МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУРИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята « Утверждаю»
педагогическим советом школы Директор МБОУ Туриловская СОШ
протокол от 25.08.2022 г. № 1 _____________/Овчаренко И.П./
председатель педагогического совета Приказ от 25.08.2022 г. № 80
_______________/Овчаренко И.П./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
основное общее образование ( 7 класс )
количество часов – 99
учитель – Рыбалкина Ольга Николаевна
2022-2023 учебный год.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе следующих документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Туриловская СОШ на 2022-2023 учебный год (приказ от 25.08.2022 №80).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
-приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-приказ Минобрнауки России от 31.12.15г. № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- Устав МБОУ Туриловская СОШ.
Реализация программы в 2022-2023 учебном году будет проводится в штатном режиме с соблюдением требований санитарных правил в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
При организации образовательного процесса рассмотрена возможность использования дистанционных образовательных технологий. Рекомендуемые формы организации образовательной деятельности:
- онлайн видео-урок;
- обмен информацией через мессенджеры, электронную почту между педагогическими работниками и учащимся и/или родителями (законными представителями;
- направление учащимся информации из сети Интернет для самостоятельного ознакомления в соответствии с изучаемым материалом;
- анализ присланных видеозаписей учащегося, консультирование учащегося;
- составление подробного плана урока для каждой группы с указанием домашнего задания;
- другие формы.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:
- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;
- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
На случай ухудшения эпидемиологической ситуации предусмотрена возможность дистанционного обучения по приказу директора учреждения.
-Учебник «Алгебра. 7 класс» .Дорофеев Г.В. Алгебра, 7 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2019.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определяет цели обучения математике:
в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
формирование представления о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
формирование представления о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
учиться поиску, систематизации, анализу и классификации информации, используя разнообразные информационные источники, включая учебную справочную литературу, современные информационные технологии;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности. Программа ориентирована на фундаментальный характер образования, динамична за счет вариативной составляющей, в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса. В данной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в самостоятельную математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется достаточное внимание использованию информационно-компьютерных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания алгебры в 7 классе позволит индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
Рабочая программа по алгебре разработана для обучающихся 7 класса, которые умеют воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, владеют навыками проектно - исследовательской деятельности, групповой работы, навыками работы в сети Интернет, на интерактивной доске.
Цели курса:
систематизировать и обобщить сведения о десятичных и обыкновенных дробях;
сформировать представление о прямой и обратной пропорциональностях величин;
ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач;
сформировать первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении;
научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений;
развить вычислительные и алгебраические знания и умения, необходимые в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
усвоить аппарат уравнений – как основное средство математического моделирования практических задач.
Задачи курса:
формирование навыков работы с уравнениями и элементарными функциями;
включение учащихся в исследовательско – поисковую деятельность как фактор личностного развития (учитывается одно из направлений образовательной программы гимназии);
развитие ключевых компетентностей с помощью разных методов и приемов.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ Туриловская СОШ на 2022-2023 учебный год, отводится 105 учебных часов для обязательного изучения алгебры в 7 классе основной школы из расчета 3 часа в неделю. Фактически будет проведено 99 часов. 3 часа приходится на праздничные дни(23 февраля, 1 мая, 8 мая, 9 мая). Программа будет выполнена за счет уплотнения материала на 1 час по теме: «Частота случайных событий», на 2 часа по теме: «Повторение по теме: «Решение задач с помощью уравнений», на 1 час по теме: «Повторение по теме: «Координаты и графики».
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АЛГЕБРА»
Изучение алгебры дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
в предметном направлении:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приёмами решения линейных и рациональных уравнений; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Учитывая специфику класса, в преподавании уделяется должное внимание личностным и метапредметным (познавательным, коммуникативным и регулятивным) учебным действиям, например, таким как:
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
развернутое обоснование суждения, умение давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
свободно работать с текстами публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику;
навыки редактирования текста, создания собственного текста;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
объективное оценивание своих учебных достижений;
навыки организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения;
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетенций на уроках алгебры
Коммуникативная:
умение общаться в паре, группе, коллективе;
умение уважать чужое мнение;
умение общаться с другими людьми;
умение выслушивать друг друга;
умение добывать информацию;
умение вести дискуссию, спор;
умение договариваться и быть «понятым».
Социальная:
оценка собственных действий;
выбор и планирование собственной деятельности;
взаимопроверка при проведении математических диктантов, словарных диктантов, тестов, самостоятельных работ;
совместное проведение практических работ;
умение организовывать домашнюю и классную работу;
создание благоприятного климата в классе;
тестирование и выбор заданий для контроля.
Информационная:
умение выбирать главное из множества предложенного;
умение работать с литературой, справочниками, словарями;
умение использовать Интернет- ресурсы.
Технологическая:
умение работать по алгоритму;
работа со схемой, инструкцией, правилом;
умение составлять план, схему, опорный конспект;
умение выполнять чертежи, таблицы, краткие записи по условиям задач;
составление плана устного ответа;
умение работать с документацией;
умение читать чертежи, графики;
умение работать со статистическими таблицами и диаграммами.
Проектная:
постановка проблемы;
организация деятельности;
составление плана работы;
поиск информации;
умение презентовать полученный продукт;
умение собирать портфолио.
Рефлексивная:
целеполагание;
планирование;
самоорганизация;
самооценка;
самоанализ;
самоконтроль;
составление плана ответа;
выбор форм деятельности;
выбор формы предъявляемого результата.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, математических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АЛГЕБРА»
1.Дроби и проценты (11 часов)
Сравнение дробей. Вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Задачи на проценты. Статистические характеристики.
О с н о в н а я ц е л ь – сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с натуральными показателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.
2.Прямая и обратная пропорциональность (9 часов)
Зависимость и формулы. Прямая пропорциональность, Обратная пропорциональность. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление.
3. Введение в алгебру(8 часов)
Буквенная запись свойств действий над числами. Преобразование буквенных выражений. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых.
4. Уравнения (10 часов)
Алгебраический способ решения задач. Корни уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
5. Координаты и графики (10 часов)
Множества точек на координатной прямой. Расстояние между точками координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики. Ещё несколько важных графиков. Графики вокруг нас.
6. Свойства степени с натуральным показателем (10 часов)
Произведение и частное степеней. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач. Перестановки.
7. Многочлены (16 часов)
Одночлены и многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Квадрат суммы и разности. Решение задач с помощью уравнений.
8. Разложение многочленов на множители (16 часов)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разность квадратов. Разность и сумма кубов. Разложение на множители с применением нескольких способов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.
9. Частота и вероятность(7 часов)
Случайные события. Частота случайного события. Вероятность случайного события.
10. Итоговое повторение (2 часа)
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Дроби и проценты | 11 |
2. | Прямая и обратная пропорциональности | 9 |
3. | Введение в алгебру | 8 |
4. | Уравнения | 10 |
5. | Координаты и графики | 10 |
6. | Свойства степени с натуральным показателем | 10 |
7. | Многочлены | 16 |
8. | Разложение многочленов на множители | 16 |
9. | Частота и вероятность | 7 |
10. | Итоговое повторение | 2 |
| Итого | 99 |
Приложение № 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
Гл.1. Дроби и проценты( 11 ч ) |
1 | Сравнение дробей | 1.09. |
2 | Вычисления с рациональными числами | 5.09. |
3 | Вычисления с рациональными числами | 6.09. |
4 | Степень с натуральным показателем | 8.09. |
5 | Задачи на проценты | 12.09. |
6 | Задачи на проценты | 13.09. |
7 | Решение задач на проценты | 14.09. |
8 | Статистические характеристики | 19.09. |
9 | Статистические характеристики | 20.09. |
10 | Решение задач по теме: «Дроби и проценты» | 22.09. |
11 | Контрольная работа №1 по теме: «Дроби и проценты» | 26.09. |
Гл.2. Прямая и обратная зависимости( 9 ч ) |
12 | Зависимости и формулы | 27.09. |
13 | Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность | 29.09. |
14 | Решение задач по теме: «Прямая пропорциональность и обратная пропорциональность» | 3.10. |
15 | Пропорции | 4.10. |
16 | Решение задач с помощью пропорции | 6.10 |
17 | Пропорциональное деление | 10.10 |
18 | Решение задач по теме: «Прямая и обратная пропорциональность» | 11.10. |
19 | Решение задач по теме: «Прямая и обратная пропорциональность» | 13.10 |
20 | Контрольная работа №2 по теме: «Прямая и обратная пропорциональность» | 17.10. |
Гл.3.Введение в алгебру( 8 ч ) |
21 | Буквенная запись свойств действий над числами | 18.10. |
22 | Преобразование буквенных выражений | 20.10 |
23 | Раскрытие скобок | 24.10. |
24 | Приведение подобных слагаемых | 25.10. |
25 | Приведение подобных слагаемых | 27.10. |
26 | Приведение подобных слагаемых | 7.11 |
27 | Контрольная работа №3 по теме: «Введение в алгебру» | 8.11. |
28 | Решение задач по теме: «Введение в алгебру» | 10.11. |
Гл.4.Уравнения( 10 ч ) |
29 | Алгебраический способ решения задач | 14.11. |
30 | Алгебраический способ решения задач | 15.11. |
31 | Корни уравнения | 17.11. |
32 | Решение уравнений | 21.11. |
33 | Решение уравнений | 22.11. |
34 | Решение уравнений | 24.11. |
35 | Решение задач с помощью уравнений | 28.11. |
36 | Решение задач с помощью уравнений | 29.11. |
37 | Решение задач по теме: «Уравнения» | 1.12. |
38 | Контрольная работа № 4 по теме: «Уравнения» | 5.12. |
Гл.5. Координаты и графики( 10 ч ) |
39 | Множества точек на координатной прямой | 6.12. |
40 | Расстояние между точками на координатной прямой | 8.12. |
41 | Множества точек на координатной плоскости | 12.12. |
42 | Графики линейных функций | 13.12. |
43 | Графики линейных функций | 15.12. |
44 | График квадратичной функции | 19.12. |
45 | График кубической функции | 20.12. |
46 | Графики вокруг нас | 22.12. |
47 | Решение задач по теме: «Графики» | 9.01. |
48 | Контрольная работа № 5 по теме: «Графики» | 10.01. |
Гл.6. Свойства степени с натуральным показателем( 10 ч ) |
49 | Произведение и частное степеней | 12.01. |
50 | Произведение и частное степеней | 16.01. |
51 | Преобразование выражений, содержащих степени | 17.01. |
52 | Степень степени | 19.01. |
53 | Степень произведения и дроби | 23.01. |
54 | Решение комбинаторных задач. Правило умножения | 24.01. |
55 | Перестановки | 26.01. |
56 | Перестановки | 30.01. |
57 | Решение задач по теме: «Степени с натуральным показателем» | 31.01. |
58 | Контрольная работа №6 по теме: «Степени с натуральным показателем» | 2.02. |
Гл.7. Многочлены( 16 ч ) |
59 | Одночлены и многочлены | 6.02. |
60 | Сложение и вычитание многочленов | 7.02. |
61 | Сложение и вычитание многочленов | 9.02. |
62 | Умножение одночлена на многочлен | 13.02. |
63 | Умножение одночлена на многочлен | 14.02. |
64 | Умножение многочлена на многочлен | 16.02. |
65 | Умножение многочлена на многочлен. Преобразование выражений | 20.02. |
66 | Умножение многочлена на многочлен | 21.02. |
67 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 27.02. |
68 | Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и квадрата разности | 28.02. |
69 | Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и квадрата разности | 2.03. |
70 | Решение задач на движение с помощью уравнений | 6.03. |
71 | Решение задач на движение с помощью уравнений | 7.03. |
72 | Решение задач с помощью уравнений | 9.03. |
73 | Решение задач по теме: «Многочлены» | 13.03. |
74 | Контрольная работа №7 по теме: «Многочлены» | 14.03. |
Гл.8. Разложение многочленов на множители( 16 ч ) |
75 | Вынесение общего множителя за скобки | 16.03. |
76 | Разложение на множители путём вынесения общего множителя за скобки | 30.03. |
77 | Сокращение дробей | 3.04. |
78 | Способ группировки | 4.04. |
79 | Разложение на множители способом группировки | 6.04. |
80 | Разложение на множители способом группировки | 10.04. |
81 | Формула разности квадратов | 11.04. |
82 | Формулы разности и суммы кубов | 13.04. |
83 | Формулы разности квадратов, разности и суммы кубов | 17.04. |
84 | Разложение на множители с применением нескольких способов | 18.04. |
85 | Разложение на множители с применением нескольких способов | 20.04. |
86 | Разложение на множители с применением нескольких способов. | 24.04. |
87 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | 25.04. |
88 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | 27.04. |
89 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Разложение многочленов на множители» | 2.05. |
90 | Контрольная работа № 8 по теме: «Разложение многочленов на множители» | 4.05. |
Гл.9. Частота и вероятность( 7 ч ) |
91 | Случайные события | 11.05. |
92 | Случайные события | 15.05. |
93 | Частота случайного события | 16.05. |
94 | Частота случайного события | 18.05. |
95 | Вероятность случайного события | 22.05. |
96 | Вероятность случайного события | 23.05. |
97 | Контрольная работа №9 по теме: «Частота и вероятность» | 25.05. |
Итоговое повторение( 2 ч) |
98 | Итоговая контрольная работа | 29.05. |
99 | Повторение по теме : «Формулы сокращенного умножения» | 30.05. |
Приложение 2
Система оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная самостоятельная работа, письменная контрольная работа, устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Согласовано:
заместитель директора
по учебной работе
МБОУ Туриловская СОШ
__________/Чех Г.Н./
25 августа 2022 г.