МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания методического объединения учителей от _________________ Руководитель МО ________/ / | Протокол заседания методического совета от __________________ Заместитель директора _______/ / | Приказом от ___________________ Директор школы ___________/ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре и началам анализа
10 класс
Ступень обучения: основное общее
Количество часов: 105 часов
Уровень: базовый
Учитель математики: Валегжанина Юлия Петровна
Программа разработана на основе Сборника рабочих программ. 10 – 11 классы. Алгебра: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2016.
УМК Никольского С.М. (Алгебра, 10 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / C. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы базового и углубленного уровней по алгебре и началам математического анализа для среднего общего образования разработаны на основе Фундаментального ядра общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с примерной рабочей программой основного общего образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры и начал математического анализа обусловлена тем, что его объектами являются фундаментальные структуры и количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Курс алгебры и начал математического анализа является одним из опорных курсов старшей школы: он обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении алгебры и начал математического анализа способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры и математического анализа в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а так же способность принимать самостоятельные решения.
Изучение курса алгебры и начал математического анализа существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении алгебре и началам математического анализа формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка ее результатов. В процессе обучения школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры и начал математического анализа является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила и их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым курс алгебры и начал математического анализа занимает ведущее место в формировании научно - теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию математических форм, математика тем самым вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Серия учебников «Алгебра и начала математического анализа» для 10 и 11 классов «МГУ – школе» издательства «Просвещение» (авторы: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин) полностью отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, рекомендованы министерством образования РФ в качестве учебников для любых типов общеобразовательных организаций, входят в перечень допущенных учебных пособий и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации как для базового, так и для профильного уровня обучения. Авторами учебников разработана концепция многоуровневых учебников математики:
• Математика едина и может быть изложена в одном учебнике для работы по разным программам. Содержание учебника должно соответствовать научной точке зрения на изучаемые вопросы.
• Учебник должен сочетать в себе научность, стройность, экономность и логичность изложения материала с доступностью для учащихся его учебных текстов.
• Учебник не должен ограничиваться интересами среднего ученика, он должен удовлетворять интересам всех учащихся – от слабых до сильных для обеспечения их индивидуальной образовательной траектории.
• Учебник должен быть пригоден для организации дифференцированного обучения и обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала с учётом устойчивых познавательных интересов.
• Способ изложения материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижение разных целей обучения при работе по разным программам.
Структура учебников «Алгебра и начала математического анализа» для 10 и 11 классов и их методический аппарат отвечают основным положениям этой концепции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Математическое образование играет важную роль и в практической, и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, духовная сторона – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Без конкретных знаний по алгебре и началам математического анализа затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, читать информацию, представленную в виде таблиц, графиков, понимать вероятный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Изучение данного курса завершает формирование целостно-смысловых установок и ориентаций учащихся в отношении математических знаний и проблем их использования в рамках среднего общего образования. Курс способствует формированию умения видеть и понимать их значимость для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности: умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и по алгебре и началам математического анализа.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Алгебре и началам тематического анализа
Принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение алгебре и началам математического анализа дает возможность развивать у учащихся точную, лаконичную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства, т.е. способствует формированию коммуникативной культуры, в том числе – умению ясно, логично, точно и последовать излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные изучаемой проблеме.
Дальнейшее развитие приобретут и познавательные действия. Учащиеся глубже осознают основные особенности математики как формы человеческого познания, научного метода познания природы, а также возможные сферы и границы ее применения.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимыми компонентами общей культуры являются общее знакомство с методами познания действительности, представление о методах математики, их отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, получит дальнейшее развитие способность к информационно - поисковой деятельности: самостоятельному отбору источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами. Учащиеся научатся систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию. Изучение курса будет способствовать развитию ИКТ - компетентности учащихся.
Получит дальнейшее развитие способность к самоорганизации и саморегуляции. Учащиеся получат опыт успешной, целенаправленной и результативной учебно-профессиональной деятельности: освоят на практическом уровне умение планировать свою деятельность и управлять ею во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию учебной и познавательной деятельности на основе предварительного планирования и обратной связи, получаемой от педагогов.
Содержательной основой и главным средством формирования и развития всех указанных способностей служит целенаправленный отбор учебного материала, который ведется на основе принципов научности и фундаментальности, историзма, доступности и непрерывности, целостности и системности математического образования, его связи с техникой, технологией, жизнью.
Содержание по алгебре и началам математического анализа формируется на основе Фундаментального ядра школьного математического образования. Оно представлено в виде совокупности содержательных линий, раскрывающих наполнение Фундаментального ядра школьного математического образования применительно к старшей школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения, но не задает распределения его по классам. Поэтому содержание данного курса включает следующие разделы: «Алгебра»; «Математический анализ»; «Вероятность и статистика».
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач окружающей реальности. Продолжается изучение многочленов с целыми коэффициентами, методов нахождения их рациональных корней. Происходит развитие и завершение базовых знаний о числе. Тема «Комплексные числа» знакомит учащихся с понятием комплексного числа, правилами действий с ними, различными формами записи комплексных чисел и завершает основную содержательную линию курса школьной математики «Числа». Основное назначение этих вопросов связано с повышением общей математической подготовки учащихся, освоением простых и эффективных приемов решения алгебраических задач.
Раздел «Математический анализ» представлен тремя основными темами: «Элементарные функции», «Производная», «Интеграл». Содержание этого раздела нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей модели описания и исследования разнообразных реальных процессов. Изучение степенных показательных, логарифмических и тригонометрических функций продолжает знакомство учащихся с основными элементарными функциями, начатое в основной школе. Помимо овладения непосредственными умениями решать соответствующие уравнения и неравенства, у учащихся формируется запас геометрических представлений, лежащих в основе объяснения правомерности стандартных и эвристических приемов решения задач. Темы «Производная» и «Интеграл» содержат традиционно трудные вопросы для школьников, даже для тех, кто выбрал изучение математики на углубленном уровне, поэтому их изложение предполагает опору на геометрическую наглядность и на естественную интуицию учащихся, более, чем на строгие определения. Тем не менее, знакомство с этим материалом дает представление учащимся об общих идеях и методах математической науки.
При изучении раздела «Вероятность и статистика» рассматриваются различные математические модели, позволяющие измерять и сравнивать вероятности различных событий, делать выводы и прогнозы. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры и начал математического анализа в 10 – 11 классах основной школы отводит 3 часа в неделю в течение каждого года обучения на базовом уровне, всего 210 уроков. Учебное время в классах углублённого изучения математики увеличено до 5 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана, всего 350 уроков.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Изучение алгебры и начал математического анализа в старшей школе дает возможность достижения обучающимися следующих результатов.
личностные:
1) Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) Готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения:
3) Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
6) Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
метапредметные:
1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметные:
Базовый уровень
Предметные результаты освоения интегрированного курса математики ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, а предметные результаты освоения курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они предполагают:
1) Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) Сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) Владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные расс3уждения в ходе решения задач;
4) Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) Сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) Сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
7) Владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Базовый уровень
Алгебра. Многочлены от одной переменной и их корни. Разложение многочлена с целыми коэффициентами на множители. Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. Арифметические действия над комплексными числами; сложение, вычитание, умножение, деление. Основная теорема алгебры (без доказательства).
Математический анализ. Основные свойства функции: монотонность, промежутки возрастания и убывания, точки максимума и минимума, ограниченность функций, четность и нечетность, периодичность. Элементарные функции: корень степени n, степенная, показательная, логарифмическая, тригонометрические функции. Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические формулы приведения, сложения, двойного угла. Простейшие преобразования выражений, содержащих степенные, тригонометрические, логарифмические и показательные функции. Решение соответствующих простейших уравнений. Решение простейших показательных и логарифмических неравенств. Понятие о композиции функций. Понятие об обратной функции. Преобразование графиков функций: параллельный перенос, растяжение (сжатие) вдоль оси ординат; Понятие о непрерывности функции. Промежутки знакопостоянства непрерывной функции. Метод интервалов. Понятие о пределе последовательности. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Понятие о производной функции в точке. Физический и геометрический смысл производной. Производные основных элементарных функций. Использование производной при исследовании функций, построении графиков (простейшие случай) Использование свойств функций при решении текстовых, физических и геометрических задач. Решение задач на экстремум, нахождение наибольшего и наименьшего значений. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Первообразная. Приложения определенного интеграла.
Вероятность и статистика. Выборки, сочетания. Биноминальные коэффициенты. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля и его свойства. Определение и примеры испытаний Бернулли. Формула для вероятности числа успехов в серии испытаний Бернулли. Основные примеры случайных величин. Математическое ожидание случайной величины. Независимость случайных величин и событий. Представление о законе больших чисел для последовательности независимых испытаний. Естественнонаучные применения закона больших чисел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ В 10 – 11 КЛАССАХ
В результате изучения курса все учащиеся должны овладеть следующими умениями, задающими уровень обязательной подготовки:
- строить графики указанных в программе функций, опираясь на изученные свойства этих функций;
- проводить тождественные преобразования тригонометрических, показательных и логарифмических выражений, используя формулы, указанные в учебнике;
- решать простейшие тригонометрические и иррациональные уравнения, простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства; использовать тождественные преобразования для упрощения уравнений и неравенств;
- применять аппарат математического анализа (таблицы производных и первообразных, формулы дифференцирования и правила вычисления первообразных) для нахождения производных, первообразных и простейших определённых интегралов;
- исследовать элементарные функции с помощью элементарных приёмов и методов математического анализа; строить на основе такого исследования графики функций;
- вычислять площади криволинейных трапеций и объёмы простейших тел вращения при помощи определённых интегралов
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
• понимать особенности делимости целых чисел, свойства комплексных чисел, их алгебраическую и тригонометрическую формы записи и геометрическую интерпретацию;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью чисел и многочленов, действительной и мнимой частью, модулем и аргументом комплексного числа, корнем степени n1 и степенью с действительным показателем;
• решать задачи с целочисленными неизвестными, решать целые алгебраические уравнения, преобразовывать выражения, включающие арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования;
• сравнивать и упорядочивать действительные числа;
• выполнять вычисления с действительными числами, опираясь на их свойства, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с числом корней многочлена, многочленами от двух переменных, логарифмированием и потенцированием;
Выпускник получит возможность научиться:
• углубить и развить представления о многочленах от нескольких переменных, симметрических многочленах;
• использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ТРИГОНОМЕТРИЯ
Выпускник научится:
• оперировать понятиями синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла, радианная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс числа; арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс;
• выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя основные формулы тригонометрии;
• решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства..
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать тригонометрические функции через формулы половинного аргумента;
• выполнять многошаговые преобразования тригонометрических выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
• строить графики функций (сложных, взаимно обратных функций, степенных функций с натуральным показателем, дробно-линейных, тригонометрических, показательных, логарифмических функций);
• исследовать свойства функций на монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность; определять промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума) функции;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (дробно-линейные, обратные тригонометрические функции, вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков, и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «предел последовательности», «непрерывность функции», решать задания, опираясь на основные теоремы о непрерывных функциях;
• выполнять преобразования, используя понятие о производной функции ее физического и геометрического смысла (уравнение касательной к графику функции);
• находить производные суммы, разности, произведения и частного; производные сложной, обратной и основных элементарных функций; вычислять вторую производную;
• применять производную к исследованию функций, построению графиков, при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• находить площадь криволинейной трапеции опираясь на понятие об определенном интеграле, первообразной и правила их вычисления с использованием формулы Ньютона-Лейбница;
• использовать производную для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять многошаговые преобразования при вычислении производных, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения функций).
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных, показательных, логарифмических, иррациональных и тригонометрических уравнений и неравенств;
• использовать приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных с учетом понятий «равносильность уравнений, неравенств, систем»; решать системы уравнений с двумя неизвестными простейших типов и системы неравенств с одной переменной;
• доказывать неравенства;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность научиться:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, неравенств, систем; интерпретировать результаты с учетом реальных ограничений.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Выпускник научится:
• представлять данные таблично и графически;
• осуществлять поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества; использовать на практике формулы числа перестановок, сочетаний, размещений;
• решать комбинаторные задачи; использовать на практике формулу бинома Ньютона, свойства биномиальных коэффициентов, треугольник Паскаля;
• оперировать понятиями «элементарные и сложные события»; рассматривать случаи и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять многошаговые преобразования при решении комбинаторных и вероятностных задач, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
«Математика: алгебра и начала математического анализа» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика. — (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2016.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2014.
4. Саакян С. М. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов, 2015 год
5. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / В. К. Егерев, В. В. Зайцев, Б. А. Кордемский и др.; Под ред. М. И. Сканави, 2015 г.
6. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа / В. С. Крамор, 2013.
7. www.ege.edu.ru Аналитические отчёты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (2003—2016 гг.).
Линия учебно-методических комплектов авторов С. М. Никольского и др.
1. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. Учебник для 10 и 11 классов — М.: Просвещение, 2016.
2. М. К. Потапов, А. В. Шевкин. Дидактические материалы для 10 и 11 классов— М.: Просвещение, 2016.
3. Ю. В. Шепелева. Тематические тесты для 10 и 11 классов. — М.: Просвещение, 2016.
4. М. К. Потапов, А. В. Шевкин. Книги для учителя для 10 и 11 классов
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Самостоятельные работы | Тестовые работы | Контрольные работы |
1 | Повторение | 5 | - | - | 1 |
2 | Глава I. Корни, степени, логарифмы | 56 | 10 | 4 | 3 |
3 | Глава II. Тригонометрические формулы, тригонометрические функции | 33 | 16 | 3 | 2 |
4 | Глава III. Элементы теории вероятностей | 4 | 3 | - | - |
5 | Повторение | 7 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 105 | 28 | 8 | 7 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора
__ ___
_______________
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по алгебре и началам анализа
Класс: 10 г
Учитель: Валегжанина Ю. П.
Количество часов: всего 105 часов;
в неделю 3 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы по алгебре, для 10 класса, утвержденной приказом от 31.08.2016 г. № 472
2016 – 2017 учебный год
Календарно-тематический план
№ урока | Кол – во часов | Раздел, тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | ИКТ - поддержка | Дата |
Планируемая | Фактическая |
Повторение 5 часов |
1 | 1 | Степень с натуральным показателем | Применять полученные знаний, умения и навыки по данным темам (применять алгоритм при выполнении задания, обобщать и систематизировать полученные знания) | слайды личных презентаций | | |
2 | 1 | Многочлены | | |
3 | 1 | Формулы сокращенного умножения | | |
4 | 1 | Системы линейных уравнений | | |
5 | 1 | Стартовая контрольная работа | | |
Глава I. Корни, степени, логарифмы 56 часов § 1. Действительные числа 9 часов |
6 – 7 | 2 | Анализ контрольной работы. 1.1. Понятие действительного числа. Самостоятельная работа № 1 | Выполнять вычисления с действительными числами (точные и приближённые), преобразовывать числовые выражения. Знать и применять обозначения основных подмножеств множества действительных чисел, обозначения числовых промежутков. Оперировать формулами для числа перестановок, размещений и сочетаний. | слайды личных презентаций CD «Математика. 5–11 классы. Практикум». Видеоуроки Алгебра и начала анализа 10 класс | | |
8 | 1 | Множества чисел. Свойства действительных чисел. | | |
9 – 10 | 2 | 1.5. Перестановки | | |
11 – 12 | 2 | 1.6. Размещения | | |
13 – 14 | 2 | 1.7. Сочетания. Самостоятельная работа № 9 | | |
§ 2. Рациональные уравнения и неравенства 14 часов |
15 | 1 | 2.1. Рациональные выражения | Применять формулу бинома Ньютона, пользоваться треугольником Паскаля для решения задач о биноминальных коэффициентах. Оценивать число корней целого алгебраического уравнения. Уметь решать рациональные уравнения и их системы. Применять различные приёмы решения целых алгебраических уравнений: подбор целых корней; разложение на множители (включая метод неопределённых коэффициентов); понижение степени уравнения; подстановка (замена неизвестного). Находить числовые промежутки, содержащие корни алгебраических уравнений. Решать рациональные неравенства методом интервалов. Решать системы неравенств. | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a2444adb-9a84-4515-a93f-6c5025cf2afa/?interface=pupil http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20b7b610-bdf5-400a-b554-422fe1f57f6f/?interface=pupil | | |
16 – 17 | 2 | 2.2. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Самостоятельная работа № 10 | | |
18 – 19 | 2 | 2.6. Рациональные уравнения. Самостоятельная работа № 5 | | |
20 | 1 | 2.7. Системы рациональных уравнений | | |
21 | 1 | 2.8. Метод интервалов решения неравенств | | |
22 – 23 | 2 | 2.9. Рациональные неравенства. Самостоятельная работа № 12 | | |
24 | 1 | 2.10. Нестрогие неравенства | | |
25 – 26 | 2 | 2.11. Системы рациональных неравенств. Тест – 1 | | |
27 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Действительные числа. Рациональные уравнения и неравенства» | | |
28 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме: «Действительные числа. Рациональные уравнения и неравенства» | | |
§ 3. Корень степени п 7 часов |
29 | 1 | Анализ контрольной работы. 3.1 Понятие функции и её графика | Формулировать определения функции, её графика. Формулировать и уметь доказывать свойства функции y = xn. Формулировать определения корня степени п, арифметического корня степени п. Формулировать свойства корней и применять их при преобразовании числовых и буквенных выражений. Выполнять преобразования иррациональных выражений. | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/25d54b9b-869e-466a-a88f-b2806480a113/?interface=pupil | | |
30 | 1 | 3.2 Функция y=xn | | |
31 | 1 | 3.3 Понятие корня степени п 3.4 Корни чётной и нечётной степеней. | | |
32 – 33 | 2 | 3.5 Арифметический корень. Тест - 2 | | |
34 – 35 | 2 | 3.6 Свойства корней степени п. Самостоятельная работа № 16 | | |
§4. Степень положительного числа 11 часов |
36 | 1 | 4.1 Степень с рациональным показателем | Формулировать определения степени с рациональным показателем. Формулировать свойства степени с рациональным показателем и применять их при преобразовании числовых и буквенных выражений. Формулировать определения степени с иррациональным показателем и её свойства. Формулировать определение предела последовательности, приводить примеры последовательностей, имеющих предел и не имеющих предела, вычислять несложные пределы, решать задачи, связанные с бесконечно убывающей геометрической прогрессией. Формулировать свойства показательной функции, строить её график. По графику показательной функции описывать её свойства. Приводить примеры показательной функции (заданной с помощью графика или формулы), обладающей заданными свойствами. Уметь пользоваться теоремой о пределе монотонной ограниченной последовательности. | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1daa0bd2-ffaf-11db-a0fe-a3f91ae5854e/?interface=pupil http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d847444-ffaf-11db-a0fe-a3f91ae5854e/?interface=pupil | | |
37 – 38 | 2 | 4.2 Свойства степени с рациональным показателем. Самостоятельная работа № 18 | | |
39 | 1 | 4.3 Понятие предела последовательности 4.5 Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | | |
40 | 1 | 4.6 Число е 4.7 Понятие степени с иррациональным показателем | | |
41 | 1 | Полугодовая контрольная работа | | |
42 – 44 | 3 | Анализ контрольной работы. 4.8 Показательная функция. Тест – 3 | | |
45 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Степень положительного числа» | | |
46 | 1 | Контрольная работа № 2 по теме: «Степень положительного числа» | | |
§5. Логарифмы 5 часов |
47 – 48 | 2 | Анализ контрольной работы. 5.1 Понятие логарифма. | | | | |
49 – 50 | 2 | 5.2 Свойства логарифмов. Самостоятельная работа № 20 | | | | |
51 | 1 | 5.3 Логарифмическая функция | | | | |
§ 6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства 10 часов |
52 | 1 | 6.1 Простейшие показательные уравнения 6.2 Простейшие логарифмические уравнения | Решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства, а также уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим при помощи замены неизвестного. | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a33d514f-1988-4af5-aaf5-8f27106da166/?interface=pupil | | |
53 – 55 | 3 | 6.3 Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Самостоятельная работа № 21 | | |
56 | 1 | 6.4 Простейшие показательные неравенства 6.5 Простейшие логарифмические неравенства | | |
57 – 59 | 3 | 6.6 Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Самостоятельная работа № 22 Тест – 4 | | |
60 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» | | |
61 | 1 | Контрольная работа № 3 по теме: «Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» | | |
Глава II. Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции 33 час § 7. Синус, косинус угла 7 часов |
62 | 1 | Анализ контрольной работы. 7.1 Понятие угла 7.2 Радианная мера угла | Формулировать определение угла, использовать градусную и радианную меры угла. Переводить градусную меру угла в радианную и обратно. Формулировать определение синуса и косинуса угла. Знать основные формулы для sin и cos и применять их при преобразовании тригонометрических выражений. Формулировать определения арксинуса и арккосинуса числа, знать и применять формулы для арксинуса и арккосинуса. | слайды личных презентаций CD «Математика. 5–11 классы. Практикум». Видеоуроки Алгебра и начала анализа 10 класс | | |
63 – 64 | 2 | 7.3 Определение синуса и косинуса угла Самостоятельные работы № 24, № 25 | | |
65 – 67 | 3 | 7.4 Основные формулы для sin и cos Самостоятельные работы № 26, № 27 | | |
68 | 1 | 7.5. Арксинус 7.6 Арккосинус | | |
§8. Тангенс и котангенс угла 7 часов |
69 – 70 | 2 | 8.1 Определение тангенса и котангенса угла Самостоятельная работа № 29 | Формулировать определение тангенса и котангенса угла. Знать основные формулы для tg и ctg и применять их при преобразовании тригонометрических выражений. Формулировать определения арктангенса и арккотангенса числа, знать и применять формулы для арктангенса и арккотангенса. | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0eaa24f2-a33c-4977-a165-9d5151137089/?interface | | |
71 – 72 | 2 | 8.2 Основные формулы для tg и ctg Самостоятельная работа № 30 | | |
73 | 1 | 8.3 Арктангенс. Тест – 5 | | |
74 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Синус, косинус угла. Тангенс и котангенс угла» | | |
75 | 1 | Контрольная работа № 4 по теме: «Синус, косинус угла. Тангенс и котангенс угла» | | |
§ 9. Формулы сложения 7 часов |
76 | 1 | Анализ контрольной работы. 9.1 Косинус разности и косинус суммы двух углов. 9.2 Формулы для дополнительных углов | Знать формулы косинуса разности (суммы) двух углов, формулы для дополнительных углов, синуса суммы (разности) двух углов, суммы и разности синусов и косинусов, формулы для двойных и половинных углов, произведения синусов и косинусов, формулы для тангенсов. Выполнять преобразования тригонометрических выражений при помощи формул. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a1cae869-511d-4d70-a8b0-a34df96e5830/?interface=pupil http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dcb887f2-2422-4958-b91f-d41bb46c584b/?interface=pupil | | |
77 – 78 | 2 | 9.3 Синус суммы и синус разности двух углов Самостоятельные работы № 32, № 33 | | |
79 – 80 | 2 | 9.4 Сумма и разность синусов и косинусов. Самостоятельная работа № 34 | | |
81 – 82 | 2 | 9.5 Формулы для двойных и половинных углов Самостоятельная работа № 35 | | |
§ 10. Тригонометрические функции числового аргумента 6 часов |
83 – 84 | 2 | 10.1 Функция у = sin х 10.2 Функция у = cos х | Знать определения основных тригонометрических функций, их свойства, уметь строить их графики. По графикам тригонометрических функций описывать их свойства | слайды личных презентаций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dcb887f2-2422-4958-b91f-d41bb46c584b/?interface=pupil | | |
85 – 86 | 2 | 10.3 Функция у = tg х 10.4 Функция у = сtg х Самостоятельная работа № 38 | | |
87 | 1 | Обобщающий урок по теме «Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента» | | |
88 | 1 | Контрольная работа № 6 по теме: «Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента» | | |
§ 11. Тригонометрические уравнения и неравенства 6 часов |
89 – 91 | 3 | Анализ контрольной работы. 11.1 Простейшие тригонометрические уравнения 11.2 Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного Самостоятельные работы № 39, № 40 | Решать простейшие тригонометрические уравнения, неравенства, а также уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим при помощи замены неизвестного, решать однородные уравнения. Применять все изученные свойства и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств при решении прикладных задач. Решать тригонометрические уравнения, неравенства при помощи введения вспомогательного угла, замены неизвестного t = sin х + cos х. | слайды личных презентаций CD «Математика. 5–11 классы. Практикум». Видеоуроки Алгебра и начала анализа 10 класс | | |
92 – 94 | 3 | 11.3 Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений 11.4 Однородные уравнения Самостоятельные работы № 41, № 42 Тест – 7 | | |
Глава III. Элементы теории вероятностей 4 часа § 12. Элементы теории вероятностей 4 часа |
95 – 9-6 | 2 | 12.1 Понятие вероятности события | Приводить примеры случайных величин (число успехов в серии испытаний, число попыток при угадывании, размеры выигрыша (прибыли) в зависимости от случайных обстоятельств и т. п.). Находить математическое ожидание и дисперсию случайной величины в случае конечного числа исходов. Устанавливать независимость случайных величин. Делать обоснованные предположения о независимости случайных величин на основании статистических данных. | слайды личных презентаций | | |
97 – 98 | 2 | 12.2 Свойства вероятностей событий Самостоятельная работа. | | |
Повторение 7 часов |
99 – 100 | 2 | Повторение по теме «Корни, степени, логарифмы» Самостоятельная работа | Применение полученных знаний, умений и навыков по изученным темам. Постановка цели и задач на уроках при повторении материала, применение алгоритмов при выполнении заданий. Планирование учебной деятельности на уроке и дома. Обобщение и систематизация полученных знаний по темам, подведение итогов, коррекция знаний. Самоконтроль. | слайды личных презентаций CD «Математика. 5–11 классы. Практикум». Видеоуроки Алгебра и начала анализа 10 класс | | |
101 – 102 | 2 | Повторение по теме «Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции» Тест – 8 | | |
103 | 1 | Повторение по теме: «Элементы теории вероятностей» | | |
104 | 1 | Итоговая контрольная работа № 8 по теме: «Повторение» | | |
105 | 1 | Анализ контрольной работы Решение задач ЕГЭ | | |