СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения "Оригами" 5-6 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа организации внеурочной                         деятельности школьников, «Оригами» предназначена  для работы с детьми 5-6 классов и является механизмом интеграции, обеспечения  полноты и  целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения, расширяя и обогащая их.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения "Оригами" 5-6 классы»





УТВЕРЖДАЮ

Директор _______

Приказ от







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


30.08.2019

объединения «Оригами»


(базовый уровень)




5-6 классы




Учитель: Белова Е.А.


2019-2020 учебный год










Пояснительная записка

Рабочая программа «Оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.

Программа организации внеурочной деятельности школьников, «Оригами» предназначена для работы с детьми 5-6 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения, расширяя и обогащая их.

Программа «Оригами» является модифицированной программой Общеинтелектуальной направленности, в основе которой лежит программа. Н.Просняковой «Художественное творчество».

Актуальность программы

Наблюдения и результаты показывают, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем. Данные проблемы привели к необходимости написания программы «Оригами» для обучающихся.

Практическая значимость программы: занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Кроме этого, занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.


Задачи программы:

Обучающие:

- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- Сформировать умение следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;

- Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

- Научить работать со схемами;

- Начать вырабатывать навыки использования чертёжных и измерительных инструментов.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивное, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- Развивать глазомер;

- Дать возможность самим совершенствовать имеющиеся схемы и придумывать новые.

Воспитательные:

- Прививать настойчивость в достижении цели;

- Создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе; - Учить самоанализу.

Программа ориентирована на целостное освоение материала: учащийся эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс геометрии, «встроенный» в программу, позволяет приобрести начальные сведения по математике. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть!

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости учачащихся, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого у учащихся происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Количество учащихся в группе – 15-20 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на обучения учащихся 5-6 классов. Возраст учащихся 9-13 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физминутки. Место проведения занятий – классная комната. Учащиеся организовывают свое рабочее место за партами.

Срок реализации программы может быть увеличен до 4 лет. В процессе апробации данного курса, программа будет расширятся и усложнятся, так же может быть изменён возраст обучающихся, ориентируясь на потребности.


Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Оригами» является формирование

следующих умений:

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

– изделия, художественные образы.

– умение чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

- слушать и понимать речь других.


Предметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование

следующих знаний и умений.

знать :

- что такое оригами;

- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- условные обозначения к схемам;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка,

резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

уметь :

- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- различным приемам работы с бумагой;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.


Содержание программы и формы организации занятий

1. Квадрат основная форма оригами. (5 часов)

История развития искусства оригами. Входная диагностика. Знакомство с видами

Бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки в ходе беседы,

рассказа учителя. Просмотра видеоматериалов. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом в процессе инструктирования. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Использование в работе инструкционных карт, демонстрация процесса, складывания.

2. Простые базовые формы (10 часов)

Базовая форма: «Треугольник». Знакомство с условными знаками, принятыми в

оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс, складывания.

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы.

Базовая форма: «Воздушный змей»:

Знакомство с базовой формой «Птица». Инструкционные карты, демонстрирующие

процесс, складывания. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных

приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных

знаков и схем складывания базовых форм. Складывание изделий на ее основе. Журавлик

на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий. Кролик и щенок. Курочка и

петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке». Лебеди (2

способа). Утка с утёнком.

3. Двойные базовые формы: (6 часов)

Базовая форма: «Двойной треугольник», Базовая форма:

«Двойной квадрат» Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в

пруду». Тропическая рыбка. Отделка модели. Золотая рыбка. Краб.

Композиция «Аквариум». Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление

аквариума.

4. Оформление композиций (6 часов)

Оформление композиций и поздравительных открыток. Моделирование оригами из нескольких деталей. 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок

папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм.

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». Анализ работ.

5. Выставки, экскурсии (6 часов)

Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на

занятиях?». Выставка моделей, изготовленных в течение года. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для

наших мам».

6. Проведение промежуточной аттестации (1 час)


Формы организации занятий

В течение учебного года предусмотрены соответствующие тематике программы «Оригами», занятия на свежем воздухе, игра, соревнование. В процессе занятий используются различные формы: традиционные,

комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы,

соревнования и другие.




Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Квадрат – основная форма оригами

5

2.

Простые базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей»

10

3.

Двойные базовые формы: «Двойной квадрат», «Двойной Треугольник»

6

4.

Оформление композиций

6

5.

Выставки, экскурсии

6

6

Промежуточная аттестация Организация творческой выставки.

1

Итого:

34


































Календарно-тематическое планирование


п\п

Содержание

Общее количество часов

Планируемые сроки

Дата по факту

Квадрат – основная форма оригами 5 часов

1.

Квадрат – основная форма оригами

1

02.09-06.09


2.

Квадрат – основная форма оригами

1

09.09-13.09


3.

Квадрат – основная форма оригами

1

16.09-20.09


4.

Квадрат – основная форма оригами

1

23.09-27.09


5.

Квадрат – основная форма оригами

1

30.09-04.10


Простые базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей» 10 часов

6.

Базовая форма -треугольник

1

07.10-11.10


7.

Базовая форма -треугольник

1

14.10-18.10


8.

Базовая форма -треугольник

1

21.10-25.10


9.

Базовая форма -треугольник

1

05.11-08.11


10.

Базовая форма -треугольник

1

11.11-15.11


11.

Базовая форма –воздушный змей

1

18.11-22.11


12.

Базовая форма –воздушный змей

1

25.11-29.11


13.

Базовая форма –воздушный змей

1

02.12-06.12


14.

Базовая форма –воздушный змей

1

09.12-13.12


15.

Базовая форма –воздушный змей

1

16.12-20.12


Двойные базовые формы: «Двойной квадрат», «Двойной Треугольник» 6 часов

16.

Двойная базовая форма-двойной квадрат

1

23.12-27.12


17.

Двойная базовая форма-двойной квадрат

1

13.01-17.01


18.

Двойная базовая форма-двойной квадрат

1

20.01-24.01


19.

Двойная базовая форма-двойной треугольник

1

27.01-31.01


20.

Двойная базовая форма-двойной треугольник

1

03.02-07.02


21.

Двойная базовая форма-двойной треугольник

1

10.02-14.02


Оформление композиций 6 часов17.02-21.02

22.

Оформление композиций

1

17.02-21.02


23.

Оформление композиций

1

24.02-28.02


24.

Оформление композиций

1

02.03-06.03


25.

Оформление композиций

1

09.03-13.03


26.

Оформление композиций

1

16.03-20.03


27.

Оформление композиций

1

30.03-03.04


Выставки, экскурсии 6 часов

28.

Выставки, экскурсии

1

06.04-10.04


29.

Выставки, экскурсии

1

13.04-17.04


30.

Выставки, экскурсии

1

20.04-24.04


31.

Выставки, экскурсии

1

27.04-01.05


32.

Выставки, экскурсии

1

04.05-08.05


33.

Выставки, экскурсии

1

11.05-15.05


Промежуточная аттестация Организация творческой выставки. 1 час

34

Промежуточная аттестация Организация творческой выставки.

1

18.05-22.05



СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора (ВР)______________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!