СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"»





Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»



"Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"









Красноярск, 2023

Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор – составитель: А. О. Марченко, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Марченко А.О., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж№1 им. М. Горького», 2023. – 49 с.







Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектной и исследовательской работе с обучающимися начальной школы. В данном сборнике рассмотрены назначение, специфика и структура исследовательской и проектной деятельности. Типичные ошибки при выборе тем, как правильно ставить цель, задачи и гипотезу исследования. Рассмотрены методы исследования, а также предоставлены паспорта исследования и проектные задачи.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям и студентам, обучающимся по специальности начальных классов.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании

Ошибки при выборе тем

Определение цели, задач и гипотезы исследования

Методы исследования

Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании

Список рекомендуемой литературы

Рекомендации

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Цель, поставленная перед российским образованием на основе ФГОС, звучит так: «Целью и смыслом современного образования является развитие личности». Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни. С точки зрения образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.

Обращаясь к сравнению понятий «исследование» и «проектирование», следует отметить, что оба они имеют отношение к мыслительной деятельности: проектирование – к ее началу; исследование – к ее осуществлению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование – с поиском и пониманием реального. Кроме того, с точки зрения образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.

По мнению А.И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.


Чем отличается проект от исследования?


Проект

Исследование



Решение определенной, ясно осознаваемой задачи

Бескорыстный поиск истины, поиск неизвестного





Задает предел, глубину решения проблемы

Допускает бесконечное движение в глубь проблемы



! ?

В отличие от исследования проект и, следовательно, проектирование всегда ориентированы на практику. В процессе реализации проекта человек не просто ищет нечто новое, но решает реальную, вставшую перед ним проблему.

Необходимым условием для формирования современных ключевых компетенций учащихся в творческой образовательной среде школы является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время. Проектно-исследовательская деятельность развивает у учащихся общеучебные умения, навыки и способы деятельности: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, умение осознанно обосновывать суждения, давать определение, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений и др.

Основными задачами проектно-исследовательской деятельности считается:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, таким образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Предметные умения, навыки и способы деятельности, такие, как поиск и передача информации, проведение компьютерного эксперимента, создание информационных объектов, презентация результатов деятельности, применение средств ИКТ в повседневной жизни и др.

Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что проведение проектно-исследовательской деятельности – это очень трудоемкий процесс. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является эффективной образовательной и воспитательной технологией, которая отвечает задачам развития творческих способностей, эффективной социализации, увеличение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения, профессионализации, личностной успешности разных контингентов обучающихся и разных возрастов, что, конечно же, обеспечит повышение эффективности и качества образования в соответствии с задачами модернизации отечественного образования.





Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании

Исследование в обыденном употреблении понимается преиму­щественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека. Исследование - бескорыстный поиск истины.

Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска ис­тины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо прак­тическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследовате­ля, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стре­мится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что прине­сет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике ис­пользовать добытые им сведения.

Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Затем описывается методика исследования. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Пример оформления паспорта можно посмотреть в приложении 1 и приложении 2.

































Ошибки при выборе тем

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Существует ряд ошибок, который возникает при выборе темы:

  • подбор темы и проблематика не интересна обучающемуся;

  • тема является банальной и не заинтересовывает обучающегося;

  • учитель навязывает тему обучающемуся;

  • обучающийся работает в направлении, которое ему не интересно из-за чего, чувствует себя не уверенно в исследовании темы;

  • исследование выбранной темы занимает много времени, когда младшему школьнику сложно концентрировать собственное внимание на одном объекте.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа завлекла обучающегося. Правильно выбранная тема, залог успешного исследовательского проекта.















Определение цели, задач и гипотезы исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Чтобы поставить соответствующую цель, необходимо соблюдать некие правила:

  • цель должна быть достижима, а не завышена;

  • цель должна соответствовать теме и проблеме исследования;

  • цель должна быть ясна и чётко сформулирована;

  • цель должна быть измерима.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Цель необходимо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить).

При составлении задач необходимо соблюдать некие правила:

  • задачи не должны быть завышены и не выполнимы;

  • задач не должно быть много;

  • задачи должны соответствовать заявленной теме и цели.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо понимать, что она:

  • Должна содержать предположение;

  • Быть проверяема, подтверждена;

  • Быть логически непротиворечивой;

  • Быть реально опровергаемая или доказуемая.





























Методы исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

  • целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

  • активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

  • планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

  • систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

  • наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность).

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования. Но при наблюдении существует ряд ошибок, которые могут повлиять на результат, которого хочет достичь наблюдатель:

  • не правильно поставленная цель, следовательно, и задачи (цель должна отвечать на вопрос «для чего мы это делаем?» «с какой целью?»);

  • не верный выбор объекта, предмета или ситуации наблюдения (наблюдатель должен чётко понимать, за чем он наблюдает);

  • не верный выбор способа наблюдения (наблюдатель должен понимать, как ему проводить наблюдение, в каком виде оно будет проходить);

  • не верный способ регистрации наблюдения (как вести запись, в каком виде? Например, в виде дневника, таблицы, схемы);

  • не верная обработка информации (наблюдатель должен указать, что в результате наблюдения он получил. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемых событий).

Таблица 1. Создание плана наблюдения.

п/п

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Время

наблюдения

Продолжи-

тельность наблюдения

Предполагаемый результат










Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребляемых.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на:

  • качественные;

  • количественные.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действия тех или иных факторов на изучаемое явление.

Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.

Но, при подготовке к проведению эксперимента, существует ряд ошибок:

  • не верный выбор числа экспериментальных объектов (наблюдатель должен понимать, стоит ли вообще проводить эксперимент над объектом и что нам даст этот эксперимент);

  • продолжительность проведения эксперимента подобрано не рационально (наблюдатель должен предполагать, сколько времени займет выбранный эксперимент);

  • не подходящий метод изучения (какие действия будет совершать наблюдатель в процессе изучения);

  • не верный способ регистрации наблюдения за экспериментом (эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности);

  • не верно составленный план эксперимента (каждый пункт плана, это важный этап в эксперименте).


Таблица 2. Фиксация плана эксперимента.

Наблюдаемые объекты

Цель и время эксперимента

Изменение условий для наблюдаемого объекта

Результат

эксперимента







Эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования, или подтвердить те или иные теоретические представления.























Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

К.М. Кантор считает, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающийся учится самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Пример оформления проектной задачи можно посмотреть в приложении 3, приложении 4 и приложении 5.





Список рекомендуемой литературы

1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

2) Баранова М.Ю. Вахромеева Т.А. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ - Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж№1 им. М. Горького», 2018. – 60 с.

3) Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2010. 96-101 с.

4) Якушева С.Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 164 c.

5) Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников

6) Педагогическое мастерство. Организация проектной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/214



















Рекомендации

При проведении проектно-исследовательской работы моет понадобиться:

1) Кабинет-лаборатория;

2) Интерактивная доска

3) Проектор

4) Колонки

5) Чайник

6) Раковина с проведённой водой

7) Листы наблюдений









































ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Авторы:

Паспорт исследования:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Как взлетает воздушный шар

2

Актуальность исследования

Практически каждый человек видел такие летающие объекты, как самолёт, вертолёт, ракету. На все эти летающие объекты уходит много топлива. Без него не взлетит ни самолёт, ни вертолёт, ни ракета. Но стоит отметить, что в lll в. до н.э. Китай изобрёл воздушные фонарики, которые запускались с помощью тканевого мешка и свечи. Так, с помощью фонариков в Китае передавали сигналы между командованием и армейскими подразделениями. Уже в ноябре 1782 года Жозеф Монгольфье продемонстрировал первую модель воздушного шара. Воздушный шар представлял из себя шёлковый мешок, который поднялся к потолку и толкал корзину с грузом вверх. А уже 25 апреля 1783 года был запущен первый воздушный шар грузоподъёмностью 205 кг.

3

Проблема исследования

Почему воздушный шар поднимается вверх?

4

Объект исследования

Тёплый поток воздуха

5

Цель исследования

Узнать, почему воздушный шар поднимается вверх.

6

Задачи исследования

1. Прочитать и изучить литературу о потоках тёплого и холодного воздуха;

2. Провести эксперимент и опыт подтверждающий гипотезу;

3. Провести анализ полученных данных.

7

Гипотеза исследования

Воздушный шар и фонарики поднимаются в небо, потому что тёплый воздух движется вверх

8

Методы исследования

1. Подбор и анализ литературных источников;

2. Проведение эксперимента с целью наблюдения за потоком тёплого воздуха;

3. Проведение опыта, подтверждающий наблюдения эксперимента;

4. Анализ полученных результатов.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Актуальность

2. Установка проблемы исследования

3. Постановка объекта, цели и задач исследования

4. Изучение литературы о воздушных шарах

5. Проведение эксперимента (Из листа плотной бумаги вырежьте кружок величиной с отверстие стакана или немного больше. Прорежьте затем его ножницами по спиральной линии в виде свернувшейся змейки. К кончику змеи привяжите верёвочку и поместите змейку над свечой на расстоянии 5-7 см)

Заполнение листа наблюдений

6. Подтверждение эксперимента опытом

Заполнение листа наблюдений

7. Вывод (Есть такое понятие конвекция воздуха. Теплый воздух подымается вверх, а холодный опускается вниз. По закону физики, тёплый воздух легче холодного, и потому собирается вверху. Каждому из нас приходилось наблюдать явление подъёма тёплого воздуха вверх. Это – и подымающийся дым над костром, и отклоняющаяся вверх пламя спички, и тепловой поток над газовой горелкой. «Небесный фонарик» взлетает в небо за счёт горелки, установленной внутри и нагревающей воздух. Некоторое время светящийся объект эффектно парит в небе, а после того как горелка потухнет, воздух внутри фонарика остывает, фонарик начинается снижать высоту и приземляется.)

11

Оборудование для проведения исследования

1. Свеча;

2. Спички (зажигалка);

3. Спираль, вырезанная из бумаги;

4. Белый лист бумаги;

5. Фонарик.

12

Продукт исследования

Заполненный лист наблюдений

13

Перспектива исследования

Знания, полученные из проведённого эксперимента и опыта, будут использованы при создании воздушных фонариков, которые обучающиеся сами изобретут и запустят в небо.

14

Используемые источники

https://ritorika.com.ua/dokument/27/kuda-stremitsja-teplyj-vozduh

https://russkaja-fizika.ru/podyom-tyoplogo-vozduha

https://travelerscoffee.ru/radishes/otkuda-poyavilsya-fonarik-kotoryi-puskayut-v-nebo-nebesnye/

https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=T3ByS8OPGR0

Лист наблюдений:


Что делал

Что наблюдал

1

Эксперимент



2

Опыт







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Паспорт исследования:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Какую воду стоит пить?»

2

Актуальность исследования

Я думаю, что многим из нас родители говорили, что нельзя пить воду из-под крана, потому что она грязная. Из-за этого взрослые покупают специальные фильтры для очистки воды. Некоторые покупают только воду в бутылках, так как считают, что она чище, чем вода из-под крана. Но ученые считают, что иногда вода в бутылках может быть даже опаснее, чем вода из-под крана.

3

Проблема исследования

Какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная?

4

Объект исследования

Вода (из-под крана, бутилированная, фильтрованная)

5

Цель исследования

Определить, какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная.

6

Задачи исследования

1) Узнать воздействие качества воды на здоровье человека

2) Провести опрос среди одногруппников, какая вода чище: из-под крана, из бутылки или после очищения фильтром?

3) Провести опыты, позволяющие определить качество воды.

4) Составить рекомендации «Какую воду стоит пить?»

7

Гипотеза исследования

Предположим, что бутилированная вода будет чище чем вода из-под крана и фильтрованная.

8

Методы исследования

Анализ теоретической литературы

Опрос

Наблюдение

Опыт

Сравнение

Анализ

9

Тип исследования (по продолжительности)

краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Исследовательская работа:

  1. Введение

Вода - второе (после воздуха) по значимости вещество, без которого существование человека невозможно. Не секрет, что организм человека на две трети состоит из воды, а часть из неё ежедневно расходуется.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 85% всех заболеваний в той или иной степени связаны с питьевой водой. Поэтому важно не просто ежедневно пить воду, а пить воду хорошего качества.

Эта тема актуальна в настоящее время, т.к. ежегодно наблюдается численный рост различных заболеваний человека, связанных с воздействием токсичных веществ, находящихся в питьевой воде, на метаболические процессы, происходящие в организме.

  1. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

Состав воды.

Вода - самое распространенное соединение в природе, не бывает абсолютно чистой. Химическая формула воды - Н2О. Это означает, что каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода. Природная вода содержит многочисленные растворенные вещества – соли, кислоты, щелочи, газы (углекислый газ, азот, кислород сероводород), продукты отходов промышленных предприятий и нерастворимые частицы минерального и органического происхождения. Свойства и качество воды зависят от состава и концентрации содержащихся в ней веществ. Наиболее чистая природная вода – дождевая, но и она содержит примеси и растворенные вещества.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% всех инфекционных болезней в мире связанно с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязненной воды.

Загрязняются и грунтовые воды. Сейчас подземные источники, используемые для питьевой воды, содержат осадочные продукты сельскохозяйственных химикатов, пестицидов, поступающих вместе со стоками с полей, растворителей, хлорированных углеводородов химической промышленности.

По данным ВОЗ от использования недоброкачественной питьевой воды ежегодно в мире страдает каждый десятый житель планеты. Поэтому в комплекс мероприятий, направляемых на предупреждение негативных последствий влияния питьевой воды на здоровье человека, ведущее место должно занимать гигиенически обоснованное водоснабжение.

По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Ежегодно в мире сбрасывается более 420 км3 сточных вод, которые делают непригодными около 7 тыс. км3 воды.

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большее количество различных элементов и соединений, соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород. В комплекс мероприятий, направляемых на предупреждение негативных последствий влияния питьевой воды на здоровье человека, ведущее место должно занимать гигиенически обоснованное водоснабжение.

2.2. Практическая часть

Вода должна иметь безвредный химический состав, т.е. не содержать вредные (токсичные, канцерогенные, радиоактивные) вещества, ограничивающие потребление воды в быту.

Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, т. е. не содержать патогенных бактерий. Вирусов, простейших и яиц гельминтов. Судить о качестве воды и ее соответствии или несоответствии установленным нормам можно только на основании максимально полного химического и бактериологического анализа. Только на основе анализа можно делать окончательный вывод о той проблеме или комплексе проблем, с которыми придется иметь дело.


Мы провели опрос среди обучающихся нашей группы. В опросе приняли участие 13 человек. Всем были заданы два вопроса:

  1. Какую воду ты пьёшь?

  2. Как ты думаешь, какая вода чище?

Результаты представлены на диаграммах:

По результатам первого вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающихся нашей группы (7 человек) пьют фильтрованную воду, на втором месте бутилированная вода (4 человека), на третьем вода из-под крана (2 человека).

Результатом второго вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающиеся нашей группы (7 человек) считают, что фильтрованная вода чище, также (6 человек) думают, что бутилированная вода чище. Также нами было выявлено, что никто не считает воду из-под крана чистой.

Все мы знаем, что вода должна быть полезной и не должна никак навредить нашему здоровью. Рассматривать будем воду из-под крана, воду из-под крана, пройденную через фильтр и бутилированную воду «Лель».

Для того, чтобы определить какая вода чище: из-под крана, бутилированная, фильтрованная. Проведём опыты.

Опыт №1. Определение цвета воды

Для проверки берём стаканчики и наливаем в них каждый из образцов и с обратной стороны прикладываем к ним лист бумаги.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

Вывод: все образцы прошли испытание.

Опыт № 2. Определение запаха воды

Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50-60С, для этого нам понадобится термометр. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определим запах.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

слабый запах хлора

без запаха

без запаха

Вывод: в воде из-под крана обнаружен слабый запах хлора.

Опыт № 3. Определение РН-фактора воды

Определить PH-фактор воды. Я налила в банки образцы воды и опускала лакмусовые бумажки. Потом оценила их цвет.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

зелёного цвета

зелёного цвета

зелёного цвета

Вывод: все образцы прошли испытание.

Опыт № 4. Определение кислорода в воде

Определение кислорода в воде. Я взяла 3 баночки, налила в каждую воду и оставила на сутки. На стенках ёмкости появились пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

много

нет

нет

Вывод: фильтрованная и бутилированная вода не содержит кислорода.

Опыт № 5. Наличие в воде органических примесей

Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), и, если окраска останется прежней, значит, что органических веществ воде не содержится.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

розовый цвет

розовый цвет

розовый цвет

Вывод: все образцы поменяли цвет. Органических веществ нет.

Опыт № 6. Определение жёсткости воды

Определить жёсткость воды. У меня нет в наличии приборов, как в лаборатории, поэтому я буду воду кипятить. При воздействии высоких температур будут осаждаться соли кальция и магния и будет образовываться накипь.


Вода из-под крана

Фильтрованная

Бутилированная

присутствует накипь

накипь отсутствует

накипь отсутствует

Вывод: в воде из-под крана присутствует накипь.

  1. Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лучше оказалась бутилированная и фильтрованная вода. Бутилированная вода прошла все испытания, но такую воду постоянно употреблять нельзя так как в ней нет солей, которые нужны человеку.

Лучше всего пить воду, очищенную через фильтр.

  1. Заключение

Вода – это великая ценность для человечества. И от качества той питьевой воды, которая течет из-под крана напрямую зависит здоровье людей.

Вода же исключительно важна для человеческой, а равно и для всей животной и растительной жизни.

В результате проведенных исследований цель и задачи выполнены, гипотеза подтверждена частично.

11

Оборудование для проведения исследования

Стаканчики, фильтр, бутылка воды, марганцовка, лакмусовая бумажка, палочка для размешивания, листы наблюдений, вода из-под крана

12

Продукт исследования

Рекомендации «Какую воду стоит пить?» (буклет)

13

Перспектива исследования

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. В ходе эксперимента нам стало интересно проверить минеральную, родниковую, талую, кипячёная воду.

14

Используемые источники

1. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/znachenie-i-svoistva-vody-324091/re-6f441aa1-4718-4994-b07a-2e906d5e0709

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода

3. http://www.vodoobmen.ru/

4. Большая энциклопедия школьника. Оксфорд. [Текст] / пер.с англ. У. В. Сапциной ; пер.: А. И. Кима, Т.В. Сафроновой и др., 2008. - 664 с.

5. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология. / Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Худож. В.В.Николаев, А.В. Кардашук, Е.В.Гальдяева. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003 .- 410, (6)с.: ил.





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проектная задача:

Путешествие в Китай

Задание 1. Ученики «Средней школы 154» отправляются в Пекин на весенние каникулы в период с 25 марта по 1 апреля. После долгих обсуждений, была выбрана компания Аэрофлот, на которой ученики полетят в другую страну. Цена одного взрослого билета составляет 19 800 рублей, а цена детского билета идёт со скидкой в 30%. Сколько денег понадобится туристической группе, если в Пекин полетит один учитель, два соправождающих и 11 учеников. Заполни таблицу.

Возрастная категория

Количество пассажиров

Стоимость билета на одного пассажира

Стоимость билетов на количество участников возрастной категории

Сумма всех билетов

Взрослые






Дети



















Задание 2. Перед тем, как собирать чемоданы, необходимо узнать, какая погода их ждёт в Пекине в период с 25 марта по 1 апреля. Чтобы данные были наиболее точны, путешественники посмотрели погоду за пару дней до вылета. Находясь в поисках достоверного сайта о климате страны и его особенностях, Марина Витальевна наткнулась на интересную статью, в которой говорилось…

«Размеры Китая определяют разнообразие его климата, как и рельеф – от востока к западу он понемногу понижается, и именно из-за этого на большей части страны климат резко континентальный, с жарким влажным летом и холодной сухой зимой.

Самое благоприятная пара для туриста считается весна и осень. Весной не ожидается осадков из снега или дождя, поэтому, можете смело взять зонт и положить его в дальний ящик. Дождевик тоже принесёт много пользы, но не в Китае весной. Солнечные очки лучше не брать без футляра и специальной салфетки, они могут испачкаться. А вот ветровку точно не стоит брать, если вы хотите замерзнуть и заболеть. Возьмите с собой ватные штаны, если хотите, чтобы на вас косо смотрели. Не бери с собой путеводитель и разговорник, если вы хотите заблудиться и не найти контакт с коренным жителем страны. А ещё, варежки, валенки, пуховик, шапку ушанку и теплый плед не забудьте взять и убрать в шкаф, потому что, когда вы вернётесь в Россию, уже будет тепло.

Весной в Китае очень хорошо, но не забывайте, что вы находитесь не дома и вам нужно уважать культуру и традиции страны, в которую вы приехали.»

Используя текст, составь список вещей, которые тебе точно понадобятся в Пекине и добавь три необходимых вещи на свой выбор, о которых не говорится в тексте.

Основной багаж

Дополнительный багаж








Задание 3. Чтобы не терять время в Китае, ребята решили ещё перед отъездом посмотреть в интернете информацию про местные достопримечательности и составить топ 4 самых популярных мест Китая.

«Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км. Стоимость экскурсии, по самой длинной крепости мира, составляет 550 рублей с человека. Посещение туристов имеет ограничение до 53000 в день, иначе стена начнет разрушаться. Исходя из этого в год возможно посещение до 1.934 миллиона туристов.

Столица Китая город Пекин – очень древний город. Основная достопримечательность  современного Пекина - огромнейших размеров императорский дворец под названием «Запретный город». Название объясняется тем, что никто без разрешения правителя не мог войти или покинуть дворец. Запретный город был выстроен в 1420 году в самом центре Пекина. Запретный город – самый крупный дворцовый комплекс в мире, он занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. В наше время, попасть в запретный город не составляет никакого труда. Запретный город ежегодно посещают около 7 миллионов человек. Стоимость проходного билета составляет 700 рублей с человека.

Дворец Потала построен на одноимённой горе и занимает первое место в рейтинге высокогорных дворцов Китая. Он расположен на высоте 3767 м над уровнем моря в городе Лхасе, который находится в китайском автономном районе Тибет, и являлся домом для 10 разных Далай-лам более 300 лет. В год дворец посещают около 700 тыс. человек. Стоимость одного билета составляет 300 рублей. Здание было построено в 1645 году, но с 637 года здесь уже находилась крепость. С 1994 года здание находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк Цзючжайгоу расположен на юго-западе Китая в северной части провинции Сычуань. Площадь парка составляет 720 кв. км. В год, полюбоваться красотами парка приезжает около 900 тыс. человек. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и Всемирным биосферным заповедником. Стоимость билета составляет 670 рублей с человека. Высота варьируется от 2000 до 4500 м. Цзючжайгоу славится своими красивыми цветными озерами, многочисленными многоуровневыми водопадами и вершинами, часто покрытыми снегом. Парк действует с 1972 года, и является популярным районом экологического туризма в КНР.»











Используя данные из текста, заполни таблицу. Укажи достопримечательности Китая в порядке убывания по количеству туристов, которые посещают данное место в год.

Достопримечательность

Чем славится

Сколько человек в год посещают

Стоимость билета за одного человека























Задание 4. У каждого из учеников выделена сумма в размере 1500 рублей на поход по музеям и другим достопримечательностям Китая. Используя таблицу из задания 3 и таблицу из задания 4, в которой указана сумма на проезд, посчитай и выбери достопримечательности, на которые ребятам хватит денег.

Достопримечательность

Сумма проезда

Великая Китайская стена

50 рублей в одну сторону

Запретный город

40 рублей в одну сторону

Дворец Потала

40 рублей в одну сторону

Национальный парк Цзючжайгоу

70 рублей в одну сторону





Составь смету в виде таблицы, в которой должны быть указаны:

1) Достопримечательность

2) Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

3) Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

5) Общая сумма за посещение одной достопримечательности

6) Общая сумма за посещение всех выбранных достопримечательностей

Пример:

Достопримечательность

Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

Общая сумма за посещение одной достопримечательности

Общая сумма за посещение выбранных достопримечательностей




















Задание 5. Каждому путешественнику необходим путеводитель, в котором будут указаны интересные маршруты и факты о стране.

Оформи путеводитель в форме буклета. Укажи всю важную информацию о Китае, которую ты узнал.



Поднебесная страна-Китай












-Каждая группа выходит представлять свой буклет о Китае. За каждую важную и интересную информацию группа получает монетку ЮАНЬ. После чего, они обменивают эти монетки на печенье с предсказаниями.

Возьмите карточки с мишенями, подпишите их. Отметьте точкой или крестиком в каждом секторе уровень, на котором, на ваш взгляд вы находитесь.



-Рефлексия















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проектная задача «Весенние каникулы» для обучающихся 4 класса. Финансовая грамотность, математика.

Содержание проектной задачи

4 «Б» класс, в составе двадцати девяти учеников, одного учителя и трёх сопровождающих решили на весенние каникулы (06.05.2023-09.05.2023г.) приобрести путёвки для поездки классом в г. Санкт-Петербург.

Задание 1. В городе Красноярск несколько фирм предоставляют услуги по организации путёвок для школьных групп.

В стоимость путёвки входит: транспорт, проживание.

Цены на услуги туристических фирм приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Туристическая фирма

Стоимость путёвки на 4 дня

Дополнительные услуги

Бонусы

Апельсин

12150 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 450 руб./чел в день

При покупке более 25 билетов питание 200 рублей.

Юла-Тур

11900 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 450 руб./чел в день

Жемчужина

12000 руб./чел

Питание (завтрак, обед, ужин) – 500 руб./чел в день

При покупке более 30 билетов питание бесплатно.

С какой фирмой можно заключить договор на проведение четырёхдневного отдыха в Санкт-Петербурге?

Задание 2. На время отдыха школьная группа запланировала три экскурсии.

Экскурсии и стоимость билета представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Экскурсия

Стоимость за 1 билет

1. Обзорная экскурсия + посещение Эрмитажа

Взрослый – 1580 руб./чел

Пенсионер – 1450 руб./чел

Школьный – 1400 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 760 руб./чел

2. Экскурсия в Петергоф (Большой дворец)

Взрослый – 1900 руб./чел

Пенсионер – 1700 руб./чел

Школьный – 1700 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 950 руб./чел

3. Экскурсия "Легенды и мифы Петербурга"

Взрослый – 1050 руб./чел

Пенсионер – 1000 руб./чел

Школьный – 1000 руб./чел

Ребенок (до 6 лет) – 600 руб./чел

Сколько понадобится денег, чтобы посетить все три экскурсии?

Задание 3. В связи с оставшимся временем перед отлётом, у группы школьников осталось 4 часа на дополнительные развлечения.

Выберите менее затратный досуг, который сможет посетить группа школьников.

Таблица 3.

Досуг

Стоимость за 1 билет

Дополнительные услуги

Бонусы

Аквапарк ПИТЕРЛЭНД

Взрослый

3 часа – 1900 руб./чел

5 часов – 2200 руб./чел

Школьный

3 часа – 1200 руб./чел

5 часов – 1300 руб./чел

Плавательный круг (для горок) – 50 руб./шт

Одежда для плавания – 400 руб./шт

При приобретении более 25 билетов один дополнительный час в подарок

Музей «Дверь в Хогвартс»

Взрослый – 790 руб./чел

Школьный – 590 руб./чел

На группу от 20 детей 2 сопровождающих бесплатно

Ленинградский зоопарк

Взрослый – 600 руб./чел

Школьный – 350 руб./чел

Фрукты и овощи для животных – 50 руб./стакан

Океанариум Санкт-Петербург

Взрослый – 800 руб./чел

Школьный – 600 руб./чел

Экскурсия – 8000 рублей

При приобретении более 30 билетов экскурсия бесплатно

Задание 4. В последний день отдыха группа школьников решила приобрести сувениры г. Санкт-Петербурга для своих родителей. У каждого школьника по 1500 рублей.

Проанализируйте прайс-лист сувениров и выберите сувенир, на который школьники затратят меньше всего денег.

Прайс-лист – это список товаров с указанием наименований, стоимости.

Наименование сувенира, стоимость и бонусы представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Наименование сувенира

Стоимость

Бонусы

Зонт-автомат с видами Санкт-Петербурга капли компактный

1950 руб./шт

При приобретении более 20 штук, скидка 200 рублей от стоимости за 1 шт

Бейсболка Санкт-Петербург

699 руб./шт

Кружка ручной работы Санкт-Петербург 250 мл

963 руб./шт

Модель корабля 24 см Алые паруса

1335 руб./шт

При приобретении более 25 штук, скидка 155 рублей от стоимости за 1 шт

Футболка Санкт-Петербург

639 руб./шт

При приобретении 50 штук, скидка 150 рублей от общей стоимости

Чай с видами Санкт-Петербурга 150г

1219 руб./шт

Сувенирная тарелка «Центр Петербурга»

650 руб./шт


Часы карманные Санкт-Петербург

639 руб./шт

Матрёшка «Виды Санкт-Петербурга» (5 мест, 17 см)

1290 руб./шт

Набор Санкт-Петербург (2 магнита с видами Санкт-Петербурга, кружка Санкт-Петербург, сувенирная тарелка «Центр Петербурга»)

1900 руб./шт

При приобретении более 27 штук, скидка 500 рублей от стоимости за 1 шт

Задание 5. Заполните таблицу.

Группа:

С какой фирмой можно заключить договор на проведение четырёхдневного отдыха в Санкт-Петербурге?


Сколько денег уйдёт на приобретение путёвок в Санкт-Петербург?




Сколько понадобится денег, чтобы посетить все три экскурсии?




Название досуга, который посетит группа


Общая стоимость досуга.




Какой сувенир приобретут школьники и сколько денег заплатит каждый из них?




Сколько денег потратит один человек для поездки в Санкт-Петербург?


Сколько всего денег понадобится для организации отдыха в Санкт-Петербурге?


Определите цель проектной задачи «Весенние каникулы»


Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Весенние каникулы».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

Лист для оценки работы группы

Участники группы: ________________________________________________


Критерий оценки

Оценка группы (+;-)

Оценка учителя (+;-)

Планируют действия группы по выполнению проектной задачи



Распределяют роли по выполнению заданий



Работают самостоятельно (без помощи учителя)



Взаимодействуют между собой все члены группы



Результат представлен в полном объёме


















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Название проектной задачи

«Экскурсия по нашему городу»

Предметные области

Математика, русский

Класс

3

Тип проектной задачи

Межпредметная, одновозрастная

Цели и педагогические задачи

-Создать условия для развития финансовой и читательской грамотности у младших школьников.


1) Проверить умения обучающихся использовать предложенную информацию, представленную в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.

2) Развить навыки сотрудничества обучающихся в малых группах.

Планируемый педагогический результат

Работая в группе, достигнуть конечного результата: таблица.

Знания и умения, на которые опирается задача

Предметные:

Математика: работа с математическими выражениями.

Русский язык: работа с текстом.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализируют, сравнивают предложенную информацию;

- устанавливают причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД:

- осуществляют действие целеполагания;

- оценивают собственную деятельность.

Коммуникативные УУД:

- договариваются в коллективе.

Проектный продукт

таблица

Оценивание

1. Экспертный лист (для преподавателя)

2. Оценочный (рефлексивный) лист (для обучающихся)

3. Шкалирование

Задание: 1

Посмотрите, фотографии достопримечательностей нашего города и их описания перепутались. Разложите фотографии и их описания правильно.



  1. Пароход-музей Святитель Николай — корабль-музей, находящийся на вечной стоянке в городе Красноярске.

  2. Скульптура Трансформация установлена в 2019 году. Внутри скульптуры – символическая пещера, которая рассказывает об истории человечества. 

  3. Бронзовый памятник десятирублевой купюре с видами Красноярска, расположенный в новом сквере на улице Молокова, весит больше тонны.

  4. Настоящая мечта многих девочек и женщин - Музей игрушки и рукоделия. Здесь собрано более четырехсот кукол.... Фарфоровые, глиняные, деревянные, восковые, бумажные... Куклы со всего света.

  5. Музей художника Б.Я. Ряузова собрал в себе культурное наследие замечательного сибирского художника. Музею было выделено помещение в самом центре города. Помещение выполнено из крупного серого кирпича.

Задание: 2

Для того, чтобы нам можно было посетить несколько экскурсионных достопримечательностей нашего города экскурсионное бюро предлагает комфортабельные автобусы.

Необходимо просчитать денежную сумму, которая понадобится для экскурсионного маршрута с учетом всех экскурсантов: 20 учеников и 1 учитель. (Для этого заполните таблицу «смета расходов».)


Цена взрослого билета (руб.)

Кол-во взрослых (чел.)

Цена детского билета (руб.)


Кол-во детей (чел.)


Пароход-музей Святитель Николай

36 руб.


20 руб.


Скульптура Трансформация

25 руб.


17 руб.


Бронзовый памятник десятирублевой купюре

20 руб.


25 руб.


Музей игрушки и рукоделия

36 руб.


16 руб.


Музей художника Б.Я. Ряузова

30 руб.


25 руб.


Всего за взрослые билеты

(руб.)

Всего за детские билеты

(руб.)

общая стоимость экскурсии

(руб.)

Задание: 3

Ребята, а вы знаете, как себя нужно вести на экскурсии?

Прочитайте текст и выберите те правила поведения при экскурсии, которые нужно соблюдать. Данные правила вложите в таблицу.

На протяжении всей экскурсии вам должно быть удобно. Выбирайте подходящую одежду, особенно для пеших экскурсий. Приходите к месту сбора заранее, с небольшим запасом времени. Не опаздывайте! В лучшем случае вас будут ждать все остальные участники, в худшем — группа уйдет без вас. И то и другое оставит неприятные впечатления.

В музеях и храмах есть свои правила и распорядок, с которыми лучше ознакомится заранее. Запрещается трогать руками экспонаты, ветрины и т.д.

В случае обнаружения угрозы вашей безопасности и безопасности других участников экскурсии, похода сразу же сообщите об этом руководителю группы или его помощникам.

Садиться в автобус нужно только после приглашения экскурсовода. Не бежать, стараясь успеть первым занять место, не толкаться при посадке.

Заняв место, необходимо пристегнуться, если предусмотрены ремни безопасности. Нельзя вставать с места во время экскурсии, ходить по салону, отвлекать от движения водителя.








Задание: 4

Определите, какие продукты вам понадобятся и в каком количестве для экскурсии. Подсчитайте сумму расходов на покупку этих продуктов (смету расходов составьте самостоятельно).

хлеб

3 руб. 40 коп.

Сосиски

1 кг – 54 руб.

Минеральная вода

1 л – 31 рубль

Сушки

1 кг – 29 руб.


Пирожное

1 шт. – 3 руб. 50 коп.


огурцы

1 кг – 47 руб.


Итого:







Задание 5. Итоговое задание. заполните таблицу.

Вопрос


Ответ

сколько экскурсионных объектов посетит наш класс за время экскурсии? Какие?



сколько человек вы отправляете на экскурсию?


Какова стоимость экскурсии?


Какие правила поведения на экскурсии нужно соблюдать?


Каков перечень продуктов, который̆ вы рекомендуете взять с собой̆ на экскурсию?



Поставь галочку на оценочной̆ шкале:

1.Оцени, насколько интересной̆ показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)
Да Нет Почему? _______________________________________________________



Оценочный̆ лист работы группы

Критерии

Количество баллов (0 — 3)

1. Правильность выбранного материала



2. Полнота буклета


3. Аккуратность оформления буклета


Итого



Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере
2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени 1 балл — указанное качество проявляется частично
0 баллов — указанное качество отсутствует




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!