СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОБЖ (8-9 классы)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОБЖ (8-9 классы)»


Приложение № 1

к ООП ООО

ФГОС

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Основы безопасности жизнедеятельности

8-9 классы



















Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях российской федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 24 декабря 2018 года утверждена на коллегии Министерства просвещения;

  • учебного плана основного общего образования;

  • положения о рабочей программе.

Данная рабочая программа является базовой для учителя-предметника. Количество часов в тематическом планировании в каждом классе не является инвариантным. В соответствии с Положением о порядке разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в рабочие программы учебных предметов (курсов), рабочие программы курсов внеурочной деятельности и рабочую программу воспитания на основании приказа директора в рабочие программы учебных предметов ежегодно могут быть внесены изменения в форме дополнений в соответствии с количеством часов по учебному плану на текущий учебный год.


1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках, предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:


  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:

  1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на

основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



2. Содержание учебного курса

МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства

РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности

Глава 1. Пожарная безопасность

    1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

    2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

    3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Глава 2. Безопасность на дорогах.

    1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

    2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

    3. Велосипедист — водитель транспортного средства.

Глава 3. Безопасность на водоемах.

    1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

    2. Безопасный отдых на водоемах.

    3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Глава 4. Экология и безопасность.

    1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

    2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    2. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

    3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

    4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

    5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Глава 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.

    1. Обеспечение радиационной безопасности населения.

    2. Обеспечение химической защиты населения.

    3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

    4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

    2. Эвакуация населения.

    3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни.

Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие.

    1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

    2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

    3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.

    4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

    5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

    6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

    7. Профилактика вредных привычек.

    8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Глава 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояния.

    1. Первая помощь пострадавшим и её назначение.

    2. Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными веществами (практическое занятие).

    3. Первая помощь при травмах (практическое занятие)

    4. Первая помощь при утоплении, остановке сердца и коме (практическое занятие).

Раздел I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

  1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с

терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти,

непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:

1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

23


Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

Гл.1. Пожарная безопасность

3

Гл.2. Безопасность на дорогах.

3

Гл.3. Безопасность на водоемах.

3

Гл. 4. Экология и безопасность.

2

Гл.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

5


Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

7

Гл.6. Обеспечение радиационной безопасности на­селения.

4

  1. 1

Гл.7. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

3


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12


Раздел 3. Основы здорового образа жизни

8

  1. 1

Гл.8. Здоровый образ жизни и его составляющие.

8


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

  1. 1

Гл.9. Первая помощь при неотложных состояниях.

4


Итого

35


Наименование разделов и тем

Всего часов

Россия в мировом сообществе.

1

Национальные интересы России в современном мире.

1

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

1

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

1

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1

Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС

1

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

Оповещение населения о ЧС

1

Эвакуация населения.

1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

1

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

1

Система борьбы с терроризмом.

1

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

Профилактика наркомании.

1

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность

1

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

Ранние половые связи и их последствия.

1

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека

1

Брак и семья

1

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

1



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!