СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
МО учителей математики, Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ №7
физики, информатики. __________ _____________
Протокол №1 от 28.08.18 29.08.18 31.08.18
Руководитель МО
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре по учебнику А.Г. Мордковича и др.
«Алгебра и начала анализа» 10 класс (профильный уровень)
( 136 часов )
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя школа №7 г. Няндома» Архангельской области
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы:
учитель математики МБОУ СШ №7
Ермолина И.М.
г. Няндома, 2018 г
Пояснительная записка
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится 204 ч из расчета 6 ч в неделю (4ч в неделю алгебра и начала анализа-136 ч в год, 2ч в неделю геометрия-68 ч в год)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Тематическое планирование составлено к УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Мнемозина», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике.
Форма итоговой аттестации обучающихся – итоговая контрольная работа.
Виды контроля.
Предполагаются промежуточный контроль в форме самостоятельных работ, тестов, понятийных диктантов, контрольных работ, зачетов, а также итоговый контроль в форме контрольной работы в конце учебного года.
Способы организации деятельности учащихся.
Предусмотрено проведение фронтального опроса, самостоятельных работ, выполнение домашних заданий, творческих работ, работ в парах, группах, элементы лекционно-семинарской системы (подготовительный урок, лекция, собеседование, практикум, консультация, контрольная работа, анализ к.р.)
Тематическое планирование учебного материала «Алгебра и начала анализа» 10 класс (профильный уровень) по УМК А.Г. Мордковича и др. 4 ч в неделю (136 ч в год)
Повторение материала 7-9 классов (4)
Глава 1. Действительные числа (12)
§1. Натуральные и целые числа. (3)
Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Признаки делимости. Простые и составные числа. НОД. НОК. Основная теорема алгебры Решение задач с целочисленными неизвестными.
§2. Рациональные числа. (1)
Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную
§3. Иррациональные числа. (2)
Понятие иррационального числа
§4. Множество действительных чисел. (1 )
Действительные числа. Числовая прямая. Числовые неравенства и их свойства. Числовые промежутки. Аксиоматика действительных чисел. Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
§5. Модуль действительного числа. (2 )
Контрольная работа №1.
§6. Метод математической индукции. (2 )
Глава 2. Числовые функции. (9 )
§7. Определение числовой функции и способы ее задания. (2 )
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами.
§8. Свойства функций. (3 )
Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, выпуклость, ограниченность, непрерывность. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
§9. Периодические функции. (1 )
Периодичность функций.
§10. Обратная функция. (2 )
Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной.
Контрольная работа №2.
Глава 3. Тригонометрические функции (24 )
§11. Числовая окружность. (2 )
§12. Числовая окружность на координатной плоскости. (2 )
§13. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. (3 )
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла.
§14. Тригонометрические функции числового аргумента. (2)
Синус, косинус, тангенс, котангенс числа. Основные тригонометрические тождества.
§15. Тригонометрические функции углового аргумента. (1)
§16. Функции y = sin x, y = cos x, их свойства и графики, периодичность, основной период (3)
Контрольная работа №3.
§17. Построение графика функции y = mf(x). (2)
§18. Построение графика функции y = f(kx). (2)
Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x. Растяжение и сжатие вдоль осей координат.
§19. График гармонического колебания. (1)
§20. Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. (2)
§21. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. (3)
Глава 4. Тригонометрические уравнения. (10)
§22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. (4)
§23. Методы решения тригонометрических уравнений. (4)
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
Контрольная работа №4.(2)
Глава 5. Преобразование тригонометрических выражений. (21)
§24. Синус и косинус суммы и разности аргументов. (3)
§25. Тангенс суммы и разности аргументов. (2)
§26. Формулы приведения. (2)
§27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. (3)
Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
§28. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. (3)
§29. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. Преобразование тригонометрических выражений. (2)
§30. Преобразование выражения Asin x + Bcos x к виду Csin (x + t)
§31. Методы решения тригонометрических уравнений. (3)
Контрольная работа №5.(2)
Глава 6. Комплексные числа. (9)
§32. Комплексные числа и арифметические операции над ними. (2)
Действительная и мнимая часть. Комплексно сопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа.
§33. Комплексные числа и координатная плоскость. (1)
Геометрическая интерпретация комплексных чисел.
§34. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. (2)
Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи.
§35. Комплексные числа и квадратные уравнения. (1)
§36. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. (2)
Возведение в натуральную степень (формула Муавра). Основная теорема алгебры.
Контрольная работа №6.
Глава 7. Производная. (29)
§37. Числовые последовательности. (2)
§38. Предел числовой последовательности. (2)
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Теоремы о пределах последовательностей. Переход к пределам в неравенствах.
§39. Предел функции. (2)
Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке. Поведение функций на бесконечности. Асимптоты.
§40. Определение производной. (2)
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.
§41. Вычисление производных. (3)
Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.
§42. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. (2)
Производные сложной и обратной функции.
§43. Уравнение касательной к графику функции. (3)
Контрольная работа №7.(2)
§44. Применение производной для исследования функций. (3)
Применение производных при решении уравнений и неравенств.
§45. Построение графиков функций. (2)
Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Вторая производная и ее физический смысл.
§46. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. (4)
Использование производных при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Контрольная работа №8.(2)
Глава 8. Комбинаторика и вероятность. (7)
§47. Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. (2)
Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
§48. Выбор нескольких элементов. Биномиальные коэффициенты. (2)
Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
§49. Случайные события и их вероятность. (3)
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Повторение (11)
Итоговая контрольная работа
Требования к уровню подготовки десятиклассников
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
уметь:
– находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
– вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
– решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
– решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характер
Календарно-тематическое планирование по алгебре в 10 классе
4 ч в неделю — 136 ч в год (профильный уровень)
№ урока | Тема | Количество часов | Дата план | Дата Факт |
1-3 | Поворение курса алгебры 7-9 классов | 3 | 03.09,05.09, 05.09 | |
4 | Входная контрольная работа | 1 | 07.09 | |
| Глава 1. Действительные числа | 12 | | |
5-7 | Натуральные и целые числа | 3 | 10.09, 12.09, 12.09 | |
8 | Рациональные числа | 1 | 14.09 | |
9-10 | Иррациональные числа | 2 | 17.09, 19.09 | |
11 | Множество действительных чисел | 1 | 19.09 | |
12-13 | Модуль действительного числа | 2 | 21.09, 24.09 | |
14 | Контрольная работа №1 по главе: «Действительные числа» | 1 | 26.09 | |
15-16 | Метод математической индукции | 2 | 26.09, 28.09 | |
| Глава 2. Числовые функции | 9 | | |
17-18 | Определение числовой функции и способы ее задания | 2 | 01.10, 03.10 | |
19-21 | Свойства функций | 3 | 03.10, 05.10, 08.10 | |
22 | Периодические функции | 1 | 10.10 | |
23-24 | Обратная функция | 2 | 10.10, 12.10 | |
25 | Контрольная работа №2 по главе: «Числовые функции» | 1 | 15.10 | |
| Глава 3. Тригонометрические функции | 24 | | |
26-27 | Числовая окружность | 2 | 17.10, 17.10 | |
28-29 | Числовая окружность на координатной плоскости | 2 | 19.10, 22.10 | |
30-32 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс | 3 | 24.10, 24.10, 26.10 | |
33-34 | Тригонометрические функции числового аргумента | 2 | 29.10, 31.10 | |
35 | Тригонометрические функции углового аргумента | 1 | 31.10 | |
36-38 | Функции y=sin x, у=cos x, их свойства и графики | 3 | 02.11, 12.11, 14.11 | |
39 | Контрольная работа №3 по теме: «Числовая окружность. Функции y=sin x, у=cos x, их свойства и графики» | 1 | 14.11 | |
40-41 | Построение графика функции y=mf(x) | 2 | 16.11, 19.11 | |
42-43 | Построение графика функции y=f(kx) | 2 | 21.11, 21.11 | |
44 | График гармонического колебания | 1 | 23.11 | |
45-46 | Функции y=tg x, y=ctg x, их свойства и графики | 2 | 26.11, 28.11 | |
47-49 | Обратные тригонометрические функции | 3 | 28.11, 30.11, 03.12 | |
| Глава 4. Тригонометрические уравнения | 10 | | |
50-53 | Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства | 4 | 05.12, 05.12, 07.12, 10.12 | |
54-57 | Методы решения тригонометрических уравнений | 4 | 12.12, 12.12, 14.12, 17.12 | |
58-59 | Контрольная работа №4 по теме: «Тригонометрические уравнения» | 2 | 19.12, 19.12 | |
| Глава 5. Преобразование тригонометрических выражений | 21 | | |
60-62 | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 3 | 21.12, 24.12, 26.12 | |
63-64 | Тангенс суммы и разности аргументов | 2 | 26.12, 28.12 | |
65-66 | Формулы приведения | 2 | 11.01, 14.01 | |
67-69 | Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени | 3 | 16.01, 16.01, 18.01 | |
70-72 | Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение | 3 | 21.01, 23.01, 23.01 | |
73-74 | Преобразование произведения тригонометрических функций в суммы | 2 | 25.01, 28.01 | |
75 | Преобразование выражения Asinx+Bcost к виду Сsin(x+t) | 1 | 30.01 | |
76-78 | Методы решения тригонометрических уравнений | 3 | 30.01, 01.02, 04.02 | |
79-80 | Контрольная работа №5 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений» | 2 | 06.02, 06.02 | |
| Глава 6. Комплексные числа | 9 | | |
81-82 | Комплексные числа и арифметические операции над ними | 2 | 08.02, 11.02 | |
83 | Комплексные числа и координатная плоскость | 1 | 13.02 | |
84-85 | Тригонометрическая форма записи комплексного числа | 2 | 13.02, 15.02 | |
86 | Комплексные числа и квадратные уравнения | 1 | 18.02 | |
87-88 | Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа | 2 | 20.02, 20.02 | |
89 | Контрольная работа №6 по теме: «Комплексные числа» | 1 | 22.02 | |
| Глава 7. Производная | 29 | | |
90-91 | Числовые последовательности | 2 | 25.02, 27.02 | |
92-93 | Предел числовой последовательности | 2 | 27.02, 01.03 | |
94-95 | Предел функции | 2 | 04.03, 06.03 | |
96-97 | Определение производной | 2 | 06.03, 11.03 | |
98-100 | Вычисление производных | 3 | 13.03, 13.03, 15.03 | |
101-102 | Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции | 2 | 18.03, 20.03 | |
103-105 | Уравнение касательной к графику функции | 3 | 20.03, 22.03, 01.04 | |
106-107 | Контрольная работа №7 по теме: «Производная» | 2 | 03.04, 03.04 | |
108-110 | Применение производной для исследования функций | 3 | 05.04, 08.04, 10.04 | |
111-112 | Построение графиков функций | 2 | 10.04, 12.04 | |
113-116 | Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин | 4 | 15.04, 17.04, 17.04, 19.04 | |
117-118 | Контрольная работа №8 по теме: «Применение производной для исследования функций» | 2 | 22.04, 24.04 | |
| Глава 8. Комбинаторика и вероятность | 7 | | |
119-120 | Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы | 2 | 24.04, 26.04 | |
121-122 | Выбор нескольких элементов. Биномиальные коэффициенты | 2 | 29.04, 06.05 | |
123-125 | Случайные события и их вероятности | 3 | 08.05, 08.05, 13.05 | |
| Повторение | 11 | | |
126-130 | Повторение материала, изученного в 10 классе | 5 | 15.05, 15.05, 17.05, 20.05, 22.05 | |
131 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №9 | 1 | 22.05 | |
132 | Анализ итогов контрольной работы | 1 | 24.05 | |
133-136 | Повторение материала, изученного в 10 классе | 4 | 27.05, 29.05, 29.05, 30.05 | |
Состав учебно-методического комплекта, используемого при разработке рабочих программ по алгебре и началам анализа.
1. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов «Алгебра и начала анализа», Часть 1, Учебник;
2. А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева, Л.И.Звавич, Т.А.Корешкова, Т.Н.Мишустина, А.Р.Рязановский, П.В.Семенов. «Алгебра и начала анализа 10», Часть 2, Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень);
3. А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11», Методическое пособие для учителя.
4. Л.А.Александрова «Алгебра и начала анализа 10 (11)», Самостоятельные работы.
5. Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова «Алгебра и начала анализа 10-11», Тематические тесты и зачеты.