СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по литературе»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ



РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры филологии

Протокол № 11

от


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №

Директор










Рабочая программа

основного общего образования

по литературе


на 2022 - 2023 учебный год


Учитель, реализующий программу: Привалова Наталья Ильинична

Класс: 5 Б

Количество учебных часов по программе: 102

Количество учебных часов в неделю: 3












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОСООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства РоссийскойФедерацииот9апреля2016г.№637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».

В 5 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  1. выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

  2. устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

  3. с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

  4. выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

  5. выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

  6. самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  1. использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

  2. формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  3. формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  4. проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  5. оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  6. самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  7. прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Работа с информацией:

  1. применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  2. выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

  3. находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  4. самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  5. оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  6. эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

  2. совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

  2. самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

  3. эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

  4. принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


Предметные результаты

Предметные результаты по литературе в основной школе должны обеспечивать:

  1. понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  2. понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  3. овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

  1. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

  2. овладение теоретико-литературными понятиями1 и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

  3. умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

  4. выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

  5. умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;

  6. умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

  1. совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и / или фрагментов;

  2. овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;

  3. развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному;

  4. совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать собственные и чужие письменные тексты;

  5. овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа):

стихотворения М. В. Ломоносова, басни И. А. Крылова; стихотворения и баллады В. А. Жуковского; произведения М. Ю. Лермонтова: стихотворения; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова; стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина;

  1. понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

  2. развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;

  3. формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

  4. овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

Предметные результаты :

  1. Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

  2. понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;

  3. владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

  1. выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

  2. пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

  3. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

  4. создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

  5. владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

  6. осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

  7. планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

  8. участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Введение (1час)

Книга - твой друг!

2.Из мифологии (3 часа)

Античный миф. Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории.

Герои мифа «Олимп»

Миф «Яблоки Гесперид». Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцати подвигах Геракла.

3.Из устного народного творчества (7 часов)

Загадки. Пословицы и поговорки

Входная стартовая контрольная работа.

Русские народные сказки

Подлинные ценности в волшебной сказке «Царевна- лягушка»

Нравственная основа бытовой сказки «Падчерица»

Подготовка к сочинению сказки.

Р.Р. Сочинение бытовой сказки

4.Из древнерусской литературы (2 часа)

О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет». «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Р.Р. Письменный ответ на вопрос «Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы?»

5. Басни народов мира (1 час)

Из басен народов мира. Басни Эзопа и Жан Де Лафонтена

6. Русская басня (4 часов)

М.В. Ломоносов. Художественная идея басни «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Басни И.А.Крылова. Мораль басни «Ворона и лисица»

И.А.Крылов. Сюжет и мораль басен «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»

Басни в литературной традиции ханты и манси. Русская басня в 20 веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало».

6.Из русской литературы XIX века (34 часов)

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта

А.С.Пушкин. Лирический герой стихотворения «Няне»

А.С.Пушкин. Красота внутренняя и внешняя в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Черты сходства и различия народной, волшебной и литературной сказки

А.С.Пушкин. Сказочные сюжеты пролога поэмы «Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин. Богатство выразительных средств. Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».

Поэзия 19 века о родной природе

Краткие сведения о детских годах М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев

Средства художественной выразительности в стихотворении «Бородино»

Р.Р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица их участника

Р.Р. Написание сочинения «Путешествие на поле славы»

Н.В. Гоголь. Малороссия в жизни и творчестве писателя. Историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Фантастика в произведениях современных мансийских и хантыйских писателей

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское - Лутовиново в творческой биографии писателя

И.С. Тургенев. Особенности характера героя рассказа «Муму»

Герасим и дворня, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна

Герасим и Муму. Немой протест героя. Тематика и социально-нравственная проблематика произведения

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму»

Р.Р. Написание сочинения- анализа эпизода из рассказа «Муму»

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы её раскрытия

Р.Р.Составление словарной статьи «Строфа»

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Яснополянская школа

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа

Р.Р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

Р.Р. Написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Книга в жизни Чехова

А.П.Чехов. Приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник»

А.П.Чехов «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в рассказе

Р.Р. Юмористический рассказ о случае из жизни.

Юмор в произведениях югорских писателей

7. Из русской литературы XX века (33 часа)

И.А. Бунин. Тема природы и приёмы её раскрытия в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…»

И.А.Бунин. Образ природы, родины рассказа «В деревне»

И.А.Бунин «Подснежник». Прекрасное в окружающей действительности

Тема Родины в лирических произведениях поэтов ХМАО

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа

Л.Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Значение финала

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

Р.Р. Устный отзыв-впечатление об удивительном мире природы

Детские впечатления А.А.Блока.

А.Блок. Человек и природа в стихотворениях «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»

С.А.Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове

С.А.Есенин. Любовь к родине и родной природе в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

С.А.Есенин «Поёт зима - аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы». Особенности мировосприятия поэта

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе «Каменный цветок»

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа

Сказ в литературной традиции ханты и манси

Р.Р. Сочинение-рассказ о событиях от лица героев сказа

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе

А.П.Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка

А.П.Платонов «Цветок на земле». Художественная идея рассказа

Поэты о войне: Н. Рыленков «Сестрица Аленушка». Ю. Друнина «На носилках, около сарая…». С. Орлов «Когда это будет, не знаю…». А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». В. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

Поэты Югры о войне

Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе.

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Р.Р. Рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии "Это было со мной"

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея, проблематика рассказа

Р.Р. Сочинение-рассуждение по рассказу «Васюткино озеро»

Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

Добро и доброта. Мир глазами ребенка

Юмористическое и лирическое в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

8.Родная природа в произведениях писателей XX века (3 часа)

Человек и природа в произведениях хантыйских и мансийских писателей

Богатство изображения природы в стихотворениях В.Ф.Бокова «Поклон», Н.М.Рубцова «В осеннем лесу», Р.Гамзатова «Песня соловья»

В.И.Белов "Весенняя ночь". В.Г.Распутин. "Век живи- век люби". Утверждение чувства единства с миром

9. Из зарубежной литературы (13 часов)

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

Сюжетные линии, характеристика персонажей романа Д. Дефо

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве

Х.К.Андерсен. «Соловей»: внешняя и внутренняя красота.

Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена

Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок):мир детства и мир взрослых

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав 7 и 8)

Ж. Рони - Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь»

Человек и природа, эмоциональный мир доисторического человека в повести «Борьба за огонь»

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Утверждение веры в справедливость

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.

А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Обзор произведений писателей Югры для детей и подростков. Защита читательского дневника. 1 час.

Национальные, региональные и этнокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отражены в содержании тем учебного предмета:

Учебный раздел

Дидактическая единица (тема)

Обоснование дополнений и изменений

5.Басни народов мира

Р.К.Басни в литературной традиции ханты и манси

Реализация регионального компонента

6. Из русской литературы XIX века

Р.К.Фантастика в произведениях современных мансийских и хантыйских писателей


Реализация регионального компонента

6. Из русской литературы XIX века

Р.К.Юмор в произведениях югорских писателей


Реализация регионального компонента

7. Из русской литературы XX века

Р.К.Тема Родины в лирических произведениях поэтов ХМАО

Реализация регионального компонента

7. Из русской литературы XX века

Р.К.Сказ в литературной традиции ханты и манси

Реализация регионального компонента

7. Из русской литературы XX века

Р.К.Поэты Югры о войне

Реализация регионального компонента

8.Родная природа в произведениях писателей XX века

Человек и природа в произведениях хантыйских и мансийских писателей

Реализация регионального компонента

9. Из зарубежной литературы

Р.К.Обзор произведений писателей Югры для детей и подростков


Реализация регионального компонента

























Тематическое планирование

( 102часов/ 3 часа в неделю)

Учебный раздел

(тема)

Кол. часов

Количество работ практической части

Электронные ресурсы

Контрольная работа

Творческая работа,

проект

Тематический зачёт


I четверть

25 часов





1. Введение

1




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher


2.Из мифологии

3




Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

3.Из устного народного творчества

7

1

1


Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

4.Из древнерусской литературы

2


1


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

5.Басни народов мира

1




Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

6.Русская басня

4


1


Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

7.Из литературы XIX века

7



1

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

II четверть

22 час




Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

1.Из литературы XIX века

22


2


Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

III четверть

31 часа




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

1.Из литературы XIX века

5


2


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

2.Из литературы XX века

26


1


Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

IV четверть

24 часов




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

1.Из литературы XX века

7


2

1

Каталог цифрового

образовательного контента https://educont.ru/

2.Родная природа в произведениях писателей XX века

3




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

3.Из зарубежной литературы

13




Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

4. Обзор произведений писателей Югры для детей и подростков. Защита читательского дневника

1

1



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher


Итого

102

2

10

2






1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!