основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 32.02.07 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.
- выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;
- методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;
- основы конструирования.
самостоятельной работы обучающегося ___ часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Теоретическая механика | | | |
Тема 1.1. Введение. Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Введение в дисциплину.Содержание теоретической механики, ее роль и значение в технике. Материя и движение. Механическое движение. Основные части теоретической механики: статика, кинематика, динамика. |
2 | Основные понятия и аксиомы статики. Материальная точка, абсолютно твердое тело. Сила, система сил, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей основных типов. Свободные и несвободные тела. | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Плоская система сходящихся сил. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. |
2 | Определение равнодействующей системы сил графическим способом. Силовой многоугольник. Условия равновесия в геометрической форме. |
3 | Сила. Проекция силы на ось. Правило знаков. Проекция силы на две взаимно-перпендикулярные оси. |
4 | Определение равнодействующей системы сил аналитическим способом. Условия равновесия в аналитической форме. |
Практические занятия | |
Определение усилий в связях. Расчёт реакций опор для плоской системы сходящихся сил. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). Выполнение расчётно-графической работы по теме. | |
Тема 1.3. Пара сил и момент силы относительно точки | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Пара сил и момент силы относительно точки. Вращающее действие пары на тело. Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар | 2 |
2 | Условие равновесия системы пар сил. Момент силы относительно точки. Обозначение момента пары, правило знаков момента, размерность. | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
|
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Плоская система произвольно расположенных сил. Приведение плоской произвольной системы сил к центру. Главный вектор и главный момент системы сил. Свойства главного вектора и главного момента. Равнодействующая плоской системы произвольно расположенных сил. Равновесие системы. Три вида уравнений равновесия. Балочные системы. Классификация нагрузок: сосредоточенная сила, сосредоточенный момент, распределенная нагрузка. |
2 | Виды опор. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор. Определение реакций опор и моментов защемления. |
Практические занятия | |
Определение опорных реакций балок. |
Контрольная работа | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – решение вариативных задач по теме. Выполнение расчетно-графической работы по теме. Работа с конспектом лекции подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | | |
Тема 1.5 Центр тяжести | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Центр тяжести тела. Центр тяжести простых геометрических фигур. Равнодействующая системы параллельных сил. Центр системы параллельных сил. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Методы определения центра тяжести. Центр тяжести сортамента прокатной стали. |
2 | Определение положения центра тяжести плоских фигур и фигур, составленных из стандартных профилей проката. |
Практические занятия | 2 |
Определение координат центра тяжести плоской фигуры. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации).Решение вариативных задач по теме. Выполнение расчетно-графической работы по теме. | |
Тема 1.6. Основные понятия кинематики. Кинематика точки | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Основные понятия кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения точки. Проекции скорости на координатные оси. Определение величины и направления скорости по заданным проекциям её на оси координат. |
2 | Ускорение точки. Кинематические графики. Ускорение при прямолинейном и криволинейном движениях. Касательное и нормальное ускорение. Виды движения в зависимости от ускорения. |
3 | Простейшие движения твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. Частные случаи вращательного движения точки. Линейные скорости и ускорения вращающегося тела. |
4 | Сложное движение твердого тела. Плоскопараллельное движение. Разложение плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное. Определение абсолютной скорости любой точки тела. Мгновенный центр скоростей, способы его определения. |
Практические занятия | |
Построение кинематических графиков и решение задач. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | | |
Тема 1.7. Основные понятия и аксиомы динамики. Метод кинетостатики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные понятия и аксиомы динамики. Метод кинетостатики Предмет динамики Свободная и несвободная материальные точки. Сила инерции при прямолинейном и криволинейном движениях. Принцип Даламбера. Понятие о неуравновешенных силах инерции и их влиянии на работу машин. Метод кинетостатики. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 1.8. Трение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие о трении. Виды трения. Трение скольжения. Трение качения. Трение покоя. Законы трения. Коэффициент трения. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 1.9. Работа и мощность. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Работа и мощность. Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Работа равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность. КПД, работа и мощность при вращательном движении. Работа сил на наклонной плоскости. |
Практические занятия | 3 |
Определение КПД, работы и мощности. Решение задач. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Раздел 2. Сопротивление материалов | | | |
Тема 2.1. Основные положения сопротивления материалов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные положения сопротивления материалов. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Напряжение полное, нормальное, касательное. Понятия о расчетах на прочность, жесткость и устойчивость. Классификация нагрузок: силы поверхностные и объемные, статические и динамические. Основные расчетные элементы конструкций: брус, оболочка, пластина, массив. Основные виды деформаций. Метод сечений. Виды нагружений. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 2.2. Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Продольные силы, их эпюры. Нормальные напряжения в поперечных сечениях, их эпюры. Продольные и поперечные деформации при растяжении, сжатии. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. | 2 |
2 | Правила построения эпюр продольных сил и нормальных напряжений, Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса. | 2 |
3 | Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. Механические характеристики. Предельные, рабочие, допускаемые напряжения. | 2 |
4 | Коэффициент запаса прочности. Условие прочности. Расчеты на прочность: проверочный, проектный, расчет допустимой нагрузки. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). Выполнение расчетно-графической работы по теме. | 2 |
Практические занятия | | 2 |
Расчёт на прочность при растяжении и сжатии. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений, определение ΔL, проверка на прочность. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации).Решение вариативных задач по теме. Выполнение расчетно-графической работы по теме. | | |
Тема 2.3. Практические расчеты на срез и смятие | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Срез. Основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условие прочности, расчетные формулы. Закон Гука при сдвиге. | 2 |
2 | Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Примеры расчетов. | 3 |
Практические занятия | |
Выполнение расчетов на срез и смятие |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Геометрические характеристики плоских сечений. Статический момент площади сечения. Осевой, полярный и центробежный моменты инерции. Связь между осевыми моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Моменты инерции простейших сечений: прямоугольника, круга, кольца. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации). | |
Тема 2.5. Кручение | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Правила построения эпюр крутящих моментов. | 2 |
2 | Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колёс на валу. |
3 | Построение эпюр крутящих моментов. Алгоритм расчетов на прочность и жесткость при кручении. | 3 |
Практические занятия | |
Выполнение расчетов на прочность и жесткость при кручении |
|
Тема 2.6. Изгиб | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Изгиб.Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. | 2 |
2 | Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. | 2 |
3 | Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. | 2,3 |
4 | Расчеты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок из пластичных и хрупких материалов. | 2 |
5 | Понятие о касательных напряжениях при изгибе. Расчеты на жесткость.Линейные и угловые перемещения при изгибе, их определение. |
Практические занятия | |
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Расчеты на прочность |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; выполнение практических работ; решение задач; наиболее важные теоретические вопросы (сообщения, доклады, рефераты, презентации).Выполнение расчетно-графических работ по теме. | |
ВСЕГО: | | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики
- макеты деталей машин.
- фолии.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.