СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Педагога - психолога для детей с ТНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и КТП для 1-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Педагога - психолога для детей с ТНР»
























Рабочая программа

Педагога - психолога для детей с ТНР



















2019 год



Пояснительная записка.

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

В настоящее время проблеме обучения младших школьников с различными речевыми нарушениями уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой и др. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.

  2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.

  3. Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.

  4. Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.

  5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей

Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.

Общие задачи:

1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.

2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.

3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.

4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.

Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ПМПК):

1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.

2. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.

3. Снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.

5. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.

6. Повышение самооценки, уверенности в себе.

7. Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.

8. Развитие внимания, памяти.

9. Развитие пространственно-временной ориентировки.

1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения

Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ТНР.

Принципы психолого-педагогического сопровождения

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей, и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с ТНР

1.4.1. Общие особенности развития детей с ТНР.

Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

механическая дислалия; ринолалия; ринофония; дисфония

2) центрального характера:

дизартрия; алалия; афазия; аграфия, дислексия (алексия)

Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с пре­имущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.

Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражении, а эти факторы в свою очередь связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3 — 4 месяца внутриутробного развития, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Среди исследователей, кто занимался изучением данной группы детей были Цветкова, Мастюкова, Чевелева, Усанова, Фотекова, Зайцева другие. Исследователи указывают на то, что у детей с ТНР отмечается недоразвитие познавательной деятельности. Нарушены восприятие, внимание, память, мышление. Интеллектуальное отставание имеет вторичный характер, т.к. образуется вследствие недоразвития речи.

Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г.Ф.Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного ана­лизатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зави­симость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые диффе­ренцируются в произношении. Развитие же самого фонематического слуха нахо­дится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вы­воды о том, что у детей с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и ха­рактеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих, отмечаются ошибки опознания.

Исследования в области изучения ориентировки в пространстве этой категории детей, выявлено, что дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.

Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижение уровня речевого развития, понижается уровень слуховой памяти.

По состоянию невербального интеллекта выделяют три группы детей.

  1. Дети, у которых невербальный интеллект несколько отличается от нормы, но не зависит от речевой патологии (9%).

  2. Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%).

  3. Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы (63%)

Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.

Им характерны - недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.



1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

  • постановка практических и познавательных задач;

  • целенаправленные действия с дидактическим материалом;

  • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

  • подражательные упражнения;

  • дидактические игры;

  • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;

  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;

  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.


1.6. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах:

Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:

• сформированность саморегуляции и произвольности поведения;

  • овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;

• дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

• адекватная мотивация деятельности;

• адекватное отношение к себе и другим;

• развитая рефлексия;

• эмоциональная устойчивость;

• снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы;

• сформированность навыков:

  • уверенного поведения;

  • совместной (коллективной) деятельности;

  • самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

  • самоподдержки;

  • адекватной оценки собственных возможностей и способностей.









Программно-методическое обеспечение

  1. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М., 2007.

  2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. Речь, 2008.

  3. Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. М. Владос, 2004.

  4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.. Просвещение, 1983.

  5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Спб. Речь , 2006.

  6. Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010.

  7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005. 

  8. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.

  9. Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых, составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.

  10. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать: В 4 т. М.: Генезис, 1999.






























Тематическое планирование.


раздела

Тема раздела

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Количество контрольных работ

1

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности

3

0

0

2

Развитие пространственно-временной ориентировки

11

0

0

3

Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности

13

0

0

4

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности


13

0

0


























Календарно-тематическое планирование




урока

Тема урока

Количество часов

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности 3ч.


  1. 1

Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А. Проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен, методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера

1

Игра «Путешествие на облаке»

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Беседа о хорошем и плохом настроении»

Рисунок хорошего и плохого настроения.

Упражнение «Сон на берегу моря»

1

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Игра «Куда пойдешь, что найдешь»

Игра «Что изменилось?»

Упражнение «Художники»







1











Развитие пространственно-временной ориентировки 11 ч.


Развитие пространственно-временной ориентировки.

Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.

1. Упражнение «Хорошее настроение»

2. Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Дыхательное упражнение «Звуки»

4. Игра «Веселая зарядка»


1

Кинезелогическое упражнение «Колечко»

Дидактические упражнения «Лицо»,

Упражнение «Раскарась все, что ниже, выше, правее, левее…»

Игра «Танграм»









1





Упражнения йоговской гимнастики.

Упражнение «Прогулка в лес»

Упражнение «Камень и путник»

Игра «Будь внимателен!»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация



1

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение «Фигуры высшего пилотажа». Упражнение по рисунку-схеме комнаты.

Упражнение «Найди по адресу»



1

Релаксация «Планета»

Когнитивное упражнение «Послушать тишину»

Игра «Снежный ком»

Рисование на тему « Я счастлив, я доволен»

Релаксация «Ковер - самолет»

1

Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение «В поисках клада».

Упражнение «Новоселье»





1

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение «В поисках клада».

Упражнение «Новоселье»


1

.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка»

Дидактическое упражнение «Динозаврик».

Упражнение с кубиками Никитина.

Упражнение «Найди правую и левую варежки, правый и левый ботинок»

Игра Танграм



1

1. Упражнение «Ответить – не ответить»

2. Сказка о мальчике, который не умел играть.

3.Рисование на тему «Мой друг»



1

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Магазин»

Игра «Горячо – холодно»

Упражнение «Разложи по группам»

Упражнение «Назови самые непохожие фигуры»


1

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Распорядок дня».

Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Разложи по порядку»


Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности 14 ч.



Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности.

Упражнение «Паровозик имен»

Сказка о чудесной сказочной стране Имен

Игра «Паутинка имен»

Рисование на тему: «Мое имя»

Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

Релаксация «Летняя ночь».


1

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

1.Упражнение «Паровозик имен»

2. Сказка о чудесной сказочной стране Имен

3. Игра «Паутинка имен»

4. Рисование на тему: «Мое имя»

5. Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

6. Релаксация «Летняя ночь

1

Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

«Найди отличия»

«Зачеркни букву»

Игровые упражнения с таблицей Шульте.

Упражнение «Две минуты отдыха»


1

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

Упражнения «Йоговская гимнастика»

Игра «Изобрази явление»

Игра «Самолеты»

Упражнение «Надоедливая муха»

Упражнение «Раз, два, три, говори!»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация

1


Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности.

«Составление узоров на «Математическом планшете»

«Ушки на макушке»

«Корректурные пробы»

Игра «Перечень возможных причин»

Упражнение «Две минуты отдыха»

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.

Ритуал входа в сказку Упражнение «Встреча с Зеркальным Оракулом».

Упражнение «Рисование в зеркалах»

Игра « Зеркало» Подвижная игра с правилами «Лисонька, где ты?»

1


Кинезиологическое упражнение «Колечко»

«Игра «Перечень возможных причин»

«Выложи кружочки»

Игра «Канон (со словами)»

Упражнение «Две минуты отдыха»

1

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности 13 ч.


Упражнение «Йоговская гимнастика»

Игра «Запретное движение»

Игра «Зоопарк»

Игра «Я кубики несу, не уроню»

Упражнение «Шалтай-болтай»

Релаксация



1

Кинезиологическое упражнение «Колечко» Составление узоров на «Математическом планшете»

«Каскад слов»

«Что изменилось?» Игра «Построение системы причин»

Упражнение «Две минуты отдыха»

1

Упражнение «Йоговская гимнастика»

Упражнение «Расскажем и покажем»

Упражнение «Насос и мяч»

Упражнение «Клоуны»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация


1


Игра «Каскад слов»

Упражнение «Что изменилось?»

Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь»


Упражнение «Раскрашивание

Упражнение «Две минуты отдыха»

1

Игра «Такие разные игрушки»

Рассказ Ю. Яковлева «Колючка»

Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

Релаксация «Цветок доброты»


1





Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

«Что изменилось?»

  1. Упражнение «Раскрашивание по системе координат»

Упражнение «Две минуты отдыха»


1






1.Рисунки «Я такой, какой есть», «Я такой, каким хотел бы быть»;

2.Упражнение «Скажи комплимент»;

3. Игра «Я бросаю тебе мяч»

4. Релаксация

1

Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. Игра «Данетки»

Игра «Что изменилось?». Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Упражнение «Раскрашивание по системе координат»

Упражнение «Две минуты отдыха»


1













Упражнение «Йоговская гимнастика»

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Росток»

Упражнение «Пловцы»

Упражнение «Сборщики»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация

1







1

Игра «Данетки»

Игра «Что изменилось?

Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Упражнение «Раскрашивание по системе координат»

Упражнение «Две минуты отдыха»


1.Сказка «Необычный сон»

2.Коммуникативное упражнение «Скала»

3.Игра «Эмоциональный градусник»

3.Коммуникативное упражнение «Костер».

4. Релаксация «Чудесная ночь»

1

Упражнение «Пловцы»

Упражнение «Сборщики»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация

1

Упражнение «Йоговская гимнастика»

Упражнение «Расскажем и покажем»

Упражнение «Насос и мяч»

Упражнение «Клоуны»

1

Упражнение «Пловцы»

Упражнение «Сборщики»

Упражнение «Кто сильнее кричит»

Релаксация

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!