СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования курс внеурочной деятельности «Литературное чтение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека огромно. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности  речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции  паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности  речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции  паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности  речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции  паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).v

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования курс внеурочной деятельности «Литературное чтение»»



Оглавление

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………….........................................................3

  2. Содержание учебного предмета…………………………………...........................4

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………..........................6





Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературное чтение» для 7  класса  разработана:

с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов;

согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством образования РФ;

на основе Основной образовательной программы МБОУ «СШ№6», с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Данная авторская программа разработана как программа одного из видов внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС, ориентирована на обучающихся 7 класса, будет реализована в объёме – 34 часа.

Актуальность

Чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства. Поэтому цель «Литературного чтения»– привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта программа курса предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;

- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность в контексте понимания литературы как искусства слова;

-показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями дополнительного курса;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий курса сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса, расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями обучащихся 7 класса и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Литературное чтение» учащиеся должны достичь определённых уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности и личностных, метапредметных, предметных результатов.

Уровни воспитательных результатов: по итогам освоения программы курса обучающиеся должны достичь трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (получение обучающимися социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым  должны строиться о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных  на защиту человека.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к людям, к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): обучающийся может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • усвоение гуманистических принципов;

  • формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование основ осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диа­лог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, фор­мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по­ступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и забот­ливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной зада­чи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало­гии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта инте­ресов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответ­ствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • умение планировать и регулировать свою деятельность;

  • владение устной и письменной речью; моно­логической контекстной речью; смысловым чтением;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  • знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;

  • уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;

  • уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

  • Представленные в программе формы работы позволяют осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.


Форма занятия

Виды деятельности ученика и учителя

Использование

ИКТ

Дискуссия

Отрабатывать навыки выразительного чтения, уметь передавать в исполнении нравственную оценку поступков героев, уметь вести дискуссию на заданную тему

Электронный словарь, мультимедийная презентация

Творческая лаборатория

Отрабатывать навыки выразительного чтения

Мультимедийная презентация, видеоредактор

Написание эссе

Повторить особенности эссе как литературного жанра, познакомиться с требованиями к конкурсному эссе

Мультимедийная презентация, видеоредактор

Литературная гостиная

Совместное с родителями и педагогами чтение художественных текстов

Мультимедийная презентация, видеоредактор

Экскурсия

Познакомиться с работой сотрудников городской библиотеки

Создание презентации

«Заочная электронная экскурсия»

Создание проектов

Проведение тестирования родителей и учащихся, анкетирование родителей и детей, изучение читательских дневников, составление картотеки детского чтения, анализ творческих работ учащихся

Электронное оформление проектов, создание презентаций для проектов.

Урок-театр

Развивать умение составления сценария, выразительного чтения, оценивать собственное выступление и выступления своих друзей

Аудио сопровождение спектакля, презентация.


Содержание курса

 «Искусство быть читателем» (4 часа)

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи: голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности  речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции  паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).

«В мире книг…» ( 30 часов)

Русский фольклор

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,

«Святогор- богатырь»

Древнерусская литература

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века

А. Сумароков. «Эпиграмма». В. Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

Литература XIX века И. А. Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

И. С. Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор).

А. П. Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

А. И. Куприн «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Литература XXвека

А. Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

Н. Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. В. Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

Е. Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.



Календарно -тематическое планирование 7 класс

Название раздела

Название темы

Часы

1

«Искусство быть читателем»

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.

 1

2


Ознакомление со средствами речи. Техника и логика речи. Виды и стили слушания. Роль слушателя и читателя.

 1

3


Эмоционально-образная выразительность речи.

 1

4


Упражнения по орфоэпии и дикции.

 1

5

«В мире книг...»

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

 1

6


«Моления Даниила Заточника»- памятник гражданственности, духовности и нравственности.

 1

7


«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

 1

8


«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

 1

9


А. Сумароков. «Эпиграмма». В. Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

 1

10


И.А. Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

 1

11


А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

 1

12


И.С. Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей.

 1

13


И.С. Тургенев. «Певцы». Роль таланта.

1

14


А.П. Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

 1

15


А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

 1

16


А. Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

 1

17


Способы создания пейзажа и его функции в литературном произведении. Характеристика пейзажа.

 1

18


Поэтический конкурс «У природы нет плохой погоды» (по произведениям любимых авторов/ собственное сочинение)

 1

19


«Рождественские чудеса». Литературная гостиная .

 1

20


Тэффи. «Свои и чужие» Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

 1

21


Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

 1

22


В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

 1

23


В. Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

 1

24


Викторина по страницам произведений

В. Шукшина

 1

25


Литературная игра “Что? Где? Когда?”

 1

26


Е. Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

 1

27


Экскурсия в городскую библиотеку.

 1

28


Творческая мастерская «Пробы пера»

 1

29


Просмотр фильма о ВОВ. Отклик поэтов-фронтовиков на события ВОВ.

 1

30


«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» Литературный вечер.

 1

31


Дети на войне. Выразительное чтение наизусть.

 1

32


Читательская конференция «По страницам моих любимых книг».

 1

33


Комплексный анализ незнакомого художественного текста. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.

 1

34


Комплексный анализ незнакомого художественного текста. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов.

 1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 

Автор(ы)

Название

Издательство

Год издания

1

Максидонова Л.Г.

Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-9 классы

ОЛМАПРЕСС Образование

2012

2

Черных О.Г.

Внеклассные мероприятия 9 класс

ВАКО

2015

3

Галактионова Т.Г.

От самопознания к самореализации

Просвещение

2013

4

ЭОР

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru

Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

www.zavuch.info

http://pedsovet.org

http://festival.1september.ru сетевые сообщества

Электронные библиотеки

http://royallib.com

http://www.big-library.info

http://bookz.ru

5

Техническое обеспечение

компьютер,

подключение к сети интернет,

мультимедийный проектор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!