Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Многообразие покрытосеменных растений" для учащихся 6 класса составлена на основе Примерной программы по биологии, авторской рабочей программы (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Просвещение, 2018 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника). Программа реализуется с использованием оборудования «Цифровая лаборатория по биологии»
Нормативная база преподавания предмета:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
Примерная образовательная программа по учебному предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Рабочая программа по биологии – 6 класс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Просвещение, 2018 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).
Общая характеристика учебного предмета
Цели учебного предмета
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе, формирование естественнонаучной грамотности;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Специфика учебного предмета
Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определенной структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определенными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Место в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 34 часа в VI классе из расчета – один учебный час в неделю. Программа VI класса также рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа (или 3 %) для реализации авторских взглядов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В рабочую программу внесены следующие изменения: в программе основного общего образования по биологии 5-9 классы (Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов) на изучение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений» отводится 14 часов, считаю целесообразным добавить из резервного времени 1 час; на изучение темы «Жизнь растений» отводится 10 часов, считаю целесообразным добавить из темы «Природные сообщества» 2 часа. На изучение темы «Природные сообщества» отводится 1 час. Данная тема более подробно будет изучена в 9 классе. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Биология » 6 класса.
Учебно — методическое обеспечение (УМК)
1. Пасечник, В. В. Биология: многообразие покрытосеменных растений: 6 кл.: учеб. для общеобразов. учеб. заведений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2021
2. Дубинина, Н. В. Биология: бактерии, грибы, растения: 6 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику / Н. В. Дубинина, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2021
3. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии: 6 кл. / А. И. Никишов. – М.: Просвещение, 2021
Результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических умений и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению педагога. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: рабочая тетрадь: 6 кл. / В. В. Пасечник – М.: Дрофа, 2015. – 80 с.). В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с «немыми рисунками» позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения программы 6 класса по биологии являются:
1) постепенное овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения программы 6 класса по биологии являются:
1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
2) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, растений разных отделов;
3) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
4) выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями;
5) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
6) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
7) выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Умения познавательной компетенции.
* Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
* Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса.
* Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям, характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
* Владеют приемами сопоставления биологических объектов, проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов; анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетенции.
* Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, компьютерных презентаций, Интернет-ресурсов для выполнения учебных заданий.
* Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
* Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации, делают сообщения объемом 2 – 3 печатных листа.
Содержание учебного предмета
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений»
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение.
Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Решение практикоориентированных задач.
Лабораторные работы: Л/р № 1 «Изучение строения семян двудольных растений».
Л/р № 2 « Строение зерновки пшеницы». («Цифровая лаборатория по биологии», стр 6, 27, 34).
Л/р № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».
Л/р № 4 « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
Л/р № 5 «Строение луковицы».
Л/р № 6 «Классификация плодов».
Тема 2. Жизнь растений. (12 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков.
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды.
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Размножение растений основных групп (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые). Растение – целостный организм.
Решение практикоориентированных задач.
Тема 3. Классификация растений. (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Решение практикоориентированных задач.
Тема 4. Природные сообщества. (1 час)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами.
Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества, их типы.
Развитие и смена растительных сообществ.
Влияние деятельности человека на растительные сообщества, влияние природы на человека. Основные этапы в развитие растительного мира.
Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
| Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 15 | 13 | 6 | 2 | | | |
| Жизнь растений. | 12 | 11 | - | 1 | | | |
3. | Классификация растений. | 5 | 5 | - | - | | | |
4. | Природные сообщества. | 2 | 1 | - | 1 | | 1 | |
5. | Итого | 34 | 30 | 6 | 4 | | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Тема 1: Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | | |
1. | Строение семян. Л/р № 1 « Строение семян двудольных растений» (с.9 учебника). Л/р № 2 «Строение зерновки пшеницы» (с. 10 учебника) | 1 | | |
2. | Виды корней и типы корневых систем. Л/р № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» (с.14 учебника). Решение практикоориентированных задач. | 1 | | |
3. | Зоны (участки) корня. | 1 | | |
4. | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | | |
5. | Побег. Строение почки | 1 | | |
6. | Внешнее строение листа. Л/р № 4 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» (с.35 учебника) | 1 | | |
7. | Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1 | | |
8. | Зачет № 1 «Строение покрытосеменных растений» (до стебля) | 1 | | |
9. | Строение стебля | 1 | | |
10. | Видоизменения побегов. Л/р № 5 «Строение луковицы» (с. 56 учебника) | 1 | | |
11. | Цветок | 1 | | |
12. | Соцветия. Решение практикоориентированных задач. | 1 | | |
13. | Плоды. Л/р № 6 «Классификация плодов» (с.72 учебника) | 1 | | |
14. | Распространение плодов и семян | 1 | | |
15. | Зачет № 2 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | | |
| Тема 2: Жизнь растений | 12 | | |
16 | 1. Минеральное питание растений | 1 | | |
17 | 2. Фотосинтез | 1 | | |
18 | 3. Дыхание растений | 1 | | |
19 | 4. Испарение воды листьями. Листопад | 1 | | |
20 | 5. Передвижение воды и питательных веществ в растении. | 1 | | |
21 | 6. Прорастание семян. Решение практикоориентированных задач. | 1 | | |
22 | 7. Способы размножения растений | 1 | | |
23 | 8. Зачет № 3 «Жизнь растений» | 1 | | |
24 | 9. Размножение споровых растений | 1 | | |
25 | 10. Размножение голосеменных растений | 1 | | |
26 | 11. Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | | |
27 | 12. Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | | |
| Тема 3: Классификация растений | 5 | | |
28 | 1. Основы систематики растений. Культурные растения. | 1 | | |
29 | 2.Класс двудольные. Семейства Крестоцветные, Розоцветные | 1 | | |
30 | 3. Класс двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | 1 | | |
31 | 4. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. | 1 | | |
32 | 5. Культурные растения | 1 | | |
| Тема 4: Природные сообщества | 2 | | |
33 | 1. Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | 1 | | |
34 | 2. Итоговая тестовая контрольная работа | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |