СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса»

1.      Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена

         в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897).

 на основе:

         основной образовательной программы основного общего образования «Кирская средняя общеобразовательная школа»

         авторской  программы  основного общего образования по  биологии, 9  класс, авторы:  С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И.Сонин, М. Просвещение, 2010 г.

         Рабочей программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.

Используемый учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И.Сонин, Биология. Общие закономерности, 9 класс: учебник: для общеобразовательных учебных  заведений. М.: Дрофа, 2015 г., рекомендован министерством образования Российской Федерации.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


2. Общая характеристика предмета «Биология. Общие закономерности».

      Курс «Биология. Общие закономерности» предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса  основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам. Он является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

3.      Описание места учебного предмета в учебном плане.

  На изучение биологии в 9 классе  отводится 66 часов, по 2 ч в неделю.

4.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Биология. Общие закономерности».

    Обучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;  - реализация установок здорового образа жизни;

-  формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 9 класса программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

- умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках)использовать ИКТ, находить информацию в интернете, анализировать и оценивать информацию.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 9 класса программы по биологии являются:

- выделение существенных признаков биологических объектов и  процессов;

- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

 - пользование  знаниями  общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле,

-  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; 
-  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; 
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; 
- владеть языком предмета.

5.       Содержание учебного предмета.

Эволюция живого мира на Земле (23 часа)

Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация биографий ученых, в несших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменел остей, отпечатков растений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (13 часов)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр

управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК', митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы,рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша- бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (18 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. (7 часов)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.  Демонстрация:

а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

 

6.Тематическое планирование с определением

 основных видов учебной деятельности.

Название раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ, контрольных работ

1

Эволюция живого мира на Земле.

 

23

3

2

Структурная организация живых организмов.

 

13

3

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

5

 

4

Наследственность и изменчивость организмов.

 

18

5

Взаимоотношения организмов и среды.  Основы экологии.

 

7

1

 

Итого:

66

11

 

 

 

Поурочное планирование.

№п/п

Тема раздела (урока)

Кол-во часов

Содержание

Виды учебной деятельности



 



 

Эволюция живого мира на Земле. -23 ч.

 



 

1.

 

Введение.

Многообразие живого мира.

с.3,с.8,разд.1,гл.1§1

1

 

Роль биологии как науки. Цели, задачи, предмет изучения биологии, её методы и теории.

Выявляют в изученных ранее биологических дисциплинах общие черты организации растений, животных, грибов и микроорганизмов. Объясняют единство всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы Земли. Определяют различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют общий принцип клеточной организации живых организмов. 



 

2.

Основные свойства живых организмов.

с.10,гл.1

1

Наследственность. Изменчивость. Филогенез.

Характеризуют наследственность и изменчивость, запоминают материальные основы этих свойств. Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечают значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение дискретности и энергозависимости биологических систем.



 

3.

Развитие биологии в додарвиновский период.

с.12,гл.2,

1

Этапы развития биологии.

Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле.

Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. 



 

4.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

с.15,гл.2,§2

1

Сущность первого эволюционного учения Ламарка.



 

5.

Научные и социально-экономические предпосылки 

возникновения и утверждения учения Ч.Дарвина.

с.18,гл.3, §3

1

Сущность эволюционного учения Ч.Дарвина.



 

6.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

с.21, гл.3, §4

1

Сущность учения Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный» отбор. 



 

7.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

с.24,гл.3, §5

1

Сущность учения Ч.Дарвина о естественном отборе.



 

8.

Борьба за существование Формы естественного отбора

с.29, гл.3, §6

1

 



 

9.

Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. Лабораторная работа № 1. Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

с.35,гл.4, §7

1

Приспособленность организмов к среде обитания.

Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций.

 



 

10.

Забота о потомстве.

с.45, гл.4, §8

1

 



 

11.

Физиологические адаптации

с.49,гл.4, §9

1

 

Характеризуют критерии вида: структурно-функциональный, цитогенетический, эволюционный, этологический, географический и репродуктивный. Объясняют механизмы репродуктивной изоляции. Анализируют причины разделения видов на популяции. Запоминают причины генетических различий различных популяций одного вида. Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах.

 



 

12.

Вид как генетически изолированная система. Лабораторная работа № 2. Изучение  критериев вида

с.53, гл.5, §10

1

Критерии вида.

Вид. Ген. Генофонд.



 

13.

Популяция – элементарная эволюционная единица.

с.54, гл.5, §10

1

Определение популяции

Характеризуют главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического прогресса как процветания той или иной систематической группы, а биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма. Объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или функциям органов у представителей различных систематических групп организмов. Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции. 



 

14.

Главные направления эволюции.

с.60, гл.6, §12

1

Макроэволюция. Биологический прогресс, регресс. Направления эволюции.



 

15.

Основные закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов.

с.66, гл.6, §13

1

Развитие органического мира, Ароморфозы.

Дивергенция. Конвергенция. Результаты эволюции.



 

16.

Обобщение знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»


1

 



 

17.

Контрольная работа

по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1

 

 



 

 

18.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

с.70, гл.7, §14

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Характеризуют химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют филогенетические связи в живой природе и сравнивают их с естественной классификацией живых организмов. 



 

19.

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру.

с.78, гл.7, §16

1

 

Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных животных, первых хордовых животных; развитие водных растений. Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение 

позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц и млекопитающих; появление и развитие приматов. Характеризуют место человека в живой природе, его систематическое положение в системе животного мира. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру у вида Homo sapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят аргументированную критику теории расизма.



 

20.

21.

Развитие жизни в  палеозойскую и мезозойскую эру. Развитие жизни  в кайнозойскую эру.

с.81, гл.7, §17,

с.88, гл.7, §18,

с.91, гл.7, §19


2

Появление жизни на Земле. Ароморфозы.



 

22-23

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

с.93, гл.7, §20


2

Появление жизни на Земле. Направления эволюции.

 

 

 



 

Структурная организация живых организмов. -13 часов,

 Раздел 2



 

24.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

с.104, с.105,гл.9, §21



 

1

Основные положения клеточной теории.

Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки (структурная организация и функции), углеводы (строение и биологическая роль), жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК), раскрывают его значение. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию. Различают структуру и функции РНК

Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неѐ (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчѐркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез

Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неѐ (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчеркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез. 





 

25.

Органические вещества –белки,  углеводы. Лаб  работа №3: Химическая организация клетки

с.107, гл.9, §22

1

Особенности строения липидов, углеводов, их функции.





 

26.

Органические вещества -  белки, нуклеиновые кислоты.

с.111, гл.9, §22

1

Особенности строения и функции белков





 

27.

Органические вещества –нуклеиновые кислоты.

с.113, гл.9, §22

1

Особенности строения нуклеиновых кислот, их функции.





 

28.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен.

с.113, гл.10, §23

1

 





 

29.

Пластический обмен.

с.113, гл.10, §23

1

Отличие пластического обмена





 

30.

Обмен веществ в растительной клетке.

с.113, гл.10

1

Фотосинтез как пример пластического обмена. Обмен веществ и энергии.





 

31.

Контрольная работа по теме «Химическая организация клетки», «Обмен веществ»

 1

 

 





 

32.

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

с.125,гл.10, §26

1

 

Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах. Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют типы клеточных включений и их роль в

метаболизме клеток. Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятию «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов. 







33.

Органоиды цитоплазмы, их структура и функции.

с.125,гл.10, §26

1

Строение и функции главных частей клетки.





 

34.

Клеточное ядро – центр управления жизнедеятель

ностью клетки. Лаб. работа №4: "Плазмолиз и деплазмолиз клетки...

1

Строение и функции ядра





 

35.

Прокариотическая клетка. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Строение клеток с.122,гл.10, §25

1

Сравнительная характеристика клеток. Строение прокариотической клетки. Вирусы. Бактериофаги.





 

36.

Деление клетки

с.136, гл.10, §28



1

Клеточная теория. Жизненный цикл клетки.







Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 ч

 Глава 12.





 

37.

Бесполое размножение растений и животных.

с.146,гл.12, §30

1

Способы бесполого размножения, их роль.

Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения.

 





 

38.

Половое размножение организмов.

с.150, гл.12, §31

1

Развитие половых клеток. Мейоз





 

39.

Эмбриональный период развития.

с.156, гл.13, §32

1

Эмбриональный период развития организма.

Обозначают периоды индивидуального развития. Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологического смысла развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный); старение. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера.





 

40.

Постэмбриональное развитие

с.162, гл.13, §33



1

Постэмбрио

нальный период развития организма.





 

41.

Биогенетический закон.

Общие закономерности развития.

с.166, гл.13, §34

1

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 





 

Наследственность и изменчивость организмов. -18 ч

 Раздел 4.





 

42.

Генетика как наука. Основные понятия генетики.Л.Р№5 Составление и решение задач.

с.172, гл.14, §35


 


1

Закономерности наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.

Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют

способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Работа с новыми понятиями.





 

43.

Гибридологический метод изучения наследственности

с.174, гл.14, §36

1

Гибридологический метод. Закономерности передачи наследственных признаков.





 

44.

Моногибридное скрещивание.

с.176, гл.14, §37


1

 





 

45.

Неполное доминирование. .Л. р.№5 :Решение

1

Промежуточное наследование





 

46.

Дигибридное скрещивание.

с.180 ,гл.14, §37

1

Дигибридное скрещивание





 

47.

Генетика пола

с.188 ,гл.14, §39

1

Предмет, методы, задачи генетики человека как науки.





 

48.

Изучение и анализ составленных родословных

с.188 ,гл.14, §39

1

Анализ и решение генетических задач. Родословная.





 

49.

Хромосомная теория. Лаб. работа "Решение генетических задач" № 6.


1

Основные положения теории наследственности.





 

50.

Генотип как целостная система

с.192,гл.14, §40

1

 





 

51.

Обобщающий урок «Закономерности наследования признаков»


1

 





 

52.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

с.196, гл.15, §41

1

Свойства живых организмов: наследственность и изменчивость.





 

53.

Мутации.

с.197, гл.15, §41

1

 





 

54.

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

с.197, гл.15, §41 

1

Разнообразие мутаций





 

55.

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость.

с.201 гл.15, §42

1

Фенотипическая изменчивость.

Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции

 





 

56.

Изучение изменчивости.Лабораторная работа № 7.Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда.

1

 





 

57.

Селекция. Центры происхождения культурных растений.

с.204-205 гл.16, §43

1

 

Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции. Обосновывают значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей .

 

 

 

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирую их значение. Характеризуют формы взаимоотношений между организмами. Характеризуют компоненты биоценоза, перечисляют причины смены биоценозов. Формулируют представления о цепях и сетях питания







 

58.

Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения современной селекции.

с.207 гл.16, §44

1

Значение селекции для развития сельскохозяйст

венного производства, медицинской, микробиологи

ческой и других отраслей промышленности





 

59.

 

Структура биосферы. Круговорот веществ в  природе.

с.216 гл.17, §46

с.221гл.17, §47

Лаб.работа № 8. Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида».

1

Круговорот химических элементов.



 

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. -7 ч.





 

60.61.

Экология как наука. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды

с.225,гл.17, §48-52


2

 

Абиотические факторы. Взаимоотношения организмов.

Описывают воздействие живых организмов на планету. Раскрывают

сущность процессов, приводящих к образованию полезных исопаемых, различают исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы.

 



 

62.

 

Биогеоценозы и биоценозы. Компоненты биогеоценозов с.229,гл.17, §49


1

Компоненты биогеоценозов





 

63.





64.

Природные ресурсы и их использование.

с.269,гл.18, §54

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

 с.215,гл.17

2

Природно-ресурсные возможности окружающей среды.





 

65.

 

Итоговая контрольная работа

1

 





 

66.

 

Анализ результатов итоговой контрольной работы

1

 

 





 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса.

Список  литературы:

1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, И. Б. Агафонова «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М.: Дрофа, 2015 г..

2. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология  / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.

3. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.

4.. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

5. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.

6. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.

Интернет-ресурсы:

1.Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. http://www.kozlenkoa.narod.ru

2. Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru

3 .Теория эволюции как она есть. http://evolution.powernet.ru

4. Чарлз Дарвин: биография и книги .http://charles-darwin.narod.ru

5. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru

6. сайт htt:// f ejon.edu.pu.

7. сайт htt://school-collectjon.edu.ru.

8. сайт http://www.drofa.ru.

   Учебно-лабораторное оборудование и техническое оснащение образовательного процесса:      1.Таблицы.

2. Натуральные объекты.

3. Гербарии.

4. Модели.

5. Определители растений.

6. Микроскопы.

7. Микропрепараты.

8. Лабораторное оборудование.

 

8.Требования к уровню подготовки выпускника.

Ученик научиться:

- понимать особенности жизни как формы существования материи;

-  понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.

особенности жизни как формы существования материи; 
      • понимать фундаментальные понятия биологии;

      • понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

      • понимать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

      • понимать соотношение социального и биологического в эволюции человека;

      • понимать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Ученик получит возможность научиться:

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

-  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!