БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН х. ИЛЬИНКА
_________________________________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_______________________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ильинской СОШ
Приказ от __________ № ______
Подпись руководителя________ /В.П.Дмитриенко/ Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 95 ч
Учитель Сулименко Т.Л.
Программа разработана на основе
рабочей программы общеобразовательных учреждений по алгебре для 9 класса авторов Ю.М.Колягин,М.В.Ткачева,Н.Е.Федорова и лр.,составленной на основе ФГОС 2010г, составитель: Т. А. Бурмистрова – М. « Просвещение», 2010, к учебнику Алгебра для 9 класса (авторы Ю.М.Колягин,М.В.Ткачева,Н.Е.Федорова и лр.,2016г.)
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2020-2021 г
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
в направлении личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
в предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Повторение курса алгебры 8 класса. | 5 |
2 | Степень с рациональным показателем | 15 |
3 | Степенная функция. | 16 |
4 | Прогрессии. | 15 |
5 | Случайные события. | 10 |
6 | Случайные величины. | 10 |
7 | Множества. Логика | 10 |
8 | Повторение. Итоговая аттестация. | 19 |
Повторение курса алгебры 8 класса.
Знать: алгоритм решения неравенств, свойства квадратичной функции; её график; алгоритм построения графика квадратичной функции.
Уметь:
применять свойства квадратных корней для упрощения выражений и вычисления корней;
использовать формулы корней квадратного уравнения;
проводить замену переменной;
решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;
решать биквадратные уравнения, решать простейшие линейные неравенства;
отмечать на числовой оси решение неравенства, правильно найти ответ в виде числового промежутка;
решать неравенства, используя метод интервалов, выполнять построение графиков квадратичной функции, по графику определять свойства функции.
2. Степень с рациональным показателем.
Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.
Знать:
определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени;
определение корня n- степени, его свойства; свойства корня n- степени;
как выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы;
правила возведения неравенства в квадрат, у которого левая и правая части положительны, в рациональную степень.
Уметь:
представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот, применять все свойства;
выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы находить значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени.
3. Степенная функция.
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция .
Знать:
определение функции, области определения и области значения функции;
определение возрастающей и убывающей функции на промежутке;
условия возрастания и убывания функции y = xr; определение чётной и нечётной функции; как расположен график четной и нечетной функции; свойства функции y = , её график.
Уметь:
находить область определения функции;
строить графики степенной функции при различных значениях показателя;
описывать по графику свойства функции. по формуле определять четность и нечетность функции, приводить примеры этих функций;
строить график функции y = y = , описывать по графику свойства функции;
строить график функции y = , описывать свойства функции;
использовать свойства степенной функции при решении различных уравнений и неравенств, решать иррациональное уравнение.
4. Прогрессии.
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.
Знать:
определение числовой последовательности;
определение и формулу n –го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии;
формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии;
определение и формулу n –го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии;
формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.
Уметь:
приводить примеры последовательностей;
определять член последовательности по формуле;
применять при решении задач указанные формулы.
5. Случайные события.
События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.
Знать:
определения невозможного, достоверного и случайного события; совместного и несовместного события;
правило геометрических вероятностей;
определение относительной частоты события, статистической вероятности; закон больших чисел.
Уметь:
заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц;
решать вероятностные задачи с помощью комбинаторики;
применять правило геометрической вероятности при решении задач.
6.Случайные величины.
Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Иметь:
представление о таблице распределения данных в таблице сумм;
представление о полигоне частот, о полигоне относительных частот, о разбиении на классы, о столбчатой и круговой диаграммах;
о генеральной совокупности, выборке, репрезентативной выборке, объёме генеральной совокупности, о выборочном методе, среднем арифметическом относительных частот.
Уметь:
составлять по задаче таблицы распределения данных находить размах, моду, медиану совокупности значений, среднее значение случайной величины.
7. Множества. Логика.
Множества. Высказывания. Теоремы. Следование и равносильность. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.
Знать:
формулы расстояние между двумя точками, уравнение окружности; уравнение прямой.
Уметь:
находить на числовом множестве разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
сформулировать высказывание, находить множество истинности предложения, определять, истинно или ложно высказывание;
находить расстояние между двумя точками, записывать уравнение окружности с заданным центром и радиусом;
записывать уравнение прямой, проходящей через заданные точки;
устанавливать взаимное расположение прямых;
с помощью графической иллюстрации определить фигуру, заданную системой уравнений.
8. Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений, неравенств и их систем;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи.
Календарно-тематическое планирование
| №п/п | Наименование темы | Кол часов | дата | примечание |
по плану | по факту |
| | Повторение курса алгебры 8 класса. | 5 | | | |
1 | 1 | Квадратные корни. Квадратные уравнения. | 1 | 5.09 | | |
2 | 2 | Неравенства с одной переменной. | | 7.09 | | |
3 | 3 | Квадратные неравенства. | 1 | 7.09 | | |
4 | 4 | Квадратичная функция, её свойства и график. | 1 | 12.09 | | |
5 | 5 | Решение неравенств | 1 | 14.09 | | |
| | Степень с рациональным показателем. | 15 | | | |
6 | 1 | Степень с целым показателем. | 1 | 14.09 | | |
7 | 2 | Степень с целым показателем | 1 | 19.09 | | |
8 | 3 | Степень с целым показателем | 1 | 21.09 | | |
9 | 4 | Арифметический корень натуральной степени. | 1 | 21.09. | | |
10 | 5 | Свойства арифметического корня. | 1 | 26.09 | | |
11 | 6 | Свойства арифметического корня. | 1 | 28.09 | | |
12 | 7 | Свойства арифметического корня. | 1 | 28.09 | | |
13 | 8 | Степень с рациональным показателем. | 1 | 3.10 | | |
14 | 9 | Свойства степени с рациональным показателем. | 1 | 5.10 | | |
15 | 10 | Свойства степени с рациональным показателем | 1 | 5.10 | | |
16 | 11 | Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем. | 1 | 10.10 | | |
17 | 12 | Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем. | 1 | 12.10 | | |
18 | 13 | Возведение в степень числового неравенства. | 1 | 12.10 | | |
19 | 14 | Понятие логарифма. | 1 | 17.10 | | |
20 | 15 | Контрольная работа № 1. | 1 | 19.10 | | |
| | Степенная функция. | 16 | | | |
21 | 1 | Область определения функции. | 1 | 19.10 | | |
22 | 2 | График функции. | 1 | 24.10 | | |
23 | 3 | Возрастание и убывание функции. | 1 | 26.10 | | |
24 | 4 | Возрастание и убывание функции. | 1 | 26.10 | | |
25 | 5 | Чётность и нечётность функции. | 1 | 7.11 | | |
26 | 6 | Степенная функция и ее свойства. | 1 | 9.11. | | |
27 | 7 | Графики степенных функций. | 1 | 9.11 | | |
28 | 8 | Графики степенных функций. | 1 | 14.11 | | |
29 | 9 | Функция y = | 1 | 16.11 | | |
30 | 10 | Функция y = | 1 | 16.11 | | |
31 | 11 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 21.11 | | |
32 | 12 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 23.11 | | |
33 | 13 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 1 | 23.11 | | |
34 | 14 | Решение задач по теме «Степенная функция» | 1 | 28.11 | | |
35 | 15 | Устный зачет по теме «Степенная функция». | 1 | 30.11 | | |
36 | 16 | Контрольная работа № 2. | 1 | 30.11 | | |
| | Прогрессии. | 15 | | | |
37 | 1 | Числовая последовательность. | 1 | 5.12 | | |
38 | 2 | Числовая последовательность | 1 | 7.12 | | |
39 | 3 | Арифметическая прогрессия. | 1 | 7.12 | | |
40 | 4 | Арифметическая прогрессия. | 1 | 12.12 | | |
41 | 5 | Сумма п первых членов арифметической прогрессии. | 1 | 14.12 | | |
42 | 6 | Сумма п первых членов арифметической прогрессии | 1 | 14.12 | | |
43 | 7 | Контрольная работа № 3. | 1 | 19.12 | | |
44 | 8 | Геометрическая прогрессия. | 1 | 21.12 | | |
45 | 9 | Геометрическая прогрессия. | 1 | 21.12 | | |
46 | 10 | Геометрическая прогрессия. | 1 | 26.12 | | |
47 | 11 | Сумма п первых членов геометрической прогрессии. | 1 | 28.12 | | |
48 | 12 | Сумма п первых членов геометрической прогрессии | 1 | 28.12 | | |
49 | 13 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 1 | 11.01 | | |
50 | 14 | Решение задач по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | 11.01 | | |
51 | 15 | Контрольная работа № 4. | 1 | 16.01 | | |
| | Случайные события. | 9 | | | |
52 | 1 | События. | 1 | 18.01 | | |
53 | 2 | Вероятность события. | 1 | 18.01 | | |
54 | 3 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. | 1 | 23.01 | | |
55 | 4 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | 1 | 25.01 | | |
56 | 5 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | 1 | 25.01 | | |
57 | 6 | Сложение и умножение вероятностей | 1 | 30.01 | | |
58 | 7 | Относительная частота и закон больших чисел. | 1 | 1.02 | | |
59 | 8 | Решение задач по теме «Случайные события» | 1 | 1.02 | | |
60 | 9 | Контрольная работа № 5. | 1 | 6.02 | | |
| | Случайные величины. | 9 | | | |
61 | 1 | Таблицы распределения. | 1 | 8.02 | | |
62 | 2 | Полигоны частот. | 1 | 8.02 | | |
63 | 3 | Полигоны частот. | 1 | 13.02 | | |
64 | 4 | Генеральная совокупность и выборка. | 1 | 15.02 | | |
65 | 5 | Генеральная совокупность и выборка. | 1 | 15.02 | | |
66 | 6 | Центральные тенденции. | 1 | 20.02 | | |
67 | 7 | Меры разброса | 1 | 22.02 | | |
68 | 8 | Решение задач по теме «Случайные величины» | 1 | 22.02 | | |
69 | 9 | Контрольная работа № 6. | 1 | 27.02 | | |
| | Множества. Логика. | 9 | | | |
70 | 1 | Множества. | 1 | 1.03 | | |
71 | 2 | Высказывания. Теоремы. | 1 | 1.03 | | |
72 | 3 | Следование и равносильность. | 1 | 6.03 | | |
73 | 4 | Уравнение окружности. | 1 | 13.03 | | |
74 | 5 | Уравнение окружности | 1 | 15.03 | | |
75 | 6 | Уравнение прямой. | 1 | 15.03 | | |
76 | 7 | Уравнение прямой. | 1 | 20.03 | | |
77 | 8 | Множества точек на координатной плоскости. | 1 | 3.04 | | |
78 | 9 | Зачет по теме «Множества. Логика». | 1 | 5.04 | | |
| | Повторение курса алгебры. | 19 | | | |
79 | 1 | Выражения и их преобразования. | 1 | 5.04 | | |
80 | 2 | Выражения и их преобразования | 1 | 10.04 | | |
81 | 3 | Прогрессии | 1 | 12.04 | | |
82 | 4 | Прогрессии | 1 | 12.04 | | |
83 | 5 | Уравнения и системы уравнений. | 1 | 17.04 | | |
84 | 6 | Уравнения и системы уравнений. | 1 | 19.04 | | |
85 | 7 | Уравнения и системы уравнений. | 1 | 19.04 | | |
86 | 8 | Неравенства и системы неравенств | 1 | 24.04 | | |
87 | 9 | Неравенства и системы неравенств | 1 | 26.04 | | |
88 | 10 | Неравенства и системы неравенств | 1 | 26.04 | | |
89 | 11 | Неравенства и системы неравенств. | 1 | 3.05 | | |
90 | 12 | Текстовые задачи | 1 | 3.05 | | |
91 | 13 | Текстовые задачи. | 1 | 8.05 | | |
92 | 14 | Текстовые задачи | 1 | 15.05 | | |
93 | 15 | Промежуточная аттестация | 1 | 17.05 | | |
94 | 16 | Функции и графики. | 1 | 17.05 | | |
95 | 17 | Функции и графики. | 1 | 22.05 | | |
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Ильинская СОШ от ______ 20 ____ года №__ -------------------/Н.А.Гущина/ Подпись руководителя МС _____________________________ | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ /Н.А.Гущина/ Подпись _______ ________ 20____ года дата ____ ______ 20___года дата |