Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено
заседании МО методическим директором школы
учителей советом Приказ №
естественно- « » 2022г. От «_ » 2022г
исторического Протокол №
цикла Руководитель Печать школы
«__» 2022г. Методсовета
Протокол №
Руководитель МО:
Рабочая программа по биологии
6 класс
Составила: учитель биологии Ячменева А.И.
с.Верх-Усугли, 2022-2023 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса построена на основе:
- закона ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897;
- примерной программы ООП ООО, одобренной 08.04.5г № 1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника;
- программа основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, М.:Дрофа, 2012.
- программой интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. Чита: ИРО Забайкальского края, 2018г.
- Распоряжения Министерства просвещения РФ Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленности от 12.01.2021г №Р-6
Цель программы:
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
При реализации рабочей программы используется оборудование цифровой лаборатории «Точка роста».
Общая характеристика учебного предмета
В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение курса по программе модуля «Растительный мир Забайкальского края» предполагает изучение флоры Забайкальского края. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностью современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природе своей Родины. Региональный материал более доступен ребенку для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить целостность природы, дает возможность знакомства с флорой и растительностью своей местности, способствует формированию представления об уникальности растительного мира Забайкальского края.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа разработана на 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю ( из них 51 час -федеральный компонент, 17 часов – региональный компонент «Растительный мир Забайкальского края»). Из них контрольных работ-6, лабораторных работ -13, экскурсий -2.
Содержание программы
Строение и многообразие покрытосеменных растений (24 часа)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микроскопическое строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микроскопическое строения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Жизнь растений (16часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Классификация растений (10 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Природные сообщества (8 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы
Изучение особенностей растений различных экологических групп
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Развитие растительного мира (8 часов)
Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мира
Планируемые результаты обучения
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию
Природные сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Учебно-методическое обеспечение
Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2017г.
Для учителя:
1.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
3. Интернет – ресурсы
4.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
5. В.В.Буслаков, А.В.Пынеев Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие / Москва, 2021
Календарно-тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (68 часов 2 часа в неделю ).
№ п/п | количество часов | Тема урока | .Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Используемое оборудование цифровой лаборатории «Точка роста» |
1 | 1 | Разнообразие, распространение и значение растений | Научиться определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | |
2 | 1 | Покрытосеменные | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | |
3 | 1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа Строение семян двудольных растений. | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | Работа «Строение семени фасоли». Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности и температуры). Электронные таблици и плакаты. |
4 | 1 | Строение семян однодольных растений Лабораторная работа Строение семян однодольных растений. | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | Микроскоп цифровой, микропрепараты |
5 | 1 | Виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа Виды корней. | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | |
6 | 1 | Строение корня Лабораторная работа Изучение внутреннего и внешнего строения корня. | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Микроскоп цифровой, микропрепараты Электронные таблицы и плакаты. |
7 | 1 | Видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | |
8 | 1 | Побег почки. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | |
9 | 1 | Побег почки. Лабораторная работа Строение почек. | Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | |
10 | 1 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа Изучение строения листа. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | |
11 | 1 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа Клеточное строение листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», | Микроскоп цифровой, микропрепараты. Внутреннее строение листа. Электронные таблицы и плакаты |
12 | 1 | Видоизменение листьев | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | |
13 | 1 | Осенние явления в жизни растений | Научиться видеть прекрасное, гармонию в жизни растений. | |
14 | 1 | Строение стебля. | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель» | |
15 | 1 | Строение стебля Лабораторная работа Изучение микроскопического строения стебля. | Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Микроскоп цифровой, микропрепараты «Стебель однодольных и двудольных растений» Электронные таблицы и плакаты |
16 | 1 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа Изучение видоизменных побегов. | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | |
17 | 1 | Строение цветка Лабораторная работа Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | |
18 | 1 | Строение цветка | Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения» | |
19 | 1 | Соцветия Лабораторная работа Ознакомление с различными видами соцветий | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | |
20 | 1 | Плоды | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». | |
21 | 1 | Плоды Лабораторная работа Сухие и сочные плоды | Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы | |
22 | 1 | Распространение плодов и семян | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | |
23 | 1 | Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Повторить и закрепить знания по теме: «Покрыто семенные растения». | |
24 | 1 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Обобщить знания по теме: «Многообразие покрытосеменные растения». | |
25 | 1 | Химический состав растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | |
26 | 1 | Минеральное питание растений | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности). Электронные таблици и плакаты. |
27 | 1 | Фотосинтез | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Цифровая лаборатория по экологии (датчик углекислого газа и кислорода). Электронные таблицы и плакаты |
28 | 1 | Дыхание растений | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Цифровая лаборатория по экологии (датчик углекислого газа и кислорода) |
29 | 1 | Испарение воды растениями. | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | |
30 | 1 | Передвижение воды и питательных веществ в растении Передвижение воды и минеральных вещесв по древесине | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | |
31 | 1 | Прорастание семян | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | |
32 | 1 | Растительный организм как единое целое | | |
33 | 1 | Зимние явления в жизни растений. Экскурсия | Научиться писать отчет об проведенной экскурсии. | |
34 | 1 | Способы размножения растений | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | |
35 | 1 | Размножение споровых растений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | |
36 | | Размножение голосеменных растений | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», | Работа с гербарным материалом |
37 | 1 | Способы опыления у покрытосеменных растений | Сравнивают различные способы опыления и их роли. | |
38 | 1 | Половое размножение покрытосеменных растений | Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | |
39 | 1 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | |
40 | 1 | Повторение по теме «Жизнь растений» | | |
41 | 1 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | Обобщить знания по теме: «Жизнь растений». | |
42 | 1 | Основы классификации растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | Работа с гербарным материалом |
43 | 1 | Семейство Крестоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками | |
44 | 1 | Семейство Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | |
45 | 1 | Семейство Пасленовые | Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам | |
46 | 1 | Семейство Бобовые | Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам | |
47 | 1 | Семейство Сложноцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | |
48 | 1 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам | |
49 | 1 | Семейство Злаковые | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые Определяют растения по карточкам | |
50 | 1 | Важнейшие сельскохозяйственные растения Забайкалья | об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | |
51 | 1 | Повторение по теме «Классификация растений» | Обобщить знания по теме: «Классификация растений» | |
52 | 1 | Контрольная работа по теме «Классификация растений» | | |
53 | 1 | Основные экологические факторы | Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам | |
54 | 1 | Характеристика основных экологических групп растений Лабораторная работа Изучение особенностей растений различных экологических групп | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета, характеризуют растения разных групп | Работа с гербарным материалом |
55 | 1 | Растительные сообщества. | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | |
56 | 1 | Взаимосвязи растений в сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | |
57 | 1 | Экскурсия «Природное сообщество и человек | Наблюдают за природными явлениями в весенний период. Составляют дневник наблюдений. | |
58 | 1 | Первоцветы Забайкалья | Дают характеристику охраняемых первоцветов. Используя текст методического пособия, разгадывают кроссворд. Выполняют практическую работу. | |
59 | 1 | Повторение по теме «Природные сообщества» | Закрепить знания по теме: «Природные сообщества.» | |
60 | 1 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» | Научиться обобщять полученные знания и применять их. | |
61 | 1 | Многообразие растений и их происхождение | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | |
62 | 1 | Основные этапы развития растительного мира | Уметь давать сравнительную характеристику основным этапам развития растительного мира. | |
63 | 1 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето | |
64 | 1 | «SOS» - Красные книги РФ, забайкальского края | Используя информационные ресурсы, готовят презентации по темам «История охраны природы», «Редкие растения Забайкальского края».Выясняют роль Красной книги в охране растений. Анализируют Красную книгу Забайкальского края, выясняют – какие редкие растения произрастают в нашей местности? | |
65 | 1 | Лекарственные растения нашего края | Используя электронные ресурсы, выполняют презентации по темам «Пустырник сибирский», «Какалия копьевидная», «Полынь Сиверса», «Очанка» и др. Выясняют, как в медицине используются лекарственные растения. Выполняют практическую работу. | |
66 | 1 | Ядовитые растения Забайкалья | Дают характеристику ядовитым растениям, продолжают формировать приемы работы с определителем растений. Выясняют, какое действие на организм оказывают ядовитые растения. Знакомятся с правилами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. | |
67 | 1 | Повторение по теме «Классификация растений» | Закрепление знаний по теме «Классификация растений» | |
68 | 1 | Итоговый тест. Летние задания. | | |