СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

1.Пояснительная записка



Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ от29.12.2012

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3. Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы ФГОС, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. 4.Учебный план школы на 2019-2020 учебный год











УМК.

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Общая биология.: учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 2018 год.



Согласно базисного учебного плана на изучение предмета отводится 68 часа 2 часа в неделю.



Место учебного предмета.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Программа по биологии для учащихся 11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для обучающихся 11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.









2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:



  • российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных

  • и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).



Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:



  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности:

  • способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

  • постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.







3.Содержание программы

Развитие представлений об эволюции живой природы

Развитие биологии в додарвиновский период. Гос­подство в науке представлений об «изначальной целесо­образности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Дарвинизм

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: до­стижения в области естественных наук, экспедицион­ный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об ис­кусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная из­менчивость и избыточная численность потомства. Борь­ба за существование и естественный отбор.

Микроэволюция

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эво­люционная роль мутаций. Генетические процессы в по­пуляциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естествен­ного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видо­образовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эво­люции.



Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивер­генция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органи­ческая целесообразность, постепенное усложнение ор­ганизации.



Основные черты эволюции животного и растительного мира

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозой­скую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эво­люция растений; появление первых сосудистых расте­ний, папоротники, семенные папоротники, голосемен­ные растения. Возникновение позвоночных (рыб, зем­новодных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появ­ление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бур­ное развитие цветковых растений, многообразие насе­комых (параллельная эволюция). Развитие плацентар­ных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитаю­щих. Развитие приматов; направления эволюции чело­века. Общие предки человека и человекообразных обезьян.



Происхождение человека

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiensв системе животного ми­ра. Признаки и свойства человека, позволяющие отнес­ти его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший че­ловек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие

членораздельной речи, сознания и общественных отно­шений в становлении человека. Взаимоотношение со­циального и биологического в эволюции человека. Ан­тинаучная сущность «социального дарвинизма» и расиз­ма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Понятие о биосфере

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компо­ненты биосферы: живое вещество, видовой состав, раз­нообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот ве­ществ в природе.

Жизнь в сообществах

История формирования сообществ живых организ­мов. Геологическая история материков; изоляция, кли­матические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Взаимоотношения организма и среды

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнооб­разие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, ос­вещенности, влажности и других факторов в жизнеде­ятельности сообществ. Интенсивность действия факто­ра среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоцено­зов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (гинь человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения пла­неты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Бионика

Использование человеком в хозяйственной деятель­ности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, при­боры и т. д.).

Тематическое планирование.



Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во практических работ

Кол-во итоговых

тестов

1

Развитие представлений об эволюции живой природы.

3




2.

Дарвинизм.

5


1

1

.3.

Микроэволюция.

9

1

2

1

4.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

7

2


1

5.

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

6



1

6.

Происхождение человека.

7



1

7.

Понятие о биосфере.

4


1

1

8

Жизнь в сообществах.

3

1



9.

Взаимосвязь организмов и среды.

11


3

1

10.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы.

8



1

11

Бионика.

3



1

12

Повторение и обобщение знаний.

2





Итого:

68

4

7

9





Календарно-тематическое планирование уроков биологии

11 класс

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Фактическая дата проведённого урока


Раздел 1.Развитие представлений об эволюции живой природы. 3 часа.



1.

Введение. Учение об эволюции органического мира. История развития представлений о развитии жизни на Земле.



2.

Система органической природы К. Линнея.



3.

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. Входная диагностическая работа.




Раздел 2. Дарвинизм 5 часов.



4.

Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина.



5.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.



6.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Формы борьбы за существование.



7.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Практическая работа № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».



8.

Зачёт по теме: «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм».




Раздел 3. Микроэволюция. 9 часов.



9.

Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работы№1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».



10.

Генетические процессы в популяциях.



11.

Генетические процессы в популяциях.



12.

Практическая работа № 2 «Сравнение про­цессов движу­щего и стабили­зирующего отборов».



13.

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность.



14.

Вид, критерии вида.



15.

Видообразование.



16.

Практическая работа №3 «Сравнение про­цессов экологи­ческого и гео­графического видообразования».



17.

Обобщение материала по теме : «Микроэволюция».




Раздел 4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. 7 часов.



18.

Макроэволюция. Направления эволюции.



19.

Пути достижения биологического прогресса.



20.

Лабораторная работа №2: «Выявление ароморфозов у растений».



21.

Лабораторная работа №3: «Выявление ароморфозов у животных».



22.

Основные закономерности эволюции.



23.

Правила эволюции.



24.

Обобщение знаний по теме «Основные закономерности эволюции».




Раздел 5. Основные черты эволюции животного и растительного мира. 6 часов.



25

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.



26.

Развитие жизни в раннем палеозое.



27.

Развитие жизни в позднем палеозое.



28.

Развитие жизни в мезозое.



29.

Развитие жизни в кайнозое



30.

Семинар по теме «Основные черты эволюции жи­вотного и растительного мира»




Раздел 6. «Происхождение человека». 7 часов.



31.

Положение человека в системе животного мира.



32.

Эволюция приматов.



33.

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди



34.

Стадии эволюции человека. Древние люди.



35.

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.



36.

Современный этап в эволюции человека.



37.

Семинар по теме «Происхождение человека».




Раздел 7. Понятие о биосфере. 4 часов.



38.

Биосфера – живая оболочка планеты.



39.

Структура биосферы. Живые организмы.



40.

Круговорот веществ в природе



41.

Практическая работа №4 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».




Раздел 8. Жизнь в сообществах. 3 часа.



42.

История формирования сообществ живых организмов.



43.

Основные биомы суши.



44.

Лабораторная работа №4 «Описание экосистемы своей местности».




Раздел 9. Взаимоотношения организмов и среды. 10 часов.



45.

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.



46.

Абиотические факторы.



47.

Интенсивность действия фактора. Взаимодействие факторов.



48.

Биотические факторы среды.



49.

Цепи питания. Правила экологических пирамид.



50.

Практическая работа №5: «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»



51.

Саморегуляция экосистем. Смена экосистем.



52.

Практическая работа № 6: «Решение экологических задач».



53.

Агроэкосистемы. Практическая работа № 7: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».



54.

Зачет по теме: «Взаимоотношения организма и среды».




Раздел 10. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. 6 часов.



55.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.



56.

Природные ресурсы и их использование.



57.

Загрязнения воздуха, пресных и морских вод.



58.

Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир.



59.

Радиоактивное загрязнение биосферы.



60.

0храна природы и перспективы рационального природопользования.




Раздел 11. Бионика 2 часа.



61

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.



62.

Роль биологических знаний в XXI веке.




Повторение и обобщение пройденного. 3 часа.



63-64

Повторение и обобщение пройденного.



65.

Итоговое тестирование по курсу «Общей биологии».



66-68

Резевное время 3 часа







КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Входная диагностическая работа по биологии 11 класс.



  1. Назовите уровни организации живой материи.

  2. Дайте характеристику одного из уровней.

  3. Объясните сущность теории академика Опарина.

  4. Какое скрещивание называют дигибридным?

  5. Что из себя представляет наука селекция?



Проверочная работа по биологии 11 класс за первое полугодие 2017-2018 учебного года.

  1. Живое отличается от неживого: а) составом неорганических веществ; б) обменом веществ; в) наличием катализаторов; г) взаимодействием молекул друг с другом.

  2. Основными веществами в живых организмах являются: а) углеводы; б) витамины; в) жиры; г) белки.

  3. К прокариотам относятся: а) растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии и цианобактерии.

  4. Рибосомы участвуют в синтезе: а) АТФ; б) белков; в) липидов; г) углеводов.

  5. Какое число хромосом у человека? А) 46; б) 25; в) 47; г) 48.

  6. Органоиды движения клетки: а) жгутики; б) хвостики; в) палочки; г) центриоли.

  7. Особей в одну популяцию объединяет: а) изоляция; б) общность питания; в) наличие хищников; г) свободное скрещивание.

  8. Морфологический критерий вида-это: а) область распространения вида; б) особенности процессов жизнедеятельности; в) особенности внешнего и внутреннего строения; г) определённый набор хромосом и генов.

  9. Естественный отбор-это: а) сложные отношения между организмами и неживой природой; б) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями; в) процесс образования новых видов в природе; г) процесс роста численности популяции.

  10. Борьба за существование играет большую роль в эволюции, так как: а) сохраняет особей преимущественно с полезными изменениями; б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями; в) поставляет материал для отбора; г) обостряет взаимоотношения между особями.

  11. Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были: а) кистепёрые рыбы; б) древние земноводные; в) тритоны; г) археоптериксы.

  12. Какова роль полового отбора в природе? А) улучшает генофонд популяции; б) способствует развитию видовых признаков; в) сохраняет плодовитость самок; г) способствует высокой плодовитости.

  13. Что представляет собой дивергенция? А) схождение признаков у не родственных видов; б) расхождение признаков у родственных видов; в) приобретение узкой специализации; г) образование гомологичных органов.

  14. Глюкоза-это: а) моносахарид; б) дисахарид; в) полисахарид; г) липид.

  15. Палочки-это: а) растения; б) животные; в) бактерии; г) гриб.





Ключ к проверочной промежуточной работе по биологии 11 класс

1-б

2-г

3-г

4-б

5-а

6-а

7-г

8-в

9-а

10-а

11-б

12-а

13-б

14-а

15-в.

Критерий оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. 14-15 баллов-5; 10-13 баллов-4; 6-9 баллов-3; менее 5 баллов-2.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!