№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
Литература народов Дагестана средневековой эпохи (V – первая половина XIX века). |
1. | Жанровое своеобразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Роль фольклора в возникновении письменных форм литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Идейно-художественные особенности ашугской поэзии народов Южного Дагестана (Кюре Реджеб, Эмин из Ялцуга, Лезги Ахмед, Мирза Калукский). | 1 | |
| Зарождение письменности и письменные памятники периода Кавказской Албании. Распространение и расцвет арабоязычной дагестанской литературы. Исторические хроники («Тарихи Дагестан», «Дербент-наме»). Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Переводы их на дагестанские языки. Дагестанская литература на арабском языке в XVII-XVIII веках. Приспособление арабской письменности к дагестанским языкам. | | |
Героико-исторические и эпические песни, баллады народов Дагестана. |
2. | «Сражение с Надир-шахом». Ценность произведения с исторической и художественной точек зрения. | 1 | |
| «Парту Патима». Художественные средства создания образа героини. | | |
3. | «Песня о герое Муртузали». Патриотический пафос произведения. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| «Хочбар». Образ Хочбара. | | |
4. | Отражение острой социальной и антифеодальной борьбы в балладе «Айгази». Нравственные ценности в балладе. | 1 | |
| «Давди из Балхара». Принцип контраста при создании характеров Давди и Аглар-хана. | | |
5. | «Песня Абдуллы» - поэтическое осмысление трагических событий прошлого. Драматичность песни. Образ Абдуллы и его матери. | 1 | |
| «Юноша из Кумуха и девушка из Азайни». Тема любви в балладе. | | |
6. | «Султан-Ахмед младший». Полярность образов Султан-Ахмеда и его братьев. | 1 | |
| Вн. чт. «Ахульго». Историческая основа баллады. | | |
7. | Вн. чт. «Каменный мальчик». Отражение в балладе многовековой борьбы с иноземными завоевателями. | 1 | |
| Вн. чт. «Шарвили». Основное содержание народного эпоса. | | |
| Урок- зачёт «Фольклор. Песни и баллады народов Дагестана». | | |
Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина XIX – начало XX века). |
8. | Общая историческая обстановка в Дагестане во второй половине XIX века. Присоединение Дагестана к России, борьба горцев под предводительством Шамиля. Развитие литературы в Дагестане. Развитие социальной лирической поэзии. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| Саид Кочхюрский. «Проклятие Мурсал-хану». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения. Вн. чт. Саид Кочхюрский. «Колесо моей судьбы». | | |
9. | Мирза Калукский. «Ответ хану». Выразительность языка стихотворения. | 1 | |
| Анхил Марин. «Приди, ясноокий...», «Чтоб тебя поразила стрела». | | |
10. | Щаза из Куркли. «Одевает иней белый...», «За тьмой ночной приходит свет», «Суди ты меня, не суди». | 1 | |
| Вн. чт. Щаза из Куркли. «Чтоб взглянуть на мир с вершин...», «Ранней юности любовь...», «Чем жить с нелюбимым». | | |
11. | Патимат Кумухская. «Патимат пишет Маллею». | 1 | |
| Урок-зачёт «Литературное творчество горянок Дагестана» | | |
12 | Абдулла Омаров. Очерк жизни и творчества. «Как живут лаки» - историко-этнографический очерк. Особенность очерков Омарова. Показ жизни и быта горского аула. Взаимоотношения людей в обществе и семье, игр и развлечений, обычаев и обрядов горцев через детское восприятие. Актуальность очерка. Особенности стиля А. Омарова в развитии дагестанской прозы. | 1 | |
| Вн. чт. Абдулла Омаров. «Воспоминания Муталима». | | |
13. | Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви («Я ношу в груди огонь», «Ах, как скомкано тоской...»). Драматизм и гиперболизация чувств в лирике Батырая. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| Песни о герое О. Батырая («Кремневку точит ржа...», «Коротка героя жизнь...»). Сказочно-фантастические черты образа героя-бунтаря. | | |
14. | О. Батырай. Песни о жизни («Будь неладен этот свет...», «Ах, могу ль я песни петь...»). Реалистическое осмысление явлений социальной действительности. Сатирическое обличение поэтом пороков времени в песнях «Тайком хлеба...», «Ты суп с лапшой...». Национальное своеобразие образов и общественно-политическое значение поэзии Батырая. | 1 | |
| Краткие сведения о даргинской поэзии конца XIX – начала ХХ веков, связанной с развитием капиталистических отношений, массовым уходом крестьян из родных аулов на отхожие промыслы. Поэзия Сукур Курбана и Мунги Ахмеда | | |
15. | Вн. чт. Омарла Батырай. «В сребрекованной броне...», «Джамав-хана табуны», «Ты руками в плен берешь...». Сукур Курбан. «Проданная Меседу». | 1 | |
| Урок-зачет «Даргинская поэзия конца XIX - начала XX веков». | | |
16. | Ирчи Казак – основоположник кумыкской литературы. Биография поэта. Ранние песни Ирчи Казака, романтическая окрашенность любовной лирики поэта. Дидактические и реалистические тенденции лирики И. Казака («Дружи с отважным!», «Каким должен быть мужчина»). | 1 | |
| Поэтичность сибирского цикла стихотворений Ирчи Казака. Протест против угнетения и порабощения человека, угнетения одних народов другими («Как я мог предвидеть коварство ханов», «Осень голубая, как марал»). | | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
17. | Отражение в стихотворениях Ирчи Казака процесса разрушения патриархального быта, проникновения в него новых капиталистических отношений («Иные времена», «Письмо Магомед-Эфенди Османову»). Обличение социальной несправедливости. Утверждение активного противодействия злу - жизненная позиция поэта («Удача», «Рассудка умный не теряет»). Художественное своеобразие поэзии И. Казака. Горький сарказм и сатирические черты песен И. Казака после возвращения из сибирской ссылки. Общественно-политическое значение поэзии Казака. | 1 | |
| Вн. чт. М.-Э. Османов. «О щедрости и чести». А. Аджиев. Стихи из цикла «Ирчи Казак». | | |
18. | Етим Эмин – основоположник лезгинской литературы. Идеи протеста против социальных противоречий своего времени и думы о будущем. Общественный и социальные конфликты в стихах-сетованиях Эмина, антиклерикальные мотивы в его творчестве. («В смятенье мир», «Кто в этом мире бродит как слепой», «Не ведающему о мире»). Мир добра и зла в творчестве Е. Эмина («Ах, наша жизнь»). Положительный идеал в лирике поэта («Восстание 1877 года»). Философская направленность последнего периода творчества Эмина. («Если спросят друзья», «Слово умирающего Эмина»). Художественное мастерство поэта. Особенности рифмовки и строфического построения («гошма»). Значение творчества Е. Эмина. | 1 | |
| Вн. чт. Лирика Е. Эмина. «Соловей», «Что к чему подходит», «Крик о помощи». Тема страданий народа в произведениях о личных невзгодах. | | |
19. | Урок-зачет «Творчество Ирчи Казака и Етима Эмина». | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
Литература народов Дагестана начала ХХ века. |
| Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале ХХ века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии (Магомед Тлохский, Гаджи Ахтынский, Азиз Иминагаев, Махмуд из Куркли). Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале ХХ века. | | |
20. | Махмуд – классик аварской поэзии. Биография Махмуда из Кахаб-Росо. Развитие Махмудом утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины («Райский сад не стану славить», «Земной праздник»). | 1 | |
| Песни о любимой Махмуда («Письмо из казармы»). Протест против ханжества в проявлении человеческих чувств. Карпатский период жизни Махмуда. «Мариам». Лиризм поэмы. Национальные истоки поэтической формы «Мариам». Новаторство Махмуда. Идейно-художественное содержание поэмы и общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда. Лирический герой Махмуда о жизни и войне. | | |
21. | «Сон». Философское богатство и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной лирики. Роль Махмуда в формировании авторского литературного языка. Теория литературы. Понятие о романтизме и реализме. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| Мир природы и внутренний мир человека в поэзии Махмуда («На высокой вершине два влюбленных цветка...», «Вспомню вершину и запах лесной...»). | | |
22. | Урок-зачёт «Литературное наследие Махмуда из Кахаб-Росо». | 1 | |
| Вн. чт. Тажутдин Чанка «Когда б за стройность награждал невест...», «Имя твое». Расул Гамзатов. «Махмуд, хоть век недолог твой...». | | |
Литература новейшего времени. Развитие литературы народов Дагестана в 1917-1945 годы. |
23. | Отражение событий революции 1917 года и Гражданской войны в литературе. Роль публицистики, агитационной, политической лирики. Общественно-политическая обстановка в Дагестане в 20-е, 30-е годы. Судьба арабоязычной литературы после установления советской власти. Реформирование аджама, создание нового алфавита в 1928 году на латинской графической основе. Замена латиницы на кириллицу в 1938 году. Создание дагестанской ассоциации пролетарских писателей. Первый съезд писателей Дагестана и СССР в 1934 году. Первые народные поэты Дагестана: Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов. Обострение в 30-е годы литературной борьбы. Утверждение принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Дагестанские писатели на фронте и в тылу Великой Отечественной войны. | 1 | |
| Вн.чт. Г. Цадаса «Песня сестер». А. Гафуров «Возвращение с войны». А.-В. Сулейманов «Друзьям». | | |
24. | Сулейман Стальский. Начало поэтической деятельности С. Стальского. «Соловей» – тема поэта и назначения поэзии. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| Обличение тунеядства, бюрократизма, эксплуататорства, бесправия в стихах С. Стальского «Старшина», «Судьи», «Богачи-чиновники» и др. | | |
25. | Творчество С. Стальского периода революции и Гражданской войны («Погибни, старый, мертвый мир», «Гневные строки»). | 1 | |
| Творчество С. Стальского в период с 1920 по 1937 годы. Основные темы произведений поэта («Не обидно ли?», «От глупости лекарства нет», «Колхозница Инджихан», «Ребята»). Значение творчества С. Стальского в развитии дагестанской литературы. | | |
26. | Гамзат Цадаса. Жизненный и творческий путь Г. Цадасы. Раннее творчество поэта («Стихи о харчевне», «Дибир и хомяк»). Художественное своеобразие произведений. | 1 | |
| Сборник «Метла адатов». Борьба против пережитков прошлого («Рассказ о Хучбаре и Мухаме», «Чохто», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом»). Идейно-художественное своеобразие сатиры Г. Цадасы. Реалистическая направленность поэзии Г. Цадасы. | | |
27. | Стихи и публицистика Г. Цадасы в период Великой Отечественной войны. Усиление драматизма и лиризма в его поэзии. Прославление величия морального духа советского человека («Песня жены воина», «Маленькой Пати»). | 1 | |
| Поэзия Г. Цадасы в послевоенные годы. Поэма «Сказание о чабане». Философские мотивы в творчестве Г. Цадасы. Проблематика, образы и художественные особенности поэмы. Роль творчества Г. Цадасы в развитии аварской и дагестанской литературы. | | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
28. | Урок-зачет по творчеству С. Стальского и Г. Цадасы. | 1 | |
29. | Алим-Паша Салаватов – драматург, основоположник дагестанской героической драмы. Драма «Айгази». Представители народа – главные действующие лица пьесы. Образ Айгази – олицетворение характера народа. Женские образы драмы. Смешение в произведении черт восточной сказки и дагестанской жизни. Связь с фольклором кумыков. | 1 | |
30. | Абуталиб Гафуров. Жизненный и творческий путь поэта («Автобиография», «Так началась моя жизнь»). Агитационно-призывная лирика А. Гафурова, ее основные темы и идеи («Рассказ подмастерья», «В то время»). Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэта («Прочь» и др.). Послевоенный период творчества А. Гафурова – расцвет его поэтического таланта («Нам дело такое по нраву», «Пожелание», «Советы»). Жанр поэмы в творчестве А. Гафурова. Поэма «Солдат гор». Проблематика поэмы. Роль творчества А. Гафурова в развитии лакской литературы. | 1 | |
31. | Вн. чт. А. Гафуров. «Абуталиб сказал...». Сборник мудрого слова поэта. | 1 | |
32. | Эффенди Капиев – прозаик, поэт, переводчик, литературный критик, фольклорист, родоначальник русскоязычной дагестанской поэзии и прозы. Жизненный путь писателя. Книга новелл «Поэт». Эффенди Капиев об идее и композиции книги. История создания образа Сулеймана. С. Стальский – прототип капиевского героя. Искусство портрета, детали («Разговор о поэзии»). «Поэт» Э. Капиева в оценке критики и литературоведения. | 1 | |
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
| Капиев как корреспондент военных газет. «Фронтовые записки» Э. Капиева. Их правдивость, точность, гуманизм, патриотизм. Образ автора-повествователя во «Фронтовых записках». Капиев о значении русского языка. Значение традиций Э. Капиева для современной дагестанской прозы. | | |
33. | Вн. чт. Э. Капиев. «Записные книжки», «Поэт» («Страда», «Народ»). | 1 | |
| Наталья Капиева. «Жизнь, прожитая набело» (в сокращении). Теория литературы. Понятие об очерке, художественный перевод. | | |
34. | Повторение изученного материала. | 1 | |
| Итоговый урок-зачет «Дагестанская литература ХХ века». | | |