СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологи....

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6-9 классы»

MУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« КРИВОЛЕССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»



« Принята» педагогическим советом

протокол №___ от

«____» августа 2020 г


« Утверждена»:

Приказом от

«____» августа 2020 г

№ _____

И. о. Директора школы:

_____/ Афонина Е. Л ./








Рабочая программа основного общего образования

по биологии

для 6-9 классов

на 2020-2023 гг.


Воробьева Е. В.

______________________________

( Ф.И.О. составителя ( составителей) рабочей программы)













2020 год







Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 1


Предметные результаты :

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.











Содержание учебного предмета

6 класс

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов 12 часов

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (1)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2 Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы

Определение состава семян пшеницы

Тема 1.3.Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4 Деление клетки (1 ч)

Деление – важнейшее свойство клеток.

Тема 1.5 Ткани растений и животных (1 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы

Ткани живых организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов (3 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения

Лабораторные и практические работы

Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 19 часов

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие слюны на крахмал

Тема 2.2. Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю.

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5 Опорные системы 1 час

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Демонстрация

Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. Движение (2ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные работы: Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт

Тема 2.8. Размножение (2 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Демонстрация

Способы размножения растений.

Демонстрация Разнообразие и строение соцветий

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений

Тема 2.9. Рост и развитие (2ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие

Лабораторная работа

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация: Способы распространения плодов и семян; прорастания семян

Тема 2. 10. Организм как единое целое (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм – биологическая система.

Раздел 3. Организм и среда 3 часа (3ч )

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2.Природные сообщества (1ч).

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Тематическое планирование

6 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

1

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

12

4


Тема 1.1 Основные свойства живых организмов.

1



Тема 1.2 Химический состав клеток

2

1


Тема 1.3.Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система


1


Тема 1.4 Деление клетки

1



Тема 1.5 Ткани растений и животных

1

1


Тема 1.6. Органы и системы органов

3

1


Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

1


2

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

19

6


Тема 2.1. Питание и пищеварение

2



Тема 2.2. Дыхание

2



Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.

2

1


Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии.

2



Тема 2.5 Опорные системы

1

1


Тема 2.6. Движение

2

2


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

2



Тема 2.8. Размножение

2

1


Тема 2.9. Рост и развитие

2

1


Тема 2. 10. Организм как единое целое

2


3

Раздел 3.Организм и среда

3



Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

1



Тема 3.2.Природные сообщества

2



Итого

34

10









7 класс

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствaпрокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

■ Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.


Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки


■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.


Раздел 2.Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

■ Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.*

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.*

Тема 2.2 Лишайники 1ч

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Раздел 3.

Царство Растения (17 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей*.№4

Тема 3.3

Высшие споровые растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения мха.*№5

Изучение внешнего строения папоротника.*№6

Тема 3.4 Высшие семенные растения.

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, циклразвития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.*

Тема3.5 Высшие семенные растения

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(7часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их рольв биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.*№8

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.*№9

Раздел 4

Царство Животные (38 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях. №10

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа

Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные(3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторная работа Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторная работа Жизненный цикл человеческой аскариды

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков

Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.*

Тема 4.10 Тип Иглокожие 1 час

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.*

Тема4.13 Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.*

Тема4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15

Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.*

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери(утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

* Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека

Раздел 5. Вирусы (1 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение 2 ч

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.


7 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1

Введение

3


2

Раздел 1.Царство прокариоты

3

1


Тема 1.1 . Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

1

3

Раздел 2. Царство Грибы.

4

2


Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

2


Тема 2.2 Лишайники

1


4

Царство Растения

17

6


Тема 3.1. Общая характеристика растений

2



Тема 3.2. Низшие растения

2

1


Тема 3.3. Высшие споровые растения

4

2


Тема 3.4 Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения.

2

1


Тема3.5 Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

7

2

5

Царство животные

38

13


Тема 4.1.Общая характеристика животных

1

1


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

1


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1



Тема 4.4.Тип Кишечнополостные

3

1


Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

1


Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

1


Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

1


Тема 4.8. Тип Моллюски

2

1


Тема 4.9 Тип Членистоногие

7

1


Тема 4.10 Тип Иглокожие

1



Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные

1



Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы .

2

1


Тема 4.13. Класс Земноводные

2

1


Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2



Тема 4.15. Класс Птицы

4

1


Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

2

6

Вирусы

1


7

Заключение

2



Итого

68

22




























8 класс

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место челове­ка в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия челове­ка и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Раздел2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6 ч)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гиги­ена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпители­альные, соединительные, мышечные, нервная. Ор­ганы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем ор­ганов.

Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч). 

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (2 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процес­сах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез

Нервная система (5 ч)

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной систе­мы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов го­ловного мозга. Большие полушария головного моз­га. Кора больших полушарий. Значение коры боль­ших полушарий и ее связи с другими отделами моз­га.

Демонстрация моделей головного мозга, схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муля­жам).

Изучение изменения размера зрачка.

Анализаторы (3 ч)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функ­ции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупрежде­ние нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обо­няния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей органов чувств.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменения размера зрачка.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, ске­лет поясов конечностей. Особенности скелета чело­века, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболе­вания опорно-двигательной системы и их профилак­тика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утом­ление мышц, роль активного отдыха в восстановле­нии активности мышечной ткани. Значение физиче­ской культуры и режим труда в правильном форми­ровании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жид­кость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элемен­ты крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечни­кова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных соста­ву крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфооб­ращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Раздел 9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воз­духа. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос га­зов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция ды­хания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.

Раздел 10 . Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. По­требность человека в пище и питательных вещест­вах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки ,слюны - на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энер­гии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гипови­таминоз. Гипервитаминоз.

Раздел12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы вы­деления. Почки, их строение и функции. Образова­ние мочи. Роль кожи в выделении из организма про­дуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Раздел 13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреж­дение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие (3ч)

Система органов размножения; строение и гиги­ена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, ро­ды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирова­ние семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Иссле­дования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ух­томского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Фор­мы поведения. Особенности высшей нервной де­ятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики че­ловека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двига­тельная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая сре­да как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки ар­териального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


8 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

Практических

1

Место человека в системе органического мира.

2



2

Происхождение человека.

2



3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

6



4

Общий обзор строения и функций организма человека.

4

1

1

5

Координация и регуляция.

10

1

1

6

Опора и движение.

8

1

2

7

Внутренняя среда организма.

3

1


8

Транспорт веществ.

4

1

1

9

Дыхание.

5


1

10

Пищеварение.

5

1

1

11

Обмен веществ и энергии.

2



12

Выделение.

2



13

Покровы тела.

3



14

Размножение и развитие.

3



115

Высшая нервная деятельность .

5



16

Человек и его здоровье.

4

1

1


Итого

68

7

8

































9 класс

Введение (1ч)

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ + 4 ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВНОГО ВРЕМЕНИ)

Тема 1.1 Химическая организация клетки (6 часов)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

О рганические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация: Объемные модели структурной организации биологических полимеров- белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров( например, поливинилхлоридом)

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах

Раздел 2.Размножение организмов и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)

Тема 3.1.Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов(4ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Раздел 4.Эволюция живого мира на Земле (21 ч)

Тема 4.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Тема 4.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Тема 4.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2ч)

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Лабораторные и практические работы

Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных

Тема 4.5. Микроэволюция (2ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 4.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюци (3ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Тема 4.7. Возникновение жизни на Земле(2ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Тема 4.8.Развитие жизни на Земле (3ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды Основы экологии (5ч)

Тема 5.1.Биосфера, ее структура и функции (3ч)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*

Тема 5.2.Биосфера и человек (2ч)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.


9 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Практические и лабораторные работы

1

Введение

1


2

Раздел 1.Структурная организация живых организмов

14

1


Тема 1.1 Химическая организация клетки

6



Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3



Тема 1.3. Строение и функции клеток

5

1

3

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5



Тема 2.1. Размножение организмов

2



Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3


4

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов

20

2


Тема 3.1.Закономерности наследования признаков 

10

1


Тема 3.2. Закономерности изменчивости

6

1


Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4


5

Раздел 4.Эволюция живого мира на земле

21

3


Тема 4.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2



Тема 4.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2



Тема 4.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5



Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

1


Тема 4.5. Микроэволюция

2

2


Тема 4.6. Биологические последствия адаптации.

 Макроэволюция.

3



Тема 4.7. Возникновение жизни на Земле.

2



Тема 4.8.Развитие жизни на Земле

3


6

Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

3


Тема 5.1.Биосфера, ее структура и функции

3

2


Тема 5.2.Биосфера и человек

2

1


Итого

66

9




6 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

1.

Основные свойства живых организмов


2.

Химический состав клетки


3.

Л.р.№1 Определение состава семян пшеницы


4.


Строение растительной и животной клеток. Лабораторная работа №2 Строение клеток живых организмов.


5.

Строение и функции органоидов клетки.

Сравнение животной и растительной клеток Стартовая диагностическая работа.


6.

Деление – важнейшее свойство клеток


7.


Ткани растений и животных

Лабораторная работа№3

Ткани живых организмов


8.

Внешнее строение и значение корня растений. Понятие «орган».

Строение и значение побега и листа.


9.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.


10.

Системы органов животных.

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных».


11.

Организм как единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.


12.

Обобщение по теме «Строение и свойства живых организмов»


13.

Особенности питания растительного организма Фотосинтез и его значение в жизни растений.


14.

Особенности питания животных.

Пищеварение и его значение.


15.

Значение дыхания. Дыхание у растений


16.

Дыхание у животных организмов


17.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».


18.

Особенности переноса веществ в организмах животных


19.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений


20.

Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.


21.

Опорные системы растений и животных.

Л.р№6 Разнообразие опорных систем животных


22.

Движение.

Движение как важнейшая особенность животных организмов


23

Лабораторная работа №7

« Передвижение дождевого червя».


24.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.


25.

Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт


26.

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Лабораторная работа №8 «Вегетативное размножение комнатных растений».


27.

Половое размножение растений.

Половое размножение животных


28.

Рост и развитие растений.


29.

Особенности развития у животных организмов. Лабораторная работа № 9 « Прямое и непрямое развитие насекомых».


30.

Организм как единое целое


31.

Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов»


32.

Среда обитания организмов. Факторы среды.


33.

Природные сообщества


34.

Промежуточная аттестация в форме собеседования.



7 класс


п/п

Тема урока


Дата

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.


2.

Ч. Дарвин и происхождение видов


3.

Многообразие организмов и их классификация


4.

Происхождение и эволюция бактерий.


5.

Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. Л.р. №1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки


6.

Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).


7.

Общая характеристика грибов. Происхождение и эволюция грибов.


8.

Особенности жизнедеятельности и распространение

Лабораторная работа №2 «Строение плесневого гриба мукора»


9.

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.Р. №3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»


10.

Лишайники.


11.

Обобщение по теме Бактерии. Грибы. Лишайники


12-13

Общая характеристика Растений. Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.


14.

Низшие растения. Общая характеристика водорослей.


15.

Многообразие водорослей и их классификация.

Лаб.работа №4 Изучение внешнего строения водорослей.*.Практическое значение


16

Происхождение и общая характеристика высших растений. Высшие споровые растения


17.

Отдел Моховидные. Многообразие мхов. Лаб. Работа № 5. Изучение внешнего строения мха


18.

Отдел Плауновидные, особенности организации, жизненного цикла. Отдел Хвощевидные, особенности организации, жизненного цикла. Отдел Папоротниковидные. Лаб. Работа № 6 Изучение внешнего строения папоротника. *


19.

Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лаб.работа № 7 Изучение строения и многообразия голосеменных растений


20.



Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. Жизненные формы покрытосеменных. Л.р. №8 Изучение строения покрытосеменных растений


21.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные


22.

Класс Однодольные. Семейство Злаковые


23.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные


24.

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные


25.

Класс Двудольные. Семейство Бобовые.


26.

Л.р. №9 Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.*


27.

Обобщение по теме: «Царство. Растения»


28.

Общая характеристика Животных. Животный организм как целостная система.

Л.р. № 10 Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях


29.

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм Лаб.раб № 11 Изучение строения инфузории туфельки


30.

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.


31.

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Простейшие многоклеточные - губки.


32.

Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. П.Р. «Изучение плакатов и таблиц, отражающая ход регенерации у гидры»


33.

Многообразие кишечнополостных, роль в природных сообществах


34.

Особенности организации плоских червей


35.

Понятие о жизненном цикле. Многообразие плоских червей - паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний

Л.р.№12 Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня


36.

Тип Круглые черви, особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды).

Л.Р.№13 Жизненный цикл человеческой аскариды


37.

Особенности организации кольчатых червей на примере (многощетинкового червя нереиды).


38-39.

Многообразие кольчатых червей Классы Многощетинковые и Малощетинковые. Лаб. работа №14 Внешнее строение дождевого червя


40.

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Лаб. работа № 15

Внешне строение моллюсков


41.

Многообразие моллюсков


42.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Классы Паукообразные, Насекомые, Ракообразные. Многоножки


43-44

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака.


45.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных


46.

Многообразие паукообразных, их роль в природе.


47.


Класс Насекомые. Многообразие насекомых.

Отряды насекомых с полным и неполным превращением


48.

Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Лаб.работа № 16 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих


49..

Тип Иглокожие. Общая характеристика типа.


50.

Обобщение по теме по теме: Беспозвоночные животные


51.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика типа


52.

Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.

Лаб.работа № 17 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни


53.

Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.


54.

Класс Земноводные. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных


55.

Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Лаб.работа №19 Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни *


56.

Класс Пресмыкающиеся. Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных


57.

Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны) крокодилы и черепахи ,Лаб.работа №20 Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи


58.

Класс Птицы. Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы


59.

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Лаб.работа № 21 Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни


60-61.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Охрана и привлечение птиц; домашние птицы


62.

Класс Млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые)


63.

Настоящие звери (плацентарные). Л.р. № 22 Изучение строения млекопитающих


64.

Основные отряды плацентарных млекопитающих


65

Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные) Л.р.№23 Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека *


66.

Вирусы. Общая характеристика вирусов. История их открытия.


67.

Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

Особенность организации, многообразие живых организмов


68.

Промежуточная аттестация в форме собеседования.



8 класс


п/п

Название темы

Дата


Тема 1. Человек как биологический вид (2ч.)


1.

Место человека в системе органического мира.


2

Особенности человека.



Тема 2. Происхождение человека (2ч.)


3

Происхождение человека. Этапы его становления.


4

Расы человека. Их происхождение и единство.



Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6 ч.)


5-7



8-10

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена.

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,

Андреас Везалий

Вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.



Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4ч.)


11

Клеточное строение организма.


12

Клеточное строение организма.


13

Ткани и органы. Л.р. Изучение микроскопического строения тканей.


14

Органы. Системы органов. Организм. Пр.. Распознавание на таблицах органов и систем органов.



Тема 5. Координация и регуляция (10 ч)


15

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.


16

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция.


17

Нервная регуляция. Значение и строение нервной системы


18

Строение и функции спинного мозга.


19

Строение и функции отделов головного мозга. Л.Р.Изучение головного мозга человека (по муляжам).


20

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга.


21

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Строение, функции и гигиена органов зрения. Пр. Изучение изменения размера зрачка.


22

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.


23

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.


24

Обобщение темы: «Человек как биологический вид. Координация и регуляция».



Тема 6. Опора и движение (8ч.)


25

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.


26

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Л.р. Изучение внешнего строения костей.


27

Типы соединения костей.


28

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.


29

Мышцы, их строение и функции. Пр .Измерение массы и роста своего организма.


30

Работа мышц. Пр. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.


32

Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.


31

Обобщение темы « Опора и движение.»



Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)


33

Внутренняя среда организма и её значение.

Плазма крови, её состав. Клеточные элементы крови, их значение и функции.


34

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Л.р. Изучение микроскопического строения крови.


35

Группа крови. Переливание крови. Донорство.



Тема 8. Транспорт веществ (4ч)


36

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Пр. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.


37

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови и по сосудам. Кровяное давление. Л.р. Измерение кровяного давления.


38

Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.


39

Обобщение темы: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ».



Тема 9. Дыхание (5ч.)


40

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.


41

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Жизненная ёмкость легких.


42

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Пр. Определение частоты дыхания.


43

Искусственное дыхание.


44

Голосовой аппарат..



Тема 10. Пищеварение (5ч)


45

Пищевые продукты и питательные вещества. Витамины.


46

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы.


47

Пищеварение в ротовой полости. Л.р. Воздействие слюны на крахмал.



48

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Пр. Определение норм рационального питания


49

Обобщение темы: «Дыхание» и «Пищеварение».



Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч.)


50

Обмен веществ.


51

Витамины.



Тема 12. Выделение (2ч.)


52

Выделение. Строение и работа почек.


53

Заболевание почек, их предупреждение.



Тема 13. Покровы тела (3ч.)


54

Строение и функции кожи.


55

Роль кожи в терморегуляции организма. Заболевания кожи и их предупреждение.


56

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.



Тема 14. Размножение и развитие (3ч.)


57

Половая система человека: строение и гигиена.


58

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, Роды. Лактация.


59

Планирование семьи.



Тема 15. Высшая нервная деятельность (5ч.)


60

Рефлекс – основа нервной деятельности, её виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Формы поведения.


61

Торможение. Его виды и значения.


62

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.


63

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс.

Типы нервной деятельности.


64

Речь. Мышление. Сознание.



Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.)


65.

Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.


66.


Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, переутомление, гиподинамия.

Оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях. Л.р.Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.


67

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде. Пр. раб.Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.


68.

Промежуточная аттестация в форме собеседования.




9 класс


п/п

Тема урока

Дата

1.

Введение. Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках


Раздел 1. Структурная организация живых организмов (14 часов)

Химическая организация клетки (6ч)

2.

Элементный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы


3.

Неорганические молекулы живого вещества (вода и соли неорганических кислот) Осмос и осмотическое давление


4

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; их структурная организация Функции белковых молекул


5




Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии Углеводы, их строение и биологическая роль


6.

ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение


7.

Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, ее структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК


8.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз


9.

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.


10.

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке


11.

Прокариотические клетки: форма и размеры. Организация метаболизма у прокариот. Место и роль прокариот в биоценозах


12.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их струкрура и функции.

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах »


13.

Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки.

Клеточная теория строения организмов


14.

Деление клеток


15.

Обобщение темы « Структурная организация живых организмов»


Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

16.

Сущность и формы размножения организмов

Бесполое размножение растений и животных



17.

Половое размножение животных и растений; образование

половых клеток, осеменение и оплодотворение


18.

Эмбриональный период развития


19.

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития


20.

Биогенетический закон


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (22 часа)

21.

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.


.

Основные понятия генетики


22.

Гибридологический метод изучения наследственности

Первый закон Менделя


23.

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет


24.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя


25.

Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных»


26.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков


27.

Решение генетических задач


28.

Методы изучения генетики. Лабораторная работа № 3 «Составление родословных»


29.

Генетическое определение пола


30.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков


31.

Основные формы изменчивости

Генотипическая изменчивость.


32.

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.


33.

Комбинативная изменчивость Эволюционное значение комбинативной изменчивости


34.

Фенотипическая , или модификационная, изменчивость


35.

Лабораторная работа № 4 « Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»


36

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств


37.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.


38


Методы селекции растений и животных Достижения и основные направления современной селекции.



39.

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.


40.

Обобщение по темам «Размножение и индивидуальное развитие. Наследственность и изменчивость»



Раздел Эволюция живого мира на Земле (21ч)


41.

Уровни организации жизни


42.

Единство химического состава живой материи. Основные свойства живых организмов. Царства живой природы.


43.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.


44.

Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.


45.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.


46.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе


47.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе


48.

Вид – элементарная эволюционная единица



49.

Борьба за существование и естественный отбор


50.

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела


51.

Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности. Л.р. №5 Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.


52.

Вид как генетически изолированная система: репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяция – элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа № 6 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»*


53.

Пути и скорость видообразования: географическое и экологическое видообразование. Л.р.№7 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*


54.

Главные направления эволюционного процесса


55.

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм


56.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.



57.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи


58.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов


59.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Развитие жизни в палеозойскую эру



60.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Место человека в живой природе.


61.

Обобщение по теме «Эволюция живого мира»


Раздел.5. Взаимоотношения организма и среды (5 ч)

62.

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Лабораторная работа №8 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»*


63.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.


64.

Абиотические факторы. Биотические факторы. Л.р№9 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*


65.

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охраны природы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Пр.р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах


66.

Промежуточная аттестация в форме собеседования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!