КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
(ОБПОУ «КГТТС»)
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
Руководитель предприятия Директор ОБПОУ «КГТТС»
________________________ ________________Е.Н.Брежнев
________________________ «____»____________20____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного учебного предмета
ОУП.11 Родной язык
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Курск, 2022
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации __.__.20____ г., № ______, программой «________________», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № __ от ___ _______ 20___ г. (Регистрационный номер рецензии ____ от __ _____ 20___ г. ФГАУ «ФИРО»).
Составитель: Сорокина Ирина Сергеевна, преподаватель
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно - цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель предметно - цикловой комиссии
_________________ __________
Фамилия И.О., подпись
Заместитель директора по УР: ________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 18 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.11 Родной язык
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ОПОП (ППКРС, ППССЗ) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в соответствии с примерной программой и с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена: предмет входит в группу предметов по выбору из обязательных предметных областей предметов общеобразовательного цикла среднего общего образования.
1.3. Результаты освоения учебного предмета:
Содержание программы учебного предмета направлено на достижение следующих целей:
качественное повышение уровня речевой культуры;
формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;
повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющему основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность и готовность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
метапредметных:
регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства, для представления существующих связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений собеседника; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирая коммуникативных партнёров исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных устных и письменных языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
предметных:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа теста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства связи при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным понимаем текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Код ОК | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося (при наличии) 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
| Всего | 3 се- местр | 4 се-местр |
Объем образовательной программы (всего) | 80 | 34 | 46 |
Суммарная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 80 | | |
в том числе: | | | |
теоретические занятия | 56 | 26 | 30 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | - | | |
практические занятия (если предусмотрено) | 24 | 8 | 16 |
контрольные работы (если предусмотрено) | - | | |
консультации (если предусмотрено) | - | | |
из них в форме практической подготовки | - | | |
Промежуточная аттестация (по ФГОС СПО ТОП 50) | * | | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе индивидуальный проект (указываются все виды самостоятельной работы: реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.) (если предусмотрено) | - | | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
ОУП.11 Родной язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Примечание в ф.п.п. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 семестр (34ч) |
Раздел 1. Язык и культура | | |
Тема 1.1. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Русский язык в международном и межнациональном общении | 2 | |
Тема 1.2. Лингвистическая география | Содержание учебного материала | 2 | |
2. | Языковая карта мира. Русский язык на лингвистической карте мира | 2 | |
Тема 1.3. Система русского языка, его единицы и уровни | Содержание учебного материала | 2 | |
3. | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях. Взаимосвязи и отношения единиц разных уровней языка. | 2 | |
Тема 1.4 Основные тенденции активных процессов в современном русском языке | Содержание учебного материала | 4 | |
4. | Развитие языка как объективный процесс: внешние и внутренние факторы языковых изменений. | 2 | |
5. | «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины | 2 | 2 |
Раздел 2. Культура речи | | |
Тема 2.1. Основные орфоэпические нормы СРЛЯ | Содержание учебного материала | 4 | |
6. | Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 2 | 2 |
7. | Практическое занятие № 1 «Современные нормы литературного произношения и ударения в русском языке» | 2 | 2 |
Тема 2.2. Основные лексические нормы СРЛЯ | Содержание учебного материала | 6 | |
8. | Лексическая сочетаемость слова. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 2 | 2 |
| 9. | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью | 2 | |
10. | Практическое занятие № 2 «Роль фразеологизмов в произведениях русских писателей» | 2 | 2 |
Тема 2.3. Основные грамматические нормы СРЛЯ | Содержание учебного материала | 10 | |
11. | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 2 | |
12. | Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов | 2 | |
13. | Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений | 2 | |
14. | Практическое занятие № 3 «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи» | 2 | |
15. | Практическое занятие № 4 Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы СРЛЯ» | 2 | |
Тема 2.4. Речевой этикет | Содержание учебного материала | 6 | |
16. | Этика и этикет в электронной среде общения: нормы и правила интернет-дискуссии и интернет-полемики | 2 | |
17. | Культура речевого поведения в ситуациях делового общения. | 2 | 2 |
4 семестр (46 часов) |
| 18. | Практическое занятие № 5 «Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении» | 2 | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст | | |
Тема 3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности | Содержание учебного материала | 10 | |
19. | Основные виды речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо. | 2 | |
20. | Практическое занятие № 6 «Совершенствование навыков чтения» | 2 | |
21. | Практическое занятие № 7 «Совершенствование навыков слушания» | 2 | |
22. | Практическое занятие № 8 «Совершенствование навыков письменной речи» | 2 | |
23. | Практическое занятие № 9 «Совершенствование навыков устной речи» | 2 | |
Тема 3.2. Оратория: мастерство публичного выступления | Содержание учебного материала | 4 | |
24. | Основные риторические категории и элементы речевого мастерства. | 2 | |
25. | Понятие эффективности речевого общения. Принципы подготовки к публичной речи. Алгоритм построения публичного выступления | 2 | |
Тема 3.3. Средства речевой выразительности | Содержание учебного материала | 4 | |
26. | Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы, эпитета и др. | 2 | |
27. | Практическое занятие № 10 «Изобразительно-выразительные средства родного языка (работа с художественными текстами русских писателей)» | 2 | |
Тема 3.4. Спор как форма коммуникативного взаимодействия | Содержание учебного материала | 4 | |
28. | Мастерство ведения беседы. Принципы построения деловой беседы. | 2 | |
29. | Разновидности спора (дискуссия, полемика). Основные правила, стратегия и тактика ведения спора. | 2 | |
Тема 3.5. Текст как единица языка и речи | Содержание учебного материала | 8 | |
30. | Признаки текста. Виды связей приложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования теста. | 2 | |
31. | Категория монолога и диалога как формы речевого общения | 2 | |
32. | Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. | 2 | |
33. | Практическое занятие № 11 «Способы работы с текстом: тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация» | 2 | |
Раздел 4. Разновидности национального языка и функциональные стили речи | | |
Тема 4.1. Социолингвистика: предмет, задачи, содержание | Содержание учебного материала | 2 | |
34. | Общенародный язык и его разновидности. | 2 | |
Тема 4.2. Научный стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
35. | Научный стиль речи: назначение, признаки, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари, справочники | 2 | |
Тема 4.3. Официально-деловой стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
36. | Официально-деловой стиль: основные признаки. Резюме. Автобиография | 2 | 2 |
Тема 4.4. Разговорная речь | Содержание учебного материала | 2 | |
37. | Разговорная речь: фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | 2 | |
Тема 4.5. Публицистический стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |
38. | Публицистический стиль речи: жанрово-стилистические особенности. Устное выступление. Использование обучающимися средств публицистического стиля в собственной речи. | 2 | |
Тема 4.6. Язык художественной литературы | Содержание учебного материала | 4 | |
39. | Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. | 2 | |
| 40. | Практическое занятие № 12 Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» Дифференцированный зачет | 2 | |
| ВСЕГО | 80 часов | |
3. условия реализации УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета предполагает наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебных наглядных пособий по русскому языку и литературе.
Демонстрационное оборудование: видеофильмы, соответствующие тематике занятий.
Технические средства обучения:
классная доска с магнитной поверхностью и наборов приспособлений для крепления постеров и таблиц,
мультимедиапроектор,
ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:
Основные источники:
Самсонов Н.Б. русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2019 г.
Дополнительные источники:
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018 г.
Акишина А. А., Формановская Н. И. .Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения. Издательство: Либроком, 2009 г.
Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002 г.
Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000 г.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004 г.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.
Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017 г.
Новикова Л.И. Русский язык [Электронный ресурс]: Практикум для СПО/ Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2017.— 2006 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74179.html.— ЭБС «IPRbooks»
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006 г.
Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993 г.
Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982 г.
Учебные пособия «Школьная риторика» УМК образовательной системы «Школа 2100».
Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. Издательство: Юнити-Дана. 2011 г.
Интернет-ресурсы:
Русские электронные словари и консультации по вопросам русского языка – Режим доступа: http:// www.slovari.ru.
Справочно-информационный портал Грамота.Ру Русский язык для всех. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line. Правописание и культура речи. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку – Режим доступа: http://gramota.ru/
Бесплатная справочная служба русского языка – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения – Режим доступа: http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи – Режим доступа: http://www.gramma.ru
Мир слова русского – Режим доступа: http://www.rusword.org
Основные правила грамматики русского языка – Режим доступа: http://www.stihirus.ru/pravila.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, выполнения обучающимися творческих заданий, а также в ходе проведения дифференцированного зачета по завершении курса.
Результаты освоения учебного предмета | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения |
личностные: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющему основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; способность и готовность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. | Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий. Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Конспекты, индивидуальная подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных творческих работ и презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа. Устный опрос, тестирование, оценка сформированности компетенций Текущий контроль в форме: фонетический, словообразовательный, морфемный и синтаксический анализ языковых единиц. фронтальный опрос индивидуальный устный опрос письменный контроль (тесты тематические, рубежные) |
метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. познавательные универсальные учебные действия искать и находить обобщенные способы решения задач, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства, для представления существующих связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений собеседника; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирая коммуникативных партнёров исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных устных и письменных языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. | Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий. Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Конспекты, индивидуальная подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных творческих работ и презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа. Устный опрос, тестирование, оценка сформированности компетенций Текущий контроль в форме: фонетический, словообразовательный, морфемный и синтаксический анализ языковых единиц. фронтальный опрос индивидуальный устный опрос письменный контроль (тесты тематические, рубежные) |
предметные: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа теста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства связи при создании текста; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным понимаем текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. | Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий. Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Конспекты, индивидуальная подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных творческих работ и презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа. Устный опрос, тестирование, оценка сформированности компетенций Текущий контроль в форме: фонетический, словообразовательный, морфемный и синтаксический анализ языковых единиц. фронтальный опрос индивидуальный устный опрос письменный контроль (тесты тематические, рубежные) |
10