зам. директора по учебной работе
Т.А. Лещенко______________
Протокол № 9, дата «15» мая 2020 г.
методист__________ Н.В. Рахманова
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы, на основании ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование», утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ №1547 от 9 декабря 2016года.
Составитель: Морозов В.А., преподаватель первой квалификационной категории.
Внешний: Быков Иван Николаевич, консультант по делам ГО и ЧС администрации Новоузенского муниципального района
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи
Тема 1.3. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
Понятие устойчивости объекта экономики. Факторы, определяющие условия функционирования технических систем и бытовых объектов. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. | 1 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 1.4. Мониторинг и прогнозирование развития событий и оценка последствий при ЧС и стихийных явлениях | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Назначение мониторинга и прогнозирования. Задачи прогнозирования ЧС. Выявление обстановки и сбор информации. Прогнозная оценка обстановки, этапы и методы. Использование данных мониторинга для защиты населения и предотвращения ЧС. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 1.5. Гражданская оборона. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1.Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. План гражданской обороны на предприятии. Мероприятия гражданской обороны. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 1.6. Оповещение и информирование населения в условиях ЧС | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. |
В том числе, практических занятий | 2 |
1.Практическая работа №2 Отработка действий работающих и населения при эвакуации. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1.7. Инженерная и индивидуальная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
Мероприятия по защите населения. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. | |
В том числе, практических занятий | 2 |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1.8. Обеспечение здорового образа жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровья человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровья человека. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Раздел 2. Основы военной службы и обороны государства | 27 | |
Тема 2.1. Национальная безопасность РФ | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Национальные интересы РФ. Принципы обеспечение военной безопасности. Основы обороны государства. Организация обороны государства. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 2.2. Боевые традиции ВС. Символы воинской чести | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Понятия патриотизм, Родина, честь, совесть, мораль, воинский долг. Боевое товарищество. Боевое знамя, Знамя воинской части, Знамя Победы. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 2.3.Функции и основные задачи, структура современных ВС РФ | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. ВС РФ. Комплектование и руководство ВС. Основные задачи ВС. Приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России. Структура ВС. | 2 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе, самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.4. Порядок прохождения военной службы | Содержание учебного материала | 6 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Порядок призыва и прохождения военных сборов. Назначение на воинские должности. Устав внутренней службы. Устав гарнизонной и караульной служб. |
В том числе, практических занятий | 4 |
1.Практическая работа № 4 Изучение Устава внутренней службы. | 4 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тема 2.5. Прохождение военной службы по контракту Альтернативная гражданская служба | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Требования к контрактнику. Правила заключения контракта. Медицинское освидетельствование. Воинские должности, предусматривающие службу по контракту. Причины введения альтернативной гражданской службы. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Порядок прохождения службы. |
В том числе, практических занятий | 1 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 2.6.Права и обязанности военнослужащих | Содержание учебного материала | 1 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Социально-экономические, политические, личные права и свободы. Статус военнослужащего. Воинская дисциплина и ответственность. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.7.Строеваяподготовка | Содержание учебного материала | 6 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Строй и управление им. Виды строя. Строевые приемы и движение без оружия. Воинское приветствие. | |
В том числе, практических занятий | 6 |
1.Практическая работа №5 Отработка строевых приемов и движения без оружия. | 6 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.8. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | 6 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Неполная сборка-разборка автомата. Полная сборка-разборка. Уход за автоматом. Правила стрельбы из автомата. | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1.Практическая работа №6 Отработка положений для стрельбы. | 6 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 15 | |
Тема 3.1. Общие правила оказания первой доврачебной помощи | Содержание учебного материала | 4 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Сущность оказания первой помощи пострадавшим. Принципы оказания ПП. Последовательность действий при оказании ПП. Мероприятия ПП. Определение признаков жизни. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Организация транспортировки пострадавших в лечебные учреждения. | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1.Практическая работа №7 Приемы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. | 4 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 3.2. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях | Содержание учебного материала | 11 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Переохлаждение и обморожение. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация | 1 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 10 |
1.Практическая работа №8 Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности. | 2 |
2.Практическая работа №9 Правила наложения кровоостанавливающего жгута. | 3 |
3. Практическая работа №10 Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. | 3 |
4. Практическая работа №11 Разработка ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой медицинской помощи при травмах на производственном участке. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 4. Производственная безопасность | 7 | |
Тема 4.1.Психология в проблеме безопасности | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1.Психология безопасности. Чрезмерные формы психического напряжения. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Поведение человека в аварийных ситуациях. Понятие о надежности работы человека при взаимодействии с техническими системами. | 1 |
В том числе, практических занятий | - |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 4.2. Формирование опасностей в производственной среде | Содержание учебного материала | 3 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1. Микроклимат производственных помещений. Влияние на организм человека химических веществ, магнитных полей, электромагнитных излучений, инфракрасного и лазерного излучения. | |
2. Электроопасность на производстве. Опасности автоматизированных процессов. |
В том числе, практических занятий | 3 |
1.Практическая работа №12 Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды. | 3 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.3.Технические методы и средства защиты человека на производстве | Содержание учебного материала | 2 | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10 |
1.Производственная вентиляция. Требования к искусственному производственному освещению. Средства и методы защиты от шума и вибрации. Защита от опасности поражения током. |
В том числе, практических занятий | 1 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Промежуточная аттестация (зачёт) | 2 | |
Всего учебных занятий | 50 | |
Объём образовательной нагрузки | 68 | |
-комплект ЭВМ"-1шт;.
-тематические стенды"-4шт.
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для СПО. - / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – М.: ИЦ Академия, 2015.
2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Сост. Ильютенко С.Н. - Брянск: Мичуринский филиал Брянского ГАУ, 2015.
1. Культура безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий: сайт // Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:.http://www.mchs.gov.ru/.
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
5. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
6. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/.
7. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/.
8. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/.
9. www.goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | Демонстрирует знания нормативных документов в своей профессиональной деятельности, демонстрирует готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов, в том числеусловиях противодействия терроризму; Владеет информацией об государственных системах защиты национальной безопасности России. | Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Ролевые игры Зачет |
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Дает характеристику различным видам потенциальных опасностей и перечислять их последствия |
Основы военной службы и обороны государства; | Демонстрирует знания основ военной службы т оборон государства |
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечислять способы защиты населения от ОМП. |
Способы защиты населения от оружия массового поражения; | Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП. |
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | Демонстрирует знания эффективных превентивных мер для предотвращения пожароопасных ситуаций; Умеет определять пожаро- и взрыво- опасность различных материалов. |
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | Владеет знаниями об организации и порядке призыва граждан на военную службу | |
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении(оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | Ориентируется в видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО |
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | Демонстрирует знания в области анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; Демонстрирует знания порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим, в том числе при транспортировке |
Умения: Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | Способен разработать алгоритм действий организовать и провести мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС | Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач Экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной работы, Зачет |
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. | Владеть мерами по снижению опасностей различного вида |
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения | Демонстрирует умения использовать средства индивидуальной защиты и оценивает правильность их применения |
Применять первичные средства пожаротушения | Демонстрирует умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценивает правильность их применения |
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности | Отличает виды вооруженных сил, ориентируется в перечне военно-учетных специальностей. |
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы | Демонстрирует владение особенностями бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времен |
Оказывать первую помощь пострадавшим. | Демонстрирует умения оказывать первую помощь пострадавшим; В правильной последовательности осуществляет манипуляции по оказанию первой помощи. |