Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНА Протокол заседания МО от _____________ № _______ Руководитель МО__________ /_________________/ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР_____________ /________________/ «___»___________20__ | УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «Кокуйская СОШ №2» __________ /Н.В.Чандышина/ Приказ от «__»_______20_ №__ |
Рабочая программа
по английскому языку
в 7 классе
на 2022/2023 учебный год
Составил:
учитель английского языка
Пичугова Екатерина Вячеславовна
П.г.т.Кокуй, 2022
Рабочая программа по английскому языку в 7 «А» классе (на уровень основного общего образования) составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);
Концепцией преподавания предметной области «Иностранные языки» (учебный предмет «Иностранный язык»);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020);
Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808);
а также с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
с учетом авторской программы по учебному предмету «Рабочая программа к УМК «Английский язык» серии Rainbow English для 5-9 классов авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2017 .
УМК «Английский язык. 7 класс (Rainbow English)» включает следующие компоненты:
- учебник;
- книгу для учителя;
- рабочую тетрадь;
- аудиоприложение;
- рабочую программу;
- лексико-грамматический практикум;
- контрольные работы;
- диагностику результатов образования.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
формирование представлений об английском языке как средстве познания окружающего мира;
формирование уважительного отношения к иному мнению, к членам своей семьи, учителю, партнерам по общению; к культуре других народов;
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами художественной литературы;
воспитание российской гражданской идентичности: уважение к своей Родине, своему краю;
развитие самостоятельности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, соблюдение социальных норм речевого и неречевого поведения в различных ситуациях общения;
формирование ответственного отношения к учебе;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной и проектной деятельности;
осознание ценности и формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
принимать задачи учебной деятельности, осуществлять поиск решения задач, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на английском языке в рамках отобранных ситуаций;
планировать, выполнять и оценивать свои учебные / коммуникативные действия, овладевать основами самоконтроля и самооценки;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийных приложений к УМК, обучающих компьютерных программ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска информации (словарь, справочный материал учебника, в Интернете) в соответствии с решаемой коммуникативной / познавательной задачей;
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, буквосочетания, слова, предложения;
владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (число, лицо, принадлежность, видовременные и пространственные отношения и др.);
передавать, фиксировать информацию в таблице (при прослушивании текстов на английском языке);
опираться на языковую догадку в процессе чтения / восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
владеть умениями смыслового чтения отобранных текстов в соответствии с целями и с использованием разных стратегий (с пониманием основного содержания, с полным пониманием, с выборочным пониманием искомой информации); осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с заданными коммуникативными задачами;
слушать и слышать собеседника, вести диалог; формулировать свое мнение;
работать индивидуально и в группе, договариваться о распределении ролей в процессе совместной и проектной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать себя и других;
работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать компоненты УМК (учебник, рабочую тетрадь, электронные материалы, аудиодиск);
развивать смысловое чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
строить связное монологическое высказывание (6-8 фраз) с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Время звучания текстов для аудирования – 1-1,5 минуты.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 50-60 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;
имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;
наречия при помощи суффикса -ly;
имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;
числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.
Учащиеся овладеют следующими словообразовательными средствами:
конверсия – образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы (chocolate – a chocolate cake, supper – to supper);
словосложение (sunflower, raincoat, classroom).
использовать устойчивые словосочетаниям с предлогами (to be good at, to arrive to/at, to be sure of) и фразовые глаголы с различными послеслогами (hand in/back/out/over, give out/back/away);
различать лексические единицы, в том числе и синонимы, а также другие слова, выбор между которыми может вызывать трудности (much-many, few-little, dictionary-vocabulary, maybe-may be, such-so, ill-sick);
использовать речевые клише для различных коммуникативных целей;
правильно формулировать поздравления с праздниками и памятными датами, инструкции в корректной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be;
распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should);
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи артикли (определенный и неопределенный), в том числе с названиями объектов культуры англоговорящих стран;
распознавать и употреблять в речи правильные и неправильные глаголы, глаголы-связки; модальные глаголы can, must, could, may, should, should’t;
распознавать и употреблять в речи активного залога в Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous, Present Perfect; сравнивать Present Simple и Present Continuous, Past Simple и Present Perfect;
распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;
распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и прошедшего времени (Participle I, Participle II);
распознавать и употреблять в речи качественные прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степени, в том числе и исключения, прилагательные с префиксами (un-, im-,in-, non-);
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные, даты;
распознавать и употреблять в речи предлоги времени, места и направления, союзы;
распознавать и употреблять в речи much, many, little, a few, a lot of;
распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами but, and;
распознавать и употреблять в речи безличные предложения (there is / there are);
распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями like to do, like doing something, be going to (do something), I’ve been to …;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное (Who-questions), побудительное; разделительный вопрос;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на английском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Ведущие формы познавательной деятельности на данном этапе обучения иностранному языку – мультимедиа технологии, фронтальная, групповая и парная формы учебной деятельности, объяснительно-иллюстративный метод, метод проектов.
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные и письменные ответы учащихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения программы учащимися в рамках комбинированных уроков проводятся также предметные письменные проверочные тестирования.
Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированный. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков: урок – лекция, комбинированный урок, урок – игра, урок – тест, урок – самостоятельная работа, урок – контрольная работа, урок-путешествие, урок-викторина, урок-проект.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется путем расширения возможности практического применения английского языка как средства получения новой информации, обеспечения коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, приобщения к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка. В процессе работы над проектом у школьников формируются умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты совместной работы и делать выводы.
Таким образом, участие в проектной работе обогащает обучающегося информационно, способствует выработке умений совместной деятельности, формированию познавательной активности.
Изучение предмета английский язык способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, так как в процессе общения на интересующие темы формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы, опосредствующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; происходит становление его мировоззрения; закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение культуры своего народа с культурой народов стран, говорящих на английском языке.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые национальные ценности как патриотизм, национальная солидарность и толерантность, гражданственность, уважение к труду, ценность знания, родная природа, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Общая характеристика учебного предмета
В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных потребностей учащихся в процессе обучения. Программа вычленяет круг тем и проблем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, естественно, повторное обращение к той же самой или аналогичной тематике предполагает ее более детальный анализ, рассмотрение под иным углом зрения, углубление и расширение вопросов для обсуждения, сопоставления схожих проблем в различных англоязычных странах, а также в родной стране учащихся.
Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у учащихся способностей использовать английский язык для реальной коммуникации, участия в диалоге культур, должны соотноситься с различными типами текстов. В большинстве своем в УМК включаются аутентичные тексты, в определенной степени подвергшиеся необходимой адаптации и сокращению. По мере приобретения учащимися языкового опыта необходимость в адаптации и сокращении такого типа уменьшается.
Содержание обучения содержит следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);
2) аспекты коммуникативной компетенции:
- речевая компетенция (умение аудирования, чтения, говорения, письма);
- языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);
- социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);
- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
- компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Данная программа ориентирована на обязательный минимум содержания, очерченный в Государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку. Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций в социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах общения в рамках следующей тематики.
Предметное содержание речи
Школьное образование. Школа. Каникулы. Описание классной комнаты. Школьный день. Встречи выпускников. Содержимое школьного портфеля. Письменный стол. Система школьного образования в Великобритании. Школьные предметы. Правила поведения в школе.
Языки мира. Изучение иностранного языка. Путешествия. Английский язык. Урок английского языка. Способы изучения английского языка.
Страны изучаемого языка. США: основные факты. Города США. География США. Австралия. Города Австралии. Канберра. Животные Австралии. Страны и города Европы.
Вселенная и человек. Мир птиц. Климатические и погодные условия обитания животных и растений. Мир животных. Мир насекомых. Сопоставление животного и растительного мира. Флора и фауна России. Экология как наука. Защита окружающей среды. Тропические леса и проблема их исчезновения. Динозавры. Климат. Солнечная система. Загрязнение водных ресурсов.
Здоровый образ жизни. Фаст-фуд. Макдоналдс. Внимательное отношение к здоровью. Продолжительность жизни. Болезни.
Указанные сферы общения предлагаются учащимся на протяжении пяти лет обучения с определенной цикличностью. Тематика знакомых учебных ситуаций варьируется, расширяется, углубляется, однако на каждом новом этапе обучения учащиеся знакомятся с неизвестными им ранее учебными ситуациями.
Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому языку.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Диалог этикетного характера – начинать, поддерживать разговор в рамках изученных тем, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться, извиняться. Объем диалога - 3 реплики со стороны каждого учащегося.
Диалог - расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Где? Когда? Куда? Как? С кем? Почему?, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего); целенаправленно расспрашивать. Объем диалога – до 4 реплик с каждой стороны.
Диалог – побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность / отказ ее выполнить; приглашать к действию / взаимодействию и соглашаться / не соглашаться принять в нем участие. Объем диалога – 3 реплики с каждой стороны.
Диалог – обмен мнениями – выражать свою точку зрения на то, что нравится или не нравится партнерам по общению. Объем диалогов – 3 реплики со стороны каждого участника общения.
Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Высказывания о себе, своей семье учебе с использованием таких типов речи, как повествование, сообщение, описание; изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; сообщения по результатам проектной работы.
Объем монологического высказывания от 6-8 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием, с полным пониманием текста) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. При этом предусматривается овладение следующими умениями:
- понимать тему и факты сообщения;
- вычленять смысловые вехи;
- выделять главное, отличать от второстепенного.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – 1-1,5 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации (просмотровое чтение), с полным пониманием (изучающее чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание речи для 5-7 классов, отражающее особенности культуры Великобритании, США, России. Объем текстов для ознакомительного чтения – 400-500 слов без учета артиклей. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений.
Предполагается формирование следующих умений:
- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
- вычленять причинно-следственные связи в тексте;
- кратко, логично излагать содержание текста;
- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в различных культурах.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений, и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Предполагается овладение следующими умениями:
- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, использования словаря;
- кратко излагать содержание прочитанного;
- выражать свое мнение по поводу прочитанного.
Объем текстов для чтения с полным пониманием – 250 слов без учета артиклей.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет, бланков, формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом до 30 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, своей семье, друзьях, событиях в жизни и делах, выражать просьбу и благодарность, давать совет), объем личного письма около 50-60 слов, включая адрес;
составление плана текста, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Знание правил чтения и орфографии с опорой на знание букв английского алфавита, основных буквосочетаний и звуко-буквенных соответствий, полученных в начальной школе. Навыки применения этих знаний на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Знание транскрипционных значков и соотнесение транскрипционной записи с лексической единицей, навыки чтения слов по транскрипции. Написание слов активного вокабуляра по памяти.
Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение норма произношения (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений (повествовательного, побудительного, вопросительного (общий и специальный вопросы).
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе).
Основные способы словообразования:
— аффиксация — суффиксы для образования существительных: -tion (translation), -ing (feeling), -ment (government), -nеss (darkness), -th (length); суффиксы для образования прилагательных -ful (wonderful), -y (sunny), -al (musical), -an (Russian), -less (timeless), -ly (kindly), -able (readable); суффикс для образования наречий -ly (strongly); префикс для образования прилагательных и существительных: un- (unhappy, unhappyness);
— конверсия — образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы (chocolate — a chocolate cake, supper — to supper);
— словосложение (sunflower, raincoat, classroom, etc.).
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Внимание учащихся привлекается к устойчивым словосочетаниям с предлогами (to be good at, to arrive to/at, to be sure of, etc.). Начинается изучение фразовых глаголов с различными послелогами (hand in/back/out/over; give out/back/away/out, etc.).
Значительная часть материала посвящается различию между лексическими единицами, в том числе между синонимами, а также другими словами, выбор между которыми может вызывать трудности (much – many, few – little, dictionary – vocabulary, maybe – may be, such – so, ill - sick).
Происходит знакомство с речевыми клише, используемыми для различных коммуникативных целей. В частности, школьники изучают лексику, необходимую для общения учеников с учителем, для сообщения о своих предпочтениях, выражения удивления, оценки события или факта. Школьники учатся правильно формулировать поздравления с различными праздниками памятными датами, давать инструкции в корректной форме.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Морфология
Имя существительное:
▪ исчисляемые и неисчисляемые имена существительные;
▪ регулярные способы образования множественного числа;
▪ некоторые случаи особого образования множественного числа (a deer — deer, a sheep — sheep, a raindeer — raindeer, a person — persons/people, etc.);
▪ способы выражения части и целого (a piece of cake/paper, music, etc.);
▪ существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (trousers, shorts, scissors, mittens, leggins VS a pair of trousers, shorts, scissors, mittens, leggins, etc.);
▪ имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе (money, information, news, hair);
▪ артикли — единицы языка, употребляющиеся перед именем существительным: определенный, неопределенный и нулевой артикли;
▪ нулевой артикль перед существительными school, church, hospital, university, college, work, bed в сочетаниях типа to go to school;
▪ употребление определенного/нулевого артикля с названиями языков (the English/the Russian language, но English/ Russian);
▪ употребление неопределенного/нулевого артикля в сочетаниях such + Noun (such a book, such books, such weather);
▪ употребление артиклей с именами существительными — названиями наций (the Chinese — китайцы; the French — французы) и отдельных их представителей;
▪ использование артиклей с именами существительными в восклицательных предложениях с what (What an interesting book! What interesting books! What nasty weather!);
▪ использование артиклей с именами существительными headache, stomachache, earache, toothache, etc.;
▪ определенный /нулевой артикль с географическими названиями (the Baltic Sea, the Thames, Paris, Palace Bridge, Trafalgar Square);
▪ полисемантичные имена существительные (state — 1) штат 2) государство; free — 1) свободный 2) бесплатный);
▪ имена существительные, обозначающие названия наук, с буквой s на конце (physics, mathematics, statistics) и их согласование с глаголом.
Местоимение:
▪ абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, hers, ours, etc.);
▪ возвратные местоимения (myself, himself, ourselves, еtc.);
▪ отрицательное местоимение и его эквиваленты not a, not any;
▪ местоимения any, anybody в значении «любой, всякий»;
▪ неопределенные местоимения something, someone, somebody, everyone, everybody, none, nobody, anything, anybody, everything, nothing;
▪ неопределенные местоимения some, any, few, a few, little, a little;
▪ относительные местоимения who (whom) и whose, which, that для соединения главных и придаточных предложений (the book that/which you wanted to read, the man who is waiting for you, the lady whom you know, the cottage whose name is Sunny Beach).
Имя прилагательное:
▪ сравнение прилагательных в структурах as ... as, not so ... as, not as ... as, more than ...;
▪ имена прилагательные, используемые с определенными предлогами: afraid of, fond of, proud of, sure of, tired of.
Имя числительное:
▪ количественные числительные от 1 до 100;
▪ порядковые числительные от 1 до 100 (включая супплетивные формы first, second, third);
▪ количественные числительные для обозначения порядка следования и нумерации объектов/субъектов (room 4);
▪ числительные hundred, thousand, million; использование этих слов в сочетаниях типа hundreds of cities — two hundred cities, thousands of people, etc.
Наречие:
▪ наречия времени just, already, never, ever, yet, before, lately и их место в предложении;
▪ наречие enough с глаголами, прилагательными и иными наречиями (not to practice enough, long enough, quickly enough);
▪ наречие too с прилагательными (too cold, too late, too early, etc.);
▪ наречия hard и hardly;
▪ наречия also, too, either, as well и их место в предложении;
▪ наречие so для усиления прилагательного или наречия (so late, so quickly);
▪ наречия fairly — rather — quite.
Глагол:
▪ формы неправильных глаголов в past simple;
▪ временные формы past progressive (утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения);
▪ глаголы, обычно не используемые в present и past progressive (to love, to know, to have, to own, to understand, etc.);
▪ временные формы present perfect (durative and resultative), present perfect progressive;
▪ времена present perfect/past simple = past simple/past progressive, present perfect/present perfect progressive в оппозиции друг к другу;
▪ инфинитив в функции определения (easily to teach);
▪ конструкция shall I do something? для предложения помощи и получения совета;
▪ различие в употреблении глаголов to be и to go в present perfect (He has been there. He has gone there.);
▪ вариативные формы выражения будущего (future simple, present progressive, оборот to be going to) и их различия;
▪ present simple для описания действий, происходящих в соответствии с расписанием (The train arrives at 5.);
▪ -ing-формы после глаголов to love, to like (to love reading);
▪ конструкция let’s do something;
▪ оборот have got/has got как эквивалент глагола to have;
▪ невозможность использования оборота have got в значении «иметь» в past simple;
▪ отсутствие двойного отрицания в предложении (I can’t do anything.);
▪ модальные глаголы can (could), must, may, should;
▪ невозможность употребления глагола could для описания конкретной ситуации в прошлом (I didn’t feel well and was not able to (не couldn’t) go to school.);
▪ эквиваленты модальных глаголов can и must (соответственно to be able to, have to).
Синтаксис
▪ Восклицательные предложения (What wonderful weather we are having today! How wonderful the weather is!).
▪ Побудительные предложения с глаголом let (Let’s do it! Don’t let’s do it!).
▪ Придаточные предложения, вводимые союзами who, what, whom, which, whose, why, how.
▪ Придаточные предложения времени и условия с союзами и вводными словами if, when, before, after, until, as soon as и особенности пунктуации в них.
▪ Использование глагола в present simple в придаточных предложениях времени и условия для передачи будущности, в отличие от изъяснительных придаточных (If they go to Moscow, they will be able to do the sights of the city./I don’t know if they will go to Moscow.).
▪ Вопросы к подлежащему, а также разделительные вопросы в предложениях изъявительного наклонения.
▪ Специальные, альтернативные вопросы во всех известных учащимся грамматических временах (present/past/future simple; present/past progressive; present perfect; present perfect progressive).
▪ Предлоги among и between.
▪ Предлоги at, on, in в составе некоторых обстоятельств времени (at three o’clock, at Easter, at noon, at Christmas, at night, on Monday, on a cold day, on New Year’s Eve, on Tuesday night, in January, in the afternoon, etc.).
Социокультурная компетенция
На первом этапе обучения в основной школе страноведческий материал значительно расширяется и приобретает не только информационный, но и обучающий характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содержат в себе страноведческую информацию. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство:
▪ с родной страной, ее географией, природными условиями, городами, достопримечательностями, культурой;
▪ со странами изучаемого языка, их историей, географией, крупными городами, достопримечательностями, традициями и обычаями, культурой, образом жизни;
▪ с системой школьного образования в странах изучаемого языка;
▪ с проблемами экологии и охраны окружающей среды, особенностями флоры и фауны отдельных стран;
▪ с элементами англоязычного фольклора, включающего песни, пословицы и поговорки, скороговорки, детские стихи. За время обучения школьников в 5—7 классах продолжается формирование лингвострановедческой компетенции, которая предполагает:
▪ знакомство с различными видами национально-маркированной лексики;
▪ овладение умением сопоставлять культурологический фон соответствующих понятий в родном и английском языках, выделять общее и объяснять различия (например, в словах garden и сад, cupboard и шкаф, high/tall и высокий и т. п.);
▪ овладение способами поздравления с общенациональными и личными праздниками;
▪ изучение речевых клише, которые помогают сделать речь более вежливой;
▪ овладение способами решения коммуникативных задач, например: дать оценку событию, факту или явлению, проинструктировать собеседника о том, как правильно выполнять те или иные действия, сообщать о своих предпочтениях и т. п. Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога культур, что создает условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
Раздел 3. Тематическое планирование
Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №2». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» на изучение предмета «Английский язык» в 7 классе отводится 102 часа, в том числе:
на повторение – 8 часов,
на проведение контрольных работ – 6 часов,
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность – 6 часов;
на изучение нового учебного материала остается 82 часа.
Итого: 102 часа.
Тематическое планирование по английскому языку составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал предмета «Английский язык» реализуется через следующее:
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых произведений, инициирование их обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения, выработки своего отношения как к проблематике произведений, так и литературным героям и их поступкам;
использование воспитательных возможностей содержания литературных произведений через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Воспитательный компонент урока реализуется через следующие формы:
- Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.
- Практикоориентированность: Исследовательская деятельность. Метод проектов. Технология развития критического мышления: Свободное письмо. Ассоциация. Ключевые слова. Верно – не верно. Кластер. Понятийное колесо. Зигзаг. Фишбон. 6 шляп мышления. Пометки на полях. Маркировочная таблица. Концептуальная таблица. Постановка вопросов. Перекрёстная дискуссия. Взаимоопрос. Взаимообучение. Таблица аргументов. Самоанализ. Синквейн. Диамант. Бортовой журнал. Эссе.
- Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи.
- Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные методы (демонстрация видеофильмов, использование аудио-текстов). В курсе английского языка существует значительное количество тем, при изучении которых акцент непосредственно падает на проблемы формирования социокультурной компетентности, где большую роль играют словесные методы: рассказ, беседа. В частности, такие темы, как «Семейно-бытовая культура народов России и англо-говорящих стран», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов» способствуют сравнительно-сопоставительному анализу учащимися различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка.
Программой изучения английского языка также предусмотрены темы: «Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», «Лондон», «США», «Города США», «Россия», и другие. Все это позволяет обучающимся лучше узнать страны изучаемого языка, познакомится с их историей, культурными традициями, повседневной жизнью людей.
Использование учителем аудио-текстов также создает возможности для познания обучающимися иноязычной культуры. Воспринимая на слух английскую речь, ученики проводят параллели между своим и изучаемым языком. Например, названия многих профессий являются интернациональными (доктор, инженер, пилот), что порождает автоматический запуск процесса сопоставления языковых единиц, тем самым, находя схожесть культурных общностей.
Языковые и речевые единицы, грамматические и лексические обороты в аутентичных материалах гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру ведения беседы. Многие иностранные слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни человека. Это даёт учителю иностранного языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, культуре и традициям другой страны, а также хорошие манеры.
- Ролевые игры. Проводимые на английском языке, сюжетно-ролевые игры становятся прекрасным материалом для отработки изученной лексики, речевых конструкций, стилей высказывания и интонационных паттернов. Они позволяют проникнуться культурой, познавая её не просто информационно, а изнутри, примеряя на себя её образы, мировоззренческие установки, ценности.
- Прием «Link Lists» (сравнительная таблица: сопоставление стран по заданным аспектам), благодаря которому выявляются сходства и различия в реалиях, фактах, нравах и обычаях в стране изучаемого языка и своей родной стране по изучаемой теме. Школьникам очень интересно получить информацию о культурных реалиях той страны, язык которой они изучают. Часто данный процесс сопровождается так называемый «культурным шоком». Начинаются размышления по поводу: «У вас так, а как же у нас?», где больший акцент делается на чувственное восприятие и толкование различий.
Это способствует созданию условий для «диалога культур», стимулирующий учащихся увеличивать и углублять объем знаний о своей стране, своем регионе и о других странах. Такие знания создают основу уважительного, а, следовательно, миролюбивого отношения к культуре этих народов и стран.
Учитель английского языка занимает такую позицию в процессе педагогической деятельности, при которой происходит процесс воспитания у обучающихся уважения к культуре другого народа, формирование способности давать объективную оценку явлениям культуры другого народа, пробуждение у учеников желания узнать как можно больше о стране изучаемого языка, учитывая при этом возможности взаимного обогащения культур.
Тематическое планирование в 7 классе
1. School and schooling (Школа и обучение)
2. The language of the world (Язык мира)
3. Some facts about the English-speaking world (Факты об англо-говорящем мире)
4. Living things around us (Живые существа вокруг нас)
5. The ABC of Ecology (Экология)
6. Living healthy (Здоровый образ жизни)
№ | Тема | Количество часов | Корректировка программы |
1 | Школа и обучение | 16 | |
| 1. Школа. Лексика (Первый день в школе) | 1 | |
| 2. Наша школа | 1 | |
| 3. Школьные принадлежности | 1 | |
| 4. Исчисляемые и неисчисляемые существительные | 1 | |
| 5. Использование слов «a pair of», «a piece of» с существительными | 1 | |
| 6. Британские школы | 1 | |
| 7. Школьные предметы | 1 | |
| 8. Образование в русских школах | 1 | |
| 9. Фразы повседневного общения в школе | 1 | |
| 10. Глаголы говорения: say, tell, speak, talk | 1 | |
| 11. Глаголы и прилагательные с предлогами | 1 | |
| 12. Словообразование: суффиксы, приставки существительных | 1 | |
| 13. Фразовый глагол «talk» | 1 | |
| 14. Повторение по теме «Школа и обучение» | 1 | |
| 15. Контрольная работа по теме «Школа и обучение» | 1 | |
| 16. Проектная работа «Знаменитые английские школы» | 1 | |
2 | Язык мира | 17 | |
| 17. Ознакомление «Настоящее совершенное время» | 1 | |
| 18. Утвердительная, отрицательная, вопросительная форма времени Present Perfect | 1 | |
| 19. Глаголы «to be, to see» в Present Perfect | 1 | |
| 20. Интернациональные слова | 1 | |
| 21. Происхождение языков. | 1 | |
| 22. Развитие английского языка | 1 | |
| 23. Настоящее совершенное время. Упражнения | 1 | |
| 24. Разновидности английского языка в разных странах | 1 | |
| 25. Фразы выражения предпочтения | 1 | |
| 26. Использование артиклей после слова «such» | 1 | |
| 27. Использование словарей | 1 | |
| 28. Словообразование: суффиксы: -less, -ing | 1 | |
| 29. Фразовый глагол «hand» | 1 | |
| 30. Повторение по теме «Язык мира» | 1 | |
| 31. Зачем человеку нужен иностранный язык? | 1 | |
| 32. Контрольная работа по теме «Язык мира» | 1 | |
| 33. Проектная работа «Слова в британском и американском английском» | 1 | |
3 | Факты об англо-говорящем мире | 18 | |
| 34. Соединенные штаты Америки – новый мир | 1 | |
| 35. Географическое положение США | 1 | |
| 36. Различие между «maybe» и «may be» | 1 | |
| 37. Вашингтон – столица США | 1 | |
| 38. Экскурсия по столице США | 1 | |
| 39. Австралия. Географическое положение | 1 | |
| 40. Времена Past Simple и Present Perfect | 1 | |
| 41. Австралия. Животный мир | 1 | |
| 42. Австралия. Города | 1 | |
| 43. Что мы знаем об Австралии? | 1 | |
| 44. Сравниваем США и Австралию | 1 | |
| 45. Страны, национальности, языки | 1 | |
| 46. Фразовый глагол «give» | 1 | |
| 47. Население Австралии | 1 | |
| 48. Повторение по теме «Англо-говорящие страны» | 1 | |
| 49. Что мы знаем о США и Австралии | 1 | |
| 50. Контрольная работа по теме «Англо-говорящие страны» | 1 | |
| 51. Проектная работа «Тасмания – остров в Австралии» | 1 | |
4 | Живые существа вокруг нас | 16 | |
| 52. Аляска – 49-й штат США | 1 | |
| 53. Птицы | 1 | |
| 54. Пингвины. Слова «other, another, others» | 1 | |
| 55. Животные и растения | 1 | |
| 56. Язык птиц | 1 | |
| 57. Настоящее совершенное продолженное время | 1 | |
| 58. Present Perfect Progressive вопросительные предложения | 1 | |
| 59. Наши близкие родственники. Обезьяны | 1 | |
| 60. Поздравления с праздниками | 1 | |
| 61. Насекомые | 1 | |
| 62. Флора и фауна Британских островов | 1 | |
| 63. Чарльз Дарвин и его теория эволюции | 1 | |
| 64. Фразовый глагол «make». Словообразование прилагательных | 1 | |
| 65. Повторение по теме «Живые существа» | 1 | |
| 66. Контрольная работа по теме «Живые существа» | 1 | |
| 67. Проектная работа «Животные – символы русских городов» | 1 | |
5 | Экология | 17 | |
| 68. Времена Present Perfect Progressive и Present Perfect | 1 | |
| 69. Национальные парки России | 1 | |
| 70. Что такое Экология? | 1 | |
| 71. Возвратные местоимения | 1 | |
| 72. Окружающая среда и ее загрязнение | 1 | |
| 73. Экологические проблемы в наши дни | 1 | |
| 74. Климат в мире | 1 | |
| 75. Экологические организации | 1 | |
| 76. Слова, которые следует различать «between» и «among» | 1 | |
| 77. Словообразование (-ment, dis-) | 1 | |
| 78. Загрязнение воды | 1 | |
| 79. Фразовый глагол «take» | 1 | |
| 80. Как сохранить нашу планету | 1 | |
| 81. Повторение по теме «Экология» | 1 | |
| 82. Викторина «Экологические проблемы и пути их решения» | 1 | |
| 83. Контрольная работа по теме «Экология» | 1 | |
| 84. Проектная работа по теме «Экология» | 1 | |
6 | Здоровый образ жизни | 18 | |
| 85. Здоровая и вредная пища | 1 | |
| 86. Наречия «too, enough» | 1 | |
| 87. Части тела человека | 1 | |
| 88. Слова «what, how» | 1 | |
| 89. Леворукие люди | 1 | |
| 90. Секреты долголетия. Болезни | 1 | |
| 91. Филипп на приеме у врача | 1 | |
| 92. Проблемы со здоровьем. Болезни | 1 | |
| 93. Диалоги на приеме у врача | 1 | |
| 94. Восклицательные предложения | 1 | |
| 95. Слова, которые следует различать «such» и «so» | 1 | |
| 96. Пищевой рацион. | 1 | |
| 97. Причины головных болей | 1 | |
| 98. Словообразование. Фразовый глагол «stay». | 1 | |
| 99. Люди-инвалиды | 1 | |
| 100. Повторение по теме «Здоровый образ жизни» | 1 | |
| 101. Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни» | 1 | |
| 102. Проектная работа «Как провести лето, чтобы быть здоровым » | 1 | |