СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-6 класс линия "Сферы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по авторской программе Л.Н. Сухоруковой предметной линии учебников "Сферы" издательства "Просвещение".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-6 класс линия "Сферы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаховская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края



Согласовано:

Руководитель ШМО естественно-научного цикла

__________________И.В. Санаева

Протокол № ________________

от «______»___________________ 20__ г

Утверждена приказом

директора учреждения

________________ Рыбалко Г.А. 

№ ____ от___________






Рабочая программа учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

5 – 6 КЛАССЫ, базовый уровень

основное общее образование

составлена на основе авторской программы «Биология» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко предметная линия «СФЕРЫ» ФГОС 5-9 классы:М – Просвещение 2011 г.

Срок реализации: 2018 -2019 учебный год







Составлена:

Пушкаревой Л.В.,

Учителем химии и биологии

1 квалификационной категории











Шахи 2018


Пояснительная записка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­га перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

  3. знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, де­лать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

  8. развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

  12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий, способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. овладение составляющими исследовательской и проект­ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различ­ных источниках (тексте учебника, научно-популярной литерату­ре, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

    4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    5. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    6. владение основами самоконтроля, самооценки * принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

    7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

    8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

    9. умение осознанно использовать речевые средства для дискус­сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зре­ния, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

    10. умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включа­ют освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование на­учного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминоло­гией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природе и за­кономерностях её развития для формирования естественно-науч­ной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

  4. понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

  5. формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

  6. объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

  7. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

  8. формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

  9. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  2. Оценка устных ответов

Отметка "5" ставится, если ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

-Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. - Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даѐт нечѐткие определения понятий.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

- Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет не менее половины работы.

- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочѐтов.

- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет менее половины письменной работы. - Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка "3".

- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

3. Оценка практических и лабораторных работ

Лабораторная работа – это работа, которая проводится в лаборатории с применением лабораторного оборудования. Большая часть лабораторных работ являются обучающими и занимают часть урока. Могут оцениваться выборочно.

Практическая работа может проводиться в лаборатории, учебном кабинете, в школьном дворе, на берегу реки и т.д. с применением или без применения лабораторного оборудования.

Отметка « 5 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией, с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений и других видов работ, предложенных в инструкции.

- Грамотно, логично описывает ход работы, грамотно формулирует выводы, точно и аккуратно выполняет все необходимые записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

- Соблюдает организационно-трудовые умения: поддержание чистоты рабочего места, порядка на рабочем столе, экономно расходует материалы, соблюдает правила техники безопасности.

Отметка « 4 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях и т.д. два-три недочета или одну негрубую ошибку и один недочет.

- При оформлении работы допускает неточности в описании хода действий, делает неполные выводы, обобщения.

Отметка « 3 » ставится, если ученик: - Правильно выполняет не менее 50% работы, однако объем выполненной части работы таков, что позволяет получить верные

результаты и сделать верные выводы, соответствующие цели работы. - При выполнении работы обращается за помощью к учителю; в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

- Выполняет работу, частично не соответствующую инструкции, или выполняет ее нерационально, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; допускает ошибки, которые составляют не более 50% от общего объема работы, не имеют для данной работы принципиального значения, но влияют на результат выполнения.

- Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую исправляет по требованию учителя.

Отметка « 2 » ставится, если ученик :

- Выполняет работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные выводы и обобщения.

- Допускает грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога или неверно выполняет измерения, вычисления, наблюдения.

4 Оценка за наблюдением объектов

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

- Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет второстепенные.

- Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

- Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

- Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание

Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчѐта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочѐтами являются:

- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Содержание учебного предмета «Биология»

5 – 6 классы

5 класс

Введение. Биология — наука о живых организмах. Условия жизни организмов. Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия «Осенние явления в жизни родного края»

Тема1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Царства живой природы: Растения. Животные. Грибы. Бактерии. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы Вода как среда жизни.

Наземно-воздушная среда жизни Свет в жизни растений и животных. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Тема 2. Клеточное строение живых организмов. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Состав и строение клеток. Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Строение клетки. Образование новых клеток. Одноклеточные растения, животные и грибы.

Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

Тема 3. Ткани живых организмов. Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

6 класс

Введение. Организм – единое целое.

Тема 1.Органы и системы органов живых организмов. Органы и системы органов растений. Побег. Строение побега и почек. Строение и функции стебля. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Строение и функции корня. Видоизменения надземных побегов. Видоизменения подземных побегов и корней. Органы и системы органов животных.

Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов. Движение живых организмов. Почвенное питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений. Испарение воды листьями. Листопад. Питание животных. Питание бактерий и грибов. Дыхание растений, бактерий и грибов. Дыхание и кровообращение животных. Транспорт веществ в организме. Выделение обмен веществ. Размножение организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Половое размножение растений. Строение цветка. Опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Размножение многоклеточных животных. Индивидуальное развитие растений. Индивидуальное развитие животных. Расселение и распространение живых организмов. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы, экскурсии

5 класс

1

Введение

4


1 экск

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

2


3

Клеточное строение живых организмов

8

4


4

Ткани живых организмов

11

4

1 экск


Всего:

35

10

2 экск

6 класс

1

Введение

1



2

Органы и системы органов живых организмов

11

5


3

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23

3

2


Всего:

35

8

2


Учебно-тематическое планирование

5 класс

п/п


Наименование разделов и тем урока


Кол-во

часов


Организационная форма урока/ тип урока

Оборудование, информационное сопровождение

Введение (4 ч)

1/1

Биология - наука о живых организмах.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)


2/2

Условия жизни организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

3/3

Осенние явления в жизни растений родного края

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

4/4

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа


Раздел 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

1/5

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

2/6

Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений»


Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

3/7

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

4/8

Вода как среда жизни.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

5/9

Наземно-воздушная среда жизни. Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

6/10

Свет в жизни растений и жи­вотных.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

7/11

Почва как среда жизни.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

8/12

Организменная среда жизни.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

9/13

Сообщество живых организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

10/14

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

11/15

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

12/16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

Клеточное строение живых организмов (8 часов)

1/17

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

2/18

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №3 "Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

3/19

Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав клеток растений»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

4/20

Строение бактериальной клетки.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

5/21

Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Таблица, справочный материал

6/22

Строение клетки. Лабораторная работа №5 «Строение клетки листа элодеи»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

7/23

Образование новых клеток.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

8/24

Одноклеточные организмы.

Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

Ткани живых организмов (10 часов)

1/25

Покровные ткани растений и животных.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

2/26

Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №7" «Строение покровной ткани растений»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

3/27

Механические и проводящие ткани растений.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

4/28

Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

5/29

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

6/30

Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа№10 " «Строение мышечной и нервной ткани животных»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

7/31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение и, ткани живых организ­мов».

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы


8/32

Итоговый контроль по курсу биологии пятого класса.

1

Дифференцированная контрольная работа

Карточки с заданием

9/33

Весенние явления в жизни растений родного края.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

10/34

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края».

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа


35

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация



6 класс


Раздел /

Тема урока

Кол-во часов

Организационные формы

Оборудование

Введение (1 ч)

1/1

Организм — единое целое.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)


Органы и системы органов живых организмов (11 ч)

1/2

Органы и системы органов рас­тений. Побег.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Таблица, справочный материал

2/3

Строение побега и почек. Лабораторная работа №1 "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

3/4

Строение и функции стебля. Лабораторная работа №2 "Строение стебля"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

4/5

Внешнее строение листа. Лабораторная работа №3 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

5/6

Клеточное строение листа.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

6/7

Строение и функции корня. Лабораторная работа №4 "Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая система".

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

7/8

Видоизменения надземных побегов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

8/9

Видоизменения подземных по­бегов и корней. Лабораторная работа №5 "Видоизменения подземных побегов"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

9-10/10-11

Органы и системы органов животных.

2

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

11/12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов».

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа


Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч)

1/13

Движение живых организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

2/14

Почвенное питание растений.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

3-4/15-16

Фотосинтез — воздушное питание растений.

2

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

5/17

Испарение воды листьями. Листопад.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

6/18

Питание животных.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

7/19

Питание бактерий и грибов.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

8/20

Дыхание растений, бактерий и грибов.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

9/21

Дыхание и кровообращение животных.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

10/22

Транспорт веществ в орга­низме.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

11/23

Выделение. Обмен веществ.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

12/24

Размножение организмов. Бесполое размножение.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)


13/25

Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1 " Вегетативное размножение растений. Агротехнические приёмы выращивания растений"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

14/26

Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа №6 "Строение цветка"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

15/27

Опыление.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Таблица, справочный материал

16/28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа №7 " "Определение плодов"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

17/29

Размножение многоклеточные животных.

1

Комбинированный: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы

Презентация

18/30

Индивидуальное развитие растений. Практическая работа №2 " Способы проращивания семян"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

19/31

Индивидуальное развитие жи­вотных. Лабораторная работа № 8 "Развитие насекомых"

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами, лабораторная работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

20/32

Расселение и распростране­ние живых организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

21/33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация

22/34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов».

1

Повторительно-обобщающий


2335

Итоговый контроль по курсу биологии шестого класса.

1

Дифференцированная контрольная работа

Карточки с заданием



  1. Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы»
    по биологии для основной школы

Программа

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2011.

5-6 классы. Живой организм

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Колесниковой И.Я.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Котляр О.Г. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся.

  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся.

  5. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.

  6. Под ред. Л.Н. Сухоруковой, B.C. Кучменко. Методические рекомендации. Пособие для учителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!