ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся
8- 9 классов, разработана на основе следующих документов:
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Письма департамента образования и науки Брянской области от 22.04 2019 года №2478-04-О «о примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебных год».
Рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр ВентанаГраф 2017 авторского коллектива под редакцией И.Н.Пономаревой (Линейная структура)
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2019-2020 учебный год и годового календарного графика на 2019- 2020 учебный
Данная рабочая программа составлена для изучения биологии по учебнику:
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В.М.Константинов, Бабенко В.Г.,.; под ред. проф. В.М.Константинова - М.: Вентана-Граф, 2018
В учебном плане учреждения на изучение биологии:
1) в _8_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 67 часов.
2) в _9_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 65 часов.
Срок реализации программы-1 год.
Планируемые результаты освоения курса
Ученики научатся:
• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
• пользоваться системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
• использовать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученики получат возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Ученики научатся:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученики получат возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, работы с определителями растений, размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание рабочей программы по биологии 8 класс
Общие сведения о мире животных (5 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
3 .Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные (2ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».
К.р. № 1 по теме: «Беспозвоночные животные».
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (8 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человек.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Итоговая к.р.: «Биология. Животные».
Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".
Повторение 1 час
Темы проектов:
Крылатые эхолокаторы
Любимая богом птица - деревенская ласточка.
Мастера камуфляжа
Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Насекомые - санитары садов и огородов
Насекомые рекордсмены.
Содержание рабочей программы по биологии 9 класс
(65ч, 2 ч. в неделю)
Организм человека. Общий обзор (5 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Опорно-двигательная система (7 ч)
Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь. Кровообращение (7 ч)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхательная система (5 ч)
Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварительная система (7 ч)
Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Мочевыделительная система и кожа (5 ч)
Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Регуляторные системы организма (6 ч)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Органы чувств. Анализаторы. (5ч)
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Индивидуальное развитие организма (3 ч)
Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Поведение и психика (6 ч)
Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье. Охрана здоровья человека. (2ч)
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Биосфера и человек (2 ч)
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Темы проектов:
Биоритмы жизни
Биоритмы — внутренние часы человека
Биороль витаминов
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Близнецы — чудо жизни
Близнецы. Похожи или нет?
ПЛАНИНРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС 8
( 67 часов; в неделю 2 часа).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| | |
№1 Общие сведения о мире животных(5ч) |
1 | Зоология-наука о животных. ТБ на уроках биологии. п.1,5 | 1 |
2 | Животные и окружающая среда. п.2 | 1 |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. п.3 | 1 |
4 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. п.4 п.5 | 1 |
5 | Экскурсия: "Разнообразие животных в природе". п.1-5 | 1 |
№2 Строение тела животных (2ч) |
6 | Клетка. п.6 | 1 |
7 | Ткани, органы, системы органов. п.7 | 1 |
№3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные(4ч) |
8 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. п.8 | 1 |
9 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. п.9 | 1 |
10 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". п.10 | 1 |
11 | Многообразие и значение простейших. п.11 | 1 |
№4 Подцарство Многоклеточные животные (2ч) |
12 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. п.12 | 1 |
13 | Разнообразие кишечнополостных. п.13 | 1 |
№5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви(5ч) |
14 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. п.14 | 1 |
15 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики. п.15 | 1 |
16 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. п.16 | 1 |
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. п.17 | 1 |
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" п.18 | 1 |
№6 Тип Моллюски(4ч) |
19 | Общая характеристика типа Моллюски. п.19 | 1 |
20 | Класс Брюхоногие моллюски. п.20 | 1 |
21 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков". п.21 | 1 |
22 | Класс Головоногие моллюски. п.22 | 1 |
№7 Тип Членистоногие(7ч) |
23 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. п.23 | 1 |
24 | Класс Паукообразные. п.24 | 1 |
23 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого". п.25 | 1 |
26 | Типы развития и многообразие насекомых. п.26 | 1 |
27 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. п.27 | 1 |
28 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. п.28 | 1 |
29 | Обобщение по теме «Безпозвоночные животные» Контрольная работа за I полугодие | 1 |
№8 Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы(6ч). |
30 | Тип Хордовые. Бесчерепные. п.29 | 1 |
31 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". п.30 | 1 |
32 | Внутреннее строение рыб п.31 | 1 |
33 | Особенности размножения рыб. п.32 | 1 |
34 | Основные систематические группы рыб. п.33 | 1 |
35 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. п.34 | 1 |
№9 Класс Земноводные, или Амфибии (4ч) |
36 | Класс Земноводные. Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных. п.35 | 1 |
37 | Строение и функции внутренних органов земноводных. п.36 | 1 |
38 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. п.37 | 1 |
39 | Разнообразие и значение земноводных. п.38 | 1 |
№10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(4ч) |
40 | Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся п.39 | 1 |
41 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. п.40 | 1 |
42 | Разнообразие пресмыкающихся. п.41 | 1 |
43 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. п.42 | 1 |
№11 Класс Птицы(8ч) |
44 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". п.43 | 1 |
45 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" п.44 | 1 |
46 | Внутреннее строение птиц. п.45 | 1 |
47 | Размножение и развитие птиц. п.46 | 1 |
48 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. п.47 | 1 |
49 | Разнообразие птиц. п.48 | 1 |
50 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. п.49 | 1 |
51 | Экскурсия №2"Птицы леса" | 1 |
№12 Класс Млекопитающие, или Звери(10ч) |
52 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. п.50 | 1 |
53 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". п.51 | 1 |
54 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. п.52 | 1 |
55 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. п.53 | 1 |
56 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. п.54 | 1 |
57 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. п.55 | 1 |
58 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. п.56 | 1 |
59 | Экологические группы млекопитающих. п.57 | 1 |
60 | Значение млекопитающих для человека. п.58 | 1 |
61 | Обобщение по теме: « Тип Хордовые» | 1 |
№13 Развитие животного мира на Земле (5ч) |
62 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. п.59 | 1 |
63 | Развитие животного мира на Земле. п.60 | 1 |
64 | Современный мир живых организмов. Биосфера. п.61 | 1 |
65 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса: «Биология. Животные» | 1 |
66 | Экскурсия № 3: "Жизнь природного сообщества весной". | 1 |
67 | Повторение. | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС 9
( 65 часов; в неделю 2 часа).
№ | Тема урока | Кол-во час |
Раздел 1: Введение. Организм человека. Общий обзор. - 5 ч |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Науки об организме человека. | 1 |
2 | Структура тела человека. Место человека в живой природе. | 1 |
3 | Клетка: ее строение, состав и жизнедеятельность. Л.р. №1 "Действие ферментов каталазы на пероксид водорода | 1 |
4 | Ткани Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом" | 1 |
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» | 1 |
Опорно-двигательная система (7 ч) |
6 | Скелет. Строение, состав и соединение костей Л.р.№3"Строение костной ткани».Л.Р.№4. «Химический состав костей" | 1 |
7 | Скелет головы и туловища | 1 |
8 | Скелет конечностей. П.р. «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 1 |
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 |
10 | Мышцы Пр.р. «Изучение расположения мышц» | 1 |
11 | Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Пр.р. "Проверяем правильность осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника" | 1 |
12 | обобщающий урок по разделам: "Организм человека. Опорно-двигательная система". | 1 |
Раздел 3: Кровь. Кровообращение (8 ч) |
13 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки" | 1 |
14 | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови | 1 |
15 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 |
16 | Движение лифмы. Пр.р «Кислородное голодание». | 1 |
17 | Движение крови по сосудам Пр.р."Пульс и движение крови", "Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки" | 1 |
18 | Регуляция работы сердца и кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов . Пр.р. «Доказательства вреда табакокурения» | 1 |
19 | Первая помощь при кровотечениях. Пр.р. «Функциональная СС проба» | 1 |
20 | Обобщающий урок по разделу "Кровь и кровообращение" | 1 |
Дыхательная система (5 ч)1 |
21 | Значение дыхания. Органы дыхания | 1 |
22 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. . Л.р.№6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха" | 1 |
23 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л.р. №7 «Дыхательные движения» П.р. «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 |
24 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Пр.р. «Определение запыленности воздуха» | 1 |
25 | Первая помощь при поражение органов дыхания | 1 |
Пищеварительная система (7 ч) |
26 | Значение пищи и её состав | 1 |
27 | Органы пищеварения. Пр. р. «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 |
28 | Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. 8 "Действие ферментов слюны на крахмал", Л.р.№9 "Действие ферментов желудочного сока на белки" | 1 |
29 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 |
30 | Регуляция пищеварения | 1 |
31 | Заболевания органов пищеварения | 1 |
32 | Обобщение и контроль знаний за 1 полугодие | 1 |
Обмен веществ и энергии (3ч)1 |
33 | Обменные процессы в организме. | 1 |
34 | Нормы питания. Пр.р. "Определение тренированности организма по функциональной пробе с задержкой дыхания до и после нагрузки" | 1 |
35 | Витамины | 1 |
Мочевыделительная система и кожа (5ч) |
36 | Строение и функции почек. | 1 |
37 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 |
38 | Значение кожи и ее строение. | 1 |
39 | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи | 1 |
40 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | 1 |
Регуляторные системы организма (6 ч) |
41 | Железы внешней, внутренней и смешанной секрециию. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 |
42 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. . Пр.р. "Изучение действия прямых и обратных связей" | 1 |
43 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр.р «Штриховое раздражение кожи» | 1 |
44 | Нейрогуморальная регуляция | 1 |
45 | Спинной мозг | 1 |
46 | Головной мозг: строение и функции. Пр.р. «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 |
Органы чувств. Анализаторы (5 ч) |
47 | Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор . Пр.р. "Исследование реакции зрачка на освещённость" | 1 |
48 | Заболевания и повреждения глаз | 1 |
49 | Органы слуха и равновесия, их анализаторы . Пр. р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 |
50 | Органы осязания, обоняния, вкуса . Пр.р. «Исследование тактильных рецепторов» (проводится дома) | 1 |
51 | Обобщающий урок по разделам: Обмен веществ и энергии» "Мочевыделительная система и кожа " Регуляторные системы организма. Органы чувств. Анализаторы" | 1 |
Поведение и психика (5 ч) |
52 | Врожденные формы поведения. Пр.р. «Перестройка динамического стереотипа» | 1 |
53 | Приобретенные формы поведения. Пр.р."Изучение внимания" | 1 |
54 | Закономерности работы головного мозга | 1 |
55 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание. | 1 |
Индивидуальное развитие организма (3 ч) |
57 | Половая система человека. | 1 |
58 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 |
59 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения . Психологические особенности личности | 1 |
Здоровье. Охрана здоровья человека (2 ч) |
60 | Работоспособность. Режим дня. | 1 |
61 | О вреде наркогенных веществ | 1 |
Раздел 14: Биосфера и человек - 2 ч | |
62 | Человек - часть живой природы | 1 |
63 | Глобальное антропогенное влияние | 1 |
64 | Итоговый контроль знаний | 1 |
65 | Повторение | 1 |