КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 201 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 201 г. | |
2017
Содержание учебного курса по биологии 7 класс
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.)
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (7 ч.)
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека.
Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч.)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений;
культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Глава 3. Многообразие животного мира (25 ч.)
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Экскурсия: Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч.)
Этапы эволюции органического мира.
Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных.
Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (4 ч.)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад).
Факторы среды и их влияние на экосистемы.
Цепи питания, потоки энергии.
Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Резервное время (2 часа)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности;
знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, а также для реализации системно-деятельностного подхода, будут использованы различные образовательные технологии: технология проблемного обучения; проектная деятельность, игровые, ИКТ; технология развития критического мышления. Формы и методы обучения, также, будут различными: проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративные, практические, исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, программированные.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
уметь:
объяснять
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать:
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Биология 7 класс
Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 7 классе выделяется 2 часа в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год.
Учебник: Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-024414 -5.
Биология 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 часа) |
1 | Многообразие организмов, их классификация | 1 час | 04.09.2017 |
2 | Вид-основная единица систематики | 1 час | 06.09.2017 |
Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (7 часов) |
3 | Бактерии-доядерные организмы | 1 час | 11.09.2017 |
4 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 час | 13.09.2017 |
5 | Грибы-царство живой природы | 1 час | 18.09.2017 |
6 | Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов» | 1 час | 20.09.2017 |
7 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека | 1 час | 25.09.2017 |
8 | Грибы паразиты растений, животных, человека | 1 час | 27.09.2017 |
9 | Лишайники-комплексные симбиотические организмы | 1 час | 02.10.2017 |
Глава 2. Многообразие растительного мира (25 часов) |
10 | Общая характеристика водорослей | 1 час | 04.10.2017 |
11 | Многообразие водорослей Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей» | 1 час | 16.10.2017 |
12 | Значение водорослей в природе и жизни человека | 1 час | 18.10.2017 |
13 | Высшие споровые растения | 1 час | 23.10.2017 |
14 | Моховидные Лабораторная работа «Строение мха» | 1 час | 25.10.2017 |
15 | Папоротниковидные | 1 час | 30.10.2017 |
16 | Плауновидные. Хвощевидные | 1 час | 01.11.2017 |
17 | Голосеменные-отдел семенных растений | 1 час | 06.11.2017 |
18 | Разнообразие хвойных растений Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 час | 08.11.2017 |
19 | Покрытосеменные, или Цветковые | 1 час | 13.11.2017 |
20 | Строение семян Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений» | 1 час | 15.11.2017 |
21 | Виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1 час | 27.11.2017 |
22 | Видоизменения корней | 1 час | 29.11.2017 |
23 | Побег и почки | 1 час | 04.12.2017 |
24 | Строение стебля | 1 час | 06.12.2017 |
25 | Внешнее строение листа Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и расположение» | 1 час | 11.12.2017 |
26 | Клеточное строение листа | 1 час | 13.12.2017 |
27 | Видоизменения побегов Лабораторные работы «Строение клубня» и «Строение луковицы» | 1 час | 18.12.2017 |
28 | Строение и разнообразие цветков | 1 час | 20.12.2017 |
29 | Соцветия Лабораторная работа «Соцветия» | 1 час | 25.12.2017 |
30 | Плоды Лабораторная работа «Классификация плодов» | 1 час | 27.12.2017 |
31 | Размножение покрытосеменных растений | 1 час | 10.01.2018 |
32 | Классификация покрытосеменных | 1 час | 15.01.2018 |
33 | Класс Двудольные | 1 час | 17.01. 2018 |
34 | Класс Однодольные | 1 час | 22.01. 2018 |
Глава 3. Многообразие животного мира (25 часов) |
35 | Общие сведения о животном мире | 1 час | 24.01.2018 |
36 | Одноклеточные животные, или Простейшие | 1 час | 29.01.2018 |
37 | Паразитические простейшие. Значение Простейших | 1 час | 31.01.2018 |
38 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных | 1 час | 05.02.2018 |
39 | Тип Кишечнополостные | 1 час | 07.02.2018 |
40 | Многообразие кишечнополостных | 1 час | 12.02.2018 |
41 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | 1 час | 14.02.2018 |
42 | Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя» | 1 час | 26.02.2018 |
43 | Брюхоногие и Двустворчатые моллюски | 1 час | 28.02.2018 |
44 | Головоногие моллюски | 1 час | 05.03.2018 |
45 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 час | 07.03.2018 |
46 | Класс Паукообразные | 1 час | 12.03.2018 |
47 | Класс Насекомые | 1 час | 14.03.2018 |
48 | Многообразие насекомых Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого» | 1 час | 19.03.2018 |
49 | Тип Хордовые | 1 час | 21.03.2018 |
50 | Строение и жизнедеятельность рыб | 1 час | 26.03.2018 |
51 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыб» | 1 час | 28.03.2018 |
52 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | 1 час | 02.04.2018 |
53 | Класс Земноводные | 1 час | 04.04.2018 |
54 | Класс Пресмыкающиеся | 1 час | 16.04.2018 |
55 | Класс Птицы Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы» | 1 час | 18.04.2018 |
56 | Многообразие и их значение. Птицеводство | 1 час | 23.04.2018 |
57 | Класс Млекопитающие, или Звери | 1 час | 25.04.2018 |
58 | Многообразие зверей | 1 час | 30.04.2018 |
59 | Домашние млекопитающее | 1 час | 02.05.2018 |
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа) |
60 | Этапы эволюции органического мира | 1 час | 07.05.2018 |
61 | Освоение суши растениями и животными | 1 час | 09.05.2018 |
62 | Охрана растительного и животного мира | 1 час | 14.05.2018 |
Глава 5. Экосистемы (4 часа) |
63 | Экосистема | 1 час | 16.05.2018 |
64 | Среда обитания организмов. Экологические факторы | 1 час | 21.05.2018 |
65 | Биотические и антропогенные факторы | 1 час | 23.05.2018 |
66 | Искусственные экосистемы | 1 час | 28.05.2018 |
67 | Резерв | 2 часа | |
| Итого | 68 часов | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |