СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОДНКНР 5 и6 кл

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОДНКНР 5 и6 кл»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Рабочая программа предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в основную школу постановлением Министерства образования и науки РФ с 1 сентября 2015 г. для 5 и 6 классов. Данная предметная область является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование) и на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018; учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Результаты обучения:

  • «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».1

Существенны личностные достижения учащихся: становление интереса к культуре народов России, сформированность таких важнейших личностных качеств как толерантность, способность к сопереживанию, сотрудничеству, взаимопомощи.

В процессе изучения курса у учащихся продолжают формироваться представления о том, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого российского народа и различных религиозных культур; духовность человека есть преобладание нравственных, интеллектуальных, художественных интересов над эгоистическими материальными желаниями, независимо от того, из какой социальной сферы (наука, традиции, обычаи, вера) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежали.

Основной формой обучения является диалог — совместная коллективная умственно-коммуникативная деятельность учащихся разных вероисповеданий, атеистов и учителя, направленная на знакомство с традиционными религиями России, оценку их вклада в духовную и материальную культуру общества. Главная идея курса заключается в раскрытии того, что объединяет все традиционные религии: какие нравственные, этические, эстетические ценности стали общечеловеческими, вошли в культуру любого народа.

Таким образом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обогащает не только интеллектуальную сферу обучающегося (новые знания о культуре обществе, ее истоках, истории развития и др.), но и его личность. Отношение к личности определяется не ее принадлежностью к какому-то этносу и не религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к родине, уважения к народам, их культуре и традициям.


Помимо минимума содержания программа предполагает расширение общей эрудиции учащихся. Содержание дифференцировано в соответствии с познавательными интересами, уровнем развития обучающихся. В программе предусмотрен раздел «Расширение кругозора».

Необходимо обратить внимание на ценностные ориентиры учебного предмета. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не ставит задачу глубокого и подробного ознакомления учащихся с каждой из традиционных религий. Его назначение — дать общие представления об источниках развития культуры общества, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать добрые чувства по отношению к любому народу нашей Родины, представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Таким образом, главной идеей курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, эстетического, правового, религиозного содержания, ориентированного на потребности как верующей, так и нерелигиозной части

российского общества. Главным результатом изучения «Основ духовно- нравственной культуры народов России» является развитие индивидуальной культуры как осознания собственной принадлежности к определенному этносу и конфессии, а также понимания значимости накопленного человеком культурного опыта, культурных традиций, чувства гордости за предшествующие поколения, сформировавшие на протяжении истории разных народов богатейшее культурное наследие.



Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Цели и задачи курса: «Духовно-нравственная культура народов России»:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию, проявляют готовность к духовному саморазвитию;

  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России».
  1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2.Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4.Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 и 6 классах.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-6 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю в 5 классе, 1 час в неделю в 6 классе).

Психологические предпосылки усвоения содержания курса


Подростковый возраст — этап бурного процесса социализации. Дети вступают в отрочество: заканчивается детство, но многие чувства и переживания напоминают реакции младшего школьника на происходящие

события. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, впитывает нормы поведения, общение со взрослыми становится более желанным и востребованным, чем общение со сверстниками. В этом возрасте дети уже ориентируются в истории нашего государства, понимают, что такое культура. У них развиваются предпосылки исторического мышления, логическое мышление и воображение находится уже на таком уровне, который позволяет подростку решать достаточно сложные учебные и жизненные задачи.

Под влиянием происходящих в организме физиологических изменений нервная система подростка не всегда адекватно реагирует на изменившиеся ситуации, отсюда быстрая и неожиданная смена настроения. Поэтому так важны для детей этого возраста «взрослые» коллективные разговоры о различных жизненных проблемах. Учебный диалог позволяет решить эту задачу.

Главной формой организации в 5—6 классах остается урок с традиционной структурой. Вместе с тем, возрастает доля мини-лекций, дискуссий, учебных диалогов. Важнейшим структурным элементом урока становится работа с рубриками «Послушаем друг друга», «Обсудим вместе». Большое внимание уделяется парной и групповой форме организации обучения.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5 и 6 КЛАССЫ


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;


    • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

    • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

а) владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

б) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

в) овладение методами познания, логическими действиями и операциями

(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);


г) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

    • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

    • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

    • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание обучения

5 класс (34ч.)

Введение (1ч.)

Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.



Раздел 1.В мире культуры (4 ч.)


Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14ч.)

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,

легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (9ч.)


Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)

– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. (4ч.)


Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  


Раздел 5. Твой духовный мир. (1ч.)


Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  





6 класс (34 ч.)

Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России (2 ч.)

Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.

Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.

Религия и культура (18 ч.)


Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры.

Представления о сотворении мира в разных религиях.

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв. — золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть — архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.

Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

Как сохранить духовные ценности (5 ч.)


Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Твой духовный мир (8 ч.)



Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры.

Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Заключительный урок (1 ч.)

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

    • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

    • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

    • различать культовые сооружения разных религий;

    • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

    • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

    • кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,

трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

    • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

    • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

    • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  • Работать с историческими источниками и документами.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 и 6 КЛАССЫ



п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


5 класс


Введение.


1ч.





Раздел 1. В мире культуры.

4ч.



Библиотека ЦОК


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

14ч.





Раздел 3. Религия и культура.

9ч.





Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.


4ч.





Раздел 5. Твой духовный мир.


1ч.





Общение.

1ч.





Итого:

34ч.




6 класс


Введение

Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России.


2ч.





Раздел 1. Религия и культура.


18 ч.





Раздел 2. Как сохранить духовные ценности.


5ч.





Раздел 3. Твой духовный мир.


8ч.





Общение.

1ч.





Итого:

34ч.






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС



п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы



Введение в курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1ч.





1

Что такое культура общества. Расширение кругозора.

1

0

0

01.09.2023



Раздел 1. В мире культуры.

4ч.





2/1

Величие многонациональной российской культуры

1

0

0

08.09.2023


3/2

Человек-творец и носитель культуры.

1

0

0

15.09.2023


4/3

Человек-творец и носитель культуры.

1

0

0

22.09.2023


5/4

Российская культура – плод усилий разных народов.

1

0

0

29.09.2023



Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

14ч.





6/1

«Береги землю родимую как мать любимую».

1

0

0

06.10.2023.


7/2

Жизнь ратными подвигами полна.

1

0

0

13.10.2023.


8/3

Героизм, отвага, подвиг. Башкирские кавалеристы на войне 1812г.

1

0

0

20.10.2023.

Библиотека ЦОК

9/4

Вклад народов России в освободительную борьбу против захватчиков.

1

0

0

27.10.2023.


10/5

Вклад народов России в освободительную борьбу против захватчиков.

1

0

0

10.11.2023.


11/6

В труде-красота человека.

1

0

0

17.11.2023.


12/7

Выдающиеся труженики.

1

0

0

24.11.2023.


13/8

Плод добрых трудов славен.


1

0

0

01.12.2023.


14/9

Люди труда.

1

0

0

08.12.2023.


15/10

Бережное отношение к природе.

1



15.12.2023.


16/11

Зачем нужны заповедники.

1

0

0

22.12.2023.


17/12

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

0

0

29.12.2023.


18/13

Семья – первый трудовой коллектив.

1

0

0

12.01.2024.


19/14

Любовь-главная семейная ценность.

1

0

0

19.01.2024.



Раздел 3. Религия и культура.

9ч.





20/1

Роль религии в развитии культуры.

1

0

0

26.01.2024.


21/2

Культурное наследие христианской Руси.

1

0

0

02.02.2024.


22/3

Принятие христианства в Древней Руси. Русь после принятия христианства. Христианский календарь.

1

0

0

09.02.2024.


23/4

Ислам. Возникновение и суть религии.

1

0

0

16.02.2024.


24/5

Культура ислама. Образование, наука. литература, искусство, календарь.

1

0

0

01.03.2024.


25/6

Иудаизм. Возникновение и суть религии. Культура иудаизма.

1

0

0

15.03.2024.


26/7

Культура иудаизма. Литература, календарь.

1

0

0

22.03.2024.


27/8

Буддизм. Возникновение и суть религиозного учения.

1

0

0

05.04.2024.


28/9

Культура буддизма.

1

0

0

12.04.2024.



Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

4 ч.





29/1

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

0

0

19.04.2024.


30/2

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

0

0

26.04.2024.


31/3

Хранить память предков.

1

0

0

03.05.2024.


32/4

Хранить память предков.

1

0

0

17.05.2024.



Раздел 5. Твой духовный мир.

1ч.





33/3

Что составляет твой духовный мир.

1

0

0

21.05.2024.



Итоговый урок по курсу.

1ч.





34/1

Промежуточная аттестация в форме тестирования.

1

1

0

24.05.2024.



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:

34ч.

1

0




КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы



Введение .

2ч.





1

Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России?

1

0

0

01.09.2023.


2

Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России?

1

0

0

08.09.2023.



Радел 1. Религия и культура.

18 ч.





3/1

Представления о сотворении мира в разных религиях.

1

0

0

15.09.2023.


4/2

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа.

1

0

0

22.09.2023.


5/3

Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

1

0

0

29.09.2023.


6/4

Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей.

1

0

0

06.10.2023.


7/5

Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры.

1

0

0

13.10.2023.


8/6

Икона- художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон.

1

0

0

20.10.2023.


9/7

Особенности православного календаря. Православные праздники.

1

0

0

27.10.2023.


10//8

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России 7-12 вв.- золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования.

1

0

0

10.11.2023.


11/9

Мечеть- архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман.

1

0

0

17.11.2023.


12/10

Традиции ислама в воспитании детей.

1

0

0

24.11.2023.


13/11

Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.

1

0

0

01.12.2023.


14/12

Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.

1

0

0

08.12.2023.


15/13

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора- Пятикнижие Моисея.

1

0

0

15.12.2023.


16/14

Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира.

1

0

0

22.12.2023.


17/15

Синагога- дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.

1

1

0

29.12.2023.


18/16

Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России.

1

0

0

12.01.2024.


19/17

Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов.

1

0

0

19.01.2024.


20/18

Обобщение по разделу 1. Религия и культура.

1

0

0

26.01.2024.



Раздел 2. Как сохранить духовные ценности.

5ч.





21/1

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедания.

1

0

0

02.02.2024.


22/2

Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

1

0

0

09.02.2024.


23/3

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.

1

0

0

16.02.2024.


24/4

Примеры благотворительности из российской истории.

1

0

0

01.03.2024.


25/5

Известные меценаты России.

1

0

0

15.03.2024.



Раздел 3. Твой духовный мир.

8ч.





26/1

Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир.

1

0

0

22.03.2024.


27/2

Интересы, склонности, убеждения человека.

1

0

0

05.04.2024.


28/3

Культура человека и его образованность.

1

0

0

12.04.2024.


29/4

Влияние образования на повышение уровня культуры.

1

0

0

19.04.2024.


30/5

Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни.

1

0

0

26.04.2024.


31/6

Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств.

1

0

0

03.05.2024.


32/7

Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства.

1

0

0

17.05.2024.


33/8

Обобщение по разделу 3. Твой духовный мир.

1

0

0

21.05.2024.


34/1

Промежуточная аттестация в форме тестирования.

1

1

0

24.05.2024.


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34ч.

1

0









Использование электронных учебных материалов


В дополнение к основному средству обучения — печатному учебнику

-подготовлена его электронная форма. Ее основными функциями являются:

-создание условий для дифференцированного обучения учащихся;

-обеспечение возможностей для проведения контроля результатов обучения; формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Электронная форма учебника может использоваться как для демонстрационной, так и индивидуальной работы обучающихся. Если позволяют условия функционирования образовательной организации, учитель вправе использовать дополнительные электронные пособия, интерактивную доску и Интернет. Целесообразно предлагать школьникам обращаться к дополнительным электронным средствам. Это могут быть тематические доклады, сообщения, презентации и др. В учебнике выделены такие задания и есть указания на использование дополнительной литературы и Интернета.

Применение электронных ресурсов подчиняется следующим требованиям:

соблюдение норм работы с компьютером, определенных требованиями СаНПина;

-использование электронных средств в качестве дополнительных резервов обучения; целесообразно сочетать печатные и электронные средства при преимущественном применении полиграфических материалов;

необходимо чередовать задания, которые требуют разных средств поиска информации;

    • целесообразность использования электронных средств. Так, не целесообразно и опасно для здоровья школьников длительное чтение текстового материала на компьютере. В данном случае необходимо использовать полиграфическое средство;

    • при недостаточном уровне развития навыков работы с компьютером необходимо использовать электронные средства для дифференцированной и индивидуальной работы.










8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!