СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Духовному краеведению Пдмосковья

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Духовному краеведению Пдмосковья»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 29»


РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 1 от 23.09.2021 Руководитель ШМО

/Джуракулова Т.В./.

СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Мозговая О.М. 24.09.2021

УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ЦО №29 Шекова С.В. Приказ № 19/1 от 24.09.2021



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Духовное краеведение Подмосковья»

ФГОС НОО/ООО/СОО





Классы: 8 «А», 8 «Б»

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы: 2022\2023гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего- 34 ч\год; 1 ч\неделю





Разработчик программы

Жук Светлана Анатольевна











2022 г


Пояснительная записка


Рабочая программа по Духовному краеведению Подмосковья составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, образовательной программы основного общего образования с учетом авторской программы по Духовному краеведению Подмосковья Шевченко Л.Л. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья».

Для реализации рабочей программы используется   учебник: Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религий(православие)). Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений Московской области. Издание 4-е.-М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. 256 с.

Итоговое оценивание в 8 классе происходит в форме недифференцированного зачета. Цель курса. Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи: - дать обучающимся знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли; - дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этнических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества; - способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Содержание учебного предмета «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами в жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет школьникам дать знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры – русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Духовное краеведение Подмосковья:


Предметными результатами освоения содержания программы по «Духовному краеведению Подмосковья» являются:

Обучающийся получит возможность научиться:

Упражнения поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

Знать части православного храма, главные христианские добродетели, имена христианских святых и т.д.

Уметь давать определение понятиям: «вера», «религия», «милосердие», «добро и зло», «грех» и др.

Рассказывать о христианской символике и ее назначении, выделять православные праздники и расставлять их в последовательности событий библейской истории.

Приводить примеры храмового зодчества в Подмосковье и родного края.

Называть ступени духовного возрастания человека в христианском понимании.

Составлять лестницу основных христианских добродетелей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммукативные УУД:

− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; − умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

− развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;

− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Личностные УУД:

− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

− развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

− осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

− развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

− формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Методы и приемы обучения в классе при работе с детьми с ОВЗ (инклюзивное образование по мере необходимости).

Рекомендации по организации обучения на уроках «Духовное краеведение Подмосковья»:

1. Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий

2. Четкое разъяснение заданий.

3. Представление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое эссе; предоставьте устное сообщение по данной теме)

4. Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.

5. Перемена видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место).

6. Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

7. Обеспечение копией конспекта других обучающихся или записями учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске.

8. Использование видео и диафильмов, диктофона и др.



Тематическое планирование по предмету

«Духовная культура Подмосковья» в 8 «А», «Б» классах

Часть I

1

1

Введение: Что изучает предмет "Духовное краеведение Подмосковья"?

2

2

Что такое религиозная культура.

3

3

О христианстве и православии.

4

4

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

5

5

Особенности православной культуры.

6

6

Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры.

7

7

Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры.

8

8

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

9

9

Язык древнерусского искусства.

10

10

Символы христианской православной культуры.

11

11

Древнее зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма.

12

12

Древнее зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма.

13

13

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

14

14

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

15

15

Письменные источники христианской православной культуры.

16

16

Церковнославянский язык.

17

17

Обобщение темы

Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл

18

18

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Сергию Радонежскому.

19

19

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Сергию Радонежскому.

20

20

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому.

21

21

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный С.Радонежский.

22

22

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.

23

23

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

24

24

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли.

25

25

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры – Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

26

26

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим патриарха Никона.

27

27

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. 

28

28

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря.

29

29

Новомученики и исповедники земли Российской.

30

30

Новомученики и исповедники земли Российской.

31

31

Иконы Божьей Матери в духовной истории.

32

32

Иконы Божьей Матери в духовной истории. 

33

33

Обобщающий урок по теме «Христианская культура на землях Подмосковья».

34

34

Итоговое повторение по теме «Особенности православной культуры».





Содержание учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»

Тема / раздел

Основные виды учебной деятельности учащихся

Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры) (17 часов)

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры) (1 час).

- формировать основные понятия предмета.

Что такое «религиозная культура»? (1 час). Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура.  Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.

- сформулировать понятие «Духовная культура»; уметь давать ее характеристику, приводить примеры феноменов духовной культуры; определять, что изучает духовное краеведение Подмосковья? - уметь давать определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. этические нормы христианства, определение добра и зла.

О христианстве и православии (1 час). О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

- формировать первоначальные представления о православной культуре и её роли в современности России.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края (1 час). Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

- познакомиться со святыми почитателями на землях Московского края; - определить маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

Особенности православной культуры (1 час). Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. Православие – традиционная культура России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данному человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

- формировать первоначальные представлений о Боге и православии

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры (2 часа). Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский.

- определить маршрут духовного краеведения: «Монастыри Подмосковья», - учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры (1 час). Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира – Боговоплощение (Рождество Христово) – Распятие (Крестная жертва) – Воскресение Христово – создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом – село Холмы. Исследование объекта православной культуры – православного храма.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;


- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Язык древнерусского искусства (1 час).


- раскрывать особенности древнерусского искусства.

Символы христианской православной культуры (1 час). Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста.

- раскрывать особенности символов христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др.

Древнее зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма (2 часа). Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни? Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

- определять особенности древнего зодчества.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона (2 часа).

- определять особенности религиозной живописи.

Письменные источники христианской православной культуры (1 час).

- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Церковнославянский язык (1 час)

- раскрыть особенности церковнославянского языка

Обобщение по теме (1 час)

- обобщить знания по изученным темам.

Часть 2.   Христианская культура на землях Подмосковья: образцы и духовный смысл – 17 часов

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Сергию Радонежскому (2 час).


- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому (1 час). Знаменитые места западного Подмосковья. Путешествие по святым местам родной земли – Саввино – Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино – Сторожевский монастырь в отечественной культуре. Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из Источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский (1 час). Серпуховской Высоцкий монастырь. Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура мрнастыря.Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, Домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья – преподобный Герман Аляскинский, святитель Вырсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

- объяснять понятия «боголюбие» и «послушание»; - узнать историю Серпуховского Высоцкого монастыря.

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли (1 час).

- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли (1 час)

- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры – Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края (1 час)

- приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона (1 час). В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Цари Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоирусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины (1 час). О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную и нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря (1 час). О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо – Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев отечества.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Новомученики и исповедники земли Российской (2 часа). Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на церковь. Святой патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры – Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события  истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл Библейского выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора – страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

- учиться дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Иконы Божией матери в истории христианской православной культуры Подмосковья (2 часа). Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры – история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон богородицы, духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

- раскрыть понятие «Образ Божий в человеке», - помочь понять обучающимся, что такое чудотворная икона, - познакомить обучающихся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Обобщающий урок по теме «Христианская культура на землях Подмосковья» (1 час).

- обобщить знания по изученным темам.

Итоговое повторение по теме «Особенности православной культуры (1 час).

- обобщить знания по изученным темам.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Духовная культура Подмосковья» в 8 «А», «Б» классах

п/п

урока в триместре 

Название темы/урока (количество часов)

Планируемые сроки

Дата проведения по факту в 8А

Дата проведения по факту в 8Б


Часть 1.


1

1

Введение: Что изучает предмет "Духовное краеведение Подмосковья"?

03.09.22

 

 


2

2

Что такое религиозная культура.

10.09.22

 

 


3

3

О христианстве и православии.

17.09.22

 

 


4

4

Крещение Руси и распространение христианства на землях московского края.

24.09.22

 

 


5

5

Особенности православной культуры

01.10.22

 

 


6

6

Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры.

15.10.22

 

 


7

7

Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры.

22.10.22

 

 


8

8

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

29.10.22

 

 


9

9

Язык древнерусского искусства.

05.10.22

 

 


10

10

Символы христианской православной культуры.

12.11.22

 

 


II триместр - 12 недель, 12 уроков


11

1

Древнее зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма.

26.11.22

 

 


12

2

Древнее зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма.

03.12.22

 

 


13

3

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

10.12.22

 

 


14

4

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

17.12.22

 

 


15

5

Письменные источники христианской православной культуры.

24.12.22

 

 


16

6

Церковнославянский язык.

30.12.23

 

 


17

7

Обобщение по теме.

14.01.23

 

 


Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл


18

8

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Сергию Радонежскому.

21.01.23

 

 


19

9

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Сергию Радонежскому.

28.01.23

 

 


20

10

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому.

04.02.23

 

 


21

11

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный С.Радонежский.

11.02.23

 

 


22

12

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.

25.02.23

 

 


III триместр - 12 недель, 12 уроков


23

1

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

03.03.23

 

 


24

2

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли.

10.03.23

 

 


25

3

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры – Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

17.03.23

 

 


26

4

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим патриарха Никона.

24.03.23

 

 


27

5

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

31.03.23

 

 


28

6

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря.

14.04.23

 

 


29

7

Новомученики и исповедники земли Российской.

21.04.23

 

 


30

8

Новомученики и исповедники земли Российской.

28.04.23

 

 


31

9

Иконы Божьей Матери в духовной истории.

05.05.23

 

 


32

10

Иконы Божьей Матери в духовной истории.

12.05.23

 

 


33

11

Обобщающий урок по теме «Христианская культура на землях Подмосковья».

19.05.23

 

 


34

12

Итоговое повторение по теме «Особенности православной культуры».

26.05.23

 

 








Лист коррекции ­­­ по предмету «Духовная культура Подмосковья» в 8 «А» классе



Уроки, требующие коррекции



Уроки, содержащие коррекцию

Утверждение курирующим зам. директора

Дата, класс

урока по КТП

Тема урока

Причина коррекции

Дата

Форма коррекции *



























































Лист коррекции ­­­ по предмету «Духовная культура Подмосковья» в 8 «Б» классе



Уроки, требующие коррекции



Уроки, содержащие коррекцию

Утверждение курирующим зам. директора

Дата, класс

урока по КТП

Тема урока

Причина коррекции

Дата

Форма коррекции *





























































16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!