1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897).
на основе:
основной образовательной программы основного общего образования «Кирская средняя общеобразовательная школа»
авторской программы основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И.Сонин, М. Просвещение, 2010 г.
Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.
Используемый учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И.Сонин, Биология. Общие закономерности, 9 класс: учебник: для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2015 г., рекомендован министерством образования Российской Федерации.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
2. Общая характеристика предмета «Биология. Общие закономерности».
Курс «Биология. Общие закономерности» предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам. Он является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение биологии в 9 классе отводится 66 часов, по 2 ч в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Биология. Общие закономерности».
Обучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; - реализация установок здорового образа жизни;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 9 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках)использовать ИКТ, находить информацию в интернете, анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 9 класса программы по биологии являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- пользование знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле,
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
5. Содержание учебного предмета.
Эволюция живого мира на Земле (23 часа)
Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация биографий ученых, в несших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменел остей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (13 часов)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр
управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК', митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы,рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша- бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (18 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. (7 часов)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм. Демонстрация:
а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
6.Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности.
№ | Название раздела | Количество часов | Количество лабораторных работ, контрольных работ |
1 | Эволюция живого мира на Земле. | 23 | 3 |
2 | Структурная организация живых организмов. | 13 | 3 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | |
4 | Наследственность и изменчивость организмов. | 18 | 4 |
5 | Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. | 7 | 1 |
| Итого: | 66 | 11 |
Поурочное планирование.
№п/п | Тема раздела (урока) | Кол-во часов | Содержание | Виды учебной деятельности | | | |
| | |
Эволюция живого мира на Земле. -23 ч. | | | |
1. | Введение. Многообразие живого мира. с.3,с.8,разд.1,гл.1§1 | 1 | Роль биологии как науки. Цели, задачи, предмет изучения биологии, её методы и теории. | Выявляют в изученных ранее биологических дисциплинах общие черты организации растений, животных, грибов и микроорганизмов. Объясняют единство всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы Земли. Определяют различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют общий принцип клеточной организации живых организмов. | | | |
2. | Основные свойства живых организмов. с.10,гл.1 | 1 | Наследственность. Изменчивость. Филогенез. | Характеризуют наследственность и изменчивость, запоминают материальные основы этих свойств. Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечают значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение дискретности и энергозависимости биологических систем. | | | |
3. | Развитие биологии в додарвиновский период. с.12,гл.2, | 1 | Этапы развития биологии. | Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле. Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. | | | |
4. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. с.15,гл.2,§2 | 1 | Сущность первого эволюционного учения Ламарка. | | | |
5. | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения учения Ч.Дарвина. с.18,гл.3, §3 | 1 | Сущность эволюционного учения Ч.Дарвина. | | | |
6. | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. с.21, гл.3, §4 | 1 | Сущность учения Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный» отбор. | | | |
7. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. с.24,гл.3, §5 | 1 | Сущность учения Ч.Дарвина о естественном отборе. | | | |
8. | Борьба за существование Формы естественного отбора с.29, гл.3, §6 | 1 | | | | |
9. | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. Лабораторная работа № 1. Выявление приспособленности организмов к среде обитания. с.35,гл.4, §7 | 1 | Приспособленность организмов к среде обитания. | Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций. | | | |
10. | Забота о потомстве. с.45, гл.4, §8 | 1 | | | | |
11. | Физиологические адаптации с.49,гл.4, §9 | 1 | | Характеризуют критерии вида: структурно-функциональный, цитогенетический, эволюционный, этологический, географический и репродуктивный. Объясняют механизмы репродуктивной изоляции. Анализируют причины разделения видов на популяции. Запоминают причины генетических различий различных популяций одного вида. Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах. | | | |
12. | Вид как генетически изолированная система. Лабораторная работа № 2. Изучение критериев вида с.53, гл.5, §10 | 1 | Критерии вида. Вид. Ген. Генофонд. | | | |
13. | Популяция – элементарная эволюционная единица. с.54, гл.5, §10 | 1 | Определение популяции | Характеризуют главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического прогресса как процветания той или иной систематической группы, а биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма. Объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или функциям органов у представителей различных систематических групп организмов. Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции. | | | |
14. | Главные направления эволюции. с.60, гл.6, §12 | 1 | Макроэволюция. Биологический прогресс, регресс. Направления эволюции. | | | |
15. | Основные закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов. с.66, гл.6, §13 | 1 | Развитие органического мира, Ароморфозы. Дивергенция. Конвергенция. Результаты эволюции. | | | |
16. | Обобщение знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | | | | |
17. | Контрольная работа по теме «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | | | | | |
18. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. с.70, гл.7, §14 | 1 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | Характеризуют химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют филогенетические связи в живой природе и сравнивают их с естественной классификацией живых организмов. | | | |
19. | Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру. с.78, гл.7, §16 | 1 | | Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных животных, первых хордовых животных; развитие водных растений. Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц и млекопитающих; появление и развитие приматов. Характеризуют место человека в живой природе, его систематическое положение в системе животного мира. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру у вида Homo sapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят аргументированную критику теории расизма. | | | |
20. 21. | Развитие жизни в палеозойскую и мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру. с.81, гл.7, §17, с.88, гл.7, §18, с.91, гл.7, §19 | 2 | Появление жизни на Земле. Ароморфозы. | | | |
22-23 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека с.93, гл.7, §20 | 2 | Появление жизни на Земле. Направления эволюции. | | | |
Структурная организация живых организмов. -13 часов, Раздел 2 | | | |
24. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 | Основные положения клеточной теории. | Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки (структурная организация и функции), углеводы (строение и биологическая роль), жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК), раскрывают его значение. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию. Различают структуру и функции РНК Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неѐ (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчѐркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неѐ (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчеркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез. | | | |
25. | Органические вещества –белки, углеводы. Лаб работа №3: Химическая организация клетки с.107, гл.9, §22 | 1 | Особенности строения липидов, углеводов, их функции. | | | |
26. | Органические вещества - белки, нуклеиновые кислоты. с.111, гл.9, §22 | 1 | Особенности строения и функции белков | | | |
27. | Органические вещества –нуклеиновые кислоты. с.113, гл.9, §22 | 1 | Особенности строения нуклеиновых кислот, их функции. | | | |
28. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. с.113, гл.10, §23 | 1 | | | | |
29. | Пластический обмен. с.113, гл.10, §23 | 1 | Отличие пластического обмена | | | |
30. | Обмен веществ в растительной клетке. с.113, гл.10 | 1 | Фотосинтез как пример пластического обмена. Обмен веществ и энергии. | | | |
31. | Контрольная работа по теме «Химическая организация клетки», «Обмен веществ» | 1 | | | | | |
32. | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана. с.125,гл.10, §26 | 1 | | Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах. Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют типы клеточных включений и их роль в метаболизме клеток. Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятию «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов. | | | |
33. | Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. с.125,гл.10, §26 | 1 | Строение и функции главных частей клетки. | | | |
34. | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятель ностью клетки. Лаб. работа №4: "Плазмолиз и деплазмолиз клетки... | 1 | Строение и функции ядра | | | |
35. | Прокариотическая клетка. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение клеток с.122,гл.10, §25 | 1 | Сравнительная характеристика клеток. Строение прокариотической клетки. Вирусы. Бактериофаги. | | | |
36. | Деление клетки | 1 | Клеточная теория. Жизненный цикл клетки. | | | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 ч Глава 12. | | | |
37. | Бесполое размножение растений и животных. с.146,гл.12, §30 | 1 | Способы бесполого размножения, их роль. | Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения. | | | |
38. | Половое размножение организмов. с.150, гл.12, §31 | 1 | Развитие половых клеток. Мейоз | | | |
39. | Эмбриональный период развития. с.156, гл.13, §32 | 1 | Эмбриональный период развития организма. | Обозначают периоды индивидуального развития. Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологического смысла развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный); старение. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера. | | | |
40. | Постэмбриональное развитие | 1 | Постэмбрио нальный период развития организма. | | | |
41. | Биогенетический закон. Общие закономерности развития. с.166, гл.13, §34 | 1 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | | | |
Наследственность и изменчивость организмов. -18 ч Раздел 4. | | | |
42. | Генетика как наука. Основные понятия генетики.Л.Р№5 Составление и решение задач. | 1 | Закономерности наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. | Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Работа с новыми понятиями. | | | |
43. | Гибридологический метод изучения наследственности с.174, гл.14, §36 | 1 | Гибридологический метод. Закономерности передачи наследственных признаков. | | | |
44. | Моногибридное скрещивание. с.176, гл.14, §37 | 1 | | | | |
45. | Неполное доминирование. .Л. р.№5 :Решение | 1 | Промежуточное наследование | | | |
46. | Дигибридное скрещивание. с.180 ,гл.14, §37 | 1 | Дигибридное скрещивание | | | |
47. | Генетика пола с.188 ,гл.14, §39 | 1 | Предмет, методы, задачи генетики человека как науки. | | | |
48. | Изучение и анализ составленных родословных с.188 ,гл.14, §39 | 1 | Анализ и решение генетических задач. Родословная. | | | |
49. | Хромосомная теория. Лаб. работа "Решение генетических задач" № 6. | 1 | Основные положения теории наследственности. | | | |
50. | Генотип как целостная система с.192,гл.14, §40 | 1 | | | | |
51. | Обобщающий урок «Закономерности наследования признаков» | 1 | | | | |
52. | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. с.196, гл.15, §41 | 1 | Свойства живых организмов: наследственность и изменчивость. | | | |
53. | Мутации. с.197, гл.15, §41 | 1 | | | | |
54. | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. с.197, гл.15, §41 | 1 | Разнообразие мутаций | | | |
55. | Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. с.201 гл.15, §42 | 1 | Фенотипическая изменчивость. | Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции | | | |
56. | Изучение изменчивости.Лабораторная работа № 7.Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда. | 1 | | | | |
57. | Селекция. Центры происхождения культурных растений. с.204-205 гл.16, §43 | 1 | | Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции. Обосновывают значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей . Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирую их значение. Характеризуют формы взаимоотношений между организмами. Характеризуют компоненты биоценоза, перечисляют причины смены биоценозов. Формулируют представления о цепях и сетях питания | | | |
58. | Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения современной селекции. с.207 гл.16, §44 | 1 | Значение селекции для развития сельскохозяйст венного производства, медицинской, микробиологи ческой и других отраслей промышленности | | | |
59. | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. с.216 гл.17, §46 с.221гл.17, §47 Лаб.работа № 8. Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». | 1 | Круговорот химических элементов. | | | |
Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. -7 ч. | | | |
60.61. | Экология как наука. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды с.225,гл.17, §48-52 | 2 | Абиотические факторы. Взаимоотношения организмов. | Описывают воздействие живых организмов на планету. Раскрывают сущность процессов, приводящих к образованию полезных исопаемых, различают исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы. | | | |
62. | Биогеоценозы и биоценозы. Компоненты биогеоценозов с.229,гл.17, §49 | 1 | Компоненты биогеоценозов | | | |
63. 64. | Природные ресурсы и их использование. с.269,гл.18, §54 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. с.215,гл.17 | 2 | Природно-ресурсные возможности окружающей среды. | | | |
65. | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | |
66. | Анализ результатов итоговой контрольной работы | 1 | | | | | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Список литературы:
1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, И. Б. Агафонова «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М.: Дрофа, 2015 г..
2. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
3. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.
4.. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
5. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.
6. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
Интернет-ресурсы:
1.Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. http://www.kozlenkoa.narod.ru
2. Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru
3 .Теория эволюции как она есть. http://evolution.powernet.ru
4. Чарлз Дарвин: биография и книги .http://charles-darwin.narod.ru
5. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru
6. сайт htt:// f ejon.edu.pu.
7. сайт htt://school-collectjon.edu.ru.
8. сайт http://www.drofa.ru.
Учебно-лабораторное оборудование и техническое оснащение образовательного процесса: 1.Таблицы.
2. Натуральные объекты.
3. Гербарии.
4. Модели.
5. Определители растений.
6. Микроскопы.
7. Микропрепараты.
8. Лабораторное оборудование.
8.Требования к уровню подготовки выпускника.
Ученик научиться:
- понимать особенности жизни как формы существования материи;
- понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.
особенности жизни как формы существования материи;
• понимать фундаментальные понятия биологии;
• понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• понимать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• понимать соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• понимать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.