СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике 10-11 кл.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике 10-11 кл.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Пономаревская средняя общеобразовательная школа»

Пономаревского района Оренбургской области.



Утверждаю

Директор МАОУ «Пономаревская СОШ» ______________Федосеева Л.А.


« ___»______________202__ г.







Рабочая программа

по экономике

для 10 – 11 класса

на 2022/2023 учебный год













Составлено учителем истории и обществознания

Бобло Наталией Витальевной












с. Пономаревка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

  • Приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  • Основной образовательной программы основного среднего образования МАОУ Пономаревская СОШ.

Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10—11 классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-экономического направления.

Изучение предмета «Экономика» в современном обществе становится более значимым, так как выпускник школы должен быть хорошо адаптирован к новым экономическим реалиям.

Особая роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика. Он осознанно включается в экономические отношения, становится полноправным участником хозяйственной деятельности сначала на микроуровне, внутри семьи. Следующий этап — изучение макроэкономики — позволит ему понять процессы, происходящие в экономике страны и мира в целом.

Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п.

Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.

Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей:

1) сформировать систему знаний об экономической жизни общества;

2) сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к чужой собственности;

3) сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

4) сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

5) развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию;

6) научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей: потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика;

7) сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.






































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью среднего общего образования. Экономика непосредственно связана с такими учебными предметами, как математика, информатика, обществознание, право, география, история.

Учебный курс позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного человека и гражданина.

Данная программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом.

Приобретённая сумма экономических знаний важна для учащегося не только с точки зрения получения информации. Она даёт основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рационального потребителя.

Экономика как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Сквозь призму знаний по экономике можно показать личностные нравственные ориентиры, воспитывать стремление к труду как источнику доходов. Понимание гражданской ответственности формируется при изучении темы «Налоги», «Роль государства в экономике». Молодой человек осознаёт, что, уплачивая налоги, он создаёт материальную основу для предоставления государством общественных благ, т. е. учитывает не только свою личную выгоду, но и интересы других людей. Ученик знакомится с основами деловой этики, понимает, что нарушение этических норм ведения бизнеса наносит ущерб эффективности рынка в целом, и наоборот, деловая репутация честного бизнесмена может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии.

Понятие альтернативной стоимости позволяет глубже оценивать возможности при использовании ограниченных ресурсов, а закон убывающей отдачи факторов производства рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому.

Рабочая программа по экономике для 10-11 класса общеобразовательной школы составлена на основе ФГОС СОО, авторской программы «Экономика» Т. Л. Дихтяр. — М. : Дрофа, 2017. —56 с.

Учебный курс «Экономика» (10 и 11 классы) призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических знаний и способов действий.

Заканчивая школу, и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.

Учебный курс «Экономика» рассчитан на 2 года обучения и предназначен для углубленного уровня обучения (68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе ).





































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»

Личностные результаты:

1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;

2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;

3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;

7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.



Метапредметные результаты:

1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;

2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;

3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;

4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;

5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;

6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;

7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;

10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.



Предметные результаты (углублённый уровень):

1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки;

2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;

3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;

5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;

6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.















ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИКА 10-11 КЛ.

Выпускник на углубленном уровне научится:

Основные концепции экономики

- Определять границы применимости методов экономической теории;

- анализировать проблему альтернативной стоимости;

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

- иллюстрировать примерами факторы производства;

- характеризовать типы экономических систем;

- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика

- Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

- строить личный финансовый план;

- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

- анализировать собственное потребительское поведение;

- определять роль кредита в современной экономике;

- применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

- приводить примеры товаров Гиффена;

- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

- объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

- различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- сравнивать виды ценных бумаг;

- анализировать страховые услуги;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- приводить примеры эффективной рекламы;

- разрабатывать бизнес-план;

- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

- называть цели антимонопольной политики государства;

- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.

Макроэкономика

- Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

- указывать основные последствия макроэкономических проблем;

- объяснять макроэкономическое равновесие в модели "AD-AS";

- приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

- различать сферы применения различных форм денег;

- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

- приводить примеры, как банки делают деньги;

- приводить примеры различных видов инфляции;

- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

- применять способы анализа индекса потребительских цен;

- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

- различать виды безработицы;

- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.

Международная экономика

- Объяснять назначение международной торговли;

- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

- различать экспорт и импорт;

- анализировать курсы мировых валют;

- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

- различать виды международных расчетов;

- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

- объяснять особенности современной экономики России.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

- Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Микроэкономика

- Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика

- Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

- владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

- анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

- анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

- отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Международная экономика

- Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.





























Содержание программы 10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Углубленный уровень.

Тема 1. Экономика — наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.


Экономика как наука. Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Факторные доходы. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления».

Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.

Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.

Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.


Тема 2. Экономическая система государства


Экономическая система. Типы экономических систем. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики.

Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.

Россия как страна с переходной экономической системой.


Тема 3. Спрос

Понятие о рынке. Функционирование рынка. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.

Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав потребителя.

Тема 4. Предложение


Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.

Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.


Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость


Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.

Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения. Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.


Тема 6. Конкуренция. Типы рынков


Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Совершенная конкуренция Чистая монополия. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация . Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония.

Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Политика защиты и антимонопольное законодательство.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.


Тема 7. Доходы, расходы.


Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

Расходы. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.

Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.

Страхование как система экономических отношений. Страховые услуги. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.



Тема 8. Банки и банковская система


Банки. Формирование банковской системы. Монетарная политика Банка России.

История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные.

Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия.

Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.


Тема 9. Деньги и финансы

Деньги. Денежные агрегаты. Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.

Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег». Основы денежной политики


Тема 10. Фондовая биржа


Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Ценные бумаги: акции, облигации. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевой рынок ценных бумаг.


Тема 11. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы


Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.

Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица. Государственная политика в области занятости.

Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.


Тема 12. Фирма — главное звено рыночной экономики

Фирмы и их задачи. Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Франчайзинг. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.

Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.

Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК).

Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).

Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров.

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Необратимые издержки. Средние и предельные переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность. Система показателей экономической эффективности производства. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Пути повышения доходности бизнеса

Содержание учебного курса

11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Углубленный уровень.

Тема 1. Менеджмент и маркетинг.

Общее понятие о менеджменте. Основные принципы менеджмента. Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль). Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э. Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса. Международный характер менеджмента.

Современные тенденции менеджмента. Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы. Менеджмент в России.

Основные элементы маркетинга. Маркетинг как рыночная концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга. Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог. Бизнес-план.

Банкротство фирмы. Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение. Несостоятельность предприятия. Принудительное банкротство. Добровольная ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.


Тема 2. Государственные финансы


Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация долга.

Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов. Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы нейтральности, справедливости и эффективности.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный дифференцированный характер налогообложения; частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране; определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных правил построения налоговых систем.



Тема 3. Государство и экономика


Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике.

Приватизация, национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская). Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные проекты.


Тема 4. Основные макроэкономические показатели


Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП.

Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный фонд (МВФ). Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов.

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двух-секторная модель экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.


Тема 5. Экономический рост


Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Основные пути повышения производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды.

Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста. Мультипликатор и акселератор.

Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).


Тема 6. Цикличность развития экономики


Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века.

Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис. Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала; перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала. Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса: государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их устремленность к максимизации прибылей.

Мировой финансово-экономический кризис 2008— 2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Необходимость участия государства в экономике.


Тема 7. Международная торговля.


Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости. Государственная политика в области международной торговли. Международные финансы. Международные расчеты. Платежный баланс.

Мировая валютная система. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс. Обменный курс валюты. Валютный рынок.

Валютный курс. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты.

Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Международные экономические организации. Структура внешней торговли РФ.


Тема 8. Российская федерация в системе мирового хозяйства


Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.


Тема 9. Экономические проблемы глобализации


Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели потребления, социализация, коллективизм и солидарность.




УМК учебного курса «Экономика. 10-11 класс»


Хасбулатов Р. И. Экономика: 10-11 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2020.

Дихтяр Т. Л. Экономика: 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2017.

Экономика. Рабочая программа : 10—11 классы : учебно-методическое пособие / Т. Л. Дихтяр. — М. : Дрофа, 2017. —56 с.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:


http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.



ТЕМЫ ПРОЕКТОВ


  1. Разрабатываем рекламную кампанию для нового товара.

  2. Совершенствуем систему управления в своей школе.

  3. Реформируем налоговую систему страны.

  4. Наша область (город) на внешнеэкономическом рынке: что покупаем, что продаем?

  5. Оцениваем место своего региона в системе народного хозяйства России.

  6. Выбираем профессию с учетом специфики рынка труда (страны, региона, города).

  7. Берем кредит в банке.

  8. Составляем бюджет школы.

  9. Планируем семейный бюджет.

10.Открываем свой бизнес.

Учебно-тематический план курса «Экономика» 10 класс

Углубленный уровень (68 часов)

Тема раздела

Кол-во часов


Контрольные

работы

зачеты

тестирования

1

Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики

4


2

Экономическая система государства

6


3

Спрос

4


4

Предложение

4


5

Практикум по темам: Спрос и предложение


1

6

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

4


7

Конкуренция. Типы рынков

6


8

Практикум по темам «Цена и стоимость. Альтернативная стоимость», «Конкуренция. Типы рынков»


1

9

Доходы и расходы

7


10

Банки и банковская система

7

1

11

Деньги и финансы

6


12

Фондовая биржа

4


13

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

4


14

Фирма - главное звено рыночной экономики

8


15

Итоговое тестирование


1


Итого

68
























Учебно-тематическое планирование предмета «Экономика» 11 класс

Углубленный уровень (68 часов)



Тема раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Тестирование



1

Менеджмент и маркетинг

10


2

Государственные финансы

9


3

Государство и экономика

7


4

Основные макроэкономические показатели

10

1

5

Экономический рост

6


6

Цикличность развития экономики

6


7

Международная торговля

7


8

Российская Федерация в системе мирового хозяйства

5


9

Экономические проблемы глобализации

5


10

Итоговое тестирование


1

12

Итоговое повторение

2



Итого

68


























Календарно-тематическое планирование курса «Экономика» 10А класс

Углубленный уровень (68 часов)

Учитель: Бобло Н.В.


Содержание

Дата


план

факт


гл.1 Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики (4ч.)



Экономика как наука. Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага.

01.09.


Экономика как наука. Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага.

05.09.


Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

08.09.


Факторы производства, производительность труда

12.09.



гл.2 Экономическая система государства(6ч.)




Типы экономических систем. Традиционная, рыночная, централизованная

15.09.


Типы экономических систем. Традиционная, рыночная, централизованная

19.09.


Типы экономических систем. Смешанная экономика

22.09.


Типы экономических систем. Смешанная экономика

26.09.


Повторительно-обобщающий урок «Экономика как наука и система хозяйствования»

03.10.


Практикум «Экономика как наука и система хозяйствования»

06.10.



гл.3 Спрос(4ч.)




Понятие о рынке. Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Спрос и его содержание.

10.10.


Понятие о рынке. Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Спрос и его содержание.

13.10.


Величина спроса. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса.

17.10.



Величина спроса. Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор.


20.10.



гл.4 Предложение(4ч.)



Объём предложения. Предложение, величина предложения. Факторы предложения.

20.10.





.

Объём предложения. Закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение

24.10.


Рыночное равновесие. Равновесная цена. Эластичность предложения


27.10.



Рыночное равновесие. Равновесная цена. Эластичность предложения

07.11.


Практикум по темам: Спрос и предложение

10.11.




гл.5 Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (4ч.)



Цена товара. Функции цен.


14.11.



Цена товара. Функции цен.

17.11.


Ценовой механизм. Стоимость товара


21.11.


.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

24.11.





гл.6 Конкуренция. Типы рынков(6ч.)




Понятие конкуренции, ее сущность.



28.11.



Понятие конкуренции, ее сущность.


01.12.



Рыночные структуры. Модели рынка. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация.

05.12.



Рыночные структуры. Модели рынка. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония.

08.12.


Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.



12.12.



Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика. Политика защиты и антимонопольное законодательство.

15.12.


.

Практикум по темам: «Цена и стоимость. Альтернативная стоимость», «Конкуренция. Типы рынков»

19.12.



гл.7 Доходы и расходы(7ч.)



Доходы. Сбережения. Семейный бюджет. Источники семейных доходов.

22.12.


Доходы. Сбережения.. Реальные и номинальные доходы семьи.

26.12.


Расходы. Закон Энгеля. Основные виды расходов семьи.

29.12.



Расходы. Закон Энгеля. Основные виды расходов семьи

09.01.

.

Страхование и страховые услуги.

12.01.


Страхование и страховые услуги.

16.01.


Повторительно-обобщающий урок «Доходы и расходы»

19.01.



гл.8 Банки и банковская система(7ч.)




Банки. Формирование банковской системы. Монетарная политика Банка России.

23.01.


Банки. Формирование банковской системы. Монетарная политика Банка России.

26.01.


Кредиты и депозиты. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

30.01.


Кредиты и депозиты. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

02.02.


Кредиты и депозиты. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.

06.02.


Повторительно-обобщающий урок «Банки и банковская система»

09.02.


Контрольная работа «Банки и банковская система»

13.02.



гл.9 Деньги и финансы (6ч.)




Деньги. Происхождение и функции денег

16.02.


Денежное обращение. Денежные агрегаты. Основы денежной политики

20.02.


Денежное обращение. Денежные агрегаты. Основы денежной политики

27.02.

.

49.

50.

Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции и последствия инфляции.

02.03.

06.03.


51.

Повторительно-обобщающий урок «Деньги и финансы»

09.03.



гл.10 Фондовая биржа (4ч.)




52

Фондовые биржи, их деятельность.

13.03.


53.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги и рынок ценных бумаг


16.03.


54.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги и рынок ценных бумаг

20.03.


55.

Повторительно-обобщающий урок «Деятельность фондовой биржи»


23.03.



гл.11 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

(4ч.)



56.

Рынок труда

06.04.


57.

Безработица. Профсоюзы. Государственная политика в области занятости

10.04.


58.

Повторительно-обобщающий урок «Рынок труда. Безработица. Профсоюзы»

13.04.


59.

Практикум «Рынок труда. Безработица. Профсоюзы»

17.04.



Гл.12 Фирма - главное звено рыночной экономики

(8ч.)



60.

61

62.

Фирмы и их задачи.

Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Франчайзинг

20.04.

24.04.

27.04.


63.

64.

Виды издержек. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

04.05.

08.05.


65.

Виды издержек. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления.

11.05.


66.

Повторительно-обобщающий урок «Фирма - главное звено рыночной экономики»

15.05.


67.

Практикум «Фирма - главное звено рыночной экономики»


18.05.


68.

Итоговое тестирование

22.05



«Рассмотрено на заседании ШМО»

« » 2022 г.

Руководитель ШМО _____ Дрокина Е.П

«Согласовано»

« » 2022 г.

Директор школы _________Федосеева Л.А.











Календарно-тематическое планирование курса «Экономика» 11 а класс

Углубленный уровень (68 часов)

Учитель: Бобло Н.В.


Содержание

Кол-во часов

Дата


план

Факт


1.Менеджмент и маркетинг(10ч.)


1-2

Общее понятие о менеджменте.

Исторические этапы развития менеджмента.

2

01.09

07.09


3

Современные тенденции менеджмента.

1

08.09


4

Менеджмент в России. Основные принципы менеджмента

1

14.09


5-6

Маркетинг. Основные элементы, реклама, бизнес - план

2

15.09

21.09


7-8

Банкротство фирм

2

22.09

28.09


9-10

Практикум «Менеджмент и маркетинг»

2

29.09.

05.10.



2.Государственные финансы(9ч.)



11

Государственные финансы.

1

06.10


12

Министерство финансов.

1

12.10


13

Государственный бюджет

1

13.10


14

Налоги -главный источник государственного бюджета

1

19.10


15

Виды налогов

1

20.10


16

Историческая эволюция налогообложения.

1

26.10


17

Механизм налогообложения

1


27.10


18-19

Государственные финансы - практикум

2

09.11

10.11



3.Государство и экономика(7ч.)



20

Причины государственной экспансии в экономику.

1

16.11


21

Экономические функции государства.

1

17.11


22

Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях.

1

23.11


23

Формы участия государства в экономике.

1

24.11


24

Участие государства в экономике в современных условиях

1

30.11.


25

Практикум «Государство и экономика»

2

01.12

07.12



4.Основные макроэкономические показатели(10ч.)



26-27

Основные макроэкономические показатели.

2

08.12

14.12


28-29

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Номинальный и реальный ВВП,

2

15.12

21.12


30-31

Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов.

2

22.12

28.12.


32-33

Практикум «Макроэкономические показатели»

2

29.12.

11.01


34-35

Повторительно-обобщающий урок «Макроэкономические показатели»

2

12.01

18.01



5.Экономический рост (6ч.)


36

Экономический рост. Экстенсивный и Интенсивный рост.

1

19.01


37

Факторы экономического роста

1

25.01


38

Современная трактовка экономического роста.

1

26.01.


39

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

1

1.02


40

Мультипликатор и акселератор

1

2.02


41

Практикум «Экономический рост»

1

8.02



6.Цикличность развития экономики (6ч.)



42-43

Экономические циклы. Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы.

2

9.02

15.02



44-45

Фазы экономического цикла. Кризисы.

2

16.02.

22.02


46

Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2010 гг.

1

1.03




47

Практикум «Цикличность развития экономики»

1

2.03



7.Международная торговля. Валютные курсы. (7ч.)



48-49

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Платежный баланс. Международные финансы. Международные расчеты.

2

9.03

15.03


50

Валютные курсы. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Мировая валютная система


1

16.03


51

Свободная торговля

1

22.03


52

Протекционизм

1

23.03.


53

Всемирная торговая организация ВТО. Международные экономические организации.

1

5.04


54

Практикум «Международная торговля Валютные курсы».

1

6.04



8.Российская Федерация в системе мирового хозяйства(5ч.)




55-56

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.

2

12.04

13.04


57-58

Основные макроэкономические показатели России

2

19.04

20.04


59

Практикум «Российская Федерация в системе мирового хозяйства»

1

26.04



9. Экономические проблемы глобализации(5ч.)




60-61

Глобальные экономические проблемы современности.

2

27.04.

3.05


62

Индекс развития человеческого потенциала.


1

4.05


63-64

Поиск путей решения глобальных проблем


2

10.05


11.05


65

Практикум «Глобальные проблемы экономики»


1

17.05


66

Итоговое тестирование

1

18.05


67-68

Итоговое повторение

2

24.05

25.05



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!