СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "География"»











Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»




ОУД. 08 ГЕОГРАФИЯ


Рабочая программа

общеобразовательной учебной дисциплины

для специальностей

40.02.01 Право и организация социального

обеспечения,

40.02.03 Право и судебное администрирование,

38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»























Воронеж

2020
















ОДОБРЕНО

ПЦК общеобразовательных дисциплин

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе


____________ И.А. Луценко

УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума, кандидат экономических наук


____________ Л.В. Волкова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ



Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»



Разработчик: Бондаренко Т.А., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ».


Рецензенты:

Немыкин Александр Яковлевич, доцент кафедры географии и туризма Воронежского государственного педагогического университета,

Паринова ОООООО, преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ».






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14





















































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» является частью программ подготовки специалистов среднего звена (общеобразовательный цикл) по специальностям: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.03 Право и судебное администрирование, входящим в состав укрупнённой группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция, 38.02.02Страховое дело (по отраслям), входящим в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа разработана для студентов I курса и предназначена для изучения Географии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), Примерной программы по учебной дисциплине «География», входящей в Примерную основную образовательную программу среднего общего образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Лица с ограниченными возможностями здоровья осваивают учебную дисциплину «География» по данной программе в полном объеме, но информационное наполнение учебно-методического обеспечения реализации программы адаптировано для лиц с ОВЗ с учетом их потребностей.


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина «География» относится к общеобразовательному Циклу учебных дисциплин и является обязательной учебной дисциплиной из предметной области "Общественные науки".


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина­мично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологиче­ских процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно­стей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

  • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разно­образных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая географи­ческие карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в усло­виях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа включает материал социально ориентированного содержания о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных ре­гионов и ведущих стран мира, развить географические умения и навыки, общую культуру и мировоззрение, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

- усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

- акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

- увеличен объем содержания по географии России;

- проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

- типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации - картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рабочая программа по географии способствует формированию у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.


Требования к результатам обучения


Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо­собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социаль­но-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни­честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

  • метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен­тированные выводы;

  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре­менного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир­ных междисциплинарных связях географии;

  • предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на­селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи­модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.


Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 67 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 33 часа;

практических занятий- 32 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

67

в том числе:


практические занятия

32

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

География


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Введение.

Источники географической информации


Содержание учебного материала

2

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники гео­графической информации. Географические карты различной тематики и их прак­тическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.










Практические занятия



Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.



Содержание учебного материала

4

Тема 2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные об­разования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и осо­бенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2


Практические занятия

2


Государственный строй стран мира. Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади терри­тории и численности населения.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.



Самостоятельная работа

3


Подготовка рефератов, презентаций: «Новейшие изменения политической карты мира», «Геополитика. «Горячие точки» на карте мира».


Тема 3

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

4

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия

2

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использо­вании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов


Самостоятельная работа

2

Подготовка рефератов: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира», «Типы природопользования в различных регионах и странах мира», «Экологические проблемы, возникающих при использо­вании различных видов природных ресурсов».


Тема 4. География населения мира

Содержание учебного материала

6

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятель­ное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграция населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегаполисы

4

Практические занятия

2

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и ре­гионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.


Самостоятельная работа

2

Подготовка презентаций «Культурные традиции различных народов», «Особенности урбанизации в развивающихся странах», «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира», «Мировые» города и их роль в современном развитии мира».


Тема 5. Мировое хозяйство




5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства













5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства




5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства




5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства


Содержание учебного материала

19

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географи­ческое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно ­технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основ­ные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирово­го промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню эконо­мического развития. «Мировые» города.

3

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.


2

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.


2

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.


2

Практические занятия

8

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира:

  • Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

  • Построение картосхемы размещения основных районов отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

  • Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.



Самостоятельная работа

10

Подготовка докладов «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства», «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа», «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира», «Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства».


Контрольная работа

Содержание учебного материала

2

«Общий обзор мира».


Тема 6. Региональный обзор мира.


6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.








6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии










6.3. География населения и хозяйства Африки





6.4. География населения и хозяйства Северной Америки








6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки









6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании





Содержание учебного материала

22

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

2

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практические занятия

10

Составление комплексной экономико-географической характеристики Германии и Великобритании.

Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.

Составление прогноза экономического развития стран Африки.

Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.

Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке


Самостоятельная работа

12

Подготовка докладов «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы», «Запад и Восток Германии сегодня», «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае», «Географический рисунок хозяйства США»,


Тема 7. Россия в современном мире

Содержание учебного материала

4

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

Практические занятия

2

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.


Самостоятельная работа

2

Индивидуальный проект «Внешняя торговля товарами России».


Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

4

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практические занятия

2

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.


Самостоятельная работа

2

Индивидуальный проект «Глобальная проблема изменения климата».


Дифференцированный зачет

Тесты

2


Всего

100



Темы индивидуальных проектов по дисциплине «География»


1. Новейшие изменения политической карты мира.

2. «Горячие точки» планеты.

3. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

4. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

5. Современные международные миграции населения.

6. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

7. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

8. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

9. Международный туризм в различных странах и регионах мира.

10. Социально-экономическая характеристика скандинавских стран.

11. Социально-экономическая характеристика стран Бенилюкса.

12. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.

13. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Азии.

14. Особенности современного экономико-географического положения России.

15. Глобальная проблема изменения климата.



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя.

стенды, карты, атласы, видео-фильмы и презентации по темам.


Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с программным обеспечением.




3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Для преподавателей


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего специального образования».


Для студентов


  1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014

  2. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014

  3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014

  4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014

  5. География Воронежской области: пособие для учителей и учащихся / С.Н. Воробьев [и др.].- Воронеж: ВГПУ, 2013.- 159 с.

  6. Контурные карты к учебнику “Экономическая и социальная география мира”.- М.: Дрофа-ДиК, 2011.- 48с.

Дополнительная литература


  1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

  2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). -11 класс. – М., 2014.

  3. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014.

  4. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014.

  5. Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. – М., 2014.

  6. Холина В.Н. География (углубленный уровень). -11 класс. – М., 2014.

  7. *

  8. География: журнал. –М.: Издательский дом «Первое сентября».

  9. География в школе: научно-методический журнал.– М.: Издательство «Школьная пресса».

  10. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. – М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

  11. География и экология в школе XXI века [Текст]: науч.-метод. журн. / учредитель “Рус. геогр. общ-во; Межрегионал. ассоц. учителей геогр. России”.- М.: Гео-Эко.- Ежемес.



Справочники, энциклопедии


  1. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Грыменко. – М., 1987.

  2. Российский энциклопедический словарь. – М., 2011.

  3. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. – М., 2011.

  4. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). – М., 2012.

  5. Энциклопедия для детей. – Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. – М., 2001.

  6. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. – М., 2004.

  7. Этнография и география религии / А.А. Лобжанидзе, С. А. Горохов, Д.В. Заяц.- М.: Издательский центр « Академия», 2010.



Интернет-ресурсы

  1. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-педии).

  2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

  3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Оценка по итогам устного опроса.

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Оценка по итогам устного опроса, выполнения практических заданий в контурных картах, работа с атласом. Выполнение тестовых заданий, практических работ.

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

В результате тестовых заданий, выполнение практических работ.


В результате работы в контурных картах и картах атласа, в результате составления тематических таблиц.







- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

В результате работы в контурных картах и картах атласа, в результате составления тематических таблиц.


уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

В результате работы в контурных картах, устного опроса.


- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

В результате работы в контурных картах и картах атласа, в результате составления тематических таблиц.


- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

В результате устного опроса.

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

В результате работы в контурных картах и картах атласа, в результате составления тематических таблиц.


- сопоставлять географические карты различной тематики;

В результате устного опроса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

В результате устного опроса и дифференцированного зачёта.


- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

В результате работы в контурных картах и картах атласа, в результате составления тематических таблиц, выполнении практических заданий.

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительногоразвития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

В результате устного опроса и дифференцированного зачёта, работы в картах атласа.


- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

В результате устного опроса, в результате дифференцированного зачёта.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!