СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 9 класса (базовый уровень) составлена в соответствии

-с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями),

-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год,

- учебным планом МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В.Можаева на 2021-2022 учебный год (приказ №___________ от ___________ года)

- в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2014г.


Учебно-методический комплект:

  1. Алгебра. 9 класс – учебник для общеобразовательных организаций под редакцией С.А. Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2019 г.

  2. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 9 класс. А.Н.Рурукин.: М.: «ВАКО», 2015




Цели и задачи изучения курса алгебры

. Цели

  • овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Задачи:

  • введение понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучение формулы разложения квадратного трехчлена на множители;

  • расширение сведений о свойствах функций, знакомство со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;

  • систематизация и обобщение сведений о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;

  • формирование умения решать квадратичные неравенства;

  • овладение навыком решения систем уравнений с двумя переменными;

  • введение понятия неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;

  • введение понятия последовательности, арифметической и геометрической прогрессий;

  • введение элементов комбинаторики и теории вероятностей.





Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Алгебра. 9 класс» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры в 9 классе является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.



Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022г. на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные

Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;


Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;


Сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательного процесса, в образовательной, учебно – исследовательской и других видах деятельности;


Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;


Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;


Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;


Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;



Метапредметные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;


Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;


Осознанное владение логическими действиям и определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей;


Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;


Умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);


Первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;


Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;


Умение находить в различных источниках информацию. Необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


Умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;


Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;


Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;


Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;


Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


Предметные

Умение работать с математическим текстом ( структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

Овладение системой функциональных понятий. Функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.











Содержание тем учебного курса

1. Квадратичная функция (22ч)

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разло­жение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.

О с н о в н а я ц е л ь — расширить сведения о свойствах функ­ций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратич­ной функции.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. По­вторяются основные понятия: функция, аргумент, область опре­деления функции, график. Даются понятия о возрастании и убы­вании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квад­ратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на мно­жители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + b , у = а (х - т)2. Эти сведения используются при изуче­нии свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух па­раллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащих­ся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось сим­метрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функ­ции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводит­ся понятие корня п-ой степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида √-27, √81. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

2.Уравнения и неравенства с одной переменной. (14ч)

Основная цель — систематизировать и обобщить сведе­ния о решении целых и дробных рациональных уравнений с од­ной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с  О или ах2 + bх + с

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия це­лого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знако­мятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспо­могательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приёмами решения таких уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + c  0 или ах2 + bх + с 

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

3.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч)
Основная цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя перемен­ное и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к реше­нию квадратного уравнения.

Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограни­чиваться простейшими примерами.

Привлечение известных учащимся графиков позволяет при­вести примеры графического решения систем уравнений. С помо­щью графических представлений можно наглядно показать уча­щимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет сущест­венно расширить класс содержательных текстовых задач, решае­мых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными использу­ются при иллюстрации множеств решений некоторых простей­ших неравенств с двумя переменными и их систем.

4. Прогрессии (15ч)

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убываю­щая геометрическая прогрессия.

Основная цель — дать понятия об арифметической и гео­метрической прогрессиях как числовых последовательностях осо­бого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вы­рабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов про­грессий, помимо своего основного назначения, позволяет неодно­кратно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразо­ваниям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметиче­ской и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размеще­ния, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями пе­рестановки, размещения, сочетания и соответствующими форму­лами для подсчета их числа; ввести понятия относительной час­тоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требу­ется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, ко­торое используется в дальнейшем при выводе формул для подсче­та числа перестановок, размещений и сочетаний.

При изучении данного материала необходимо обратить внима­ние учащихся на различие понятий «размещение» и «сочета­ние», сформировать у них умение определять, о каком виде ком­бинаций идет речь в задаче.

В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведения­ми из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное собы­тие», «относительная частота», «вероятность случайного собы­тия». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероят­ности можно применять только к таким моделям реальных собы­тий, в которых все исходы являются равновозможными.

6. Повторение (19ч)

Пробное тестирование в форме ОГЭ

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам.


Формой проведения занятий по программе является урок.

Типы уроков: Урок изучения нового материала, комбинированные уроки, урок контроля и оценки, урок обобщения и систематизации, урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос.



Виды работы

1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Контрольные работы

2

1

3

3

2

5

8

Самостоятельные работы


1





1













Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Тема урока




Квадратичная функция - 22

1



Функции. Область определения функции и область значения функции.

2



Область определения функции и область значения функции.

3



График функции

4



Свойства функции

5



Решение задач и упражнений по теме: «Свойства функции».

6



Квадратный трехчлен и его корни.

7



Квадратный трехчлен и его корни.

8



Разложение квадратного трехчлена на множители.

9



Разложение квадратного трехчлена на множители.

10



Контрольная работа №1 «Свойства функции. Квадратный трехчлен».

11



Функция y=ax, ее график и свойства

12



Функция y=ax, ее график и свойства

13



Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2

14



Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2

15



Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2

16



Построение графика квадратичной функции

17



Построение графика квадратичной функции

18



Графика квадратичной функции.

19



Функция у=хп.

20



Корень п-ой степени.

21



Корень п-ой степени.

22



Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция. Степенная функция».




Уравнения и неравенства с одной переменной -14

23



Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни

24



Основные методы решения целых уравнений

25



Решение целых уравнений различными методами.

26



Решение целых уравнений различными методами

27



Использование различных приемов и методов при решении дробных рациональных уравнений

28



Использование различных приемов и методов при решении дробных рациональных уравнений

29



Дробные рациональные уравнения

30



Дробные рациональные уравнения.

31



Решение неравенств второй степени с одной переменной

32



Решение неравенств второй степени с одной переменной

33



Решение неравенств методом интервалов

34



Решение неравенств методом интервалов.

35



Некоторые приемы решения целых уравнений. Подготовка к контрольной работе.

36



Контрольная работа № 3 «Уравнения и неравенства с одной переменной».




Уравнения и неравенства с двумя переменными -17

37



Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график

38



Уравнение с двумя переменными и его график

39



Графический способ решения систем уравнений

40



Графический способ решения систем уравнений

41



Решение систем уравнений второй степени методом подстановки

42



Решение систем уравнений второй степени

43



Решение систем уравнений второй степени способом сложения

44



Самостоятельная работа « Решение систем уравнений второй степени различными способами».

45



Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени

46



Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени

47



Решение различных задач с помощью систем уравнений второй степени

48



Неравенства с двумя переменными

49



Неравенства с двумя переменными

50



Системы неравенств с двумя переменными

51



Системы неравенств с двумя переменными

52



Приемы решения систем уравнений с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе.

53



Контрольная работа № 4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными».




Арифметическая и геометрическая прогрессии- 15

54



Анализ контрольной работы. Последовательности

55



Последовательности

56



Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической про­грессии.

57



Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической про­грессии.

58



Формула суммы п первых членов арифмети­ческой прогрессии.

59



Формула суммы п первых членов арифмети­ческой прогрессии

60



Арифметическая прогрессия.

61



Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия».

62



Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го 1члена геометрической про­грессии

63



Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической про­грессии

64



Формула суммы п первых членов геометри­ческой прогрессии

65



Формула суммы п первых членов геометри­ческой прогрессии

66



Формула суммы п первых членов геометри­ческой прогрессии.

67



Формула суммы п первых членов геометри­ческой прогрессии.. Подготовка к контрольной работе

68



Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия»

69



Пробное тестирование в форме ОГЭ

70



Пробное тестирование в форме ОГЭ




Элементы комбинаторики и теории вероятностей- 13

71



Примеры комбинаторных задач

72



Примеры комбинаторных задач.

73



Перестановки

74



Перестановки

75



Размещения

76



Размещения

77



Сочетания

78



Сочетания

79



Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок, размещений, сочетаний.

80



Относительная частота случайного события.

81



Вероятность равновозможных событий.

82



Сложение и умножение вероятностей.

83



Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»




Повторение 19

84



Анализ контрольной работы. Нахождение числового выражения. Проценты.

85



Нахождение числового выражения. Проценты.

86



Тождественные преобразования

87



Тождественные преобразования

88



Уравнения

89



Решение систем уравнений

90



Текстовые задачи.

91



Текстовые задачи.

92



Подготовка к итоговой контрольной работе

93



Итоговая контрольная работа

94



Арифметическая и геометрическая прогрессии.

95



Арифметическая и геометрическая прогрессии.

96



Неравенства и системы неравенств.

97



Неравенства и системы неравенств

98



Функция. График функции

99



Функция. График функции

100



Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

101



Подготовка к ОГЭ

102



Подготовка к ОГЭ.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!