Рабочая программа
Педагога - психолога для детей с ЗПР
2019 год
2019 – 2020 год
Пояснительная записка.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного образования и рассматривается как условие реализации образовательной программы. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС школы, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Программа разработана на базе адаптированной образовательной программы начального образования МКОУ Ивушкинской ООШ.
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного начального образования;
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога:
Международные:
Федеральные:
Конституция РФ
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования"
«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» Инструктивное письмо от 27 апреля 1989 года N 16
О введении должности психолога в учреждениях народного образования
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
Приказ Минобразования РФ от 01.03.2004 N 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Этический кодекс практического психолога в системе образования
Региональные:
Устав и нормативные документы образовательного учреждения;
Инструкция по охране труда;
Должностные инструкции педагога-психолога.
Программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным, гуманистическим, аксиологическим и личностно ориентированным подходами к проблеме развития детей;
- направлена на охрану и укрепление здоровья обучающихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания начального образования;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
- обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога выступают феномены внутренней жизни ребенка.
А предмет его деятельности можно определить, как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в соответствующих школьному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Цели Программы:
Содействие педагогическому коллективу МКОУ Ивушкинской ООШ и родителям (законным представителям) в воспитании детей, посещающих МКОУ Ивушкинскую ООШ , и создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей социально-психологические условия для охраны здоровья, социального благополучия и личностного развития воспитанников и их родителей.
Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
Осуществлять коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Определить индивидуальные образовательные потребности детей;
Предотвращать и способствовать преодолению трудностей развития детей;
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В МКОУ ивушкинской ООШ осуществляется работа педагога-психолога по следующим направлениям:
Психологическое просвещение;
Психопрофилактика;
Психодиагностика;
Развивающая и психокоррекционная работа;
Организационно-методическая работа.
Тематическое планирование.
№ раздела | Тема раздела | Количество часов | Количество лабораторных и практических работ | Количество контрольных работ |
1 | «Фрукты, ягоды» «Грибы» «Деревья, кустарники» | 7 | 0 | 0 |
| «Одежда» «Обувь, головные уборы» «Животные» 6 ч | 6 | 0 | 0 |
2 | «Зима» «Семья» «Новый год» | 3 | 0 | 0 |
3 | «Дом» «Мебель» «Посуда» | 5 | 0 | 0 |
4 | «Комнатные растения» | 4 | 0 | 0 |
5 | «Мамин праздник» «Первоцветы» | 4 | 0 | 0 |
6 | «Насекомые» «Лето» | 10 | 0 | 0 |
Календарно-тематическое планирование для 1 класса для детей с ЗПР
№ урока | Тема урока | Количество часов |
«Фрукты, ягоды» «Грибы» «Деревья, кустарники» 7 ч |
| Игра «Овощи» | 1 |
| Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей | 1 |
| Разрезные картинки «Овощи» | 1 |
| Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики) | 1 |
5 | Игра «Ругаемся овощами» (преодоление агрессии) | 1 |
6 | Игра-драматизация «Мы пришли на огород» Составление загадок-описаний | 1 |
7 | Зашумленные картинки «Сравни овощи» (развитие мышления) | 1 |
«Одежда» «Обувь, головные уборы» «Животные» 6 ч |
8 | Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти) | 1 |
9 | «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики) | 1 |
10 | Упражнение «Определи на вкус» (развитие вкусовой памяти) | 1 |
11 | Игра «Животные» | 1 |
12 | «Коробочка с запахами» (развитие обонятельной памяти) | 1 |
13 | Упражнение «Образы и звуки» (повышение чувствительности к физ. упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку) | 1 |
Зима» «Семья» «Новый год» 3ч |
14 | Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления) | 1 |
15 | Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики) | 1 |
16 | Игра «Когда это бывает?» | 1 |
«Дом» «Мебель» «Посуда» 5 ч |
17 | Нарисуй и вырежи дом | 1 |
18 | Игра « Что это такое?» | 1 |
19 | Игра «Что будет потом» если не выключил газ дома. | 1 |
20 | Игра «Отгадай, что я делаю | 1 |
21 | Игра «Для чего нужен предмет» | 1 |
«Комнатные растения» 4 ч |
22 | Игра «Для чего нужен предмет» | 1 |
23 | Игра «Комнатные растения» | 1 |
24 | Игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома» Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково» | 1 |
25 | «Что потерялось в доме?» (развитие внимания), «Дорисуй детали». | 1 |
«Мамин праздник» 3 ч |
26 | Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д. | 1 |
27 | Рисование: «Моя мама» | 1 |
28 | Рисование «Моя семья» | 1 |
«Насекомые» «Лето» 6 ч |
29 | Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя) Игры «Дотронься до…», «Катушка», «Ветер дует на…» | 1 |
30 | Игры: «Звуки группы», «Давай сравним», « Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий» | 1 |
31 | Этюды «Робкий ребенок», «Смелый ребенок» | 1 |
32 | Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений) Упражнение «Цветочный магазин» | 1 |
33 | Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать» | 1 |
34 | «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти) Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка». | 1 |