | | |
Календарный учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Название раздела, темы раздела, темы занятия | Объём часов | Форма занятия | Форма аттестации (контроля) | |
| Вводное занятие. История футбола. Правила игры в футбол. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Вводное занятие. Техника безопасности и меры предупреждения травматизма на занятиях мини-футболом. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Удары по мячу. Обучение ударам по мячу. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу внутренней стороной стопы. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Ведение мяча. Техника ведения мяча по прямой, по кругу. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча низом и верхом. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу внешней стороной стопы. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу серединой, внутренней и внешней частями подъемы. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча, изменяя скорость; с обводкой партнеров. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Техника ведения мяча по коридору; ведение, изменяя направление. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Диагональные, поперечные передачи мяча. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Техника жонглирование мяча ногой, головой, в парах и в тройках. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Открывание вперед, в сторону, назад. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Закрывание и опека соперника. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка удара по мячу носком и пяткой. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары по воротам после ведения. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча внутренней стороной стопы. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча внешней стороной стопы | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в парах внутренней стороной стопы. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Продольные передачи, передачи на ход партнеру. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Грамотное расположение игрока по отношению к сопернику и своим воротам. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Комбинации в игровых эпизодах: треугольник, «стенка». | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары с лёта | 1 | Теоретическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары с полулёта | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение и остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, под подошву. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча под подошвой. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в движении. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в тройках. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «угловых». | 1 | Практическое занятие | |
| Водное занятие. Подбор правильной экипировки для занятий мини-футболом. | 1 | Практическое занятие | |
| Водное занятие. История футбола. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Штрафные удары. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча под подошвой-внешней стороной стопы | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Скоростной дриблинг. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в парах в движении. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в тройках в движении. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «аутов». | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка ударов с 6 метровой отметки. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Отработка ударов с 10 метровой отметки. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Финты и другие обманные движения. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча спиной вперёд. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча со сменой мест в четвёрках. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча со сменой мест в тройках. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка игры в нападении. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка игры в защите. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары с разворота. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары после поперечной передачи в одно касание. | 1 | Теоретическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча под подошвой. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча головой. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча бедром и грудью. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «Штрафных ударов». | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Отработка стандартных положений: «свободных ударов». | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары по воротам после розыгрыша углового. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары по воротам после розыгрыша аута. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча серединой подъёма. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в движение в парах. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в движении в одно касание. | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Ведение мяча между конусами. | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Передачи мяча в парах. | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Передачи мяча в парах в движении. | 1 | Практическое занятие | |
| Удары по мячу. Удары по воротам внутренней стороной стопы, серединой подъёма. | 1 | Практическое занятие | |
| Ведение мяча. Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы. | 1 | Практическое занятие | |
| Передачи мяча. Передачи мяча в квадрате. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Перекрестное движение, отбор мяча посредством согласованных действий.. | 1 | Практическое занятие | |
| Тактические комбинации. Комбинации при розыгрышах стандартных положений | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Удары по неподвижному мячу | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания. Удары по катящемуся мячу. | 1 | Практическое занятие | |
| Контрольные испытания.. Жонглирование мяча. | 1 | Практическое занятие | |
| ИТОГ: | 68 | | |